священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в неделю Сыропустную

Нынешний день св. Церковь в своих песнопениях изображает грехопадение праотца нашего Адама чрез вкушение от запрещенного Богом плода, его изгнание из рая и умилительное раскаяние по изгнании. Для чего же св. Церковь воспоминает ныне такую трогательную историю?

Для нас наступает св. Великий пост, когда св. Церковь особенно призывает нас к покаянию во грехах и заповедует нам святое воздержание. И вот, воспоминая ныне грехопадение праотца нашего Адама, при самом начале поста вразумляет нас, сколь пагубно невоздержание и нарушение заповедей Божиих, и сколь спасительно для нас воздержание и пост; вместе с этим, воспоминая о первобытном блаженстве человека, старается возбудить в нас смиренное раскаяние во грехах и желание возвратить потерянное блаженство, и наконец, в самом согрешившем Адаме указывает нам умилительный пример покаяния, и тем старается укрепить нас в наступающих для нас духовных подвигах. И так, посмотрим сначала на то, сколь пагубно для человека невоздержание и непослушание воле Божией.

Мы не можем описать того высокого блаженства человека, когда он, невинный и безгрешный, жил в прекрасном, Богонасажденном раю. В его душе светлый ум обладал высокою мудростью и стремился к одному Богу; светлая совесть доставляла ему полное спокойствие и радости; чистое сердце горело святою любовью к Богу и в Боге находило свое высокое блаженство. Но вот человек вкусил от запрещенного Богом древа, – и душа его изменилась. Светлый ум до того затмился, что нарушитель воли Божией вздумал скрываться от всевидящего Бога между райскими деревами; совесть возмутилась, и грешник лишился блаженного спокойствия; сердце обнищало и почувствовало стыд и страх. Прекрасно было и тело человеческое: оно обладало силами крепкими и полным здоровьем. Но нарушена заповедь Божия, и все тело повредилось: человек почувствовал немощи, познал изнурительные труды и болезни, и наконец должен был умереть и возвратиться в землю, от которой взят был. Все в великом Божием мире, – небо и земля, воздух и вода, также радовали человека, все звери и птицы повиновались ему, как царю своему. А что всего дороже, – человек жил с Богом, и Бог любил его, как сына. Но нарушена заповедь Божия и настали для человека всякие беды и горести. Все окружающее стало угрожать человеку, твари сделались дикими и непокорными своему царю. Преступник воли Божией изгнан был из рая, и вместо радостей и блаженства увидел слезы и печали, скорби и досады, и наконец, должен был вечно мучиться во аде. Такой-то горькой участи подвергся и весь род человеческий, происшедший от Адама согрешившего. Вот горькие последствия, происшедшие для человека от его невоздержания и непослушания воле Божией.

Но посмотрим теперь на самих себя, не более ли мы виновны пред Богом, когда Сам Иисус Христос для нашего освящения преподал нам Свое животворящее учение, св. таинства, и Своими крестными страданиями, Своею Кровью и смертью, приобрел нам небесный рай. Сохраняем ли мы святое воздержание, требуемое от нас Богом? Соблюдаем ли святые заповеди Господни? Достойны ли мы блаженства небесного? Сознаемся, что грехами своими и невоздержанием мы заражаем свою душу и тело и самую землю, удаляем себя от Бога и рая небесного. И сколько бед и горя происходит для человека от его невоздержной и порочной жизни? Невоздержная и порочная жизнь навлекает Божие наказание на целые общества и города. Сколько было людей на земле во времена праведного Ноя? Но они развратились и забыли Бога, и были истреблены всемирным потопом. Погрязли в беззакониях жители городов Содома и Гоморры, – и были истреблены спадшим с неба огнем. Сколько часто и теперь правосудный Бог наказывает людей за их невоздержную и беззаконную жизнь! Откуда это разного рода беды и скорби, град и засуха, пожары и неурожаи, болезни и недуги, страх и мучения совести, подобно волнам обуревающие нас? Сколько часто многие из нас погибают в самых цветущих летах? И что, главным образом, причиною всех этих бед, как не наша невоздержанная, беззаконная жизнь? И верно сказал св. апостол: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков (Римл. 1:18). Но те бедствия, которые ожидают нераскаянных грешников в жизни будущей, несравненно лютее всяких земных бедствий. Иисус Христос в Своем Евангелии говорит, что там неключимого раба ожидает тьма кромешная и непросветимая (Матф. 25:30).

Зная все это, братие, и видя все глубокое падение, не должны ли мы заниматься исправлением грешного своего сердца и достигать рая небесного? Но как это нужно делать нам? Нужно соблюдать христианское воздержание, поститься, молиться и каяться во грехах. А в чем состоит истинное воздержание и пост, сему научает нас св. Церковь. Она говорит всем нам: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне“. Пост телесный состоит в том, когда человек, во имя Господне, соблюдает воздержание в пище и питии, удаляется всяких грешных увеселений и наслаждений, а духовный – когда человек старается удалять от себя всякие худые помыслы, желания и дела, жить по заповедям Божиим и ум и сердце свое обращает к Богу. Сего поста требует от нас и Сам Господь (Иоил. 2, 12, 13). Таковой пост сохраняет наши силы и здоровье, просвещает ум и сердце, исправляет волю, приближает нас к Богу и привлекает к нам Божию благодать. И какие дивные чудеса совершает св. пост? Пророк Моисей после сорокадневного поста восходит на гору, беседует с Богом и получает от Него закон. Пророк Илия после такого же поста удостаивается видеть на горе Хориве славу Божию и живой возносится на небо. Постом и молитвою жители древнего города Ниневии избавились от угрожавшего им гнева Божия за грехи. Мария Египетская была великая грешница; но постом и молитвою, подвигами покаяния, столько прославилась пред Богом, что святостью жизни уподоблялась ангелам.

Но, братие мои! Мы слабы и немощны и собственными нашими силами, конечно, не можем побеждать влечения греховной нашей природы и достигать своего блаженства. Кто же освятит потемненное грехами наше сердце? Кто подаст нам силу и крепость жить целомудренно и свято идти по Господнему пути к небесному раю? Тот же Всемогущий Творец, Который и создал нас. Только Его Божественная сила может возобновить грешные наши души для славы и блаженства вечного. Всеблагий Бог, не хотящий смерти грешника, даровал нам отрадную надежду и средства к сему возобновлению. А эта надежда есть Господь наш Иисус Христос, эти спасительные средства – Его крестные страдания и смерть, Его бесценная Кровь, пролитая на кресте за наше спасение. Будем твердо веровать в сию бесценную Кровь Христову; она очищает грехи всего мира и для всех отворила врата в небесный рай. Сия Кровь, по вере нашей, и пост наш соделывает для нас спасительным, наши молитвы и покаяние и все добрые дела наши приятными Богу. Но кто-нибудь скажет: «грехи мои тяжки и велики; простит ли меня Господь?» Ради всех крестных страданий и смерти все простит, и Он благовествует всем нам: приходящаго ко Мне не изгоню вон (Иоан. 6:37). Иной, быть может, и так скажет: «я закоснелый грешник, и всю жизнь свою служил диаволу и для меня уготован вечный ад“. Не отчаивайся и немедли прийти ко Христу, и Он не изгонит тебя вон, избавит тебя от лютого зла. Всякий день и час приходи к Нему с твердою верою, с молитвою и покаянием во грехах, особливо же во дни св. Великого поста, когда, говорю, св. Церковь всего более призывает нас к покаянию и воздержанию – и Господь не только простит твои грехи, но преподаст тебе Свое животворящее Тело и Кровь для жизни вечной. Он приходил призвать к покаянию не праведников, а грешников (Лук. 5:32), и доселе всех нас призывает к Себе с неизреченною кротостью и любовью. Приидите ко Мне, говорит Он, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11:28). Нужно, говорю, только сознать свое недостоинство пред Богом, обратиться к Нему с искренним и смиренным раскаянием во грехах, к добродетельной жизни, – животворящая сила Божия совершится в наших немощах, благодать Божия обновит наши души. Потому-то, говорю, и Церковь Христова при начале поста и покаяния нашего, чтобы укрепить нас в надежде на Спасителя мира, в согрешившем праотце нашем Адаме указывает нам удивительный пример покаяния. Всю свою жизнь оплакивая потерянную красоту рая и свое глубокое падение, изливая искреннее раскаяние пред своим Создателем, согрешивший праотец наш твердо веровал в обещанного Спасителя мира, и сия вера спасла его: Господь принял веру и покаяние Адама и ему первому даровал неизреченный рай на небесах; Кровь Спасителя, излитая на кресте за весь мир, его первого оживила от греха и обновила его. – И мы, братие, взирая на умилительное раскаяние согрешившего праотца нашего, и воодушевляясь надеждою на пролитую Кровь Сына Божия, будем всякий день и час, особливо же в настоящие дни св. Великого поста, обращаться к Богу с молитвою и покаянием во грехах и, при помощи благодати Господней, стараться соблюдать святое воздержание, жить по заповедям Божиим, и Господь удостоит нас небесного рая и радостей вечных. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle