И
Вопр. Как свят. Тихон беседует о божественном происхождении и важности иерархии, или власти священноначальственной?
Отв. Всякий христианин для своих подчиненных должен быть как бы пастырем: хозяин – домашним своим, господин – рабам и крестьянам, настоятель – монастырской братии своей, начальник – подначальным своим пастырь есть. Ибо все, по должности христианской, обязуются подчиненных своих на пути спасения наставлять и себя во образ благочестивого жития подавать и имеют ответ дать за них в день суда Христова. Однако же, по общему христианскому гласу, епископы наипаче и пресвитеры нарицаются пастырями, и Божие слово им титул сей приписует и поручает в руки их стадо Христовых словесных овец, кровию Христовою искупленных...
Без звания и избрания правильного никто не должен в пастырское служение вступать, как говорит Апостол: никтоже сам о себе приемлет честь (иерархическую и иерейскую), но званный от Бога, якоже и Аарон: тако и Христос не Себе прослави быти Первосвященника, но глаголивыий к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Евр. 5:4, 5). И св. Предтеча поучает: не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе (Ин. 3:27). Как пророки и апостолы безпосредственно гласом Божиим избраны и позваны в великое дело их служения: так хотящим вступить в дело их надобно ожидать звания и избрания Церкви и первоседателей церковных, которым поручено правление церковное; а без того не должно никому в великое то дело мешаться. Премудрый Сирах увещевает: высших себе не ищи (Сир. 3:21). Следственно, худо делают те, кои без такового избрания вступают в то (священноначалие и священство, как это есть в раскольнических толках), худо и те, которые чрез мзду или ходатайство вельмож и князей домогаются сего. Не знают таковые, чего ищут... Сим они показывают, что или почитают себя способными к толь великому и трудному делу, т. е. стадо Христово пасти и хранить от диавольских ловлений (это есть высокоумие), или пастись паче, нежели пасти, хотят. Надобно им опасаться, что бы не приличествовало им сие Христово слово: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник (Ин. 10:1).
Вопр. С какими качествами люди должны быть избираемы в иерархическое и пастырское звание?
Отв. Подобает избирать 1) разумных и учительных, да возмогут наставлять на путь спасения, вразумлять и утешать подчиненных себе; 2) добродетельных, да, чему учат людей, то сами на себе делом показывают: такое учение их, добродетельным житием подтвержденное, сильно, действительно и полезно будет людям. Сих качеств от пастыря требует Апостол Павел (1Тим. 3:2–4; Тит. 1:7–9); подобает Епископу быти без порока, якоже Божию строителю, не себе угождающу, не дерзу, не напрасливу, негневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну; но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, держащемуся вернаго словеси по учению, да силен будет и утешати в здравом учении и противящияся обличати.
Вопр. Какая должность пастырей7?
Отв. 1) Внимать они должны чтению священных Писаний, могущих их умудрить во спасение верою, яже о Христе Иисусе (2Тим. 3:15; 1Тим. 4:13, 16). Апостолы и Пророки безпосредственно просвещаемы были Духом Святым (2Пет. 1:21). Пастырям, в должность их вступающим, надобно их писанию держаться, поучаться в нем день и ночь и из него почерпать учение... и молиться Христу Богу, дабы отверз им ум разумети писания. 2) Тот есть пастырь добрый, который учит, и чему учит, делом на себе показывает (пастырям пастыреначальник Христос глаголет: Мф. 5:16 и 1Тим. 4:12). Пастырю надобно иметь совесть пред Богом чистую и незазрительную, и пред людьми добрых дел пример... Пастыри учащие, но не творящие, прилично уподобляются столпам, на дороге поставленным, которые путь указуют во град, но сами с места не двигаются; уподобляются колоколам, которые людей в церковь созывают, но сами не входят... 3) Пастыри не должны ласкательствовать, что наипаче бывает пред вельможами, князьями, славными и богатыми; но истину и правду везде свидетельствовать... и аще нужда будет, за истину все претерпеть, что бы ни вымыслил им мир, ненавидящий истины (Мф. 10:28, 32, 33)... 4) Пастыри долг имеют разумно в своем учении поступать, смотреть и рассуждать, где Евангельское утешительное, где законное устрашительное учение предлагать. Худо и бесполезно, паче же вредно там предлагать утешительное слово, где требуется страх, и там греметь, где утешение нужно... Ради бесстрашных страх Божий нужен, да, от сна греховного пробудившись, покаются; ради сокрушенных и печальных пластырь утешения Евангельского потребен, да в вере утвердятся и живое в сердцах своих восприимут утешение... Пример сего видим в писаниях пророческих, Апостольских и их последователей святых отец... 5) Пастырям, поскольку без помощи Божией ничего успеть не могут, должно усердно Богу молиться, как о себе, чтобы помог им в многотрудном их деле, так и о людях, им порученных, дабы просветил душевные их очи к познанию истины и управил сердца их к творению воли Своея, и сохранил их от козней диавольских. Творили сие Апостолы святые, как читаем в посланиях их; творили пастыри, приемники их и учители церковные. Тоже и нынешним священноначальникам творить должно. 6) Хотя и все христиане всякому гонению подвержены, но наипаче пастыри подлежат сему. Поскольку они царство диавольское проповедию слова Божия разрушают, прелестей его тьму открывают, души человеческие от рук его восхищают: то диавол на них наипаче ярится и восстает, и всякое гонение восставляет чрез злых людей, яко свое истое оружие. Посему добрым пастырям надобно к терпению приуготовляться, и всегда, как кораблю на море – бури, бедствия ожидать и нашедшее терпеливым сердцем нести... Да будет им во образ сам пастыреначальник Иисус Христос и святые Апостолы!..
