Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Русская Зарубежная Церковь и Катакомбная Церковь в Советской России.
Известный палач Русской Православной Церкви в СССР Е. А. Тучков, в последний год жизни св. Патриарха Тихона, задумал заставить Высшую Церковную Власть издать особую специальную «Декларацию», которая должна была превратить Русскую Православую Церковь в «Советскую Церковь», служащую антихристианским планам сатанократического советского государства.
Святейший Патриарх Тихон, шедший на целый ряд уcтупок советской власти для облегчения невыносимого положения Церкви, такую «Декларацию» издать категорически отказался, за что и заплатил своей жизнью. По свидетельству разстрелянного в 1930 г. врача и друга Святейшего Патриарха Тихона, профессора доктора М. А. Жижиленко (который, будучи главным врачем московской тюрьмы «Таганки», с 1927 г. стал первым катакомбным епископом Максимом, за что был сослан в Соловки, и затем разстрелян) – Святейший был несомненно отравлен.
«Завещание» Святейшего Патриарха Тихона, по авторитетному мнению проф. Уголовного Права Петроградского Университета А. А. Жижиленко (родного брата епископа Максима) – было несомненно подложным.
После кончины Патриарха, во главе Церкви стал законный Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр, оказавшийся воистину «камнем» в деле сохранения духовной свободы Церкви. Митрополит Петр категорически отказался подписать «Тучковскую Декларацию», за что был арестован, сослан и замучен в ссылке.
Отказались подписать эту «Декларацию» и самые выдающиеся, самые высокие и по положению и по нравственному облику иерархи-исповедники и мученики: митрополит Кирилл, митрополит Агафангел, митрополит Иосиф, архиепископ Угличский Серафим, и др.
Во главе Церкви стал «Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола» митрополит Сергий (Страгородский). Выставление кандидатуры митрополита Сергия на пост «заместителя местоблюстителя» было невольной ошибкой Местоблюстителя митрополита Петра. Митрополита Сергия ни в коем случае нельзя было допускать стать во главе Церкви уже по одному тому, что во время ареста Святейшего Патриарха Тихона он изменил Православию и стал обновленцем. После неожиданного для всех освобождения патриарха Тихона, митрополит Сергий «покаялся», но, как выразился о нем оптинский старец Нектарий, «яд в нем остался».
Митрополит Сергий оказался Иудой Предателем Русской Православной Церкви. Он предал ее в руки врагов и подписал «Тучковскую Декларацию», которая появилась 16 (29) июля 1927 г. от имени «Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола», хотя «Заместитель» не имел права на издание такого ответственного акта.
Как известно, в этой «Декларации», «радости» и «горести» советской власти признавались «радостями» и «горестями» Православной Церкви и предлагалось вынести антихристианской власти «всенародную благодарность» за ея «заботы о Православии». Истинно православным людям было совершенно нравственно невозможно принять эту «Декларацию». Произошел раскол. Массовыя жесточайшия гонения, разстрелы и пытки, обрушившиеся на «не принявших Декларации», которых советская власть стала выявлять при помощи «Советской Церкви», – не поддаются описанию. Поэтому, истинная Православная Русская Церковь, эта чистая и непорочная Невеста Христова, вынуждена была уйти в катакомбы, где она пребывает и до сего дня. Сведения о Катакомбной Церкви в Советском Союзе не подлежат оглашению. Изредка и скупо сообщаются некоторым бывшим катакомбникам о жизни этой многострадальной Церкви краткия весточки, с неизменным эпиграфом: «Не бо врагом Твоим тайну повем».
Русская Православная Зарубежная Церковь, основанная и возглавлявшаяся до 1935 г. митрополитом Антонием (Храповицким), а после 1935 г. до 1964 г. возглавлявшаяся митр. Анастасием, (а ныне возглавляемая митр. Филаретом), – после раскола Церкви в Сов. России в 1927 г. сразу поняла все трагическия последствия «Декларации» митр. Сергия и отказалась иметь с ним какое-либо общение. Этим Зарубежная Церковь оказала огромную духовную и моральную поддержку Катакомбной Церкви.
Митрополит Сергий, как известно, 8 сентября 1943 г. стал «советским патриархом»; после его смерти, 15 мая 1944 г., «советским патриархом» стал Алексий (Симанский). За все время существования «Советской Церкви» и «советских патриархов» – Сергия и Алексия – только одна Русская Зарубежная Церковь никогда не признавала, не признает и никогда не может признать этой «Церкви лукавнующих» с ея лже-патриархами. Все остальные Православные Церкви, как Автокефальныя, так и отколовшияся от Зарубежной Церкви («Парижский экзархат», «Американская митрополия»), признавали «Советскую Церковь», в зависимости от благоприятной политической ситуации и имели с ней каноническое общение.
Поэтому, Тайная Катакомбная Церковь в Советской России признаёт Русскую Зарубежную Церковь своей «родной сестрой» и благословляет всем русским православным церковным людям зарубежом входить в лоно только этой Церкви.
Проф. Ив. Андреев.