Источник

Похвальное слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минятия Кефалонитского

Кто Сия проницающая аки утро ? (Песн. 6:9).

Ныне девственное торжество: девы, торжествуйте! Богоматерняя слава – матери, прославьте! Богоотеческое веселие – родители, веселитесь! Всемирная радость – все в мире да радуется! Вы, небесного священноначалия огнезрачные чины, вы, сладкогласные соловьи рая, воспойте сегодня неумолчными песнями рождество Девы!

Радуйся ныне и ты, святейшая двоица, Богоотцы Иоаким и Анна. Не всегда одинаков вид неба: то оно покрывает свое ясное чело темными тучами, то опять показывается золотистое и светлое. Велика по истине была ваша печаль, велик и глубок ваш стыд пред людьми. Но, ведь, очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. 33:16). Ваша молитва услышана: вот какой радости и чести вы сегодня удостоились! Радости, – ибо у вас родилась Дщерь, Которая имеет соделаться обиталищем Божества и, как солнце, чистым престолом Царя славы; чести, – ибо вы удостоились войти в сродство с Самим Богом. И тогда как раньше вас поносили, как бесплодных и бездетных, теперь все почитают и уважают вас, как родителей Богоматери и всечистой девственной Дщери. А Ты, новорожденная Дщерь, богомудрая Мария, Которая должна родить Божественное Слово безначального Отца, породи ныне слово в устах моих, чтобы я мог по достоинству восхвалить Тебя. Как некогда Серафим взял щипцами уголь с жертвенника и, прикоснувшись к устам Исаии, очистил нечистый язык его – и послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим (Ис. 6:6). – Так и Ты, клеще таинственная, носящая таинственный уголь Спасителя мира, Который есть Ипостасная Премудрость Отца, прикоснувшись нечистым и скверным моим устам, умудри их, чтобы они могли сегодня из различных похвал сплести венец, достойный пречистой главы Твоей. Ты, с преблаженной краткостью в одном единственном слове включившая все красоты витийства, чудесным Своим всемогуществом дай силу моему голосу и голос моему неразвитому языку, чтобы я мог беспрепятственно славить честное и святое Твое рождество. Недалекий по образованию и слабый по природе, я при всем том осмеливаюсь прославлять Тебя, надеясь на теплое Твое заступление.

Многочисленны и многообразны имена, которыми почтенное собрание церковных проповедников старается восхвалить приснодевственную Владычицу, желая изъяснить Ея великую славу. Один провозглашает Ее Солнцем, потому что, увенчанная лучами Божественной благодати, Она сияет ярче всех светил небесных. Другой называет Ее луной, потому что вследствие великого и чудесного Своего сияния Она, как Царица, принимает поклонение от всего лика таинственных эвезд. Называют Ее источником, ибо Она напаяет Церковь потоком небесных дарований. Именуют кипарисом, ибо в силу естественного Своего благоухания Она далека от всякого тления. Именуют крином, потому что Она не потеряла Своей чистой красоты, хотя и возросла посреди терний всеобщих горестей. Называют небом, ибо воссияла Солнце правды; именуют садом заключенным, куда сатанинский змий не дерзнул пролить смертоносного яда; – раем, потому что процвела древо жизни; – высокой горою святости, которую никогда не покрывал поток грехов. Но ни одно из этих названий не приличествусте Деве так, как то, каким называет Ее Дух Святой в Песни Песней: утро, заря; кто Сия, проницающая, аки утро? И действительно, как много сходства между Девою и зарей! Заря рождает лучезарное солнце, и при рождении его меркнут звезды, сладко поют птицы, тьма убегает, бледная луна от стыда скрывается и начинается яркий день. Всечистая Мариам рождает таинственное Солнце, просвещающее всякого человека, грядущего в мир, и при рождении Его престает многобожие ложных идолов, уста святых праотцев не престают богословски воспевать бесконечное славословие, совершенно исчезают прикровенные образы ветхого закона, и нестройный лик неверных со стыдом укрывается под покровом молчания, и, таким образом, темная нощь неведения превращается в светлый день ведения, день воссоздания и спасения. Кто Сия, проницающая, аки утро? О, святая, светоносная заря! Ты – огнезрачный предтеча Солнца славы, прохладное веяние пред Божественным светом, сладчайший вестник счастливейшего дня! Кто Сия, проницающая, аки утро?

Но я сильно удивляюсь и недоумеваю, как Святой Дух, ведущий все – прошедшее, настоящее и будущее, испытующий сердца и утробы, Дух, пред светом Которого все, самые сокровенные тайны становятся явными, как Он теперь вопрошает, как бы не зная, Кто Сия, проницающая аки утро? Кто – эта, восходящая, как заря? Он не узнает Той, Которую из всех женщин избрал Себе в невесту? – Той, о Которой в Песни Песней говорит: се еси добра, ближняя Моя, се еси добра (Песн. 4:1)? Я объясню вам это. Священное Писание повествует, что царь Саул, этот одушевленный ад мести, из сильной любви к Давиду однажды облачил его в царские одежды, увенчал его золотою повязкой и возложил на него порфиру. Давид вышел из дворца, облеченный, как царь, и люди, видя и не узнавая его, стали удивляться и спрашивать друг друга: кто это – такой? Кто – этот украшенный порфирой человек? – Вы сейчас поймете. Царь царей и Господь, Предвечный Отец возлюбил приснодевственную Владычицу, восхотел оказать Ей величайшую честь облачить Ее в Свои собственные ризы. Каково же (это) одеяние Бога? – говорит это Давид: одеяйся светом, яко ризою (Пс. 103:2); и Матфей: просветися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет (Мф. 17:2), Значит, дева, как Царица, украшается светом, так что является одушевленным небом. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных (Пс. 44:10). Об этом свидетельствует также Иоанн, этот высокопарящий орел богословия: и знамение велие явися на небеси: Жена облечена в солнце, и луна под ногама Ея, и на главе Ея венец от звезд двоюнадесяте (Откр. 12:1). Лучезарная Царица исходит, так светло облеченная, и Дух Святой, видя Ее, чудесную и прекрасную, как бы удивляется и вопрошает: кто Сия, проницающая? Кто это восходит облеченная всеми дарами, украшенная всей красотою, сияющая всем благолепием мира? Кто эта в своих помыслах непоколебимая, как земля, – в девстве чистая, как вода, – в сердце тихая, как воздух, – в непорочной плоти легкая, как огонь? Кто Сия, проницающая? Кто – это, имеющая благоговение ангелов, величие Архангелов, честь Начал, богопреданность Престолов, как Власть повелевающая, как Гооподства господствующая, обладающая могуществом Сил, ведением Херувимов, любовью Серафимов, почтенная всеми дарованиями Святой Троицы? Наконец, кто Сия, сочетания многообразных добродетелей, чудесное объединение всех благодатных даров? Кто Сия, проницающая, аки утро?

О величие Девы, поражающее всяк яэык; лабиринты, в которых теряется всякий ум; глубина, в которой тонет человеческое помышление! Если даже Дух Святой, видя величие Твое, Дева, как бы удивляется и поражается, что же могу сделать я, неученый и недаровитый? «Витии многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице». Мы видим, что самые красноречивые риторы смыкают уста свои и пребывают, как рыбы, безгласными, когда надлежит восхвалять Тебя. Что же будеть делать мой смиренный яэык? Матеродевственная Дщерь! Ты знаешь хорошо, как я сказал, что вследствие слабости моей природы я недолго упражнял его в таких речах. А это малое слово, которое ныне составил в Твою похвалу, служит знаком покорного благоговения к Тебе. Но если чудесной силой, всегда врачующею немощная, Ты просветишь мой погруженный во тьму ум каким-нибудь лучем научения, тогда по истине, прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну Тебе (Пс. 136:6). Египтяне имели древний обычай, при восходе солнца кланяться ему в молчании, не будучи в силах восхвалить его в словах. Так и я поступлю сегодня, когда Ты рождаешься, избранная, как солнце, и так как ярким светом Своих дарований Ты ослепляешь мои умственный очи, то я в молчании прохожу мимо чудесных Твоих добродетелей; знаю, что Твою душу ничто не смущает так, как звуки похвальных песней в Твою честь. Припадая к Твоим святым стопам, молю Тебя только о непобедимом предстательстве... Пресвятая Дева! Виждь, как отвергнут страх пред Сыном Твоим, разрушена простота, поругана скромность, утрачено благочестие, расстроен мир; люди лишены рассудка, рассудок – (просвещения от) Бога. Приведшая в мир Свет мира, Богородице Mapие, даруй свет христианам, да всегда прославляется имя Твое святое со Отцем и Сыном и Святым Духом во веки веков. Аминь210.

* * *

210

Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского, Изд. Св Троицк. Серг. Лавры. 1902 г., стран. 401–406.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle