священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в неделю Мясопустную

Приидет сын человеческий в славе Своей, и вcu святии Ангели с Huм (Mф. 25:31).

Нынешний день св. Церковь напоминает нам о страшном суде Христовом. Приидет Сын человеческий в славе Своей, слышали мы в нынешнем Евангелии, и вси святии Ангели с Ним. Да, други мои, придет время, когда Господь всех мертвых и живых людей позовет на свой суд. Богатые и бедные, знатные и незнатные, цари и простые люди предстанут пред Богом, и получат воздаяние по своим делам. И тогда-то пред собором св. Ангелов и пред всею вселенною откроются все наши дела, слова и помыслы, и ничто не утаится от Бога.

Что же мы приготовили для всемирного Божия суда? Какие дела понесем на этот страшный суд? Конечно, люди праведные принесут и праведные дела, благодатью Господнею сияющие. Одни принесут дела милосердия, любовь к Богу и ближним, другие – пост и молитвы, терпение и кротость; иные – смирение, покаяние и покорность воле Господней. Св. Ефрем Сирин говорит: «праведницы принесут плод добр и красен. Святии принесут плод добр и благоцветущ. Мученицы принесут муки и раны, похвалу и терпение. Монаси принесут подвиги, воздержание, бдение и молитвы» (Цвет. из сада Ефрема Сирина. 1877 г. Лист 59). И эти дела будут сиять пред Богом как чистое золото, как свет небесный. Посмотрит Господь на добрые дела верных рабов Своих и скажет им радостное слово: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Матф. 25:34). И тогда праведники просветятся как солнце во царствии Отца их (Матф. 13:43).

Но какие дела принесут на страшный Божий суд нераскаянные грешники? Какие дела принесут нераскаянные воры, грабители и обманщики, пьяницы и развратники, клеветники и ябедники, завистники и ненавистники? Какие дела принесут ругатели и сквернословы, люди немилостивые и небогобоязненные? Тот же св. Ефрем Сирин говорит: «грешницы нечестивии и сквернии принесут тамо плод студный и гнилый, исполнь смрада, плача и рыдания, и червей неусыпающих, во огни неугасимом. Страшно, братие, всем тамо судище» (Цвет. из сад. Ефрем. Сир. 1877 г. Лист. 59). Да, други мои, страшного Божия суда боятся даже и люди святые. Преподобный Агафон в продолжение трех дней до своей смерти лежал и, не смыкая глаз, смотрел вверх. Сидящие вокруг его братия спросили у него: «Что ты так смотришь, отче Агафоне?» – «Стою пред судищем Христовых,» отвечал Агафон, – «Неужели и ты боишься суда?» спросили старцы. – «Сколько мог, я старался соблюдать заповеди Господни,“ отвечал им преподобный: «но я человек, и как могу знать, угодны ли Богу дела мои?» «Как? Ты не надеешься на добрые дела свои, которые ты делал из угождения Богу?» возразили ему братия. «Не надеюсь,» отвечал святой Агафон «доколе не увижу самого Господа: ибо иной есть суд Божий, и иной суд человеческий.» – Сказавши это, он представился. (Пример. благоч.). И так, если и святых людей устрашает Божий суд, то с каким страхом предстанут пред Судиею строгим и правосудным нечестивые и нераскаянные грешники? И что делать им тогда со своими беззакониями? Взывать ли к св. Ангелам и просить у них заступления? Но нераскаянный грешник недостоин их заступления. Приносить ли покаяние и просить помилования у праведного Судии? Но за гробом нет покаяния, на всемирном суде нет помилования нераскаянному грешнику. То время не покаяния, а воздаяния. Что же делать, но что решаться? Бежать ли от правосудного Бога и Его страшного суда? Скрываться ли в горах и в отчаянии взывать к ним: падите на нас, сокройте нас от лица седящаго на престоле и от гнева Агнца (Апокал. 6:10). Но кто может убежать и скрыться от всеведущего и всемогущего Судии? Все будут стоять в страхе и трепете пред Богом и никто никуда не уйдет от Него. Посмотрит Господь на нераскаянных грешников и на их беззаконные дела, и скажет им Свое грозное слово: идите от Meня проклятые, в огнъ вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Матф. 25:41). И пойдут они в муку вечную (ст. 46), во тьму непросветимую. Сохрани и помилуй, Господи, всякого человека от этой тьмы и этих мучений! И не дай Господи, если между нами найдутся такие люди, которых не устрашает ни строгий Божий суд, ни тьма кромешная! Если только найдутся таковые, то что может устрашить их и обратить к покаянию? Таким нераскаянным грешникам св. Василий Великий говорит: «как тебя буду увещать? Что скажу? Царствия не желаешь, геенны не боишься: откуда изобрящется исцеление души твоей, когда бо ужасная не устрашают, приятная не увеселяют: то видно мы с каменным сердцем беседуем» (Из книг. поучен. разн. св. отец 1803 г. Лист. 254).

Братие христиане! Еще не пришел день страшного суда Христова. Еще Господь принимает молитвы и покаяние всякого грешника и отпущает грехи кающимся. И сам Он говорит всем нам: покайтеся, приближися бо царство небесное (Матф. 4:17). Вот скоро настанет для нас св. пост. Время молитвы и покаяния. Убоимся Божия суда и воспользуемся временем св. поста. Чтобы дать нам добрый ответ на страшном Божием суде, обратимся к Богу с молитвою и покаянием, перестанем грешить, и да приимем от Иисуса Христа отпущение наших грехов. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle