Источник

И

Вопр. Где и как свят. Тихон выясняет необходимость Божественной помощи для спасения человека?

Отв. В своем сокровище духовном, от мира собираемом, в статье 10 (част. X), под названием: бедствующие люди и царьих посетитель и им состраждущий. Если бы к людям, в пленении находящимся, и всякое злострадание терпящим, и ничего более, кроме горькой смерти, не ожидающим, сам царь их пришел, и посетил их, и с ними бедствовать и для них страдать восхотел, чтобы их от горькой той работы избавить, и в свое отечество возвратить: столь бы сие велико и дивно было, что все бы веки с великим удивлением славили тое. Но царь, хотя и высокое лице, но – человек смертный... То чудно и всякое удивление превосходит, что Бог, Творец неба и земли, великий и непостижимый, к нам бедным пришел, и посетил нас; и пришел в нашем образе к нам, чтобы искупить нас; – что Дух невещественный, плотию одушевленною и нам подобострастною благоволил одеятися; прежде век – от Отца, Бог – от Бога, Свет – от Света нетленно возсиявый, от Девы неискусобрачныя и Пресвятыя родитися, и ее Материю называть, и ея Сыном нарицатися восхотел, для нашего искупления! О, чудо чудес! Бог рабу Свою Материю Своею нарицать, и Сын Божий Сыном Девы назваться и быть благоволил, – и тако безначальный – начаться, невидимый – видимым быть, неосязаемый – осязаться. неприступный херувимам и серафимам – для грешников приступным быть... Всемогущий – немощным, Всесильный – безсильным стал. И, что чуднее? Господь от рабов Своих злых хуление, посмеяние, укорение, озлобление, оклеветание, биение, раны, на смерть ведение, ко кресту пригвождение и со беззаконными вменение, кротко и волею претерпеть восхотел. Ради кого? Ради меня, тебя, сущих врагов Своих. Пророк, издалеча провидя сие, с ужасом воскликнул: Господи, услышах слух Твой, и убояхся! Господи, разумел дела Твоя, и ужасохся (Авв. 3:1, 2)!..

Хощеши на всяк день видеть чудо: на всяк день размышляй о воплощении и страдании Христовом. А от сего душеспасительного размышления последуют: 1) вера живая: ибо если Христос за всех умер, то – и за меня и за тебя; если Он – всех Спаситель, то – мой и твой; 2) надежда: ежели толикое совершил и толикое пострадал за нас, то оставит ли нас в нужде? 3) послушание: ибо чтобы любителю любимого не оскорбить, неотменно нужно послушание ему оказывать; 4) последует благодарность, страх, утешение согрешившему и кающемуся; 5) отсюда ясно открывается благородие, честь, достоинство и преимущество души человеческой. Для искупления и избавления ее пришел не ангел, не иной какой ходатай, от Бога посланный, но сам Бог и Господь, о чем и выше уже предложены пространнее мысли свят. Тихона.

Вопр. Как в другом еще месте свят. Тихон выясняет необходимость божественной помощи для спасения человека?

Отв. Бывает в мире, что один у другого заимообразно берет несколько денег, или других каких вещей, – и взятое называется долг; а взявший – должник. И чем кто более берет, тем более умножает долг свой и заимодавцу должнейшим становится. Так всякий человек, когда заповедь Божию разоряет и согрешает пред Богом, в долг пред Богом впадает и Богу должником делается; и чем более разоряет заповедей Божиих и Создателю своему согрешает, тем большее бремя долгов собирает и величеству Божию должнейшим делается. Посему грехи человеческие называются долгами пред Богом, а грешники – должниками, как читаем в молитве Господней: остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Закон обязывает должника к уплате долга заимодавцу: так каждый грешник законом Божиим обязывается к удовлетворению Богу за грехи. Должник, когда не отдаст долга заимодавцу, в темницу ввергается: так грешник, когда не отдаст долга своего Создателю своему, ввергается в темницу вечную. Но чем грешник отдаст Богу, – грешник, который столько раз оскорбил бесконечное величество Его? За один грех нечем заплатить; чем заплатишь за многие и тяжкие грехи? Ибо и один грех, яко оскорбление бесконечного величества Божия, вечныя казни и смерти достоин, как научает христианское богословие. Тяжко одолжиться человеку; но несравненно тягчае одолжиться Богу грехами! Сладок людям грех, но горьки – плоды его! Оброцы греха смерть (Рим. 6:23). Удобно грех сотворить, но не легко от греха освободиться. Надобно неотменно для освобождения прийти к Тому, Который глаголет: аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете (Ин. 8:36). Бывает, что когда должник не может отдать долга своего заимодавцу: то заимодавец, по единой милости своей, оставляет ему долг, и так – должник свободен бывает. Мы, должники Божии, мы не могли, не можем долгов наших отдать Богу; но Он, по безприкладной милости Своей, оставляет нам долги грехов наших. Мы оный должник, тмою талант обдолжившийся Царю своему, над которым умилосердился Царь и отпустил ему весь долг (Мф. 18:24–28). Нам, должникам своим, Царь небесный оставляет многие и тяжкие долги грехов, как тму талант, потому что не имеем, чем воздать; но отпущает тем, кои обращаются к Нему чистым сердцем, и каются в содеянных ими грехах, и падают пред Ним, и милости от Него просят; – оставляет благодатию и человеколюбием единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Иже предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше; Иже язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша (Рим. 4:25; Ис. 53:5; Част. X. ст. Долг). Ему, Искупителю нашему, со Отцом Его и Духом Святым, слава и поклонение во веки. Аминь.

Приготовление рода человеческого к таинству искупления св. Тихон выясняет в статье Сокровища духовнаго, под названием: Царь, ожидаемый от граждан, пришествие его во град и его от граждан приятие. Царь, намереваясь прийти в какой-либо град, посылает наперед в тот град вестников объявить гражданам имеющее быть пришествие Его... Тако Царь небесный, имея приидти в мир, яко в преславный град, руками Его сотворенный, послал наперед вестников, рабов Своих – пророков, дабы возвестили миру имеющее быть пришествие Его в мир, которое многократно и многоразлично они и предвозвестили; и все ветхозаветные верные и святые с великим желанием ожидали Его. Мнози пророцы и праведницы вожделеша видети и слышати Христа Сына Божия во плоти (Мф. 13:17). И когда время пришло, пришел Царь небесный в мир, Иисус Христос; сретили Его и приняли Его все, которые возлюбили Божественное явление Его. Пожил Царь небесный на земли и соделал спасение посреде земли, и паки восшел на небо и сел на престоле славы Своея. Проповедали Его спасительное оное смотрение рабы Его, святые Апостолы во всех концах земли: и спасаются все, приемлющие спасительную их проповедь. И так Пророки и Апостолы единого Спасителя миру Сына Божия проповедали нам. Пророки – имеющего в мир приити, – Апостолы – уже в мир пришедшего и таинство искупления нашего совершившего проповедали... И так един Христос и в ветхом и в новом Завете верных есть Спаситель... Первое пришествие проповедовали Пророки, глаголя: грядет Христос в мир; и пришел Христос в мир, тихо и уничиженно. Сниде, яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю. (Пс. 71:6). О втором пришествии пастыри и учители Церковные глаголют: приидет Христос в мир паки – докончить, довершить дело Свое, таинство искупления рода человеческого (часть X, ст. 12).

Падший и поврежденный человек не иное что – пред Богом, как мерзость и смрад, от которого святейшие Его очи отвращаются... В бедствия сие вринул нас Адам своим грехопадением. Но Христос, Сын Божий, пришел в мир от бедствия и зла нас избавить. Он, явившись во плоти, стал ходатаем и посредником между Богом прогневанным,  и человеками, Его прогневавшими. Закон Божий и волю Божию исполнил совершенно, так что греха не сотвори, и не обретеся лесть во устех Его (1Пет. 2:22). Грехи мира на Себя взял, да, якоже агнец непорочный, очистит их. Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори Бог, да мы будем правда Божия о Нем (2Кор. 5:21). Вземши наши грехи на Себя, взял и казнь, за грехи нам должную; ибо грехи без казни не бывают. Господ предаде Его грех ради наших (Ис. 53:6). Мы достойны были вечного от лица Божия отвержения, осуждения и во аде с диаволом и злыми его ангелами мучения, яко отступники; но Христос Сын Божий, Царь славы и Господь наш, сию нашу казнь взял на Себя. Так Он учинился нам совершеннейшим врачевством против всякого нашего бедствия и окаянства, и известнейшим всякого истинного блаженства источником. Он Свободитель наш от пленения и власти диавольския. Он исцелитель язв наших, которыми мы от врага оного, яко от разбойника, смертельно уязвлены. Он свет против тьмы нашей. Он врач против немощей наших. Он нам премудрость против безумия и недоумения нашего. Он утешение против всякой печали нашей. Он живот и живота источник против смерти нашей... Он ходатай наш против гнева и суда Божия. Грешны мы были; Он нашим учинился оправданием. Нечисты мы были; Он нам сделался освящением. Пленены мы были от диавола; Он нашим учинился избавлением... О сем буди Ему со Отцом и Духом Св. благодарение и слава от нас недостойных. Аминь (част. VII).

Вопр. Не припомнишь ли примера, которым святит. Тихон изъясняет таинство искупления нашего пришествием на землю Иисуса Христа?

Отв. Ради изъяснения сего, возьми себе следующий пример в рассуждение: ежели бы какой монарх разгневался на град какой-либо за преступление, которое подвергало бы граждан смертной казни; в таком бы бедственном случае вступился бы любезный монарший сын за граждан, и к разгневанному отцу ходатайство употребил, со смирением предал себя воле отчей и изволяя терпеть за виновных все, чтобы осужденных привести в милость родителя своего: тогда спасение их необиновенно и единственно приписано было бы ходатайству оному сыновнему. Ибо без сего сыновнего ходатайства всем гражданам преступного града неотменная предлежала казнь. Весь мир стал повинным Богу, яко вси согрешиша (Рим. 3:19, 23), и потому всем следовало, по праведному суду Божию, умирать вечно. Сын Божий за всех согрешивших вступился: Христос за всех умре (Кор. 5:15), и тако сделался ходатаем Бога и человеков (1Тим. 2:5), – Бога разгневанного, вольным Своим смирением, страданием и послушанием, умилостивляя, и разгневавших в милость Его приводя. Еже буди, буди с тобою, о душе моя!

Вопр. Каким способом внедрить в мысль свою неудобопостижимую тайну искупления?

Отв. О чем часто помышляем, то глубже в памяти и сердце нашем вкореняется. Помышляй часто о сем великом и дивном деле и молись, и вкоренится. Видишь образ Его в церкви и в доме, помышляй, что – то образ есть Сына Божия и небесного Царя и Бога твоего, который тебя ради явился, и пожил, и трудился. Видишь образ Пресв. Богородицы, помяни, что то образ Пресв. Девы, которая плотию родила Господа твоего, и на руках носила и млеком матерним питала. Видишь образы св. Апостолов, думай тут, что это – изображения самовидцев Христовых и Боговидцев... Видишь образ крестителя Иоанна: помышляй тут, что то – подобие того великого Пророка, который удостоился крестить Господа твоего, и указывая на него рукою рек: се Агнец Божий (Ин. 1:29). Так, когда будем часто о Нем и о действиях Его рассуждать, то углубится память Его в сердцах наших (Письмо 86).

Вот тебе благоговейное размышление свят. Тихона об искуплении.

«Чудна благость, любомудрствует он в своем задонском уединении, чудно милосердие и Промысл о нас Божий! Мы согрешили; и Христос, Господь наш, казнь за нас претерпел. Рабы согрешили: наказан Владыка... Мы похитили славу Божию с нашими прародителями: и Он за сие воздавал, как чрез Пророка сказано: яже не восхищах, аз воздаях (Пс. 68:5). Чрез непослушание и грехи наши всякое бедствие, злополучие и окаянство вошло в мир; но чрез страдание Христово всякое блаженство, какое ни имеем и будем иметь, к нам возвратилось. Чрез грех мы пали; чрез Христово страдание возстали. Грехом мы умерли; страданием и смертию Христовою ожили. Христос за нас умер, и смертию Своею оживил нас. Желал некогда Давид, Царь Израилев, умереть вместо сына своего Авессалома, и, рыдая о нем, тако вещал: сыне мой Авессаломе, сыне мой, сыне мой Авессаломе, кто даст смерть мне вместо тебе? Аз вместо тебе... (и проч. 2Цар. 18:33). Тако Христос, Сын Божий и, по плоти, Сын Давидов, видя нас умерших и погибших, плакал за нас и возжелал за нас умереть, и самым делом умер и пострадал, дабы нас умерших оживить. Слава неизреченной любви Его! Умер он и ожили мы: смерть Его есть живот наш. Грехом мы от Бога удалились: Христом к Богу возвратились. Грехом пленил нас диавол, торжествовал над нами, яко мучитель лютый: Христос, Господь наш, лютаго онаго мучителя своею искупительною смертию победил и посрамил, и от рук его силою Своею нас исхитил.

Вопр. Как свят. Тихон говорит о том, что Христос для искупления нашего пострадал и умер волею?

Отв. Так, между прочим: восхотел предатель продать и предать Его; Христос не противился; и предал Его в руки беззаконных Иуда. Восхотели взять Его и связать беззаконники: не противился им; и взяли и связали. Восхотели вести Его к беззаконному сонмищу: не противился, – и привели Его. Восхотели судить Судию всех, поругаться над Ним, озлобить, уязвить: не противился; и осудили Его, и поругались, и озлобили, и уязвили. Восхотели ко кресту пригвоздить и между двух злодеев повесить: не противился, –  и пригвоздили и повесили. Аз не противлюся, вещал Он (Ис. 50:5), ни вопреки глаголю. Никто же возмет ю (душу) от Мене·, но Аз полагаю ю о Себе (Ин. 10:18). И кто бы мог Ему что сделать, ежели бы Он Сам не попустил? Кто бы мог взять и озлобить Того, Который в руце Своей содержит всех живот и смерть и все? Единым манием во мгновение ока поразил бы Он всех врагов Своих, ежели бы восхотел!..

Вопр. В искупительных страданиях и смерти Иисуса Христа какие особенно открылись свойства Божии?

Отв. Правда, милосердие и премудрость. Видим, что правда Божия грех без наказания не оставляет. Требовала правда Божия того, чтобы человек согрешивший вечно был казнен за грех. Милосердие Божие хотело человека согрешившего помиловать. Премудрость Божия изобрела способ, которым и правда и милосердие Божие удовлетворились. Иисус Христос, Сын Божий, Своим страданием и смертию правде Божией удовлетворил. А милосердие Божие возымело место совершать наше спасение. Таким образом, чрез страдание Христово правде и милосердию Божию удовлетворено. Правда удовольствие свое получила: и мы милосердием Божиим спасаемся.

Вопр. Какое побуждение было для искупительных страданий и смерти Иисус Христовых?

Отв. Любовь – любовь Божия к роду человеческому горячая и пламенеющая. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный. Как чадолюбивый отец, видя детей своих в плену, или в ином каком несчастии, от любви к ним соболезнует и сострадает, – любовь сострадательна, – так человеколюбивый Бог, видя нас, плененных от диавола и в погибели, сострадал нам и умилосердился над нами. Посему и не тяжко Ему было послать Сына Своего в мир, и за нас на страдание и смерть предать Его, для спасения нашего. Видишь, человече, любовь Божию к тебе! Сколько раз видишь образ страданий Христовых, или сколько раз слышишь об них, столько раз и о любви Божией должен ты воспоминать и благоговейно удивляться ей... Возлюбил Бог тебя и послал Сына Своего ради тебя: удовлетворяй же и соответствуй ты Его любви и святому хотению Его, и будь тщателен о спасении твоем. (Стат. Он сделал свое дело и отшел – из сокр. духовн.).

Вопр. Всех ли Сын Божий искупил?

Отв. На вопрос твой, говорит Святитель Тихон в письме 8-м: всех ли Христос пришел искупить, отвещаю: вси согрешиша и лишени суть славы Божия (Рим. 3:23). Все согрешили; убо всех Христос пришел искупить. Христос за вся умре (2Кор. 5:14). Убо и всех спасти пришел. Посему и Евангелие всей твари проповедати повелено... Бог бо на лица человеческия не зрит: Ему все равны: никому не хощет погибнуть. Посему для всех и Сына Своего Искупителя послал. Слава Отцу, пославшему Сына Искупителя! Слава Сыну, пришедшему искупить нас!

Вопр. Все ли будут искуплены и спасены?

Отв. Кто Его – Искупителя верою приемлет, и крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа, тот спасется (Мк. 16:16); а кто не приемлет, тот погибнет. Так не приняли Его иудеи; так не приемлют Его магометане, язычники и ложные христиане, которые – на языке веру, а в сердце безбожие имеют. Спасайся!..

Об искушении святитель Тихон предлагает первее – из свят. Златоуста, потом свое рассуждение (част. 1).

Из Св. Златоуста: Искушение бдящим лучшее и полезнейшее есть покоя. Не искушение, но нерадение искушаемых погибель делает. Искушение Бог посылает ради испытания. Бедствия и искушения чистыми нас творят и велия благая приносят.

Тихоново разсуждение об искушении: 1) коль неприязненный враг есть нам сатана, Писание нам свидетельствует. Он то веру нашу, то любовь, то надежду, искушает. Искушает веру, влагая сомнение, неверие, всевая ереси, расколы, отступства; искушает любовь, отвращая волю нашу от заповедей Божиих, и всевая вражду между нами; искушает надежду, приводя нас к отчаянию вечнаго живота и обещанных благ. 2) Всякое искушение, хотя от сатаны бывает, однако же, не без попущения Божия. Симоне, Симоне, се сатана просит вас (Лк. 22:31). Тоже свидетельствует история Иова. 3) Искушение ни одного вернаго не минует; ибо ежели Христос трижды был искушаем, то кольми паче – верные Его. 4) Искушения попускаются нам для доброго конца. Ибо во искушении показует нам Бог, плотская или духовная мудрствуем? Что в сердце нашем, простая ли любовь Божия, или любовь мира? Отсюда – смирение и трезвение. 5) Чтобы помочь себе во искушении, ум тотчас обрати к чему-нибудь другому полезному, и святому размышлению. Можно искусителю сказать тоже, что Архангел Михаил сказал диаволу: да запретит тебе Господь! (Иуд. 1:9). Крестным знамением себя ограждай, и силою Христа распятого себя вооружай. Отвратись от искусителя и отвергни его. 6) Знак не хороший, если кто не чувствует искушения: искуситель не касается того, кого видит под своею властию. 7) Часто бывает, что искуситель отступает на время и в покое нас оставляет; но тогда больше потребно нам трезвение; ибо вдруг нападает на нас – с другой стороны, нечаянно. Посему всегда блюдите, како опасно ходите (Еф. 5:15). 8) При искушении одержанную победу не себе, но Богу восписуй и Его благодари. 9) Ежели случится искуситься, отчаяваться не должно, но тотчас возстать, каяться и исправиться, и с большею горячностию, с призыванием Божией помощи, подвизаться.

Изъясняя молитву Господню, святитель Тихон говорит, что:

1) Искушение нам бывает к добру или злу. Искушение к добру от Бога происходит: таковым искушением искуситься желают и просят Давид и прочие святые. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое; и стяжи мя и разумей стези моя (Пс. 138:23). Таковым искушением был искушаем Авраам (Быт. 22). Не о сем искушении слово, когда молимся: не введи нас во искушение. Искушение ко злу, или прельщение бывает или – от диавола, который всяким образом ищет нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить; или – от плоти, которая страстьми и похотьми борет нас; или – от мира, который прелестию, суетою и соблазнами ко злу поощряет нас. О сем искушении слово в молитве: не введи нас во искушение.

2) Бог, яко благ, ко злу никого не искушает. Никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есмь: Бог несть искуситель злым, и не искушает Той никогоже. Кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1:13, 14).

3) Сим словом: не введи нас во искушение, молим Бога, чтобы нас от искушения мира, плоти и диавола Своею благодатию сохранил.

4) А хотя и впадаем во искушение, о том просим, чтобы не попустил нам быть побежденными от врагов, но помог бы нам их одолеть и победить.

5) Из сего видно, что мы безсильны и немощны сами по себе без Божией помощи. Ибо, если бы мы могли сами собою противиться искушению, не было бы повелено нам просить помощи.

6) Сим научаемся, коль скоро почувствуем искушение, на нас находящее, тотчас Богу молиться и просить от Него помощи.

7) Учимся из сего не надеяться на себя и свою силу, но на Бога.

8) Когда молимся: не введи нас во искушение, не должны сами себя вдавать во искушение. «Егда, говорит святый Златоуст, влечемся на подвиг, мужественно стояти должно; а не позываемы молчать должны и времени подвига ожидать, да и суетныя славы нехотение и мужество покажем».

Вопр. Какое наставление святитель Тихон преподает, сверх показанного в требниках, об исповеди?

Отв. Когда ты, вещает пресвитеру святитель Тихон, сына своего (т. е. духовного) исповедуешь, то должно тебе: 1) со всякою кротостию, как врачу душевному, увещавать, чтобы он все грехи объявил, какие после исповиди, прежде бывшей, соделал, и спросить: исполнил ли он эпитимию, если она была назначена от духовнаго отца? Потом можешь ему говорить так: «Богу ты, чадо, исповедуешься, Котораго грехами прогневал; а я – служитель Его недостойный и свидетель. Ничего не утай, и не стыдися, и не бойся. Ибо трое только нас здесь: Бог, Который везде есть и Который все дела твои, как они делались, совершенно знает и твоего самовольнаго исповедания ожидает. Ты сам также свои грехи знаешь: не стыдись же их выговорить все, коих делать не стыдился. Я третий, тебе подобострастен...» Притом объявить исповедающемуся, чтобы, по св. Евангелию, всех простил, на кого имеет вражду (Мф. 6:15). 2) Когда при исповеди приметишь сокрушение сердца и печаль за грехи: хорошо; Богу благодарение! А ежели не приметишь в исповедующемся печали и сокрушения, то всячески старайся привести его к жалению о том, что Бога толь благаго, толь великаго оскорбил... Можешь так его увещавать: «веси ли, чадо, каковыми пред Богом тогда являемся, когда грешим?.. Являемся мы тогда крайне неблагодарными; тогда к противнику Его и нашему, т. е. диаволу, пристаем; отметаем Его отеческую любовь, уничижаем кровь Сына Божия, нас ради излиянную, презираем Его святое Евангелие. Он нас питает, греет, сохраняет от всякаго зла; солнце свое на нас сияет... А мы сии и прочия Божия благодеяния забываем, когда грешим. Ах, что мы это делаем?.. Не больно ли родителям нашим, когда мы им противимся? Не больно ли благодетелю нашему, когда ему, вместо любви, ненависть, вместо добра, зло воздаем? Не паче ли Богу, толико нас ущедряющему, жалостно и прискорбно, когда мы показываем Ему наше неблагодарствие и противление, согрешая? Ах, лучше бы нам тогда солнце не сияло! Лучше бы света сего не видеть; родителей и друзей лишиться; лучше бы сто крат умереть и на свете не жить!» 3) По Исповеди же, чтобы исповедавшийся вперед от грехов всячески остерегался и чтобы в свете ничего не имел любезнее паче своего Создателя... а за грехи бывшие, чем можно удовлетворить старался... скажи ему, что Бог весьма ненавидит грехи и за грехи казни наводит; что для истребления их Сына Своего послал в мир, и многажды за грехи казнь посылал. Бог за грех и Ангелов не пощадил, и с небес низринул; за грех Адама со всем поколением из рая изгнал; за грех весь мир водами потопил, и проч. и проч.; и ты, чадо, сия памятуя, берегись впредь грешить.

Вопр. Как бл. Тихон беседует об Исповедании Веры?

Отв. Исповедуешь, христианине, единого Бога: хорошо. Но веруешь ли сердцем твоим в Бога, как учит Апостол: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10:10)? Без сердечной веры устное исповедание веры весьма недостаточно. Устное исповедание может быть знамением веры; но ложным бывает знамением, когда житие исповедующаго противоречит вере. Устное исповедание следует от веры, как слово от заченшагося в уме помышления: веровах, тем же возглаголах (Пс. 115:1). Но не всегда от устнаго исповедания истинная вера доказывается, как и слово не всегда с помыслом сходно бывает. Ибо часто люди не то говорят, что в сердце имеют; иногда исповедающие Бога не то помышляют в сердце и не то делают, чему исповедание веры учит. Исповедают устами Бога, но сердцем и делами отмещутся Его. Устами проповедают Бога, но в сердце глаголют: несть Бога...

Называешь ты Бога Отцем, Господом, царем, защитником и помощником, как то в молитве Господней, во псалмах верные Ему молятся и поют: хорошо; веры то знак. Но смотри, стараешься ли Ему, как отцу, послушание оказывать и в нраве своем Ему уподобляться? Ибо сын отцу подобен. Работаешь ли Ему, яко Господу своему? Не работаешь ли маммоне и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех тогда, когда царем своим Его (Бога) называешь?.. Слыши, что Бог глаголет об исповедании устном, которое не от сердца происходит и сердцу не согласует: приближаются Мне людие сии, и устнами чтут Мя, сердце оюе их далече отстоит от Мене (Мф. 15:8)...

Исповедуешь, глаголя: верую во Христа Сына Божия: хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его св. Евангелие? Последуешь ли Его учению, во Евангелии написанному? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24)? Послушай, что Он глаголет о не носящих креста своего: иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38; Мк. 8:34). Отсюда заключается, что не тот верный Христов раб, кто устами исповедает Христа, но кто и сердцем верует во Христа и не стыдится Его и словес Его...

Исповедуешь: верую в Духа Святаго, Господа: хорошо. Но смотри, не противишься ли Духу Святому жестокосердием и нераскаянным житием, как Стефан святый обличает Иудеев: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы! вы присно Духу Святому противитеся (Деян. 7:51)...

Исповедуешь: верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь: хорошо. Но смотри, истинный ли ты член Церкви Святыя? Она – свята, кровию Христа, Сына Божия, освящена и освящается (Еф. 5:26, 27). Она служит Богу своему преподобием и правдою пред Ним. Ты хранишь ли святость, верою дарованную тебе в крещении (1Кор. 6:11)? А ежели потерял оную нерадением, стараешься ли возвратить ее покаянием, пременением жития и верою? Удаляешься ли от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор. 7:1)? Ежели у тебя нет сего: то ты не член Церкви святыя. Ибо церковь есть свята и непорочна (Еф. 5:27), и членам ея подобает быть святыми и непорочными...

Исповедуешь: чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века, – хорошо; это – знамение надежды. Но смотри, не имеешь ли нравов таких, которыя показывают, что как бы воскресения мертвых нет? Не живешь ли так, как звери и скоты, которые то только делают, что хотят и что чувства ям представляют, при скончании которых и душа их изчезает? Не творишь ли таких дел, которыя запирают дверь к животу вечному, тобою веруемому и исповедуемому? – Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители... царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9, 10). Кто сердечно верует во Христа и чает воскресения мертвых и жизни будущаго века, тот от таковых дел бережется. Ибо всяк имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть (1Ин. 3:3).

К исправлению поврежденного сердца нашего и к заглаждению содеянных нами грехов, святитель Тихон трогательно возбуждает, размышляя о простом, житейском слове: ты чего стал (Сокровищ. дух. ст. 32)? Бывает, что когда люди, собравшиеся на какое-либо дело, работают и трудятся, и кто-либо из них разленившись станет, тогда другой говорит: ты чего стал? Так начавшему исправление себя, но ослабевающему в подвиге благочестия, можно к поощрению сказать: прочие христиане в деле своем трудятся: а ты чего стал? Прочие подвизаются против греха, диавола, мира и страстей: ты же чего стал? Прочие прилежно делают в винограде Господнем: ты чего стал? Прочие со усердием работают Господеви: ты чего стал? Прочие со тщанием молятся, просят и толкут в двери милосердия Божия: ты чего стал? Прочие сеют своя духовная: ты чего стал? Прочие щедрят и дают милостыню: ты чего стал? Прочие благотворят ближним своим: ты чего стал? Прочие, богатство, честь, славу и всякую суету мира сего презирая, на вечное блаженство взирают и текут к нему: ты чего стал? Прочие смиряются пред Богом и человеки: ты чего стал? Прочие с любовию работают и служат благу и спасению ближних своих: ты чего стал? Прочие емлются за вечную жизнь: ты чего стал и не емлешся? Прочие отреклись себя и вземше крест свой, идут за Христом, последуют Ему терпением, любовию, кротостию и смирением, и идут за Ним в вечную жизнь; – жизнь, идеже есть всех веселящихся жилище, – идеже есть радость, веселие, сладость и блаженство, – идеже видится Бог лицем к лицу, – откуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание, – где слышится глас и шум празднующих, – где поют непрестанно и сладко песнь: аллилуиа, – где сладкое и блаженное дружество с Ангелами, – куда идут последующие Христу, яко овцы – пастырю: ты же чего стал? Для чего тудаже в покойное, мирное и сладкое место не спешишь? Туда, пошли и вошли все святии, вошли патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные... и водворяются там, и радуются, и веселятся, и ожидают общаго воскресения и совершеннейшаго блаженства: ты чего стал? Они ожидают нас с великим желанием, чтобы туда шли и пришли и мы. Ждет и небесный Отец, ждет Тот, Который Сына Своего нас ради не пощадил; ждет Тот, Который нас по образу Своему и по подобию сотворил; ждет, да ублажит нас вечным блаженством. Чего убо стоим мы? Чесо ради дремлем? Чесо ради нейдем и не спешим туда? Мир весь во зле лежит (1Ин. 5:19). Что в мире не горестно? Богатство с нищетою сопряжено, слава – с безславием, честь – с безчестием, покой – не без безпокойствия, мир – не без смущения и мятежа, любовь – лицемерна, дружество – не без подозрения, сладость растворена горестию. Отвсюду – страх, отвсюду – болезнь, подозрение, опасность и печаль. Нет истины, нет верности: умалишася истина от сынов человеческих (Пс. 11:2). Поэтому весь мир во зле лежит. Чего убо чаем в мире сем добраго? Суета суетствий и всяческая суета... Увы мне, яко пришельствие мое продолжися!.. (Еккл. 1:2; Пс. 119:5). О Иисусе, сладосте жизненная, радосте и утеха любящих Тя! К Тебе возвожу плачевныя моя очи от горькой и плачевной сей юдоли. Влецы меня за Собою... К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб – в руку господий своих, и яко очи рабыни – в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему (Пс. 122:1, 2).

Вопр. Как св. Тихон размышляет о божественной истине или о духовной мудрости?

Отв. (Част. IV, гл. 2, §19). Посредствия, чрез которыя в разум истины и к духовной мудрости приходим, суть: 1) святое Божие слово с помощию Духа Святаго. Ибо Священная Писания, по слову апостола, могут умудрить во спасение верою, яже о Христе Иисусе. 2) Искренняя молитва. Так говорит Апостол: аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне, и дастся ему (Иак. 1:5). Посему-то Соломон молился: познав, яко не инако одержу премудрость, аще не Бог даст, и сие же бе разума, еже ведети, чия есть благодать: приидох ко Господу и молихся Ему (Прем. 8:21). Духовныя убо мудрости догматам научаемся не в книгах мудрецов века сего, но в книгах пророческих и апостольских и навыкнем ей в школе Духа Святаго, Который, посредством святаго Своего слова, умудряет сердца верных Своих.

Место и седалище свое имеет духовная мудрость в сердце, а не на языке, внутрь, – а не вне; – в силе, а не в словеси... Отсюда бывает, что грубый поселянин, алфавита незнающий, но в страхе Божием живущий, умнее, искуснее и мудрее в деле христианском, нежели словесник и мудрец века сего, без страха Божия.

Знаки духовнаго любомудрия суть: 1) тщательное поучение в слове Божием; 2) искание совета у благочестивых и разумных людей; 3) разсуждение о дивном промысле Божием, о правде и милосердии Его; 4) частое воспоминание о смерти и последующих, т. е. о страшном суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности; 5) презрение мира и 6) паче всего молитва к Тому, Иже есть сам Истина, и источник и дарователь истины.

Вопр. Как св. Тихон учит познавать истину от разных простых случаев?

Отв. Вот некоторые примеры: слышишь, что один спрашивает у другого: кто сей дом или этот град создал, и видишь, что ничто само собою не делается, но от иного начало и бытие свое имеет. От сего случая обрати рассуждение к миру и всему, что в мире имеется, и вопроси, от кого он (т. е. мир) со всем своим исполнением и украшением имеет начало? И оный молча отвечает тебе: Той мя создал. Солнце, и луна и звезды отвечают тебе: Той нас создал. Земля и все, что на ней, отвечают тебе: Той нас создал.

Видишь, что стекло замаранное, или закопченное не вмещает света естественного. Так и человеческая душа, замаранная и очерненная грехом, дотоле не вмещает света Божией благодати, доколе во грехах пребывает. Ибо грех, как мгла темная... Стекло, как начнет очищаться, начнет и свет в себя впущать. Так и душа, очищаясь покаянием и верою во Христа, постепенно просвещается... Видишь, что земля, хотя и сеется на ней семя, ничего не прозябает, когда не будет на ней влаги. Здесь сия истина: сердце человеческое, хотя и слышит Божие слово, но не может производить плоды, когда влаги Божия благодати не имеет. Видишь, что железо или камень, хотя и горячие, дотоле не издают голоса (звука), доколе не излиется на них вода; когда вода излиется, тогда показывают свою горячесть шумом. Здесь сия истина: многие люди (от них же первый есмь аз: исправи Боже!) дотоле кажутся смиренными и кроткими, доколе обиды не получат; а как почувствуют обиду, гневаются, и ярятся и шумят, как железо горячее, водою облитое. Видишь, что если сын к отцу возвратится из чужой стороны, отец – о сыне и сын об отце радуются преизобильно. От сего случая верою возведи ум свой к дому Отца небесного, в который истинные христиане, чада Божия, возвращаются из страны мира сего, в которую грех ради наших изгнаны мы. О! как возрадуется тогда верная душа, когда, по бедственном в мире сем странствовании, возвратится в дом небесного Отца, явится лицу Божию, увидит Его лицом к лицу, узрит Его, якоже есть, и поклонится престолу славы Его! Узрит и Отец небесный возвратившегося из юдоли сей сына своего, и возрадуется о нем со всею фамилиею Своею, успокоит и утешит его. Видишь восхождение солнца и начинающийся день. Здесь имеешь довольную материю помыслить: 1) о благости Божией и 2) о солнце праведном, Христе Сыне Божием, умершем и воскресшем. Как солнце сие чувственное заходит и восстает: так Христос, явившись на земли и совершивши великое спасения нашего дело, зашел, во гроб и паки восстал... Видишь, что когда огнь коснется ладана благоуханного, тотчас приятное ухание восходит. Так, когда сердца человеческого коснется благодать Духа, тогда в сердце рождается молитва, воздыхание.


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle