Источник

109. В неделю 22-ю по Пятидесятнице

Думаю, что притча, прочитанная ныне во святом Евангелии, всем известна. Она просто пересказана Господом так, что и малые дети ее понимают. Кто не знает притчи о богаче и Лазаре? Был, говорится в Евангелии, богач, который имел большой дом и весело жил, он предавался роскоши, одеваясь роскошно и богато; был также и нищий – часто голодающий и больной. Быть может Лазарь и просил милостыню, и взывал о помощи, но богачу не до бедняка, – кого солнце благополучия греет, тот не разумеет, что беднякам холодно. Смотря на прислугу богача, которая суетилась, бегала с блюдами в руках, Лазарю крепко хотелось хоть бы крупицами поживиться от стола богатого; но, ему и этого не давали. Наконец – умирает Лазарь, умирает и богач; ибо участь в смерти одинакова всем.

Разумеется – одного нищие же похоронили, а другого, т. е. богача, похоронили богатые богато: но этим повершилось все – и жизнь и дела богача. Что же случилось по ту сторону гроба? Там пошла совсем другая история: Лазаря ангелы отнесли на лоно Авраамово, а богач – нашелся во дне адовом во пламени. Случись же так, по Божьему попущению, что богач издали, увидел Авраама и Лазаря с ним. И стал звать тогда богач Авраама, чтоб он послал Лазаря с тем, чтоб хоть одну каплю воды брызнул на его язык, потому что он весь горит в пламени: яко стражду в пламени сем120, – в пламени адском. И в этой жизни бывали примеры горения в пламени. Так мучеников сожигали на кострах, в медных раскаленных быках, в одежде облитой смолой и зажженной; но богач горел в адском пламени, который никогда не тухнет, который жжет, страшно печет, но не пережигает. В этом-то пламени горел богач; он весь горел, но не перегорал. Просил он Авраама о капле воды, – но ему и в этом отказано; просил послать Лазаря в мир к братьям, также роскошно жившим, как и он жил, – но и в этом ему было отказано. О! если бы кто из мертвых воскрес, то они непременно поверили бы, продолжал богач. „Не поверят“, говорит Авраам; ибо если они писанию Моисея и пророкам не верят, то и никакому воскресшему мертвецу не станут верить (Лк.16:30–31).

Христиане! в руках наших – не только писания пророков и апостолов имеются, не только много знаем примеров воскресения из мертвых – например: Лазаря четверодневного, юношу Наинской вдовицы, дочь Иаира, и многое множество воскресших во время страдания Иисуса Христа; сам Сын Божий уверяет нас, что участь нищих по ту сторону гроба отрадна, а богачей – ужасна, но спросите: кто из богачей верит писанию, верит пророкам и апостолам, верит самому Богу? Много ли вы их видите в церкви? Не они ли работают по праздникам? Не они ли презирают посты? Подумайте и о том, что Евангельский богач не имел этих грехов, потому что в вину ему поставлено только то, что он одевался роскошно и пировал, веселился по вся дни светло121. „Это ты только вспомни, говорит ему Авраам, что ты весело жил на свете: помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем122, значит, этот богач за одну роскошную жизнь пошел в ад: он был богач ветхозаветный – иудейский, а не христианский; от него не требовалось такой чистоты и святости жизни, какие требуются от христианина богача. Правда, что он бедняков знать не знал; а в наше время разве богачи знают бедняков? Толпы нищих, около церквей толкающихся, показывают, что богачи их не знают, что они не признают их за братьев Христовых; что они не веруют и не видят в лице их самого Иисуса Христа; что они не думают ни о смерти, ни об аде. Но неужели настоящая роскошная жизнь стоит того, чтобы ее менять на вечные блага? Верно стоит, если они ее так высоко ценят. Впрочем, не долго они веселятся, пируют и деньги собирают; – до смерти только; а смерть – смерть не далеко. Мы не удивляемся слепоте богатых, которые, если говорят: „а! Бог милостив, простит нам все грехи“; то сим они упорствуют против Духа Святого, – ибо жить греховно, и надеяться только на бесконечное милосердие Божие, не думая о правосудии Божием – это есть тяжкий грех, называемый хула на Духа Святого; который не прощается ни в сей ни в будущей жизни; – меня удивляют полубогачи и полубедняки, которые ни теплы, ни холодны, как сказано в откровении; – удивляют меня смертными грехами своими – пьянством, развратом, осуждением, сквернословием, буйством и всеми грехами. Грехов и грешных людей, нераскаянных – богат ли человек, беден ли, – одна, говорю, участь – участь Евангельского богача; – умрешь, не отставши от грехов, не покаявшись, – умрешь в огонь адский пойдешь; – имеяй уши слышати да слышит123.

Господи! пощади нас и помилуй. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle