Источник

Слово во вторую неделю св. Великого поста58

Не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне (Сир.5:8).

Из древней Священной книги беру сии слова и предлагаю вашему вниманию, потому что они весьма близко идут ко времени и делу.

Для всякого времени есть своё дело, и для всякого дела есть своё время. Всем время, говорит премудрый, и время всяцей вещи под небесем (Еккл.3:1). Время плакати и время смеятися; время рыдати и время ликовати (Еккл.3:4).

Какое теперь у нас время? Время плакати о грехах. И какое дело предназначено этому времени? Дело покаяния, соединённое с исповеданием грехов пред отцем духовным и, по разрешении им от грехов, с приобщением св. Христовых Тайн. Время печальное, дело покаянное! Одни уже исполнили дело покаяния с благоговением веры, другие готовятся исполнить с усердием, а третьи думают отложить дело до другого свободного времени. Не в праве ли Пастырь Церкви напомнить каждому из отлагающих о спасительной необходимости исполнения долга христианского во дни поста и преподать благоразумный совет одного из древних мудрецов: Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне? (Сир.5:8)

Примем совет во внимание и извлечём из него побуждения к делу спасения.

Совет мудрого указывает, хотя не прямо, но довольно понятно, на скоротечность времени. Подлинно, время летит быстро, так – что минута, в которую говорю, уже прошла; но летит неприметно. Если бы не видали мы перемен в материальном мире, то не могли бы иметь понятия о продолжении и величине времени. Много ли предназначено нам особенного времени в году для упражнения преимущественно в делах веры и благочестия? Менее, нежели восьмая часть года, хотя вся жизнь христианина должна провождаема быть в духе покаяния. Две седмицы поста уже прошли; не увидим, как пройдут остальные пять. Если время бежит быстро и невозвратно: то благоразумно ли пренебрегать временем, которому принадлежит дело нашего покаяния? Не опасно ли откладывать дело, которое предназначено времени плакати (Еккл.3:4)? Отлагать дело покаяния до другого свободного времени значило бы, отказывать Богу в том, что теперь имеем, что теперь сделать можем, и должны воздать Ему, – значило бы приносить Богу, чего нет у нас, и обещать то, чего, может быть, никогда не достигнем. В таком случае, не походили ли бы мы на того должника, который, имея возможность возвратить сего дня долг своему заимодавцу, по пристрастию к богатству, откладывает и обещает отдать чрез две недели, чрез неделю, и так далее. Премудро сказал премудрый: не хвалися о утрии: не веси бо, что породит находяй день (Прит.27:1). Как бы так сказал: ты отлагаешь благое дело до завтрашнего дня; но знаешь ли, что завтрашний день будет для тебя удобен? Может быть, он несёт тебе какую тяжкую скорбь, болезнь, бедствие. Не хвалися о утрии.

Совет мудрого приводит на мысль нечаянность смерти. Так, во времени нашей жизни, нам известна только одна сторона его: это неизвестность продолжительности жизни. Отлагать дело покаяния день ото дня, значит быть уверену в продолжении жизни; но прилично ли, свойственно ли иметь такую дерзкую уверенность, когда нам принадлежит одна только настоящая минута? Раскройте Евангелие и читайте: здесь вы увидите, как Господь, в разных местах Евангелия, угрожает прервать нить дней наших в ту минуту, когда менее всего думаем о том. Здесь увидите, как Божественный Спаситель представляется то во образе жениха, приходящего в полуночи, то под видом Господина, вдруг потребовавшего отчета у своего управителя и не давшего ему времени привести свои дела в порядок. Обратите взор на позорище мира и посмотрите, что происходит вокруг нас. Прошёл ли хотя один год, который не представил нам многих примеров неожиданной, внезапной и непредвиденной смерти? Не видите ли, не слышите ли и в настоящее время, как смерть похищает нечаянно и мужей в цветущем возрасте, и людей, уже преклонных летами и близких к могиле? Из всего этого заключайте: можно ли и должно ли отлагать дело спасения до времени, которое вовсе не состоит в нашей власти?

Совет мудрого заключает в себе и ту мысль, что полезнее исполнить дело покаяния в своё время, нежели отложить. Действительно, разум и опыт уверяют, что чем скорее сделаешь дело, которое требует от тебя начальство, тем легче становится на душе; а чем долее медлишь, тем тяжелее. Простая наука – не давать болезни усиливаться, если открылись её признаки; не давать злому корню разрастаться, если показался из земли; не давать огню распространяться, если обнаружился пожар. Эта же самая наука употребляется в лечении болезней нравственных: в отсечении злых ветвей от корня греха, в потушении огня страстей. Но что за философия у тех, которые, чтобы истребить в сердце корень страсти, ожидают, пока она глубже пустит в нём свои корни, и чтоб сбросить с себя бремя грехов, медлят, пока более и более увеличится их тяжесть? Это просто заблуждение ума и расслабление сердца. Ум и сердце не чувствуют зловонного ила грехов, пока совершенно в нём ни погрузятся.

Обратимся к неудобствам и препятствиям к исполнению христианского долга в течение поста. Умалчиваю об обстоятельствах бедности и нищеты, которые иногда не дозволяют исполнить покаяния по обряду Церкви; не воспоминаю о болезнях, с которыми не могут совместиться подвиги поста и молитвы; не говорю о путешествиях и отправлениях по службе в разные места. Говорю о делах, на обременение коих наиболее жалуются в свете. Обозревая общественные должности, я не вижу ни одной, которая бы, так сказать, поглощала всё время нашей жизни. Какая из государственных должностей самая обширная, многосложная, трудная, тяжёлая, беспокойная; не служение ли царское? Но Благочестивейший царь, со всем Августейшим семейством своим, всегда исполнял и исполняет христианский долг во дни поста. У кого наиболее всех дел, трудов, подвигов, забот, огорчений, скорбей, как не у царя? Но он никогда не переставал быть верным исполнителем требований Церкви. После сего, чем представляется жалоба на недостаток времени, как не ябедою на должность, как не клеветою на дела? Если не находят удобного времени для упражнения себя в христианском благочестии, как же находят время для забав? Как же занимаются игрою по нескольку часов ежедневно? Тут есть время; а для занятия делом спасения нет его: какое явное противоречие! Неужели вечерние часы дня, хотя во время поста нельзя было бы употребить на чтение религиозно-нравственных книг в кругу семейства, на собеседование о предметах веры, богослужения, христианского благочестия в небольшом кругу общества, на размышление и изучение спасительных истин в уединении? Тогда большую пользу можно было бы выиграть в умственном и нравственном отношении. Я не опровергаю некоторой пользы приятных, но невинных развлечений после трудов и занятий, когда это отдохновение от дел употребляется вовремя. Я отвергаю ложное мнение насчёт недостатка времени к исполнению христианского долга во дни поста. Всем время и время всяцей вещи под небесем (Еккл.3:1). Есть время для говения и покаяния, но ложное просвещение находит его для себя ненужным. Есть время, но препятствует навык и привычка к рассеянности; есть время, но недостаёт усердия и ревности. Вот где препятствия – в заблуждении ума и расслаблении сердца, а не в делах и должностях!

В заключение размышлений, я ничего более соответственного времени и делу не могу сказать, как повторить благоразумный совет опытного мудреца, и повторить убедительно: Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне (Сир.5:8). Аминь.

* * *

58

Произнесено февраля 16, 1847 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 1: Слова на святую Четыредесятницу и на дни недельные. - 1857. - II, LX, 339, [2] с., 1 л. фронт. (портр.).

Комментарии для сайта Cackle