В Апокалипсисе читаем, что Христос всякому ангелу – епископу седьми церквей глаголет: вем твои дела (Откр. 3:15). Что сие значит? Не иное что, как то, что всякого пастыря назирает Христос, и дела его, и замыслы и начинания примечает, и в книге Своей записует... Паки читаем, что Христос, когда, по восстании от мертвых, вопрошал Петра трикратно: любиши ли Мя?.. и Петр ответствовал: ей, Господи: Ты веси, яко люблю Тя, – сказал ему: паси овцы Моя. Из сего видно, что пастыри, когда хотят любовь свою показать ко Христу, должны показать оную делом пасти овцы Его с любовию к Нему и к ним.
Вопр. Как святитель Тихон беседует об Иисусе Христе, о Божественном и человеческом естестве Его?
Отв. О, блаженны очи, видевшия Христа Иисуса! Его желали видеть цари, пророки, праведники: николиже бо тако явися во Израили (Мф. 9:33). Ибо сей – Иисус Христос – есть Бог Авраамов, Исааков и Иаковль. Сей есть, Который явился в купине горящей и несгораемой, и глаголал с Моисеем. Сей есть, Который разделил Чермное море и сквозе его провел Израиля. Сей есть, Который глаголал с Моисеем на горе Синайской и закон Свой дал ему... Сей есть, Который ввел люди Своя в землю обетованную, медом и млеком кипящую. Сей есть, Который послал в мир пророки. Он сам пришел к нам, пришел во образе, подобном нам. Бог во плоти явися... (1Тим. 3:16). Сколько в создании почтен от Бога человек, столько падший в возстановлении своем превознесен. Сам Бог пришел взыскать и спасти его. В создании образом Своим почтил человека, а падшаго и погибшаго Сам пришел спасти. От рода человеческаго восприял и соединил Себе одушевленную плоть, и бысть человек; и нам уподобился и стал Господь наш братом нашим, якоже Сам глаголет: возвещу имя Твое братии Моей, Услышите сия вси язы́цы и поклонимся Ему, пришедшему к нам Богу (Евр. 2:12; Пс. 48:2).
Видим, продолжает святитель Тихон, во св. Евангелии, что младенчествующий Сын Божий иском был на убиение и со святою Материю Своею уклонялся злодейских рук, бежал во Египет и тамо несколько времени от них сокрывался... Видим также, что Иисус, Сын Божий, плотию, которую, ради нашего спасения, восприял от пречистыя Девы Марии, возрастал, как и прочие человеки, и, в совершенный возраст пришедши, крестился во струях Иорданских, освящая воды Своим прикосновением, и установляя спасительное таинство нашего Крещения, таинственную нашего пакибытия баню.
Вопр. Что сие показывает?
Отв. То, что Иисус Христос, Спаситель наш, есть истинный человек, и хотя божественною Своею силою не только мог сохранить Себя, не уклоняясь, но и убийц поразить праведным судом Своим? но не хотел того, яко пришедый в мир спасти, а не погубить души человеческие, и чтобы подать нам пример не давать места гневу, и ненавидящим и обидящим нас уступать.
Об Иисусе Христе видим во св. Евангелии, что Он, по крещении Своем, возведен был Духом в пустыню и искушаем был сатаною.
Вопр. Что из сего следует?
Отв. 1) То, что Искупитель наш есть Бог и человек; 2) что всякому, кто родится водою и Духом, следует искушение от диавола. Ибо, ежели Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух: оставит ли христиан?.. Тяжка – брань с людьми, далеко тяжчае – с духами злыми (Еф. 6:12).
Вопр. Что еще указывает нам об Иисусе Христе свят. Тихон?
Отв. Видим, говорит он, во св. Евангелии, что Господь наш Иисус Христос, по искушении от злого духа, исшел на проповедь св. Евангелия, которое от Отца Своего с небес принес, и собравши дванадесять учеников... научал всех познавать небесного Отца Своего, и Ему верою и правдою угождать... и Себя самого всем во образ подавал. Не виделось в Иисусе Христе ничего, как только – глубочайшее смирение, горячайшая любовь к человечеству и к небесному Отцу, неисповедимая кротость и милосердие... Сей – Бог наш, и явился на земли, и с человеки поживе... видена быша шествия Твоя, Боже... виден был еси ядый и пияй, яко человек, даяй пищу всякой плоти, – виден был еси приступен грешникам, неприступный Херувимам и Серафимам. Видели Тебя очи человеческие, на Которого не смеют чины Ангельстии взирати. Слышен был глас Твой, яко глас Сына Божия, глас, яко Единороднаго от Отца и воплотившагося Бога нашего. Видены были божественные и прекрасные добродетели Твои, которые нам, бедным грешникам, в подражание оставил... Возлюбим их, возлюбим Его смирение, любовь, кротость и весь пресладкий Его нрав.
Вопр. На что еще святитель Тихон особое свое и наше внимание обращает в истории Иисуса Христа?
Отв. Видим, говорит он, во св. Евангелии, что Господь наш Иисус Христос трудился и утруждался, нашего ради спасения, и дело спасения нашего совершая, пеший от града во град и в различные места ходил... Всемогущий и всесильный трудился и утруждался! Седяй на престоле славы Своея пеший по земли ходил! Отсюда да научимся – не в праздности, но в добрых трудах жить, – не в пышности и гордости мира сего, но в смирении содержать себя.
Об Иисусе Христе, яко Богочеловеке, ведаем, что Он, живя на земли, не имел где главу подклонити, как Сам свидетельствует (Мф. 8:20)... Тот, Которого земля и исполнение ее, не имел где главу подклонить. Он все мог иметь, но и дома Своего не имел. Так Он смирился, так обнищал нас ради, богатый в милости. Да поучимся из Его примера – не искать в мире сем богатства и богатых домов, но довольными быть тем, что имеем и что Бог от милости Своей подал нам...
Вопр. Что еще умилительного и поучительного указывает свят. Тихон в истории Иисуса Христа?
Отв. Видим во св. Евангелии, говорит Воронежский святитель в своем Задонском уединении, что все бедные, которые ко Христу приступали с прошением и верою, получали от него желаемое. Приступали прокаженные, и очищались; приступали слепые, и прозирали; приступали хромые, и исправлялись. Он и расслабленных исцелял, и бесноватых от мучительства бесовского избавлял, и прочая преславная и вышеестественная чудеса творил.
Вопр. Что из сего последует? И что это нам внушает?
Отв. 1) Что он тот Мессия и Избавитель мира, Который от Бога обещан и от всех пророков проповедан... Николиже бо тако явися во Израили (Мф. 9:33). Прежде являлся Бог во Израили различно: тут явился Бог во образе и в естестве человеческом. Прежде чудодействовал Бог чрез пророков и избранных рабов Своих, и глаголал чрез пророков: тут Сам Собою чудодействует и в Своем лице глаголет. 2) Да приступим и мы с верою к небесному врачу Иисусу... Слепы мы: ум слепотствует в знании Бога и воли Его; да взываем с слепцами: помилуй нас, сыне Давидов! (Мф. 9:27). Глухи мы: грех нас оглушил, и не слышим пресладких вещаний Господа; да взываем с глухими: Иисусе Сыне Божий, разверзи слух душ наших... Души наши зле беснуются: велик и лют бес – есть грех. Лют бес – гордость, злоба, гнев, похотливость и проч. да взываем убо с женою Хананейскою: помилуй нас Господи; не дщерь, но душа и плоть люте беснуются.
Вопр. Иисус Христос, как видим во св. Евангелии, в домы входил по приглашению, и вкушал предлагаемое: что при сем должно помыслить?
Отв. О, блаженны те домы, которые Царь Небесный посещал, и, даяй пищу всякой плоти (Пс. 135:25), пищу в них вкушал! Обратимся и мы к Нему, отверзем домы сердец наших и со смирением попросим Его, да и нас, смиренных и грешных, посетит. Он и Сам готов и рад прийти к нам, если увидит свободное и готовое для себя место в душах наших. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок. 3:20).
Вопр. На что еще указывает особо святитель Тихон в истории Иисуса Христа?
Отв. Христос Господь наш, живя на земли, много поношения и хуления неповинно претерпел от Своих людей, со всякою кротостию... Грехи наши виновны сему; за грехи наши, которыми мы Богу нашему досадили, милостивый Иисус, избавитель наш, всякую хулу претерпел... Притом ослепленный мир правды и истины не любит. Христос Господь, вечная истина, и творил и глаголал единую правду; посему ненавидим и хулим был. Больные глаза света не любят; – свидетели сему пророки, апостолы, все верные святители – древние и новые.
Иисуса Христа те самые, которых Он пришел спасти, и которые ожидали Его, которым Он оказал великие благодеяния, – те самые не приняли, – и не только не приняли, но злобились на Него и искали убить Его... Вот как зависть и злоба ослепляют! Знали книжники и фарисеи из пророчеств, что надобно тогда прийти Христу, когда оскудеет князь от Иуды (Быт. 49:10). Оскудел князь от Иуды и пришел Иисус Христос, но не уразумели. Знали, что надобно Ему родиться в Вифлееме Иудейстем (Мих. 5:2): тамо родился Иисус, но не уразумели. Знали, что Мессия Христос родится чудесно, от Девы неискусобрачной, от Невесты неневестной: се Дева во чреве зачнет, предрек Исаия, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Так и родился Иисус Христос. Так Сын Божий воплотился от Духа Свята и от Девы Марии, и вочеловечился. Знали, что Мессия, ими ожидаемый, преславная знамения и чудеса сотворит неслыханная. Иисус Христос сотворил чудеса и знамения преславная. Посему народы, видя их, восклицали: николиже явися тако во Израили (Мф. 9:33). Но завистию и злобою ослепясь, не приняли Его. О, лютое зло – эта зависть и злоба!
Вопр. Что говорит святитель Тихон о спасительном страдании Господа Иисуса Христа?
Отв. Посмотрим, говорит он, как и что за нас пострадал Господь: проданный и преданный от предателя своего Иуды, Он был связан, связанный был веден к беззаконному собору, был от учеников оставлен: вси, оставльше Его, бежаша! (Мф. 26:56). Был от беззаконного судии судим, был посмеян и поруган, был заушаем и в ланиту ударяем, был осужден на смерть. Тот, у Которого в руце смерть и живот всякого, был веден к Пилату игемону, и пред ним оклеветан, яко развратник; Тот, Который учил истине и проповедовал царствие Божие и путь к нему, был от Пилата веден к Ироду, и пред ним также оклеветаем, и от него посмеян и поруган, и паки возвращен к Пилату; и так по стогнам Иерусалима, туда и сюда водим был с посмеянием Господь славы, и испрошенный на смерть, был от воинов венчан тернием, оплеван и тростию по главе биен, воистину Царь небесный и Господь славы; был веден на распятие и нес крест, всего мира грехом отягченный, Агнец Божий; и изведен был вне града на распятие и смерть крестную Сын Божий. Приведенный на место лобное, и вида и доброты не имеющий, краснейший добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3), Он наг пригвожден ко кресту, и ископаша руце и нозе Его беззаконнщы... (Пс. 21:17). Наконец, все Свои страдания окончил смертию, смертию же крестною. Слава тебе Христе Боже! от Твоего страдания нам проистекло утешение, Твоя смерть – наш живот, Твои язвы нас исцелили, Твои узы нас разрешили.
Вопр. Как св. Тихон говорит о соединении во Христе двух естеств?
Отв. (Част. 12, л. 125). Веруем мы, что во Христе два естества, Божество и человечество, во едином лице соединены, но не слияны. И потому Христос Господь наш есть совершенный Бог и совершенный человек, пострадавый за нас. Но пострадал и умер по естеству человеческому, а не по Божеству. Ибо Божество безстрастно, не может терпеть, иметь болезни и умереть. Ибо оно всегда непременно в своем всесовершенном блаженстве. Страдал Христос Бог наш Своею душею и Своим телом; а Божество Его безстрастно пребывало в страдании Его. Берегись убо, христианине, приписывать болезни и страдания Христову Божеству. Читай и слушай со вниманием стихи Церковные, чтомые в среду, пяток и в воскресные дни, и сам увидишь сие: Христос Господь наш, поскольку Бог, и тогда, когда по земле ходил в человеческом смиренном образе, и когда страдал за нас – и тогда, говорю, на престоле славы Своея со Отцем и Святым Духом покланяемый и прославляемый был.
Присовокупим из катихизиса святого Димитрия Ростовского о сем догмате несколько вопросов и ответов.
Вопр. Колико естеств исповедуеши во Христе Сыне Божием, вочеловечившемся нас ради?
Отв. Два естества исповедую – едино Божества и едино человечества: Божественное естество – самое Божество; а человеческое естество – тело и душа.
Вопр. Колико существ исповедуеши во Христе?
Отв. Два существа исповедую, едино – единосущно Отцу, по Божеству, и второе – единосущно Матери, по человечеству.
Вопр. Колико воль, т. е. хотений, исповедуеши во Христе?
Отв. Две воли исповедую – Божества и человечества. Воля Божественная есть, еже очищати прокаженныя, якоже показати хотя Христос волю Божественную и действо Божественное, рече прокаженному: хощу, очистися (Мф. 8:3). Воля человеча есть – еже просити, да испиет, якоже на кресте.
Вопр. Колико действ во Христе?
Отв. Два действа исповедую – Божественное и человеческое. Действо Божественное есть – еже спастися всем человекам и на уведение истины придти. Действо человеческое – еже путешествовати и утрудитися, и прочая таковая.
Вопр. Колико Ипостасей исповедуеши во Христе?
Отв. Едину Ипостась (т. е. лице) исповедую Бога Слова, яко Той един Сын Божий и Сын Девы.
Вопр. А человеческую ипостась имеет ли Христос?
Отв. Не имеет, понеже не два Сына, и не два Христа; но Един Христос Сын Божий и Сын Девы.
Вопр. Колико рождеств Сына Божия исповедуеши?
Отв. Два рождества исповедую, – первое предвечное, бездетное, безплотное: возсия бо от Отца, яко от солнца – свет. Второе – напоследок от святыя Девы Богородицы Марии родися – Бог великий, превечный, собезначальный, невидимый, непостижимый по Божеству, необыменный, сведый сердца всех человеков.
Вопр. Для чего Сын воплотился, а не Отец или Дух Святой?
Отв. Да сохранит свойство ипостаси Своея, яже быти Ему на небеси Сыну и на земли Сыну.
Вот как святитель Тихон изображает состояние уничижения Иисус – Христова!
Христос Господь наш и душею и телом страдал. В душе имел печаль, тугу и ужас несказанный: и начат ужасатися и тужити, и глагола им (апостолам): прискорбна есть душа Моя (Мф. 26:37, 38). Безчестие, поношение, посмеяние от беззаконных неизреченно пречистую Его душу уязвило; потому что хула та касалась всего Лица, которое есть Бог и человек. Ибо Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Тем наипаче уязвлялась Пречистая душа Его, что в Нем Бог хулим и поругаем был... К увеличению болезни и уничижения Господа Иисуса то еще прилагалось, что Он от Своих людей отвержен и страдал: во своя прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1:11). Отвержен от тех, которым Он обещан, которые Его ожидали... К тому же страдал в преславном и именитом граде Иерусалиме, пред множеством народа, на праздник Пасхи собравшагося; и для большаго уничижения, повешан был между двух злодеев: и со беззаконными вменися Един святый и праведный... (Ис. 53:12). Слава страстем Твоим, Христе! Слава Тебе, Сыне Божий, с благоутробным Твоим Отцем и Пресвятым Твоим Духом! Аминь.
Вопр. Как изображает свят. Тихон уничижение Христово?
Отв. Бывает, что человек, по заслугам своим и по законам, осуждается на смертную казнь, и ведут его за град, и за ним последует множество народа, и так на месте определенном приемлет казнь. От сего позорища, христианине, обрати ум твой и размышление к страшному и ужасному позорищу спасительнаго Христова страдания. Так Христос, Сын Божий, судим и осужден был на смерть; но неправедно и неповинно веден был на смерть, яко овча на заколение, и, идяше во след его народ мног людей (Деян. 8:32; Лк. 23:27). И вне града изведен на место смерти и там между двумя злодеями крестную и смертную казнь претерпел. Ужасное и умилительное позорище! Сын Божий и Господь славы, яко злодей, осужден и веден был на смерть и смертную казнь принял! От кого? от злых рабов Своих. За кого? За непотребных рабов Своих... Где? Вне врат Иерусалимских! Пред кем? Пред очами Божиими, Ангельскими и человеческими... О сем Ему, Начальнику жизни нашея, со Отцем и Святым Духом, возсылаем вечное благодарение! Ты же, христианине, поминай всегда то время уничижения и истощания Христова, в которое наше блаженство устроялось! Поминай то время, в которое Бог, во образе человеческом и рабием зраке, нас ради на землю явился и пожил, между грешниками обращался, с грешникам ял, пил и беседовал; оное время, в которое хуление и гонение от злых рабов Своих претерпел; оное время истощания Христова, в которое, грех наших ради, скорбел, тужил, ужасался и кровавым потом обливался; в которое от льстиваго и неблагодарнаго ученика продан и предан, и от прочих учеников оставлен был; в которое связан, веден на суд, сужден и осужден на смерть, поруган, оплеван и заушен был; в которое вопили на Него: возми, возми, распни Его (Ин. 19:15); в которое со беззаконными вменился и, спасения ради нашего, на кресте умер: и тщись Искупителю твоему верою, любовию, смирением, кротостию и терпением последовать и угождать, да и с Ним вечно, в вечной славе Его будеши царствовать (Сокров. духовн. осужденник и казнь его, сокращено.).
Вопр. Что надобно христианину знать о состоянии славы Иисус-Христовой?
Отв. Святой Иоанн Дамаскин, в своем Изложении Православныя веры, говорит сие о том, что последовало по воскресении Иисуса Христа: по воскресении из мертвых, Христос сложил с себя все немощи, я разумею, тленность, т. е. голод, жажду, сон, утомление и т. п. Ибо, если и вкушал Он пищу по воскресении; то – не по требованию природы (ибо уже не алкал Он), но по домостроительству спасения, чтобы уверить в истине воскресения Своего и показать, что воскресла та самая плоть, которая и страдала. Но из частей естества человеческаго Он не отложил ни одной; а имеет и тело и душу словесную и разумную, свободную и деятельную. И с душею и с телом Он восшел на небеса, и сидит одесную Отца, желая нашего спасения, и совершая оное, как Бог и как человек. Как Бог, Он обо всем промышляет, все сохраняет, всем управляет; как человек, Он помнит земную Свою жизнь, видит и знает, что Ему покланяется вся разумная тварь. Ибо святая душа Его знает, что она ипостасно соединена с Богом – Словом, и вместе с ним приемлет поклонение, как душа Бога, а не как простая душа. А восхождение Его от земли на небо и нисхождение опять на землю суть действия тела ограниченнаго; такожде паки к вам приидет, сказано, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:11)...
Восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Говоря, что Иисус Христос возсел телесно одесную Бога Отца, не разумеем правой стороны Отца по месту: ибо неограниченный – как может иметь правую сторону по месту? Правую и левую сторону имеют существа, ограниченныя пространством. И так под словами: одесную Отца разумеем славу и честь Божества, которую Сын Божий, как Бог и Единосущный Отцу, имеет прежде веков, и в которой, воплотившись в последния времена, возседит и телесно, по прославлении плоти Его. Ибо Он вместе с плотию Своею приемлет одно поклонение от всея твари... Покланяемся Сыну Божию со Отцем и Св. Духом, безплотному до вочеловечения, а ныне Ему же воплотившемуся и соделавшемуся человеком, но не престающему быть Богом!..
Вопр. Как свят. Тихон в состоянии уничижения Христова показывает славу Его?
Отв. Аще, говорит, и зачался в девической утробе, но – от Духа Свята, и есть собезначальный Отцу и Св. Духу... Пеленами повился, яко младенец, – но Тойже есть одеяйся светом, яко ризою. Во храм принесся младенец руками матерними, но старца Симеона от временного живота к вечному животу отпустил... От Ирода гоним был, но волхвов на поклонение Себе привел. Во Иордане крестился, но Крещаемому Отец с небес свидетельствовал, и Дух Святой, яко голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину. Искушаем был от диавола, но посрамил искусителя. На земли между человеками жил, но недр Отеческих не отлучен был. В рабием зраке (т. е. человеческом образе) обращался; но, яко Господь, повелевал ветрами и морю, и послушали Его; повелевал демонам, и исходили; повелевал мертвым, и восставали... Алкал и жаждал, но многие тысячи пятью хлебами питал... От завистливых и злобных хулим был, – но сердечные помышления их ведал... С грешниками ял, но грехи их очищал. От неблагодарного ученика за тридцать сребренник продан и предан; но нас, под грех проданных, искупил. От беззаконных связан был, но врага нашего диавола связал. Судищу неправедному предстоял, – но нас от вечного суда избавил. Одежды совлечен и обнажен был, – но нас одеждою правды Своея одеял. Осмеян, обесчещен, поруган, оплеван был, – но нас от вечного срама и поругания освободил. На древе распялся и умер, – но солнце помрачил, землю поколебал, гробы отверз, мертвых оживил, и Своею смертию нашу смерть умертвил. Во гробе погребен был, яко мертвый, но Своею силою восстал, яко бессмертный, и нам восстания надежду подал. На земли пожил, и вознесся на небо и сел одесную Бога Отца... В Нем наша премудрость, похвала, слава, живот, утешение, веселие, надежда и вечное блаженство (Из книг. VII, гл. 3).
Он сделал свое дело и отшел. Святитель Тихон, в Задонском уединении своем, остановясь размышлением своим на сих простых словах, подробно изложил все служение Иисуса Христа роду человеческому. Слышим, что в различных случаях один о другом говорит слово сие: он сделал дело свое и отшел. Говорится это слово тогда, когда один у другого вопрошает: где такой-то человек? Христианине! Мы слово сие о Христе, Спасителе нашем, можем и должны говорить, тогда наипаче, когда нас вопрошают неверующие в Него и неведущие Его: Он совершил дело Свое и отшел. Господь наш Иисус Христос совершил дело спасения нашего посреде земли и отшел, вознесся на небеса и седе одесную Отца.
Вопр. Как Он совершил дело спасения нашего?
Отв. поскольку святитель Тихон, в сказанной статье своего духовнаго сокровища, от мира собираемаго, изъясняет предмет исторически, по порядку евангельскому; а нам здесь потребен ответ о трояком служении Иисуса Христа: то, вместо слов св. Тихона, приведем ответ описателя его жития и собирателя его творений – Евгения, митрополита киевского.
«По крещении от Иоанна и по четыредесятидневном посте, вступил Господь в исполнение искупительных Своих должностей, говорит Киевский архипастырь. Ему надлежало научить мир путям спасения, принести о нем очистительную жертву, и собрать Себе благодатное, вечное, царство из верных на земли и на небеси. А потому три звания предлежали Ему: пророческое или учительское, священническое и царское.
1) Пророческое. Первое дело Его было – возвестить миру пришествие благодатного царствия Божия, и возвать всех к покаянию; а потому и первою Его проповедию был глас: исполнися время и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15). С сею проповедию обходил Он грады и веси, изъяснял, что вера в Него вознаградит недостаток исполнения закона, и что самое сие исполнение будет плодом веры; обличал книжников и фарисеев за превратное толкование заповедей, и за уважение больше обрядов, нежели духовнаго, истиннаго служения Богу. В сем состояло Его провозвещение и учение. Ибо Аз на сие родихся, вещал Он, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину (Ин. 18:37).
2) Первосвященническое звание, в лице Господа нашего Иисуса Христа, есть звание умилостивителя пред Богом и очистителя человеческих грехов. Сия жертва очистительная, принесенная Им за нас Богу, была не волы, не агнцы и козлия, как то было в ветхом Завете, а – сам Он, предавший Себя за ны – приношение и жертву Богу в воню благоухания. Еще при крещении во Иордане, Иоанн Предтеча, указуя Его народу, предсказывает сие предопределение, говоря: Се Агнец Божий вземляй, на Себя, т. е. очищаяй, грехи мира (Ин. 1:29). К первосвященническому званию относится великая молитва Иисус-Христова сия: Отче! прииде час, прослави Сына Твоею, да и Сын Твой прославит Тя (Ин. 17:1). О первосвященстве Иисус-Христове много говорит св. апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 7, 8, 9, 10).
3) Из совершения обоих сих званий произошло Его вечное царствование над верными. Еще при зачатии Его человечества, Ангел предрек Деве Марии, матери Его, что рожденный Ею Спаситель воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк. 1:33). Сам Он потом открыл ученикам Своим, что вся Ему предана Отцем Его, что Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли (Мф. 11:27, 28:18). Но не искал Он земнаго царства, и когда в одном случае народ хотел поставить Его царем своим; Он уклонился в гору. Он даже уверял, что царство Его несть от мира сего (Ин. 18:36), и царскую славу Свою явит миру тогда, когда, при кончине всего мира, приидет на облацех, окруженный ангелами и святыми Своими, и возседши на престоле Своем, соберет пред Собою вся языки.
Вопр. О должности христианской вообще к Богу изъяснено в статье: Бог (см. выше). Здесь же изъясним вкратце, какие святитель Тихон указывает обязанности особенно к Господу Иисусу Христу?
Отв. Должность христианская ко Христу Сыну Божию состоит: 1) в вере во Христа; 2) в любви ко Христу Сыну Божию; 3) в почитании страстей Христовых; 4) в молите к Нему; 5) в должной Христу работе и 6) в последовании Христу верою и любовию (Книг. VII, гл. 1, 2, 3, 4, 5. ст. 4).
I) Веровать во Христа не иное что есть, как, из закона узнавши и сердечно признав свою бедность и окаянство, происходящее от греха и греху последующего гнева Божия; – из Евангелия же познав благодать Божию, всем открытую, к Нему Единому, т. е. Христу, под защищение и покровительство прибегнуть, Его Единого, за избавителя и Спасителя от бедствия своего признать, и иметь на Него Единого всю надежду спасения вечного; также – в подвиге против диавола, плоти, мира и греха, – во время живота и по смерти, утвердить неуклонно и неотступно всю надежду на Него, яко на несомненное и непоколебимое основание вечного спасения. Так верующим во Христа Сына Божия человеколюбно подаются от Бога: отпущение грехов, оправдание, обновление, благодать Св. Духа, помоществующая и укрепляющая в немощах и подвиге добродетели, сыновство, наследие, живот вечный и пр., как Апостол вкратце заключил: Иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8:32)?.. Как от ветхого Адама человек восприял в плотском рождении всякое зло и бедствие, грех и клятву, гнев и смерть: так верующему во Христа подобает от Него восприять всякое добро и блаженство, оправдание, благодать... Как от Адама приняли мы сердце нечистое, грехолюбивое, сребролюбивое, гневливое, злобное, завистливое, непокоривое, немилосердое, жестокое, лукавое, лживое, лицемерное, гордое и всякое злонравие: так подобает нам верою во Христа восприять сердце чистое, любительное, доброхотное, смиренное, боголюбивое, братолюбивое, терпеливое, кроткое, щедролюбивое, милостивое, благопослушное, простое, нелестное и прочее...
II) Вопр. Какие побуждения к люблению Господа Иисуса Христа представляет святитель Тихон?
Отв. Укажем здесь из многих сии. Первое – самое имя: Иисус, т. е. Спаситель привлекает сердца наши к люблению Его. Несть бо инаго имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися, кроме имени Иисусова (Деян. 4:12). Все мы, яко овцы заблудихом, человек от пути своего заблуди (Ис. 53:6). Он нас, яко пастырь добрый, взыскал, и взяв на рамена Своя, к небесному Отцу Своему принес. Все мы, яко путники, от диавола, как – разбойника, обнажены и смертоносною уязвлены были раною: Он к нам, столь бедным, милосердием Своим преклонился, и к лежащим склонился, сделался ближним нашим, милосердуя о помощи Своея, руку простер к нам и лежащих восставил, и уязвленных елеем милости Своея исцелил (Лк. 10:30–35). Были мы, яко пленники, узами врага нашего связанные. Он, яко сильный в крепости, врага нашего связал, узы наши растерзал (Пс. 115:7) и возвратил пленение душ наших. Были мы, яко – преступники и отступники, от лица Божия отвержены. Он нас пред праведным судом Божиим заступил, и между Богом и нами стал посредником, ходатаем и примирителем. Были мы все должники тмою талант царю нашему Богу, и никак не могли долга нашего заплатить; следовало заключить нас, по суду правды Его, в темницу вечную и вечною платить мукою. Он за нас вступился и долг наш на Себя взял и правде Божией заплатил... Все же сие учинил нам Иисус Христос, не чрез какое-либо посредство, но Сам Собою. Сам, ради нас заблудших, в мире сем странствовал... Сам ради бедности нашей бедствовал. Сам ради нас, связанных грехом, связан был... Сам, ради нас умерших, на древе крестном умер, и Своею смертию смерть нашу умертвил; и Своим крестом двери к милосердию Божию, к вечному животу и блаженству отверз... Сие значит имя: Иисус, Ангелам любимое, нам грешным утешительное и сладкое и всей твари дивное!..
Второе св. Тихона возбуждение к люблению Христа Иисуса есть сие: что ты сыскал в любителе твоем Иисусе неугоднаго тебе? Что видишь, чтобы тебя к любви Его не привлекало? Желает человек блаженства? Истинное и вечное блаженство – у Него. Желает человек красоты? Он – краснейший добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3). Хощет благородства? Кто благороднее Сына Божия? Ищет чести? Кто честнее и выше Царя небеснаго? Славы ли? Ипостасная Божия премудрость Он есть. Дружества ли? Кто любезнее и любительнее паче Его? Веселие любит человек? Радость и веселие блаженных духов и избранных Божиих Он есть. Утешение ли потребно тебе, мир и покой? Кто утешит тебя, кроме Иисуса? Он есть Царь мира, душевный мир – Он есть, и вечный покой душам у Него... Заблудить опасаешься? Иисус есть путь. Прельститься боишься? Он есть истина. Смерти ужасаешься? Он есть живот (Ин. 14:6).
III) Вопр. Какую третью обязанность ко Христу Иисусу указывает святитель Тихон?
Отв. Почитание спасительных страстей Христовых. Все житие Иисуса Христа, Господа нашего, которое на земли, нашего ради спасения, Он начал и совершил, было всегдашний крест. Не было места в обители Тому, Которого – небо и земля и исполнение ея... Пожил в нищете, так что не имел, где главы подклонити (Мф. 8:20); наконец продан и предан от Своего ученика, сужден и осужден, заушен, поруган, тернием венчан и, от злодей проклятый, Сый же благословенный (2Кор. 11:31), на древе в позор всем повешен.
Вопр. Как почитается спасительное Христово пришествие и страдание?
Отв. 1) Верою, когда почитаем Его за единого избавителя, Спасителя и защитника, нам от небесного Отца посланного. Разумейте, глаголет Апостол, посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа (Евр. 3:1). 2) Всегдашнею памятию, когда с любовию и благодарностию поминаем сие великое дело, нас ради начатое и совершенное... Для сего св. Церковь знатнейшие таинства спасительного Его смотрения представляет нам к воспоминанию и празднованию. Для сего на досках и на прочих веществах изображаем преславная дела Его, как-то: Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, распятие и пр. 3) Благодарным хвалением, пением и славословием, когда чудные и спасительные дела Его поминаем благодарственно и поем благость Его: исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих... воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5:19). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! К сему славословию и пению часто созывает нас матерь наша св. Церковь: приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе (из стих. на Р. Хр.). Благословен Господь Бог Израилев, Иже посети и сотвори избавление людем Своим (Лк. 1:68)! 4) Спасительное Иисус – Христово пришествие и страдание почитается устным исповеданием, когда веру нашу, которую в сердце имеем, устами исповедуем небоязненно, где надлежит; не молчим, где честь и слава имени Его требует; не стыдимся от Девы Рожденного и на кресте Распятого Богом нашим нарицать, хотя сие Иудеем соблазн, Еллином же безумие показуется; но нам Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:23, 24). 5) поскольку вера наша и слово Божие учат нас, что Христос, ради грехов наших, пострадал (Ис. 53:5); то нет большего почитания Сыну Божию, пострадавшему за грехи наши, как когда, из любви к Нему, ненавидим грехи и удаляемся от грехов. И чем более ненавидим грехи и удаляемся от грехов; тем более любим и почитаем Его, так, что без сего и почитание истинное быть не может, но притворное и лицемерное: ибо где грехи не оставляются, там нет истинного покаяния; где нет истинного покаяния, там нет веры во Христа, там Христос не почитается, но отвергается и презирается. Внимай сему, грехолюбивая душа! Наконец 6) почтим Христа, пострадавшего за нас, когда, ненавидя грех, будем последовать Его святому слову и непорочного жития Его примеру, как сам Он рек: аще кто Мне служит, Мне да последствует (Ин. 12:26). Какое то почитание господину, когда раб его не слушает, отцу, – когда сын ему не повинуется? Так и Христу не истинное, а лицемерное показываем почтение, когда устами глаголем Ему: Господи, Господи, а не делаем того, что Он повелевает.
IV) Вопр. Какая четвертая должность ко Христу, Сыну Божию?
Отв. Молитва и моления к Нему. Востани убо, душе моя, востани! Припади к воплощшемуся и распятому Сыну Божию и благоговейно взирай на Него, во яслех Вифлеемских лежаща и потом на кресте повешена; воздохни к Нему со святителем Тихоном: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! Привлецы мене, да прииду к Тебе. В темнице заключен есмь, Господи, и тьма окружает мя: связан многими узами. Расторгни узы, да свободен буду. Прожени тьму, да узрю Твой свет. Изведи из темницы, да прииду к Тебе. Даждь ми уши слышати Тя. Даждь ми очи видети Тя. Даждь ми вкус вкусити Тя. Даждь ми обоняние благоухати Тя. Даждь ми нозе приити к Тебе. Даждь ми уста глаголати о Тебе. Даждь ми сердце боятися и любити Тя. Возми мое от Мене и даждь мне волю – творити волю Твою благую. Отъими ветхое, и даждь ми новое. Рцы слово, и будет все. Ибо слово Твое – дело есть. Верую, Господи, помози моему неверию».
V) Вопр. Какая пятая должность ко Христу, Сыну Божию?
Отв. (§350) Та, чтобы мы Господу нашему Иисусу Христу усердно работали. Ибо 1) несте свои, но Его (1Кор. 6:19, 20). И Он купил нас не сребром и златом, но честною кровию Своею. Весь состав наш – душа и тело наше – Его. Ему убо на службу душу и тело посвятить должны, по слову Апостола (1Кор. 6:20). Ему принадлежим мы по праву создания: Он наш создатель и Господь, мы же – дело рук Его (Пс. 118:73). Ему по силе святаго крещения, при котором, отрицаясь сатаны и дел его, обещались Ему со Отцем и Святым Духом верно работать. 2) Вся тварь работает Ему, яко Господу своему: всяческая работна Тебе, Господи (Пс. 118:91): убо и нам, яко твари Его разумной, должно сие звание отправлять, и Ему, яко Господу нашему, работать. 3) Вся тварь, по повелению Его, нам служит: солнце, луна, звезды светят нам; огнь согревает нас, облака орошают нас, вода напояет нас, земля плоды приносит нам и пр. Работает сие создание нам, дабы мы Создателю нашему усердно работали, и за службу, которую от создания Его приемлем, Ему благодарили. 4) Чудно, что видимый свет, по повелению Божию, работает нам; но то чуднее, что и Ангелы святые нашему спасению служат (Пс. 33:8; Евр. 1:14)... Служат же святые и блаженные духи спасению нашему, да мы усердно служим Господу их и нашему, и тако спасаемся... Работа Господу Иисусу Христу есть – должная: ибо Он наш Бог, Создатель, Искупитель и Промыслитель; – славная: ибо есть Царь царей и Господь господей, сладкая: ибо иго Его благо и бремя Его легко есть; – желанная: ибо великое и неизреченное награждение имеет. Поработаем убо Ему от всего сердца в винограде Его.
VI) Вопр. Какую шестую должность ко Христу Иисусу указывает святитель Тихон?
Отв. Последование Христу... Аще же кто хощет Христу последовать, тому должно прежде – себя отрещись; должно тому отрещись злонравия своего и последовать благонравию Христову. Каким де образом сие делается? Таковым: восстает в сердце твоем похоть к нечистоте, блуду и прелюбодеянию? Отрекись похоти сея злыя, и с похотию твоею тебя самого похотствующего, и последуй чистотою и целомудрием пречистому и святых святейшему Христу. Поднимается в сердце твоем гордость и, как змий, главу свою возносит? Отрекись сея мерзости, яко все, еже в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15), и последуй смиренному Иисусу смирением. Запаляется сердце твое к гневу, мщению, злобе? Отрекись того и последуй кротостию кроткому и незлобивому агнцу – Христу Иисусу.
Зачинается в сердце твоем зависть и ненависть, как младенец пагубный от змиина семене? Отрицайся сего зла, умерщвляй его внутрь себя, и последуй любовию человеколюбцу Сыну Божию. Восстает стыд бесчестия и страх смерти правды раде? Ободрися верою и духом: воззри на Христа, поруганного, посмеянного, оплеванного, распятого за грехи твои и любовию последуй Ему... И сие – то есть: распинать плоть со страстьми и похотьми, – совлекаться ветхаго человека и облекаться в новаго...
* * *
Под пастырями разумеются здесь епископы и священники.