Источник

З

Видим, что различны ложь и заблуждение в мире бывают. Лжет купец, когда сказует, что товар его такой-то цены стоит, но в самом деле, поистине, не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видал и не слыхал, и черное называет белым и горькое – сладким. Лжет раб, когда говорит господину то, чего не было. Лжет судия, который обещался и присягал по совести на суде поступать, и хранить и изыскивать правду, но не исполняет сего. Лжет работник, который, взявши достойную цену, обещался работать усердно наемшему его, но лениво работает или совсем не работает. Лжет должник, который приемлет деньги от заимодавца и обещается ему отдать, но не отдает. Лжет воин, который присягал – государю и обществу служить, но не выполняет сего. Лжет пастырь, который обещается и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет или нерадиво пасет и проч. Так лжет и христианин, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковым творит себя всяк тот, который по крещении святом беззаконнует и к суете мира сего прилепляется. Лжет Христу Господу блудник, прелюбодей и всякий сквернитель; лжет хищник, кощунник, злоречивый, клеветник и ругатель... Христианине! Тяжко пред человеком простым солгать, тягчае – пред чиновным, далеко тягчае пред царем: коль же несравненно тягчае и страшнее пред Богом солгать! Помяни убо, Кому ты обеты свои чинил в крещении, и, не сохранивши их, Кому солгал? Богу ты солгал, а не человеку. Покайся убо, пока время не ушло.

Примеч. Заблуждение и ложь, как и истину, должно рассматривать в двух отношениях: нравственном и догматическом. Приведенные выше примеры относятся ко лжи и заблуждениям нравственным. Но заблуждение догматическое есть все то, что несогласно с словом Божиим, с учением Церкви Православной, с Символом веры, с преданием Священным и с соборами Вселенскими.

Завещание святителя Тихона достойно того, чтобы всякая душа, прославляющая во святых – святителя Тихона, знала его наизусть. Выпишем его здесь:

«Слава Богу о всем!

Слава Богу, яко мене создал по образу своему и по подобию! Слава Богу, яко мене падшаго искупил! Слава Богу, яко о мне падшем промышлял! Слава Богу, яко мене согрешившаго на покаяние призвал! Слава Богу, яко подал мне слово свое Святое, аки светильник, сияющий в темном месте, и тем мене на путь истинный наставлял! Слава Богу, яко очи сердечныя мне просветил! Слава Богу, яко банею крещения мене омыл! Слава Богу, яко путь к вечному блаженству показал мне; путь же сей есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе глаголет: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14:6). Слава Богу, яко согрешающаго мене не погубил, но, по Своей благости, потерпел согрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, яко при бедственных и смертных случаях мене сохранял! Слава Богу, яко мене от врага диавола защищал! Слава Богу, яко мене печалующаго утешал! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу, яко объявил мне страшный суд, да того боюся и каюся за грехи моя! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне подават пищу, которою немощное тело мое укреплялось; подавал одежду, которою нагое тело мое покрывалось; подавал дом, в котором я упокоевался. Слава Богу и о прочих Его благах! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал! Слава Богу о всем!

Ныне я к вам, братия мои, обращаю слово. Не могу я с вами, якоже прежде, гласом и устами беседовати, яко бездыханен и безгласен; но беседую малым сим письмецом. Первое: храмина тела моего разрушилась, и, яко земля; земле предастся, по слову Господню: земля еси и в землю пойдеши (Быт. 3:19). Но с святою Церковию чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Надежда моя сидит одесную Бога, – Иисус Христос, Господь мой и Бог мой. Он мне глаголет: Аз есмь воскресение и живот (Ин. 11:25); Он мене спящаго всесильным Своим словом возбудит. Второе: отшел я от вас в путь всея земли и отлучился, и уже друг друга не видим, якоже прежде. Но увидимся паки таможе, идеже соберутся вси язы́цы, от начала мира и до конца пожившии. О, сподоби, Господи, и тамо видеться, где Бог видится лицем к лицу, и тем видящих оживляет, утешает, радостотворит, увеселяет и вечно блаженными делает. Тамо люди, яко солнце, сияют; тамо истинная жизнь; тамо истинная честь и слава; тамо истинное веселие и радость; тамо истинное блаженство, и все – вечное безконечное. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Третие: благодетелям моим, которые мене, при нужде и немощи моей, не оставляли, но, по своей любви и милости, снабдевали, много благодарствую. Да воздаст им Господь в день он, в который всем по делам их воздастся! Четвертое: всем, которые мене как нибудь обидели, простил я и прощаю. Да простит их и Господь Своею благодатию! Прошу и мене простить, ежели кого чем обидел, яко человек. Оставите и оставится вам (Мф. 6:14). Пятое: пожитков, как у меня не было, так и не осталось по мне. Прошу, с тех, которые при мне жили и мне служили, не взыскивать. Простите возлюбленнии и Тихона поминайте».

Завещание сие, в слух всех, прочитано было при погребении блаженного Тихона иеродиаконом Митрофаном. Во время чтения читавший и слушатели прерывали оное рыданием.

Вопр. Какие мысли представляются тебе при чтении сего завещания?

Отв. Блаженны – те души, которые, при исходе своем из тела и от мира, подобно святителю Тихону, могут сказать: слава Богу о всем! О, коль окаянны – те, которые, почувствовав себя в наготе, в лишении добрых дел и безблагодатными, должны стократно и вечно вопить: горе мне! Горе – мне, яко не познал Триединого Бога! Горе – мне, яко не присвоился Христу Спасителю! Горе мне, яко попрал благодать св. Крещения! Горе мне, яко пренебрег гласы, призывавшие меня к покаянию! Горе мне, яко не внимал слову Божию, в церкви благовествуемому! Горе мне, яко не верен был в исполнении обязанностей моего звания! Горе мне, яко не благовествовах ни словом, ни примером! Горе мне, яко был немилосерд! Горе мне, яко не раздавал милостыни! Горе мне, яко иждивал всуе дары Божии! Горе мне, яко не помышлял о веке будущем, о суде, об аде! О, Христе! Избави мя от сего вопля и горя. Аминь.

Вопр. Как блаж. Тихон рассуждает о Евангелии и Законе?

Отв. Евангелие, говорит он, есть слово греческое и значит благоприятную и радостную весть: ибо оно проповедует Христа Сына Божия, пришедшего в мир грешники спасти (1Тим. 1:15) и возвещает отпущение грехов и, вместо гнева Божия, милость Божию, вместо клятвы, благословение Божие, вместо осуждения, оправдание, и вместо ада, Царствие Божие отверстое, с Богом великим, святым и вечным примирение и общение (Рим. 5:1; Ин. 1:3, 7, 9)...

Но что есть Евангелие, лучше познается из сравнения Закона с Евангелием. Правда, Творец Закона и Евангелия един – Бог. И как закон всем дан и всех обязывает к совершенному послушанию: так и Евангелие всем – всей твари проповедать повелено (Мк. 16:15). И как закон на то дан был, чтобы человека, совершенно его исполнившего, оправдать и спасти: сотворивый та (в законе писанная), жив будет в них (Лев. 18:5): так и Евангелие имеет тот же конец – оправдать верующих.

Однако же, различие между Законом и Евангелием видимо и есть следующее:

1) Закон – писанный – дан был Моисеем (ибо у прародителей наших он написан был на сердцах их): Евангелие – Христом, как в пасхальном евангелии слышим: закон Моисеем дан бысть; благодать же и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1:17). 2) Закон дает заповеди, что делать и чего не делать: Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы (Ин. 3:16). 3) Закон учит, что делать и чего отвращаться, но помощи не подает: Евангелие обещает благодать Св. Духа, Которым на сердцах верующих написуется закон и действуется (Иер. 31:33). 4) Закон показует грех: законом бо познание греха (Быт. 3:20), – согрешившего обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий возвещает ему, клятвою поражает его и осуждает (Гал. 3:10), но не отнимает и не ослабляет греха: Евангелие грех прикрывает, немощь греховную врачует, гнева Божия боящихся ободряет и утешает, благодать и вечный живот верующим обещает. 5) Закон положен и надлежит для людей бесстрашных, неисправных, небрежных, нечестивых, чтобы чрез него устрашать, сокрушать их и к покаянию приводить (Мф. 3:10): Евангелие же проповедуется боящимся, смущающимся, страхом Божиим и печалию сокрушенным, милости Божией и утешения алчущим...

Вопр. Почему закон не мог облаженствовать человека? Не сам ли закон и причиною тому?

Отв. Нет, говорит свят. Тихон. Закон, хотя и для того был дан, чтобы оправдать человека, однако же не мог оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить: вси согрешиша и лишени суть славы Божия (Рим. 3:23), и потому с оправданием своим он отступил от нас. С оправданием, говорю: ибо что касается до исполнения его, то и ныне исполнять его должны христиане, ему повиноваться, по правилу и учению его житие располагать.

Вопр. Какая же польза от исполнения закона, если он не оправдит нас?

Отв. Сия: поскольку закон с оправданием своим от нас отстал (не мог оправдать); зане не оправдится от дел закона всяка плоть (Гал. 2:16), по невозможности исполнить его: то сим самым он ведет нас к Евангелию, и, яко немощных, поручает Христу, в Евангелии проповедуемому, Который туне, без дел закона (благодатию и верою) оправдает и спасает верующих в Него (Рим. 3:24–28). В сем то смысле Апостол написал: закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся (Гал. 3:24). Закон, кроме того, что научил нас добродетели, тщится чрез сие отвести от пороков, ведет нас, как бы за руку взявши, ко Христу, ведет, как пестун (руководитель) своего питомца...

Вопр. Когда началось Евангелие? Моисеев закон от времени Моисея; а Евангелие – от какого времени?

Отв. Евангелие святое, в том смысле, что оно есть смотрение тайны, сокровенныя от веков в Бозе, по учению Апостольскому (Еф. 3:9; Рим. 14:24, 25; 1Кор. 2:7; Кол. 1:2, 6), от начала мира есть и проповедуется. Ибо еще первому человеку Адаму Бог открыл милостивое Свое о нем и его потомках, роде человеческом, благоволение, которое чрез оныя слова, к змию сказанные от Бога: Той твою сотрет главу (Той – разумеется Христос, благословенное семя) означается, по общему св. Отец и учителей церковных разумению (Быт. 3:15). Сие милосердое Божие обещание, как теплый солнца луч из облаков, и как свет во тьме сидящим, просияло праотцам нашим – Аврааму, Исааку, Иакову и прочим, и согревало сердца их верою и надеждою грядущего в мир Солнца правды – Христа (Быт. 12:3). А что об Аврааме, то и о прочих праотцах и отцах, в ветхом завете поживших и спасшихся, разумеется, как пишется в Деяниях Апостольских: благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися, якоже и они, т. е. отцы наши (Деян. 15:11). Сей благодати Божией свет Пророкам открывался и ими проповедан был (Втор. 18:15; Деян. 7:37). О ней и прочие святые пророки проповедали, предвозвещая согласно, и различно предизображая пришествие Спасителя Христа, Его рождение от Девы, страдание, смерть. Посему и Христос глаголет: яко подобает скончатися всем, написанным в законе Моисеове, и Пророцех и Псалмех (Лк. 24:44). И так явно, что и в ветхом завете Евангелие святое проповедовалось... и жертвы ветхозаветные, яко прознаменовавшия Христа, евангельскую имели силу и значение, потому что не сами по себе они очищали грехи людские, но Христос, жертвами прознаменованный, очищал (Евр. 10:4).

Вопр. Кому возвещается Евангелие?

Отв. Благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, глаголет Христос (Ис. 61:1; Лк. 4:18). Нищим, т. е. кои духовную нищету свою признают, и кои, не находя в себе никакия правды пред Богом, но усматривая всякое окаянство, алчут и жаждут правды Божией о Христе. Сокрушенным сердцем, т. е. тем, которые печалию за грехи, как стрелою, уязвленное имеют сердце.

Вопр. Что явствует из сказанного?

Отв. 1) Евангелие (в сущности) тоже было от начала мира, которое и ныне; 2) таже вера была от начала мира, которая ныне проповедуется; 3) чтобы веру в сердце восприять от Евангелия, должно почувствовать силу, обличение, осуждение от закона; посему 4) нужно поучаться и в законе и в Евангелии: в законе, яко от закона познание греха и ощущение гнева Божия за грех; во Евангелии, потому что от Евангелия вселяется в сердце радость и утешение Духа Святого.

Вопр. Что разумеется под законом Моисеевым?

Отв. Заповеди и постановления, которые Бог дал Еврейскому народу чрез Моисея, и которые напоминаются и раскрываются в писаниях Пророков, живших после Моисея.

Вопр. Как разделяется закон Моисеев?

Отв. 1) На закон нравственный, содержащий в себе правила нравственной деятельности вообще; 2) обрядовый, который содержит постановления, определяющие принадлежности и образ внешнего Богопочтения евреев; 3) гражданский, который содержит в себе все то, что касается гражданского устройства и благосостояния гражданского в еврейском народе.

Нравственный закон Моисеев, как выражение внутреннего закона, врожден нам, вечен, вообще неизменен. Да не мните, говорит Спаситель, яко приидох разорити закон или Пророки, не приидох разорити, но исполнити (Мф. 5:17). Неотменяемость и вечную обязательную силу сего закона св. Тихон выясняет во многих главах своих творений, именно: о Богопочтении внутреннем и внешнем, о прославлении Бога, о подражании Богу, о любви к Богу, о любви к ближнему, о прощении оскорбляющих, о разных добродетелях частных и общественных, о различных обязанностях наших, о грехах и пороках.

Обрядовый закон, с пришествием Мессии, Которого он прообразовал и в Котором исполнились все прообразования, потерял всю силу и действие для рода человеческого, и, по разрушении храма Иерусалимского, исполнение его стало невозможно. Об уничтожении закона обрядоваго, предсказанном еще пророками (Иер. 31:31; Дан. 9:27), читай послания Апостола Павла к Римлянам, к Галатам и к Евреям.

Относительно гражданской части закона Моисеева должно знать то, что те токмо постановления удержали обязательную силу, которые вообще касаются гражданского благоустройства, напр. князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22:28). И святитель Тихон пространно и сильно выясняет и внушает сию часть Моисеева закона, беседуя о властях и подвластных, о начальниках и подчиненных, о взаимных обязанностях и отношениях...

О важности и силе законов Церковных приведем следующие слова из творений свят. Тихона: высокое и великолепное именование Св. Церкви, говорит свят. Тихон (ч. 8, §410), поощряет нас уклоняться от греха и прилежать благочестию. Церковь Святая нарицается от Апостолов дом Бога живаго (1Тим. 3:15). Сей святый великолепный дом имеет основанием Самаго Христа (1Кор. 3:11). Сей дом создали на лице всея земли, Господу споспешествующу, духовные архитекторы – Апостоли святии; он очищен и освящен кровию единороднаго Сына Божия (Еф. 5:25)... В сей дом собрались и собираются язы́цы мнози, глаголюще: приидите и взыдем на гору Господню, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему (Ис. 2:3): убо всякий домочадец Его повинуйся Ему. Церковь Христова есть мать верных и твоя: убо должно Ее любить, почитать, слушать, яко родившую тебя водою и Духом, и повиноваться Ея спасительным наставлениям и законам... Церковь Христова есть двор овчий, и ты имеешься между овцами: помышляй убо, как должно тебе слушать гласа Христа, пастыря твоего. Преслушание Церкви страшно аще кто преслушает Церковь, говорит Христос, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17).

Вопр. Что суть законы человеческие, или гражданские?

Отв. Законы гражданские заключают в себе постановления и правила Верховного начальства подчиненному обществу; и сии законы имеют обязательную силу для каждого члена общества. Посему никто из подчиненных не имеет права рассуждать, полезен ли или вреден – тот или другой закон, полагаемый Верховною гражданскою властию, но всякий член общества обязан исполнять закон гражданский беспрекословно; разве бы заключалось в нем противное закону Божию, как, наприм. при царях языческих предписывалось поклонение идолам: тогда подобает повиноватися Богови паче, нежели человеком (Деян. 5:29).

Силу и обязательность законов гражданских свят. Тихон так доказывает: всякая власть, как глава – в теле человеческом, в обществе имеется: ибо всякое общество подобно живому человеку. Голова в человеке, яко ума и разсуждения седалище, управляет всеми членами: так и власти управляют подчиненными. Мною, говорит Господь, царие царствуют и сильнии пишут правду (Притч. 8:15). Посему, говорит святитель Тихон (§481 Част. 9), должность верноподданных к своему благочестивому монарху сия есть: 1) должно его от чистого сердца любить, яко перваго по Бозе отца, промыслителя и попечителя о целости отечества; 2) высокое ему, яко от Бога посланному, и любовное отдавать почтение; 3) повеления и указы его, яко в пользу общества учиненные, без роптания и с усердием исполнять; 4) дань, от него требуемую, давать доброхотно и без задержания; 5) о здравии Его, яко отечеству нужном, о мирном царствовании и мудром правлении молить усердно Бога, яко Его – совет и утверждение, Его – разум, Его – крепость (Притч. 8:14): И в случае, за здравие его и своего здравия не щадить.

Заповеди Божии так изъясняет вкратце святитель Тихон:

I) Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене. Толкование: сия заповедь учит, дабы мы сердцем признавали и устами исповедали, что един токмо есть Бог, и о Божественных свойствах Его так бы содержали, как в том нас наставляет Божие слово. II) Не сотвори себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею, да не поклонишися им и не послужиши им. Сия заповедь запрещает идолослужение и всякий непозволительный способ богопочтения. III) Не приемли имене Господа Бога Твоего всуе. Сия заповедь запрещает употреблять имя Божие с умалением страшныя славы Его, а чрез то предписывает всякий истинный способ богопочтения. IV) Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: день же седмый, суббота, Господу Богу твоему. Сия заповедь повелевает, что бы мы в день воскресный и в другия известныя времена обще собирались на Богослужение для воздаяния той чести, какою тварь обязана Творцу и для наставления нашего. V) Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Сия заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их – великому государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное отдавали почтение и повиновение, да и всякому человеку – искреннюю любовь. VI) Не убий. Сия заповедь требует, чтобы мы ближнему своему никакого не делали вреда ни чрез самих себя, ни чрез других, ни делом, ни мыслию, но паче – от всякаго вреда оберегали бы. VII) Не прелюбы сотвори. В сей заповеди, под общим именем прелюбодеяния, запрещается всякая греховная плотская нечистота, а чрез то – предписывается, чтобы мы свою жизнь препровождали или в честном супружестве, или во святом и девственном безженстве. VIII) Не укради. Сим запрещает Бог всякое хищение и неправду, а тем самым повелевает, чтобы мы, для благополучия общаго, ближняго пользу наблюдали, как свою собственную. IX) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Сия заповедь требует, чтобы ни в чем не лгать и языком своим не касаться ближняго с обидою. X) Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Сия заповедь всех прежних заповедей есть совершенное изъяснение, и она требует, чтобы не токмо зла не делать, но и в сердце его не желать (Исх. 20:2–17).

Все сии заповеди утверждаются на двух основаниях: на любви к Богу и любви к ближнему. Первыя четыре учат любви к Богу; другия шесть – любви к ближнему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твом и всею душею твоею, и пр. возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят, рек Господь (Мф. 22:37, 39, 40).

Вопр. Что называется злом физическим?

Отв. Злом Физическим называются такие явления и изменения в мире, которые имеют вредное, болезненное или разрушительное влияние на существа живые или чувствующие. Таковы напр.: опустошительные действия стихий, неурожаи, моровые поветрия, болезни, насильственная смерть и проч... Откуда сия? Все, что заставляет теперь человека воздыхать, плакать и болезновать, порождено на земле силою проклятия, изреченного Богом падшему Адаму и Еве. И жене рече: умножая умножу печали твоя, и пр. И Адаму рече: проклята земля в делех твоих; в печалех снеси тую вся дни живота твоего: терния и волчцы возрастит тебе, и пр. (Быт. 3:16–18)... И по снятии сего проклятия, все сие минует и уничтожится...

Вопросы о целях и происхождении Физического зла слышались издревле. Святитель Василий Великий старался успокоить и вразумить совопросников так: «когда слышишь, говорит вселенский учитель, несть зло во граде, еже Господь не сотвори (Амос. 3:6), слово – зло – понимай так, что Писание разумеет под оным бедствия, посылаемыя на грешников к исправлению прегрешений. Ибо сказано: озлобих тя и гладом заморих, да благо тебе сотворю (Втор. 8:3), остановив неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности, как поток, удерживаемый какою ни есть твердою плотиною и преградою. Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, безплодие земли и бедствия, встречающияся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло таковаго рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесныя страдания и внешния бедствия направлены к обузданию зла. И так Бог истребляет зло, а не от Бога – зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушение же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой-либо иной причины, бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями (Твор. св. отец. 8 л. 144, 150)». И св. Григории Богослов спрашивает: «от чего неурожаи, тлетворные ветры, град? От чего порчи в воздухе, болезни, землетрясения, волнения морей и небесныя явления? И отвечает: тварь, созданная в наслаждение людям, – сей общий и равный для всех источник удовольствий, – обращается в наказание нечестивых, чтобы мы тем же самым, чем были почтены, и за что оказались неблагодарными, теперь вразумились, и познали силу Божию в злостраданиях, когда не познали ее в благотворных действиях»...

Физическое зло стоит под управлением Божественным, как и всякое благодетельное явление в мире. Все бедствия и несчастия суть Божии посещения, направляемые премудростию Божиею к целям благим, и преимущественно руководимые любовию или Божиею благостию, которая не спешит и заслуженным наказанием, умеряет или смягчает его силу, если люди предупреждают или встречают его покаянием и исправлением... Итак, истинно наставление Св. Церкви, внушающее нам, что против всякого частного и общественного бедствия лучшее средство – молитва, покаяние и исправление жизни...

Физическое зло вызвано грехом, как лекарство – болезнию, и введено проклятием, как горькое, но спасительное врачевство греховных болезней. Проклятая тварь в своих разрушительных действиях служит благу человека. Служение сие поручено ей Творцом, и управляется Его промышлением, премудрым и любвеобильным. Учением о проклятии твари, или о покорении её суете, ради спасения человека, и о будущем её восстановлении, Апостол, – говорит Св. Златоустый, – как паутину или детские игрушки, разрушает все философские толки, составленные о сем мире (Толк. на посл. к Римл. бесед. 14).

Начало зла нравственнаго, и за ним – физическаго свят. Тихон выясняет в своем обличительном слове о сырной седмице: – знаете ли вы, говорит он, какими масляница или сырная неделя ограждена днями? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь святая воспоминание творит страшного суда Христова, чтобы тем в страх и чувство привести нас... А чем кончится сырная седмица? – Неделию сыропустною, в которую воспоминает нам св. Церковь падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним – и нас самих, т. е. в сию неделю плачевное воспоминание творим начала золнравственнаго и физичесаго. Так мы в день сей оплакиваем крайнее наше несчастие: оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божией и Бога преблагаго прогневлять. И это есть корень н начало зла нравственнаго! Оплакиваем тот день, в который Божиим правосудием проклятию преданы мы, на смерть осудились, предались тлению, изгнались из рая, лишились краснейшей оной доброты, удалились Богосозданнаго селения, посланы в юдоль сию плачевную, в поте лица нашего искать хлеб себе. Вот начало зол физических! С крайним нашим жалением воспоминаем то время, в которое мы подпали всяким несчастиям, бедам, болезням, немощам, печали, воздыханию. Плачем еще, поминая тот час, в который образ Божий, неизреченную оную доброту, потеряли мы и приложились скотам несмысленным, – в который, наконец, смерть начала над нами царствовать... Какое, поистине, плачевное воспоминание! Каким печальным днем оканчивается масляница. Всех бед и зол нравственных и физических начало воспоминаем мы в сей день (часть 3)».

Вот как святитель Тихон рассуждает вообще о языке человеческом. Ни чем так не грешит человек, как языком, когда его не управляет по надлежащему. Язык клянет человеки, сотворенные по подобию Божию; язык злословит отца и матерь; язык научает убийству; язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, татьбе; язык лжет, льстит, обманывает; язык празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит; язык виновных в суде оправдывает, а правых обвиняет; язык касается монархов, которые никакому земному суду не подлежат; язык терзает и св. мужей, которые незлобием своим никому не вредят; от языка неизбыл сам Господь наш Спаситель мира, Который греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его (Ис. 53:9); язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; словом: ничего язык не щадит, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом.

Вопр. Какие бедствия производит язык?

Отв. Бесчисленные: 1) язык одному монарху на другого клевещет, и чрез сие рождает вражды, брани, кровопролития, и тогда – сколько тысяч неповинных людей падает! Сколько вдов и сирот остается плачущих! Сколько государств, градов, сел запустевает! 2) Язык рассевает ереси, расколы, соблазн, и от сего сколько Церкви святой – вреда, правителям церковным – беспокойств и труда!.. Язык отягчает судебные места коварными и бессовестными клеветами, и тем вводит в великие затруднения судей и писцов...

Вкратце сказать: сколько на свете бед было и есть, язык или породил, или увеличил их. О язык необузданный! Мал уд, но велико зло, неудержимо зло, исполнь яда смертоносна...(Иак. 3:5, 8). Неудержимо; ибо хотя две ограды – зубы и губы имеет, однако же прорывается... Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140:3) (Част. 4).

Примеч. Чтобы удержаться от зловредной наклонности к злословию и осудливости, прочитай, между прочим, из Сокровища духовного св. Тихона – статьи: зеркало; тина на дне ключа; яд сокровенный в человеке; плевелы между пшеницею; осмотрись; алфавит; сети, простертыя на пути; отрыжка и нищий.

Блаж. Тихон в письме своем сие, между прочим, говорит о предосудительности зрелищ: сколько на таких собраниях и гуляньях соблазнов, грехов и беззаконий зачинается и совершается, не можно исчислить. Сколько там слов и дел, столько же – грехов; сколько лиц, столько же – законопреступников. Далеко отсюду (от театров) отходит Бог, и Ангелы Его святые. Тамо место диаволу и ангелам его злым, которые радуются с (греховне) радующимися и веселятся о погибели их. Сего ради, погибель их не дремлет, когда вскоре не очувствуются. Тако веселился богач, но сый в муках кричит: отче Аврааме, помилуй мя.

А как гремит св. Иоанн Златоустый против зрелищ?

«На то (чтобы привлекать к себе воинов Христовых и ослабить их силы) построил он – диавол – в городах театры, и, обучив смехотворов, сею язвою заражает целый город. Чего Павел велел бегать, – я разумею пустословие и шутки, – то диавол убеждает любить; и что в этом есть самаго худшаго, то бывает поводом к смеху. Ибо, когда представляющие смешное на театре скажут что-либо богохульное и срамное; тогда многие, будучи безумнее их, сему смеются, забавляются; за что надлежало бы побить камнями, тому рукоплещут, и за такое удовольствие сами себе готовят огненную пещь... Не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним – ты, который заставляешь его это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представления, и всячески пособляешь демонской работе... Не говори мне, что представляемое на театре есть одно лицедейство. Ибо сие лицедейство многих соделало прелюбодеями, и многие домы разстроились (Бесед. VI на Еванг. Матфея, Нравоуч.).


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle