Источник

Л

1) Лицемерие, лесть, лукавство противны чистосердечному обхождению с ближними. Со всяким человеком обходись нелестно, но просто, так, как – сам с собою. Каковым вне ему являешься, таковым и внутрь будь; что ему говоришь, и что на устах твоих имеется, то самое должно быть и на сердце твоем. Лесть и коварство суть дело пагубных людей, и в сердцах их диавол живет, который льсти и коварству поучает их на прельщение наше. Берегись убо лукаво и коварно с ближним поступать, да не подашь в сердце твоем место диаволу, и обладает тобою, и поведет тебя, как пленника (из 1 част.).

2) Вопр. Что св. Тихон говорит против лицемерия в делах благочестия?

Отв. (Кн. VI, §270–271). Творят часто и лицемеры добрыя свои дела: часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильныя милостыни; показуют знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют главы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и по видимому образу благочестие показуют, но силы его отвергаются. Ибо творят дела свои, да видимы будут от человек (Мф. 23:5). Дабы не заразиться квасом фарисейским, еже есть лицемерие, надобно всегда помнить, какой должен быть конец добрых дел наших? Конец же добрых дел есть: 1) да покажешь повиновение и послушание Богу нашему, Который нам вещает: уклонися от зла и сотвори благо... (Пс. 33:15). И хотя мы, ради немощи нашей, и не можем вполне такового повиновения Ему показывать, какового святый и праведный Его закон требует, потому что плоть похотствует на дух (Гал. 5:17): однако же должно нам от всего сердца тщиться, чтобы не попущать плоти над нами господствовать, но духом деяния плодская умерщвлять (Рим. 8:13). 2) Долженствуем уклоняться от зла и творить благо, – не так, как язычники некогда, и ныне лицемеры творят – к похвале и славе своей, а не к похвале и славе Того, от Которого всякое добро происходит – т. е. Божией. Как все доброе от Бога происходит, так от нас в Божию славу и обращаться должно. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрыя дела ваша и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф. 5:16). 3) Должно нам творить добрые дела, да не порочим и бесчестим высокого христианского имени и звания: христианам надлежит помнить, что Апостол пишет: не призва нас Бог на нечистоту, но в святость (1Сол. 4:7)... Великое, высокое и небесное есть звание христианское: посему должно быть удалено и чисто от земных скверн и нечистот (Еф. 4:1 и д. Тит. 2:11, 12). 4) Всякое древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают, говорит Христос (Мф. 7:19). Древо есть человек, духовне рассуждаемый, который, хотя имя Христово исповедует, и сим исповеданием, как листвием – древо, красится и величается; но ежели исповедания своего достойных плодов не творит, не иному чему, как геенскому огню, как древо бесплодное – на сожжение, праведным судом Божиим предается... 5) Христианская братская любовь требует, чтобы мы ближнему нашему в духовных его нуждах помогали и духовне его назидали примером христианского жития и благочестия. Впрочем, сие говорим не на такой конец, дабы мы добрыя дела исполняли для того, да видимы будем от человек (это – фарисейское лицемерие, Божиим словом осуждаемое); но в том разуме, что доброжитие одного может послужить другому случаем, или к усилению ревности в христианском подвиге, или к востанию от уныния, или к укреплению изнемогающих. Ибо истинное благочестие есть, – как свет, в нощи мира сияющий, который, хотя и таится, но скрыться не может и видится издалече... Благочестивым примером не менее люди назидаются, как и словом. 6) О добродетельной жизни надлежит пещися и для того, да заградим уста противникам нашим и врагам, которые изощряют язык свой на поношение и злословие наше, и назирают, да обрящут речь на нас. И хотя свойство клеветников и там находит причину порицания и злословия, где нет причины: однако же клевета их, яко ложная и неправедная, тщетна будет, егда изведет Господь, яко свет, правду неповинных, и судьбу их, яко полудне. (Пс. 36:6). 7) Житие наше благочестиво должно проводить и на тот конец, да незнающие и не исповедующие имени Христова, видя доброе житие наше, обратятся ко Христу и с нами едино будут и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех (Ин. 17:21; Мф. 5:16). Так древние христиане многих приобретали Христу. Так буди, буди и днесь благодатию тоюжде Святого Духа. Аминь.

Вот что предлагает святитель Тихон из св. Златоуста о любви к Богу:

Кто любит Бога так, как должно, тот ничего того не чувствует, что бывает между человеками приятно или неприятно (На Пс. 4). Кто любит Бога, тот никогда не постыдится: ибо никогда Того, Кого любит, не лишится, и никогда не разлучится от Него (там же). Горящий любовию к Богу человек так обращается на земли, как бы имел жительство свое на небеси, и никакими вещами от добродетельнаго течения удержаться не может (Бесед. 28 на быт). Бог, Котораго любим, того хощет, чтобы не словами только, но и делами показывали любовь к Нему (Бесед. 20 на Иоан.). Заключим до времени сие молитвою святаго Златоуста о любви к Богу, – молитвою, которую он имел обычай произносить в 10-й час утра: Господи, сподоби мя, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою.

Вопр. Где и как святитель Тихон беседует о любви к Богу?

Отв. Во многих местах, а трогательнее всего в статье своего Духовнаго сокровища, под названием: кого ж мне любить, как не его? Слышим, что один о другом говорит слово сие: кого ж мне и любить, как не его? Христиане! нам наипаче о Боге нашем сердечно говорить приличествует: кого ж мне и любить, как не Его – Бога моего? Бог есть существенное, безначальное, непостижимое, вечное, непременяемое, высочайшее и прелюбезное добро, от Котораго, яко источника, вся благая, видимая и невидимая, на небеси и на земли, происходят. Кого ж убо и любить, как не Его?.. Как огнь всегда горяч, как свет всегда светл, как мед всегда сладок: так Бог всегда и непрестанно благ и благотворит. Таково естество Его, чтобы благотворить... Он и тогда благотворит нам, когда наказует нас; ибо наказует, да исправить нас; сокрушает, да исцелит; опечаляет, да увеселит; все творит, да ублажит. Кого ж убо любить, как не Его? Бог есть Создатель наш. От Него мы начало и бытие свое имеем. Рук Его дело мы... Не было нас, и се есмы... Создал Он нас не безчувственною, не безсловесною, но разумною тварию: разумом нас почтил... По образу Своему и по подобию нас сотворил; не об Ангелах, ни о иной какой твари, но о человеке сказано: сотворим по образу Нашему. Кого ж убо любить, как не Его?.. Окружены мы и заключены в любви Божией и благах Его: от Него пищу, от Него питие, от Него одежду, от Него дом получаем; Его свет светит и показует путь; воздухом Его сохраняется жизнь наша и проч. Кого ж нам любить, как не Его? Диавол с демонами непрестанно ополчается противу нас, и окружает нас невидимо. И кто бы мог сохраниться от всегубительнаго врага, если бы всемогущая десница Божия не хранила нас?.. Погибли – было мы и ослепились: Бог подал нам слово Свое святое чрез избранных Своих – Писание Богодухновенное, и так возлюбил нас, что послал к нам Ипостастное Слово Свое, Сына Своего взыскать и спасти нас. Кого ж нам и любить, как не Его?

О любви к ближним из святого Златоустого святитель Тихон сие сводит: любовь к ближнему есть корень и союз многих добродетелей. Любовь, которая бывает ради Христа, так крепка, постоянна и непобедима, что оной ничто разрушить не может: ни клеветы, ни опасности, ни смерть: николиже она отпадает (1Кор. 13:8). Ежели бы все любили друг друга, то не надобно бы было ни законов, ни судов, ни казней. Вера и любовь двоица есть неразделимая. Без любви все и добрыя дела – суетны.

Вопр. Как святитель Тихон поучал Воронежскую паству свою о любви к ближним?

Отв. Корень и начало любви к ближнему есть любовь Божия... Без сомнения, Бог любит всякого человека. И так, если кто истинно любит любящего Бога, надобно ему любить и любимого от Него человека: возлюбим убо друг друга, потому что Бог возлюбил нас. Все мы, христиане, одного признаем праотца Адама; все едино и тоже естество имеем, и называемся и есмы человеки: возлюбим убо друг друга. Все созданы мы от единого Бога, созданы по образу Божию и по подобию. Все падшие мы искуплены кровию Иисуса Христа Сына Божия, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас: возлюбим убо друг друга. Всех нас так возлюбил Бог, что и Сына Своего единороднаго дал есть (Ин. 3:16). Всем нам дал Бог слово Свое Святое, яко светильник, сияющий в темном месте; все мы Божие слово, которое научает нас друг друга любить, слушаем и читаем: возлюбим убо друг друга. Все мы в единую святую Веру позваны, и веруем во Отца и Сына и Св. Духа, Единого Триипостасного Бога. Все единого Бога призываем; молимся и покланяемся Ему единому; поем и славословим Его: возлюбим убо друг друга. Все мы единое имеем крещение. Приступаем к единой святой Трапезе; все мы братия и единого Отца имеем Бога, и едиными усты молимся Ему, взывая: Отче наш, Иже еси на небесех. Возлюбим убо друг друга.

Вопр. Какие плоды любви к ближним?

Отв. Любы долготерпит: кто любит ближнего, тот не отмщевает за обиду нанесенную, но с кротостию и незлобием все претерпевает и молится за обидящих. Любы милосердствует: истинный любитель, видя бедность ближнего своего, кто бы он ни был, не может не подвигнуться утробою, не может сердцем не сострадать страждущему. Любы не завидит: ибо зависть есть печаль о добре ближнего; радость же о зле есть дело диавольское. Любы не превозносится: она высшим повинуется, равных почитает, меньших не презирает, всем уступает; никого не осуждает, не бесчестит. Любы не безчинствует: знает, где и что говорить, или делать, рассуждает место и время, боится подать соблазн. Любы не ищет своих-си: истинной любви – в том радость и веселие, чтобы ближнему добро сделать туне, подражая создателю своему Богу. Любы не раздражается: она великому гневу разгореться не допускает, не разверзает уст своих на клятву, злословие. Любы не мыслит зла: злопомнение далеко от нея. Любы не радуется о неправде, радуется же о истине: не радуется, а печалится о неправде, трех ради причин: неправдою заповедь Божия нарушается, ближний обиду терпит, и неправду делающий Божию подлежит гневу. Любы вся – злыя и благия – любит (1Кор. 13:4–7).

Вопр. Как блаженный Тихон беседует о любви к самому себе?

Отв. Когда человек ту любовь, которую ближнему должен оказывать, к себе обращает, тогда сие его дело называется самолюбие. Самолюбия, которое противится любви к ближнему, знаки суть сии: 1) сам хочет от других быть любимым, а к другим любви не имеет; сам хочет всякое добро иметь, и от всякаго зла избыть, а о прочих не радит. 2) Хотя какое-либо и делает кому добро, но не туне, а ради своей корысти. 3) Самолюбец обиды нанесенныя не терпит, но отмщевает. Самолюбец сей есть таковый потому, что сам хочет прощение согрешений от Бога получить, и хочет, чтобы ближний ему обиду оставил, но ближнему своему сам не хощет сего исполнить, – итак он любит себя более, нежели Бога и ближняго. 4) Самолюбцы суть те богачи, которые богатые домы созидают, богатые столы набирают и богатыми одеждами украшаются, а ближних бедных презирают, или подают им, но – мало. Таков был Евангельский богач, который сам облачашеся в порфиру и виссон, на вся дни светло веселяся, а Лазаря нищаго и немощнаго презирал (Лк. 16:19). 5) Тягчайшее самолюбие есть, когда кто ищет своей корысти, с обидою ближняго: таковы – воры, хищники, лихоимцы. 6) Тяжкое самолюбие есть, когда кто не хощет и тщится не допустить, чтобы ближний его имел такое же благополучие, пользу, похвалу, славу, честь, каковыя он имеет. Сие есть злая зависть. Так поступают люди мастеровые, которые потому не показывают мастерства своего ученикам своим, чтобы они не получили такую же честь и похвалу, сделавшись искусными в мастерстве. Есть таковые же и между мудрецами века сего... 7) Тяжкое паки самолюбие есть, когда кто порочит ближняго своего для того, чтобы люди думали, что он таких пороков в себе не имеет... Так поступают все те, которые ближняго тайно или явно осуждают, а о себе или молчат, или безстыдно велеречат, и злость языка своего так прикрывают: я-де не к осуждению его говорю... Вот зло и лукавство и слепота! Сам зол, а других судит (кн. VI, §253).

Какие плоды самолюбия? Как любовь к ближнему есть источник всяких благ духовных и временного благополучия: так самолюбие есть вина всяких зол, грехов и бедствия, в свете происходящего. 1) От самолюбия – нетерпеливость, злоба и мщение; ибо любы долготерпит. 2) От самолюбия – жестокосердие, лютость, ярость; ибо любы милосердствует. 3) От самолюбия – зависть мучительная, и смеха достойная о блаженстве ближнего – печаль; ибо любы не завидит. 3) Самолюбие кичливо, гордо, презорливо; ибо любы не превозносится, не гордится. 5) При самолюбии гнев и запальчивость, кличь и хула; ибо любы не раздражается. 6) С самолюбием сопряжено злопомнение; любовь бо не мыслит зла. 7) В самолюбии заключается всякая неправда, всякая ложь; ибо любовь не токмо не делает неправды, но и не радуется о неправде, радуется же о истине. 8) Словом сказать: сколько ни есть согрешений, обид, все от самолюбия, как от корня злого – ветви, произрастают (Там же §254).

Поучая любви ко врагам, святитель Тихон приводит следующие мысли вселенского учителя Церкви, св. Иоанна Златоустого. Любовь ко врагам и благодеяния, оказанныя им, в день оный страшный будут заступлением и великим искуплением грехов (Бесед. 4 на быт. 1). Любовь ко врагам отверзает двери надежды, воеже бы к Богу прийти (там же). Ничто так Бога не умилостивляет, как любление врагов, и благотворение творящим напасть (Бесед. 85 на Иоан. 18). Молитися Богу на врагов, закону Божию противно (на Пс. 4). Враги, приемшие от нас благодеяние, в день суда нам будут помощники (Бесед. о Давиде и Сауле). Не столько пользы приносят нам друзья похвалою, сколько поношением – враги (там же). Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться велие есть искупление грехов (Бесед. 1 на Быт. 1).

Вопр. Как святитель Тихон сам рассуждает о любви ко врагам?

Отв. Враги суть те люди, которые нам словом или делом какия либо причиняют озлобления, – которые клянут нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Сих-то Христос повелевает любить... 1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой нам должно любить врагов наших, но то одно, что Христос повелевает нам любить врагов наших, достаточно возбудит нас к сей любви. Христос повелевает, вечная Истина, волю Отца нам открывшая, – Христос, Котораго небесный Отец повелевает нам слушать: Того послушайте (Мф. 17:5); – Христос, высочайший любитель наш, душу Свою за нас предавший, избавитель, искупитель, ходатай, примиритель. – Он глаголет: любите враги ваша (Мф. 5:44). Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что умер за нас, дабы чрез смерть примирить нас с небесным Отцем Своим... Убо и нам должно, по примеру Его, врагов наших любить, ежели хощем быть учениками Его и сынами Отца небеснаго, Иже солнце Свое сияет на злые и благие (Мф. 5:45). Высокая добродетель есть любить врагов и добро творить ненавидящим нас: тогда человек самого себя побеждает; и сия победа преславнее побед и завоеваний градов и государств; тогда духом смирения дух гордости низлагается; тогда незлобие и кротость злобу изгоняют, ветхий Адам новому уступает; тогда мир и миродержец попирается, и христианин подвигом добрым подвизается и венчается... Блистательная и великая победа – благим злое побеждать! Преславное торжество – над самим собою торжествовать!.. 4) Как огонь огнем не гасится: так гнев гневом не побеждается, но паче – раздражается... А кротостию и любовию часто и самые свирепые враги смягчаются и преклоняются: пример – Давид и Саул. 5) Христос глаголет: я коже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6:31). Никто не хочет от врагов своих ненавидим быть; и сам не должен их ненавидеть. 6) Враг наш истинный есть диавол... Он творит, образует и против нас возбуждает врагов наших... На него убо должно нам всю вражду нашу обратить; ему противиться твердою верою; его желанию и воле не попускать исполняться в нас; а сего достигнем не воздаянием зла за зло и досаждения за досаждение; но любовию за ненавидение и благотворением за злотворение...

Вопр. Как-де мне врагов любить?

Отв. Знаю, что врагов любить плоти нашей горько и тяжело; но святейшее Христианство требует, чтобы нам не то делать, чего сердце наше хощет, но что закон велит. Что убо, плоти ли хощем покориться, которая хощет нас погубить, противясь воле Божией? Да не будет (Из кн. 6 гл. 13. §267 и пр.)!


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle