Источник

Адиафоры

Адиафоры (ἀδιάφορα) – действия, намерения, мысли и пр., которые будто бы безразличны в нравственном отношении. В данном случае, следовательно, имеем дело с областью, где поведение человека, не предусматриваемое нравственным законом, не подлежит и нравственной оценке, каково бы оно ни было. Однако подобный взгляд на человеческие поступки несостоятелен. Области, о которой выше упомянуто, в действительности не существует. При теснейшей связи между нашей природой и нравственным законом, составляющим неотъемлемую ее принадлежность и достояние, безусловно невозможно представить себе какое-либо наше действие, которое стояло бы вне ведения со стороны нравственного закона. Этот последний не игнорирует ни одного обнаружения нашего я, как бы ничтожно, по-видимому, ни было такое проявление. Кроме того, вся наша жизнь представляет собою неразрывную единицу, части которой соединены между собою так же, как члены в любом живом организме. Отсюда ни один человеческий поступок не может быть поставлен вне всякой связи с остальною жизнедеятельностью человека, так или иначе, но непременно отражаясь в ней. Обособление какого-либо, даже и ничтожного, поступка повлекло бы за собою перерыв в той бесконечной цепи человеческих поступков, из суммы которых слагается вся жизнедеятельность человека. Такого перерыва не может быть; следовательно, не может быть и так называемых адиафор, – там именно, прибавим, где участвуют элементы: сознательность и свобода. Может быть речь не об адиафорах, а о сравнительной лишь ценности поступков – и только. И Слово Божие повелевает все делать во славу Божию, едим ли, пьем ли, или иное что делаем (1Кор.10:31) (см. Кол.3:17). А то, что делается не во славу Божию, клонится, по учению Св. Писания, к славе диавола. Действий же, занимающих промежуточное положение между клонящимися к славе Божией и диавольской, Слово Божие не знает. Все, что не по вере, грех (Римл.14:23), – середины нет. Ты ни холоден, ни горяч, – говорится в Апокалипсисе по отношению к Ангелу лаодикийской церкви, – но тепл, поэтому тебя ожидает извержение из уст Божиих (Откр.3:14–16).

Подробности, а также историю вопроса (у стоиков, циников, – христианских Отцов и Учителей Церкви, средневековых писателей и дальнейших до Шлейермахера включительно) см. в нашей статье «Нравственно-безразличное...» («Христ. Чит.» 1897 г., январь). Затем некоторые рассуждения будут продолжены ниже: в статье о «дозволенном».

А. Бронзов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle