Источник

К

Клевету терпишь тяжкую, как слышу. Прими посильное утешение. Первое: без Бога ничего нам не бывает; потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи убо, что Бог посылает. Клевету слышит Бог и твою совесть знает... Второе: сим утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть великое утешение. Лучше от единой совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я сие избираю себе: пусть меня все хулят, только бы совесть меня хвалила. Третие: ты имеешь много в сем бедствии товарищей: святии Божии много клевет претерпели, и ныне многие обретаются, которые тоже терпят. Многие сим путем прошли и угладили его нам: пойдем за ними, да с ними купно прославим, искупившего нас Иисуса Христа. Четвертое: рассмотри совесть свою, не язвил ли и ты кого языком своим? Ежели это было; то клевета клеветою наказуется, и потому терпи благодушно, благодарно помня, что грех здесь наказуется, да там согрешивший помилован будет. Судими от Господа наказуемся, да не с миром осудимся, говорит Апостол (1Кор. 11:32). Накажи нас, Господи, зде, да тамо помилуй. Пятое: учись от сего клевете других не верить. Как ты напрасно слышишь о себе клевету; так и те, о которых худые слухи проносятся, часто не знают за собою того, в чем порочат их.

Когда постигнет тебя клевета и навет, читай, возлюбленне, сие утешение святителя Божия Тихона. Благодари Господа, яко смиряет тебя, и – если оскудеет терпение Твое – взывай: избави мя от клеветы человеческия, да сохраню заповеди Твоя, Боже! Взывай сие, взирая на Господа Иисуса, Который, сам ты знаешь, коль великие терпел и претерпел клеветы, терпел же, яко агнец безгласен, – припомни и св. ап. Стефана архидиакона и подобных ему. Когда на него сыпались не клеветы, а камни, он повторял: Господи! не постави им греха сего (Деян. 7:60) (О клевете читай еще у св. Тих. ч. VIII, гл. 11, §423).

Клятву можно разуметь различно: 1) Проклятие земли в делех человека, изреченное в раю по грехопадении Адама и Евы: проклята земля в делех твоих, рек Бог Адаму: терние и волчцы возрастит тебе (Быт. 2:17, 18). О сей клятве, на творении за падшего человека положенной, св. Златоуст так говорит: «И справедливо это проклятие: ибо как для человека земля создана, чтобы он мог наслаждаться всем происходящим из нея: так теперь, ради человека согрешившаго, она предается проклятию, чтобы проклятие сие послужило во вред благоденствию и спокойствию человека (на Быт. бесед. 17).» Проклятие сие, прежде всего, касается плодоносия земли: терние и волчцы произрастит тебе; но Апостол силу проклятия простирает гораздо далее: суете, говорит он, тварь повинуся не волею, но за повинувшагою (Рим. 8:20). 2) Клятву законную. Елицы от дел закона суть, под клятвою суть, писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет в словесех, писанных в книзе законней, яко творити я. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:10, 13)... Святитель Тихон великое дело искупления, нас Христом Иисусом от клятвы законныя так выясняет от лица самого Искупителя: Ты согрешил, а Я грех твой на себя взял. Ты виноват, а Я казнь принял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер (из 2-й части, статья: Христос грешную душу к Себе призывает)8. 3) Клятва есть тоже, что присяга, т. е. благоговейное призывание имени Божия во удостоверение истинности объявленнаго и в верности исполнения обещаемаго... Клятва не есть человеческое учреждение: ее приемлет, утверждает и освящает сам Бог: Мною самем кляхся, глаголет Господь. Клятвопреступление есть тягчайший грех; ибо чрез него наносится величайшее оскорбление имени Божию (Исх. 20:7; Лев. 19:12). О прочих злоупотреблениях клятвы, или, как просто называют, божбы, святитель Тихон сие говорит в наставлении христианском (ст. 10. ч. 1): вошли в обычай божбы крайне непристойныя христианам, как-то: ей Богу, на то Бог, свидетель Бог, на то Христос и пр.; и поминаются они от людей часто, и почти во всяких словах. Таковыя божбы не иное что суть, как сатанинский вымысел, на безчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенный. Ты берегись так и подобно тому божиться. Когда же нужда будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: ей, ей: ни, ни (Мф. 5:37). Прочее все от неприязненнаго духа.

Кончину мира святитель Тихон поразительно изображает, обличая языческое Богопротивное препровождение масляницы (смотри под словом: страшный суд).

Вопр. Как богословие доказывает кончину мира?

Отв. Что существующий мир будет иметь конец, это 1) предсказал еще в Ветхом завете псалмопевец, взывая к Богу: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут; Ты же пребываеши, и вся, яко риза, обетшают, и яко одежду свиеши я (Пс. 101:26, 27). 2) Засвидетельствовал в Новом завете сам Христос Спаситель, когда говорил: небо и земля мимоидут (Мф. 24:35), и дал обетование ученикам Своим: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Что конец мира последует именно в тот день, в который совершится и всеобщий суд, это видно из слов Спасителя в притче о семени: жатва кончина века есть, а жатели – Ангели суть. Яко же убо собирают плевелы, и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего... Изыдут Ангелы и отлучат злыя от среды праведных (Мф. 13:39, 40, 49). О кончине мира святой Василии Великий так богословствует: «начавшееся со временем, по всей необходимости, и кончится во времени. Если имеешь начало временное, то не сомневайся о конце».

Вопр. В чем будет состоять кончина мира, по учению св. Писания?

Отв. Кончина мира будет состоять не в том, будто он совершенно разрушится и уничтожится, а в том, что он токмо изменится и обновится посредством огня. Та погибнут, сказал Псалмопевец о нынешнем небе и земле; но далее объяснил свою мысль: яко риза обетшают, и изменятся (Пс. 101:27). И св. Петр, сказав, что нынешняя небеса и земля огню блюдутся на день суда, продолжает: приидет же день Господень, яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела, сгорят (2Пет. 3:7, 10, 12). Но непосредственно за тем присовокупляет: нова же небесе и новы земли, по обетованию Его, чаем, в нихже правда живет (2Пет. 3:13). Святой Иоанн Богослов действительно и видел в откровении небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша (Апок. 21:1). Святые отцы так сие поясняют. Св. Иреней: «не сущность и не вещество творения упразднится (ибо истинен Тот, силен, Кто устроил его); но преходит образ мира сего, т. е. то, в чем произошло разстройство. Когда же прейдет этот образ, и человек обновится и востанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля». Св. Кирилл иерусалимский: «будет скончание мира сего и сотворенный мир сей обновится. Поскольку разврат, татьба, любодеяние и всякий род грехов разлился на земли, – кровь с кровьми смесилась в мире (Ос. 4:2): то, чтобы чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, дабы снова явиться лучшим... Свиет Господь небеса не для того, чтобы истребить оныя, но чтобы опять явить их в лучшем виде». Блаж. Иероним: «ясно показывается (Пс. 101:27), что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в лучшее».

Вопр. Можно ли знать о времени кончины мира?

Отв. Когда придет великий, последний день мира, Господу не угодно было открыть нам, для нашей же нравственной пользы. О дни том и часе никтоже весть, ни Ангелы небеснии, токмо Отец Мой един, сказал Христос (Мф. 24:36), и присовокупил: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24:42, 44): будите готови, яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет. Впрочем, для ободрения праведников и вразумления грешников, бесконечно благий и премудрый Господь, как Сам непосредственно, так и чрез Апостолов, благоволил предуказать некоторые знамения Своего второго пришествия и кончины века, – некоторые признаки приближения великого дня судного. Главные из них суть: 1) С одной стороны необычайные успехи добра на земли, распространение евангелия Христова во всем мире: проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина (Мф. 24:14). 2) С другой стороны – необычайные успехи зла и явление на земле Антихриста: в последния дни, говорит Апостол (2Тим. 3:1, 2, 4), настанут времена люта; будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителям противящиеся... Сластолюбцы паче, нежели Боголюбцы... Дух злобы, как бы предчувствуя близость своей конечной погибели, употребит все свои усилия и козни, чтобы противодействовать успехам Евангелия, и дело дойдет до того, что Сын человеческий пришед, убо одрящет ли веру на земли (Лк. 18:8)? Не довольствуясь обыкновенными своими средствами, диавол воздвигнет тогда, по допущению Божию, чрезвычайное для себя орудие в лице Антихриста, чтобы вести чрез него брань с царством Христовым.

Корыстолюбие и сребролюбие не токмо само в себе есть тяжкий грех, но и корень всех зол, по слову Апостола: корень всем злым сребролюбие есть (1Тим. 6:10). И в каком ни будет звании и чине язва сия, многоразличное зло пораждает: 1) когда низкого звания будет корыстолюбец и лихоимец, корыстолюбие научает его окрадывать лавки, житницы, даже – церкви, уводить коней, засады делать по дорогам, разбой и грабеж чинить. 2) В купечестве корыстолюбие учит лгать, обманывать, худую вещь – за добрую, дешевую за дорогую продавать, беззаконную лихву, или чрезмерный процент брать, воду в вино мешать. 3) Ежели помещиком будет корыстолюбец, крестьян излишними оброками обременяет; от сего последует, что иные крайнюю скудость в пище претерпевают; иные без одеяния полунаги скитаются; а иные, не имея чем оброк платить, и себя и домашних пропитать, вынуждаются идти на разбой и хищения; иные – оставлять церковное собрание в праздничные дни и отлучаться от молитвы и слушания слова Божия, чтобы доставать себе работою в запрещенные дни потребное. Виною сего бесчеловечное лихоимство и корысть господина. 4) Когда язва корыстолюбия заразит тех, которые в судебных местах заседают: то последует ужасное и плача достойное попрание правды, нарушение присяги... А от сего все общество заражается нестерпимыми ранами. Ибо злые люди и насильники, видя попрание правды, в большее бесстрашие приходят и на большие злодеяния устремляются, обнадеживая себя тем, что, хотя они обличаются в злодействе, могут от законныя казни мздою освободиться, что и бывает. Посему нет для общества большей язвы, как судии, корыстолюбием и лихоимством растленные. Черви внутри древо грызут, а они общество подъедают и снедают. И тем они вреднее, что носят на себе вид добрых и верноподданных членов государства... 5) Ежели корыстолюбие овладеет сердцем военачальника, то приводит его к тому, что, презрев клятвенное свое обещание, он изменяет государю, не стыдится, не ужасается продавать отечество свое, в котором родился, воспитался и, как в недре матернем, со всею фамилиею своею упокоевается... Так во всяком чине и звании корыстолюбие бесчисленное зло рождает. И, кажется, никто так не вредоносен обществу, как лихоимец и корыстолюбец. От них оно стонет, воздыхает и изнемогает более, нежели от иноплеменных врагов. Св. Златоуст говорит: «корыстолюбие и сребролюбие все беды в свете производит: оно обогряет кровию море, и часто окровавливает неправдою судейские мечи; оно вооружает разбойников; оно порождает убийц для отцев и матерей (Бесед. 23, на 1 посл. к Коринф. Част. V, гл. 8, §114)».

Вопр. Как блаженный Тихон рассуждает о лихве и росте?

Отв. Он говорит о них, как о злых исчадиях корыстолюбия, а именно: лихва и рост есть грех. Доводы, показующие, что лихва есть грех, сии: 1) св. Божие слово прямо запрещает лихву брать: в заим дайте, ничесоже чающе, глаголет Христос (тоже и в Ветхом Завете: Исх. 22:25; Втор. 23:19; Пс. 14:5). Все же то грех, что противно Божию слову: убо лихва есть грех. 2) Лихва противна Божией заповеди не только десятой, которая учит чуждого не желать, но и осьмой, которая запрещает самым делом чуждого касаться. Ибо приемлющий лихву не токмо желает, но и самою вещию чуждое восхищает. «Как рыболов, говорит св. Василий Великий, червяка на удице прицепляет, чтобы рыбу обмануть и поймать: так лихвовзыскатель ближняго деньгами своими привлекает, и он, как рыба на удице, уловляется (на Пс. 14)». 3) От чужого убытка прибыли себе искать и получать ее от чужих трудов без своего труда, – грех. Лихву же приемлющие ищут себе прибыли от чужого убытка. 4) Лихва противна закону естественному, который учит не делать того ближнему, чего себе не хочешь; и любви христианской, которая требует, чтобы не только чужого не желали, но и от своих благ требующим уделяли без возврата: просящему у тебя дай (Мф. 5:42). Убо лихва есть грех. Св. Василий Великий к лихоимцам вещает: «должно было тебе человеческую нужду умалить: ты же умножаешь, прибытки от убогаго приемля, по подобию того лекаря поступая, который, пришедши к немощному, вместо исцеления, и последнюю силу у него отнимает... Или не знаешь, что большее приращение греха делаешь, нежели денег, от лихвы? От бед богатишься, от слез сребро собираешь, нагаго обнажаешь, без земли садишь, без семени жнешь; и невеси, кому собираешь... Сие всякое человеконенавидение превосходит... Убо хотящаго от Тебе заяти не отврати, и сребра своего не даси в лихву, да от ветхаго и новаго Завета научившись, тамо – по смерти – лихву восприимешь».

В Бозе почивающий митрополит Гавриил, упоминаемый в жизнеописании Задонского чудотворца Тихона, о Крестных ходах в книге: О служении и чиноположениях Прав. Церкви (§355) написал сие. Крестныя хождения от древних времен установлены наиболее для того, чтобы христиане, обходя место, обитаемое ими, тем паче подвиглись к покаянию, к вере, усердию и молитве, да милосердый Бог, преклонен, отвратит от них Свой гнев и явит Свою благость. И так они были наиболее во времена каких-либо несчастных приключений, от которых Церковь, получив избавление, уставляла ежегодно оныя хождения совершать к умилостивлению Бога, к принесению Ему благодарения и для возбуждения верных к раскаянию в порочной жизни. Святый Златоустый нарицает их прилежными молениями. Евсевий, в житии св. Константина (кн. 2, гл. 14), повествует, что сей государь имел обыкновение пред сражением с неприятелями делать литии. Святый Златоуст в беседе пред изгнанием говорил к народу: утро вкупе с вами прииду к литии. Св. Василий Великий в послании 63-м к Неокесарийской церкви запрещает народу без епископа крестныя хождения иметь... Сие довольно открывает древность установления крестных ходов: для каких же причин в который день таковое хождение установлено, можно видеть из повествований о празднестве тех дней».

О Крестном знамении тот же великий святитель Российския Церкви митрополит Гавриил сие говорит в названной книге. Святый Епифаний пишет: третие вот какое доказательство христианскаго благочестия имел Иосиф, что ни мало против Христова имени и знамения крестнаго не успевали злодейства. Св. Афанасий в учении о воплощении пишет: единаго креста знамение употребляя, человек ухищрения диавола от себя отгоняет. Тертуллиан (кн. 2, к жене): укрываешься ли ты, когда одр и тело твое знаменуешь? Св. Василий Великий о Св. Духе (гл. 27): знамением креста надежду положивших во Христе знаменуем, и на восток обратившись молимся. Св. Григорий Нисский, в житии св. Макрины, говорит: матерь ея, знамение крестное сотворивши на болезнующем сосце, увидела оный исцеленным, и она при самой смерти крестным знамением себя ограждала. Св. Златоуст (на 2 Тим. гл. 2): во обычай мнози устроиша, еже знаменатися часто, и не ктому требует воспоминающаго (на посл. к Кол. гл. 3): верна ли еси, назнаменай, рцы: сие токмо имам оружие и целение, инаго же невем (на 2 посл. к Кор). Потребно есть ничто же ино отрочати возложити, но разве хранение креста. Св. Афанасий к Антиоху: крест вернии почитают и целуют для Христа, распеншагося на кресте».

Св. Димитрий, митрополит Ростовский, в слове на воздвижение честного и животворящего Креста Господня, о действии, силе и спасительности крестнаго знамения сие говорит: «прежде пришествия Христова крепок был диавол, и никто же мог ему противиться: ибо не имели люди оружия на диавола. Ныне же имамы крест Христов: положи токмо знамение, и абие отбегнет от тебя. Слышим, что Иоанн Богослов глаголет: связан сатана на тысячу лет (Апок. 20:2). Чем связан, если не крестною силою? Как убо может тебе вредить, если связан? А ежели вредит, ты свяжи его, т. е. положи на себе знамение креста Господня, и связан будет. Наносит ли диавол мысли, и помышляет ли что лукавое ум твой? Положи крестное знамение на уме твоем, и отбегнет от тебя. Понуждает ли тебя обращать семо и овамо очи? Положи крестное знамение, и отбегнет от очей твоих. Сидит ли на языце, или на устнах, чтобы ты разглагольствовал суетная? Крестом отжени его... Сие тебе советует и св. Иоанн Дамаскин, сказуя о кресте Христовом, что сей нам знамение дадеся на челе, имже образом Израилю (было в знамение) обрезание. Сим вернии от неверных отличаемся, сей – щит и одоление на диавола, сей – печать, да не коснется нас всегубитель. Подобно и св. Ефрем (в слове 103) беседует: животворящаго креста знамение да полагаем на челе, и на персех, и на устах, и по всем удам нашим; – сим да знаменуемся, и сим да вооружаемся. Тоже и св. Златоустый подтверждает: крест на челе и в мысли с многим написуем тщанием; ниже бо просто перстом оное начертать подобает; но первее произволением со многою верою. И аще вообразиши его зрению, никтоже близ тебя стати возможет от нечистых духов, зря меч, имже язву прият. Ежели мы, смотря на места, где осужденные казнь приемлют, ужасаемся: помысли, сколько страждет диавол и бесы, зря оружие, которым Христос сокрушил всю силу их и дракону отсек главу... И Константин Великий – когда не мог победить Максентия, явилось ему знамение крестное на небеси, и глас слышал: сим побеждай. И когда повелел Константин написать на оружиях знамение креста, тогда же победил врагов своих».

Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1:18). Ибо духовный востязует вся, душевен же человек не приемлет яже Духа Божия (1Кор. 2:15). «Слово крестное, говорит св. Иоанн Дамаскин, есть безумие для тех, которые не с верою принимают, и не с верою размышляют о благости и всемогуществе Божием; но испытывают Божественное человеческим и естественным разумом. Все Божественное – выше естества, слова и разумения. Напр. кто станет разсуждать, как и для чего Бог привел все из небытия в бытие, и захочет постигнуть сие естественным разумом, тот не постигнет. Потому что такое знание есть душевное, бесовское. Но кто, руководствуясь верою, будет размышлять о благости, всемогуществе, истине, премудрости и правде Божией, для того все будет гладко и ровно, и он найдет путь прямый. Всякое действие и чудотворение Христово чрезвычайно велико, божественно и удивительно, но всего удивительнее – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа, упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен добычи, даровано воскресение, дана нам сила презирать настоящее, и даже – самую смерть, уготован путь к первобытному блаженству, отверсты врата райския, возсело естество наше одесную Бога, и мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено крестом. Елицы бо во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим. 6:3). И елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3:27). Христос же есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24). Таким образом, смертию Христовою, или крестом, облечены мы в ипостасную Божию премудрость и силу» (Излож. Правосл. Веры, 1844 г. стр. 241, 242). «Для чего крестом совершено домостроительство вочеловечения? вопрошает святый Василий Великий. И сам же отвечает: Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так, что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть или для того, чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, иди потому, что прежде деревяннаго креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде котораго соприкасаются четыре части вселенной, и сила котораго, заключающаяся в среде, проходит четыре части... Посему-то Павел, будучи из числа погибших Израилевых и расточенных Иудиных, как скоро уразумел знамение, воздвигнутое Иисусом в языки, притек ко кресту, и сказал: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашею Иисуса Христа (Гал. 6:14). (Творен. св. От. Том 11, част. 2, 1845 г. стр. 356). «Крест есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним, Он есть печать, чтобы не коснулся нас Ангел погубляющий (Исх. 12:23), как говорит Писание. Он есть для лежащих востание, для стоящих – утверждение, для немощных – опора, для пасомых – жезл, для обращающихся – руководство, для преуспевающих – приведение к совершенству. Он – спасение души и тела, отражение всех зол, податель всех благ, истребление греха, растение воскресения, древо жизни вечной (Излож. Правосл. Веры, 1844 г. стр. 243)».

I. Приидите Боголюбивии вси, воспевает Церковь в праздник Воздвижения, крест честный возносимый видяще, возвеличим купно и славу дадим Единому избавителю и Богу, взывающе: распныйся на древе крестном, не презри молящихся нас.

Крест воздвизаем, на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелеваем твари всей. На том бо убив нас убившаго умерщвленныя оживил есть и удобри (см. ст.).

II. Праздник у нас ныне и торжество, вещает св. Златоустый. Не дивись, что мы празднуем в честь Креста... Крест являл прежде осуждение и казнь, а ныне он есть для нас предмет драгоценный и вожделенный. Прежде крест был бесчестием и наказанием, а ныне он есть слава и честь... Крест есть глава нашего спасения. Крест – виновник бесчисленных благ. Бесславные прежде и отверженные, мы, ради креста, опять приняты в число чад Божиих... Итак мы справедливо празднуем день сей».

III. Вскоре, по смерти Искупителя, Иерусалим покорен и разрушен римлянами. Все предметы, напоминавшие об Иисусе Христе, были, истребляемы злобою. Крест, на котором Он распят, сокрыт в недрах земли, и долгое время оставался в забвении... Настал счастливый для христианства век – четвертый. Константин Великий, император востока и запада, неоднократно испытавший силу креста, уверовал в Сына Божия. Елена, матерь императора, подвиглась святым желанием найти крест Иисусов и воздать ему поклонение. После многих разысканий, обретают, наконец, желанное сокровище... Иисус Христос распят был между двух разбойников: три креста были обретены вместе, которые, по совету Макария, патриарха Иерусалимского, возлагаемы были, один после другого, прежде на болящую, потом на мертвеца; два первые не произвели никакого чуда; когда же возложен был третий, – болящая получила исцеление, а мертвецу – возвращена жизнь... Чудо сие указало истинный крест Христов, которому в тоже время воздано было благоговейное поклонение верующими, в бесчисленном множестве стекшимися, при воздвижении его Патриархом, для всемирного созерцания. После сего чудесного события, казнь крестная уничтожена, крест сделался державою владык земных и украшением диадим их, красотою Церкви, честию воинских знамений, наградою заслуг и подвигов, предметом поклонения на небесах и на земли... Достойно убо крест составляет для нас многие в году празднества.

Вопр. Как святитель Тихон определяет св. Крещение, излагает его внешнюю принадлежность и благодать в нем сообщаемую?

Отв. I. Крещение есть тайна, в которой чрез троекратное погружение в воде, с произношением трисвятого имени, невидимою благодатию Св. Духа измываются грехи крещаемого. Да совершится тайна сия, три вещи надлежит соблюдать: 1) должен иерей форму, или совершение, т. е. слова сии: крещается раб Божии и пр. вкупе с погружением произносить. 2) Восприемник должен быть православный, а не еретик. 3) Ежели крещаемый будет совершенного возраста, и могущий разуметь и говорить, сам да отрицается и да ответствует на вопросы священнические (ч. 1). II. Силу или благодать, сообщаемую в Крещении, святитель Тихон так изъясняет: «посмотрим, говорит, что были мы прежде крещения и чем соделались по крещении, да отселе живое приемлем утешение. Прежде крещения удалены мы были от Бога, но чрез крещение приблизились к Богу. Прежде крещения враги мы были Богу, но крещением примирились Богу, и Бог нам примирился. Прежде крещения были мы чада гнева Божия, но крещением соделались сосудами милосердия Божия. Прежде крещения чада тьмы и чада диавола были мы, но крещением чада света и чада Божии стали. Прежде крещения оскверненные были грехами, но крещением омылись, освятились и оправдались. Прежде крещения затворены были нам двери к вечной жизни и небесному царствию, но крещением отворились и входят невозбранно хранящии благодать св. Крещения. Сию высочайшую милость заслужил нам единородный Сын Божий, Иисус Христос. Буди благословенно имя Его со Отцем и Св. Духом! III. Духовное наше рождение в купели св. крещения, по учению св. Тихона, во многих чертах отличается от рождения плотского. Так плотского рождения принадлежность: гордость, высокоумие, самомнение, презрение ближнего. Духовного же: смирение, умаление, себя самого уничижение для славы Божией. Плотского рождения свойство – неверие, духовного – вера. Плотскому рождению принадлежат: бесстрашие, неповиновение, противление; – духовному: страх, покорность и послушание. Словом: до плотского относится злонравие и нечестие; до духовного – благонравие и благочестие. Осмотримся, братия – христиане, показуем ли мы плоды нового рождения? не старое ли все еще действует в нас?

Благодатные плоды св. Крещения святитель Тихон изъясняет в статье: Баня. Видим, говорит, что люди, вшедши в баню, омываются от скверн и нечистот телесных и исходят из бани чисты и одеты в белую рубашку. Так христиане, вшедши в баню св. крещения, омываются от скверн греховных, очищаются, освящаются, и одеваются пресветлою и предрагою правды Христовой одеждою, яко порфирою царскою, и делаются сынами небесного Царя: омыстеся, говорит Апостол, освятистеся, оправдистеся, именем Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 6:11). Посему св. крещение от Апостола называется банею пакибытия. Потому что в крещении вновь рождаемся и делаемся новая тварь.

Благословен Бог, благоволивый тако!..

Вопр. Каких благ сподобляемся во св. крещении?

Отв. Всех, кои Христос страданием и смертию Своею заслужил нам: 1) получаем отпущение грехов всех, какие бы крестящийся ни имел: воскроплю на вы воду чисту и очиститеся от всех нечистот ваших (Иез. 36:25). Посему св. ап. Петр увещавает: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов (Деян. 2:38). И св. апостол Павел крестившихся приветствует: омыстеся, освятистеся, оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6:11). 2) Освобождаемся от смерти и диавольской власти, и вступаем в царство Христа Сына Божия, становимся овцами св. стада и членами Церкви Святой; 3) делаемся наследниками вечного живота и блаженства, по неложному обещанию самого Спасителя (Мк. 16:16; Тит. 3:5–7).

Вопр. В крещении получают оставление грехов возрастные, имеющие грехи. А в младенцах – какие же грехи?

Отв. Св. пророк Божий Давид на сие ответствует: в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7). Видишь, что как он, так и мы во грехах зачинаемся и рождаемся. Посему и младенцы требуют омовения от скверн греховных (т. е. первородного греха), дабы очистившись, вошли в вечный живот (кн. VΙΙ).

* * *

8

Прим. Святой Димитрий Ростовский за искупление от клятвы законныя так взывает ко Искупителю: благодарю Тебе, Господа моего, благодателя прещедраго, яко мене ради биен, безчестен, оплеван, заушен, связан, терновым


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle