Источник

М

Св. Тихон был высоким образцом милосердия и милостыни.

Чтобы ты, л. б., увидел сие, сообщу тебе несколько строк из слова, говоренного над гробом блаженного Тихона, Тихоном III-м. «Вы, говорил он к пользовавшимся его наставлениями, не все потеряли в смерти сего пастыря. Он для вас и подобных вам безсмертен будет в своих благочестивых и добропоучительных писаниях. Но вы, – вы стенящие под игом несчастий и бедствий, – вы сиротствующие и нуждающиеся, – вы лишенные покрова и жилища, не имущие одеяния, алчущие хлеба, – вы осужденные на заключение! Не больше ли всех вы потеряли?.. Се охладело смертным мразом то сердце, которое пламенело к вам сострадательною любовию; онемели те уста, кои утешали вас в скорби, кои приветствовали вас, яко детей; оледенели те руки, кои простирались к вам на помощь со щедрою милостынею; неподвижны те ноги, кои всегда поспешно текли к печальным жилищам вашим, аки в жилища радости. Он был, яко праведный Иов, око слепым, нога хромым, одежда нагим, алчущим пища, прибежище всем скорбным, немощным подкрепление, печальным утеха, в душевных изнеможениях врачевство. Отселе, когда вы будете изнемогать под бременем несчастий и лишений, не приидет уже к вам ваш Тихон, искавший некогда сам вас». Так говорил преосвященный Тихон III-й, по сказанию Евгения митрополита Киевского, бывшего тогда в капеллии Архиерейской, – так говорил Тихон III-й во второй части надгробного своего слова, которое заключил сим к преставльшемуся Тихону воззванием: «о, мужу святый! представ пред престолом всеблагаго Бога, помяни и нас, любящих и почитающих тя».

Вопр. Как рассуждает блаженный Тихон о милости?

Отв. 1) Милость есть, когда делается добро недостойным, т. е. тем, которые ни чем у нас того не заслужили: иначе не милость, но воздаяние есть. 2) Милость есть, когда делается добро без всякия чаемыя пользы от того, кто приемлет, потому что любы, плод которой есть милость, не ищет своих-си (1Кор. 13:5); – и не с принуждения, но от чистого усердия: так, например, не почитается за милость, когда солдат упокоевается квартирою по указу монарха. 3) Милостыню должно подавать не от похищения и неправды, но от своих имений, Богом данных (Сир. 34:20). 4) Милостию сотворенною не должно возноситься; ибо что ни имеем, не свое имеем, но Божие, – и что даем, Божие даем, а не собственное наше. 5) Сделанное добро, сколько возможно, забывать должно, чтобы не восхитила шуйца, что творила десница (Мф. 6:3): ибо единая память, – память о грехах наших, полезна нам, а о добродетелях памятование неполезно, потому что в фарисейское высокоумие приводит. Призывает Христос в Царствие Свое благословенных Своих за дела милосердия, – но что они? Когда, Господи, Тя видехом алчуща и напитахом (Мф. 25:37)? Видно из сего, что и нам должно делать дела добрые, и их забывать... Притом всякое добро истинное происходит от Бога: Ему единому, как всех благих источнику, благодарение, честь и слава подобает.

Вопр. Что представила духовному разуму блаженного Тихона и нам представляет: милость царская, рабам законопреступным обещанная, и публикованная и обращающимся явленная?

Отв. Слушай: «бывает, что Царь9, желая помиловать и исправить преступников закона, которые и сами погибают и отечеству великий вред делают, обещанною милостию отвлекает их от злодейских умыслов и дел; и к постоянному житию приводя их, указом везде публикует, что, ежели они, самовольно признав свое законопреступление, исправятся: то все их злодейския дела оставятся им и не помянутся... И сподобляются таковые милости от царя, которые, почувствовав к себе царскую милость, расположат себя по публикованному указу. Так Бог, небесный Царь, Царь царствующих и Господь господствующих, желая грешников помиловать, чрез слово Свое святое, публикует им покаяние, дабы от грехов отстали и к Нему обратились с истинным жалением и сокрушением сердца... Покайтеся... Сию великую и безприкладную милость Божию, всему миру публикованную, послышали многие грешники и с любовию облобызали оную; и отвергши злыя свои дела, покаянием поспешили к милосердому Создателю своему, и покаянием очистившись, сделались другами Его и вошли в вечное царство Его... Прииди и ты в себя и поспеши покаянием к небесному Отцу. Воистину, говорю тебе, с радостию приимет тебя и милосердыми очами любезно воззрит на тебя; и мил Ему будеши, и радость пред ангелами Божиими и о тебе будет». Вот какие мысли и чувствования родились в душе святого Тихона по случаю всемилостивейшего манифеста Царского! Те же и иные подобные чувствования да будут и в нас ныне!..

О милостыне из святого Златоуста святитель Тихон так беседует. Милость и милостыня есть сердце добродетелей (бесед. 48 на Мф). За милосердием вся благая последуют (Бесед. 19 к Флп). Милостыня на суде защитит дающаго милостыню, и не будет ему осуждения (на Пс. 111). Приятнее Бог услышит милостыню, сотворенную нищим, нежели песнь Давидову (на Пс. 12). Сила милостыни безсмертна, нетленна, неугасима (на Пс. 111). Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Бесед. 8, 8 на Мф.). Милостынею все болезни душевныя угашаются (Бесед. 40 на Мф.). Об умершем не плакати, но милостыню творити, пользующую ему, подобает (Бесед. 62 на Ин. 11). Велие милосердие есть, если не от избытка, а от нужды творим милостыню (Бесед. 50 на Ин.). Нет никого столь знатнаго и славнаго, как знатен и славен – человек милосердый.

Вопр. Как св. Тихон разделяет дела милости?

Отв. поскольку человек состоит из тела и души: то и дела милости, ближнему оказываемыя, суть двоякия: душевныя и телесныя. Дела милости, телу оказуемыя – суть: алчущаго напитать, жаждущаго напоить, нагаго одеть и пр. Дела милости душевныя суть: скорбящаго утешить, заблудшаго на путь истины наставить, сумнящагося вразумить и пр.

Побуждение к духовной милости. Общество христианское или Церковь, странствующая на земле, подобна воинству, подвизающемуся против неприятеля. На брани мира сего один воин другого изнемогающего поощряет и подкрепляет: так и в брани христианской, которая не есть к крови и плоти, но к началам и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, – должно одному другого изнемогающего и падающего укреплять и восставлять...

«Пастырское, говорит, дело есть исправлять и научать» Пастырское дело публично и везде Божие слово проповедовать, настоять, обличать (2Тим. 4:2), а твое – не публично, но тайно, дружески, между тобою и братом, «Я-де невежда». Любовь сыщет, а благодать даст любви слова, коими можешь назидать ближнего... И дело сие не требует красных речей. Иные думают: «стыдно-де мне обличать». Грешить стыдно, а не грех обличать и от греха отвращать. «Боюсь гнева, ибо не всякому обличение прилично (Притч. 9:8)». Не известно тебе, зол ли тот, коего настоит нужда вразумить, или добр и разумен, который за обличение возлюбит паче, Да боимся гнева Божия, а не человеческого.

Вопр. Какие столь же нерассудные предлоги бл. Тихон ниспровергает относительно милости телесной?

Отв. «Что мне-де до его беднаго нужды?» Вот слово, недостойное сердца и устен не только христианских, но и язычников, которые естественным законом преклоняются к бедным и состраждут им!.. Христос, Которого исповедуешь, до тебя и до всех нас нужду возъимел... и всех нас чудно избавил от бедствия, а ты о подобном тебе ближнем, которого Он повелел любить, произносишь безчеловечные слова сии: что мне до его нужды? Бог на всяк день о тебе промышляет и подает тебе блага Свои, чтобы ты и сам довольствовался, и ближнему твоему, без различия, уделял; а ты говоришь о бедствующем и нуждающемся: что мне до его нужды? Иные говорят: "Бог даст». Но Бог бедняка сего посылает к тебе: ты просящему у тебя дай (Мф. 5:42); а ты обратно отсылаешь его к Богу... Заключим словом св. Василия Великого: «знаю я некоторых, кои молились, постились, воздыхали и прочия добродетели показали; но ни единаго пенязя нищим не подали: какая от того польза?» (Слово к богатым. У св. Тихона кн. VI, гл. 11 о милости к ближнему).

Слава в вышних Богу и на земли мир. К сохранению и восстановлению мира, – мира с Богом, мира с ближним, мира с своим сердцем, ничто так не содействует, как примирение с ближним  и отпущение согрешений ближним. Отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6:37). Даждь и устрой мир брату, и мир дастся и устроится тебе.

Вопр. Что же говорит бл. Тихон о примирении с ближними и об отпущении им согрешений?

Отв. Живущим в обществе трудно друг к другу не согрешить как-нибудь, или словом, или делом, или иным каким образом. Ибо сатана везде и всегда пагубные плевелы свои сеет, и подстрекает нас друг на друга и старается нарушить мир и любовь братскую, а – всеять ненависть и вражду. Посему нужно нам, для сохранения первейшего из всех благ и основного блага – мира, друг другу оставлять согрешения.

Вопр. Какие причины возбуждают нас ко взаимному примирению?

Отв. 1) Бог повелевает оставлять ближнему обиды и примиряться... 2) Христианская любовь требует, дабы брату нашему, оскорбившему нас по немощи, или диавольскому наущению, не мстить, но умилосердившись, простить, – и не попущать – гневу в злобу и ненависть возрасти; но тотчас начинающееся куриться зло угасить духом кротости и человеколюбия. 3) Да подвигнет нас ко взаимному прощению и друг друга помилованию милосердие Божие, которое на всяк день и час нам согрешающим является... Ибо все мы, кто бы ни были, человеки есмы, грешники есмы, земля и пепел есмы: в сравнении пред Богом, пред Которым весь свет, как капля, мы ничто. Велико ли убо, когда человек человеку согрешает, и грешник грешнику прощает?.. 4) Да подвигнет нас к прощению ближних собственная наша польза! Ибо кто прощает ближнему, тому удобный приступ к благости Божией отверзается;... а тот, кто не отпускает согрешений брату, как скажет: Отче наш!.. остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим... (См. кн. VI §265)?

Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя... Остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5:23, 24). Смотри, христианине, коль нужно нам с ближним нашим примирение. Бог ни покаяния нашего, ни молитвы, ни иного чего от нас не приемлет, пока с ближним нашим не примиримся... Словом ближнего твоего ты оскорбил, словом и примирись: смирись пред ним и испроси прощения. Делом ближнего твоего оскорбил: делом и примирись... «Мне ли у него просить прощения? он – простец, а я – благородный». Но и он человек есть, как и ты: у Бога все мы по естеству равны» Он-де злой человек?» Не твое дело его судить; един Бог судит по внутреннему, а не по внешнему.» Он-де моим смирением вознесется?» Не правда; видя твое смирение, и сам смирится: «Я-де ни в чем не виноват; он меня без всякой причины оскорбил?» Бывает сие; но в чем нам виноват Бог? Праведен Господь и несть неправды в Нем (Пс. 91:16); однако же бесстыдно согрешаем и оскорбляем Его: и просим милости и получаем милость. Оставим убо все отговорки, и мир дадим всем.

Вопр. Что вы скажете от святителя Тихона о мире (вселенной) в наставление нам?

Отв. Вот что из многого: I. как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит и сокрывает их: так христианину можно от мира сего собирать душеполезныя мысли и слагать их в клети сердца своего, и теми душу свою созидать.

Примеч. По сему-то высокому правилу, и сам святитель Божий Тихон собрал Сокровище духовное от сего мира вещественного, находящееся в нескольких книгах. Желающий да чтет!

II. На первом месте сего Духовного сокровища, от мира собираемаго, стоит: мир. Ничто само собою от себя не бывает, говорит в сей статье бл. Тихон. Всякий град не от себя, но от инаго; всякий дом не от себя, но от инаго созидается; всякое письмо не от себя, но от инаго пишется; всякая книга не от себя, но от инаго сочиняется; словом: всякая вещь не от себя, но от инаго производится. Так и мир сей не от себя, но от Создателя своего сотворен. Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 148:5). Создатель мира есть Бог наш в едином естестве, но в триех Лицах веруемый, исповедуемый и покланяемый – Отец Сын и Св. Дух. Мир не так создан, как человеки созидают. Человеки созидают одно от другаго, т. е. из какой-нибудь материи, и то – с трудом. Но Бог мир сей, т. е. небо и землю с исполнением их, из ничего, без всякого труда, единым хотением и словом создал. Разум наш, который говорит, что из ничего ни чего не бывает, не может попять того, как толь великий состав мира из ничего произведен. Но вера недостаток разума дополняет и убеждает его признавать то, что Богу всемогущему все возможно. Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, воеже от невидимых видимым быти (Евр. 11:3). Она слышит от Духа Св. свидетельство: в начале Бог сотвори небо и землю – мир сей (Быт. 1:1), и без сомнения сие содержит. Как сочинитель из разума своего износит слова и написует их на хартии, – и так сочиняет книгу, и как бы из ничего нечто делает: так премудрый и всемогущий Создатель, что в Божественном Своем разуме имел и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, т.е. неба и земли, состоящую, сочинил. В сей книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость... Благость; ибо все не только ради Себя, но ради и нас сотворил. Добро есть сообщительно самого себя, Бог Сам для Себя ничего не требует. Как прежде век, так и ныне и во веки веков, Он во всесовершенном блаженстве пребывает.

III. О позорище всего мира есть у бл. Тихона к приятелю (част. 14) письмо (15). «Давно я к тебе не писал. Прости, виноват! Ныне пишу и на сей картине представляю тебе всего мира позорище. 1) Житие наше в мире сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На сей путь во время рождения всходим, – во время смерти его оканчиваем. Путь сей иному – кратчайший, как-то младенцам умирающим; иному – должайший, как то отрокам и юношам умирающим; иному – еще длиннее, как-то мужам и старикам умирающим. Как известен нам – день и образ начатия пути сего, потому что все равно рождаемся: так неизвестен – день, час и образ скончания его. Внимай сему... 2) Ежели житие наше в мире сем есть путь, и мы путники и странники: то отечество наше, дом наш, упокоения нашего место, наследие наше не здесь. Почто же на пути скрываем сокровища наши? Почто на пути ищем чести, славы и утехи?... 3) Путь жития нашего есть двоякий: тесный и широкий. Тесный путь есть потому, что путники, идущие по нему, окружаются терпением и искушением бед, напастей и скорбей... Широкий путь потому называется, что путники его по воле своей живут, делают что хотят, не взирают на волю Создателя своего, не подклоняют воли своей под иго Христово»... Вот тебе отчасти позорище всемирное (сокращено)!

IV. Видим в мире сем, говорит бл. Тихон (см. 50 ст. сокровища духовнаго), как рыболовы мещут сети свои в воду и распростирают их, дабы рыбу уловить. Так диавол с бесами своими везде различныя сети ради нас, о христиане, распростер: распростер в дому, распростер на пути, распростер во градех и селех, распростер в пустынях, распростер на земли и на мори; скрыл сети в пище, в питии, в сластолюбии; скрыл сети в чести, в богатстве; скрыл сети в беседах и молчании; скрыл сети в видении и слышании... Кто их усмотреть и от них уклониться может, аще не Ты, Господи, покажешь их и Твоею всесильною десницею сохранишь от них?.. Рыба, которая не минует сети рыболовца, попадает в сеть: так кто не избежит диавольской сети, увязает в ней... Рыболов увязшую рыбу в сети своей влечет к себе: так и диавол...

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, говорил Спаситель ученикам пред Своими страданиями (Мк. 14:38; Лк. 22:40). Апостол Павел настоятельно внушает: в молитве терпите, бодрствующе в ней с благодарением (Кол. 4:2); и в другом месте: непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1Сол. 5:17, 18); и еще в ином месте: молитеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве (Еф. 6:18).

«Поистине, мы беседуем с Богом во время молитвы, говорит св. Златоуст; чрез нее и с Ангелами соединяемся, и удаляемся общения с безсловесными. Молитва есть дело Ангелов; она возвышает и их достоинство: поскольку разговор с Богом превышает достоинство Ангелов... Как свет для тела есть солнце, так свет для души есть молитва. Посему, если потеря для слепаго – не видеть солнца: то какая потеря для христианина, если он не молится непрестанно, и молитвою не водворяет в душе света Христова (Слово о молитве. Хр. Чт. 1829 г. Ч. 34, стр. 17 и 18)?

Вопр. Что ты предложишь моему скудоумию о молитве от святителя Тихона?

Отв. Всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно (Часть 1). Может человек удобно развратиться и так себя погубить, но себя исправить и спасти не может без Бога. Может удобно жить по плоти, как лодка вниз реки плыть, но против плоти стоять и духовно жить сам собою также не может, как судно против быстрины речной плыть само собою не может. Искусивыйся знает сие по опыту. На всяк убо час и минуту требуем помощи Божией. Сего ради, христианине, непрестанно молися Богу и помощи от Него проси со усердием. Бог, по Своему человеколюбию, как повелел нам молиться и всякаго добра у Него просить, так и обещал нам просимое подать. Просите, и дастся вам: всяк бо просяй приемлет (Мф. 7:7, 8). Знай, возлюбленный, что христианин тоже без молитвы, что птица – без крыльев и воин – без оружия. Молись убо усердно Христу Господу, и себя отдай Ему в распоряжение, и будет вести тебя к вечному животу. Только и сам тщися и берегись. Часто читай: блажени непорочнии (и пр. Пс. 118).

Вопр. Как святитель Тихон еще рассуждает о молитве?

Отв. Прежде молитвы требуется: 1) ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим нам Бог оставил грехи. Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6:12, 14, 15). 2) Примириться с теми, кого обидели словом или делом (Мф. 5:24). Во время молитвы требуется: 1) смирение; потому что, будучи земля и пепел, и притом – грешные, величеству Божию предстоим и молим Его. 2) Надежда. Бог, как вездесущий, молитвы наши слышит; как всемогущий, может, и, как преблагий, хочет все исполнить, что нам нужно и полезно и что воле Его святой угодно. 3) Усердие сердечное, или горячесть: из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129:1).

Вопр. Не скажешь ли чего о собственной келейной молитве свят. Тихона?

Отв. Жившие при нем келейные замечали, что в часы ночные он, затворясь в своей спальне, и стоя на коленях, или иногда распростершись ниц крестообразно, рыдал, потом на несколько минут приходил как бы в исступление от воспоминания смерти, суда и двоякой вечности (как сам признавался замечавшим сие), и после того вырывались из уст его стон и восклицания: Господи, потерпи грехам нашим! Не погуби нас со беззаконьми нашими! Услыши Господи и пр... (Из жизнеоп.).

Приведем еще несколько мыслей о молитве, взятых святителем Тихоном у св. Златоуста. "Молитва должна происходить от внутренности сердечной. Сила молитвы силу огня угаси, львов свирепость воспяти, брани усмири, демонов прогна, небо отверзе. Молитва многих большую силу имеет, нежели – единаго. Ничто так входа к нам диаволу не затворяет, как молитва. Молитва есть пристанище обуреваемых, влающимся котва, колеблющимся жезл, убогим сокровище, богатым безопасность, болезней врачество, здравия страж (сл. 5, о непостижимом естестве Божиим). Буди, буди все сие и нам, тебе, возлюбленный читателю, моему недостоинству и всякому брату! Аминь.

Вопр. Как святитель Тихон выясняет, что молитва может подвигнуть нас к уклонению от греха и к покаянию?

Отв. (Кн. VIII, §413). Молитва, вещает угодник Божий Тихон, да подвигнет нас к уклонению от греха и к покаянию. Ибо 1) в молитве истинные христиане приступают к Богу и беседуют с Ним; 2) возводят ум и сердце свое к Нему; 3) воздевают руки и очи свои к Нему; 4) отверзают уста свои и приносят Ему благодарение, пение и хвалу. Посему должно нам непременно отстать от греха, исправить себя, истинно каяться, когда хощем с пользою для себя молиться. Ибо как приступишь к Богу и будешь просить Его: остави нам долги наша, – а сам их не оставляешь? Как будешь нарицать Его: Господи мой, – а сам мамоне работаешь и – раб греха? Яко всяк, творяй грех, раб есть греха (Ин. 8:34). Как скажешь: Царю мой и Боже мой, – а сам попущаешь греху над собою царствовать? Как же скажешь: услыши мя Господи и помилуй, – а сам не хощешь Его слушать, и прогневлять не престаешь? Как можешь взывать к Нему: на Тя, Господи, уповах, – а сам уповаешь на князей, на силу, на хитрость, на сребро, злато и пр.? Как можешь петь: прильпе душа моя по Тебе (Пс. 62:9)? Или: мне же прилеплятися Богу благо есть (Пс. 72:28), – а сам прилепляешься миру?.. Как воздвигнешь к Нему руце и очи твои, которыя оскверняешь хищением, похотением, завидованием и пр.? Как отверзешь уста твои на славословие и хвалу святаго имени Его, – уста, которыя оскверняешь злоречием, оклеветанием, лестию, ложью и прочими нечистотами греховными? Вся Псалтирь и все молитвы, в церковных книгах написанныя, не приличествуют тому грешнику, который грехов оставить и творить истиннаго покаяния не хочет. Прочитай сам, о возлюбленне, со вниманием, и уразумеешь истину. Да отступит убо от неправды всяк именуяй имя Господне (2Тим. 2:19). И чрез Пророка глаголет Бог: егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове (Ис. 1:15).

Должно убо нам оставить грех, покаяться и берещися греха, который нас разлучает от Бога и пред Богом мерзкими и гнусными нас делает, и молитву нашу безполезною творит, да не во веки от Бога и от избраннаго Его стада отлучимся.

Вот Тихоново изъяснение молитвы Господней (Част. 7, гл. 5, §334). Отче наш, Иже еси на небесех! Сей стих есть предисловие молитвы; из него научаемся: 1) что Бог есть истинный Отец христиан, а они суть сыны Божии о Христе Иисусе. Следственно, с упованием должно призывать Его, как Отца; и мы, яко единаго Отца дети, между же собою-братия, должны друг друга любить и друг за друга молиться... 2) Христианин неисправный, пока не исправит себя и не очистится истинным покаянием, не может Бога Богом своим и тем паче Отцем – называть... Как он может сказать Ему: Отче наш, а сам скотам или диаволу нравами своими уподобляется? 3) Глоголется: на небесех. – Не яко Бог на небесех заключается, но молящагося от земли отводит и к небесным обителям возводит, учит св. Златоуст. Да святится имя Твое. То есть, да славится имя Твое, глаголет Златоуст. Сие значит, чтобы мы ничего инаго, кроме славы Божией, не искали. Имя Божие свято и славно без нашего прославления; но мы должны стараться, чтобы и в нас славилось. Имя Божие прославляется, когда слово Его чисто проповедуется, и мы житие свое на славу Его исправляем (Мф. 5:16). Если просим, дабы святилось и славилось имя Божие: то не должно нам нашему имени славы искать от добрых дел... Да приидет царствие Твое, то есть, царствие небесное, котораго ожидают истинные христиане. И сие, говорит Златоустый, благоразумнаго сына слово есть, что не прилепляется видимым, ниже за велико почитает настоящая, но к Отцу спешит и к будущим стремится... Надобно иметь чистую совесть, или очищать ее покаянием, и тогда молиться: да приидет царствие Твое. Ибо царствие Божие уготовано праведным и святым, и оно приидет неотменно... От совести чистой, говорит Златоуст, и от души, земное пренебрегшей, происходит сие желание. Да будет воля Твоя, яко на небеса и на земли. Воля Божия бывает и без нашего прошения; посему не просим, чтобы Бог делал, что хочет, но просим, чтобы мы могли делать то, чего воля Его хощет... Воля Божия исполняется, когда благочестие цело храним и до конца в нем пребываем, по слову: буди верен даже до смерти (Апок. 2:10), – и когда грешники от грехов отстают и каются. – Яко на небеси и на земли. То есть, как ангелы на небеси исполняют волю Божию и живут между собою любовно, мирно и согласно: так и мы на земле, подражая им, да возможем творить волю Его и жить свято, чисто, мирно и любовно... Когда молимся: да будет воля Твоя, то своей воли отрещись, и оставить ее должно... Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб насущный, по разумению Златоустаго, разумеется повседневный и все, к житию сему временному нужное: питие, одеяние, покой или дом и пр.; а не роскошь, многоценное одеяние, богатство... Когда молимся: хлеб даждь нам, исповедуем, что мы – нищие, убогие и бедные. И потому, что ни имеем, Его благости приписывать должно (Пс. 144:15, 16). Когда взываем: хлеб наш даждь нам, сим показываем, что не о своем только пропитании, но и о пропитании ближних пещись нам должно, по любви христианской. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Долги здесь разумеются грехи: слова, дела и помышления – закону Божию противныя. – Называются же грехи долгами потому, что как в общежитии долги обязывают к уплате заимодавцу, и когда не отдает долгов должник, то в темницу за долги заключается и держится, доколе не отдаст долгов: так и грехи обязывают нас к удовлетворению правде Божией (ибо всякий грех бывает против правды Божией); и когда не имеем, чем удовлетворить, то заключают нас в вечную темницу. Сих долгов заплатить мы не можем сами собою; посему прибегаем к заслугам Христовым и милосердию Божию, чтобы их туне нам отпустил, и просим Его о сем: остави нам долги наша. Просим же не за себя только, но и друг о друге: остави нам. Молитва сия есть святых: ибо кто Бога Отцем истинно и от сердца нарицает, тому надобно быть святым, и чадом Божиим быть, и Духа Божия в себе иметь живущаго, о Нем же вопиют вернии: Авва Отче! Следовательно, и самые святые согрешают, и потому должны себе отпущения просить. Якоже и мы оставляем должником нашим. Сим словом научаемся, чтобы и мы сами оставляли грехи ближним нашим (Мф. 6:12. Притча о должнике, Мф. 18:23–35)... Не введи нас во искушение. Искушение нам бывает к добру или ко злу. Искушение к добру от Бога есть то, которым искуситься Давид и прочие святии просят: искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя, и разумей стези моя (Пс. 138:23). Так искушаем был Авраам. Не о сем искушении здесь слово. – Искушение ко злу или прельщение бывает или от диавола, который всяким образом ищет нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить; или от плоти, которая страстьми и похотьми борет нас; или от мира, который прелестию, суетою и соблазнами ко злу поощряет нас. О сем искушении здесь речь. Сим словом: не введи нас во искушение, молим Бога, чтобы нас от искушений мира, плоти и диавола Своею благодатию сохранил, потому что мы без благодати Божией безсильны и немощны... Когда молимся: не введи нас во искушение, то не должны себя вдавать в искушение. Егда, говорит святый Златоустый, влечемся на подвиг, мужественно стоять должны, а не позываемы молчать должны и времени подвига ожидать, да и суетныя славы нехотение и мужество покажем. Но избави нас от лукаваго. По учению св. Златоуста, лукавый здесь разумеется диавол... Он называется так по превосходству ради великия злобы его; яко неусыпно на нас вооружается и всякия беды, как телесныя, так и духовныя, на нас навести тщится (1Пет. 5:8). Сим молимся Отцу небесному, чтобы Сам нас от него защищал, а наипаче в час смерти, где с наибольшею силою подвизается он против верных... Моляся: не введи нас, а не меня, избави нас, а не меня, от лукаваго, научаемся и увещаваемся друг за друга молиться, и друг другу помощи, защищения, избавления и спасения от Бога просить. Яко Твое есть царство, и сила и слава во вики веков. Аминь. Сие слово есть заключение молитвы Господней; оно выражает упование и дерзновение к милосердому небесному Отцу. Ты царствуешь над всеми; Ты сильнейший паче всех; Тебе вся покорствуют и против Тебя никто не может стоять. Отсюда имени Твоему слава будет, что мы, бедные грешники, получили просимое от Тебя, и за то от сердца возблагодарим Тебя, и здесь и в будущей жизни прославим Твое имя со избранными Твоими... «Аще Его есть царство, говорит св. Златоустый, никого не подобает боятися: ибо никто не может стоять против Него и власти Его противиться... Аще Его есть царство; убо и противник наш Ему подчинен, хотя и противится Божиим попущением. Убо хотя немощен еси, должен дерзати, толикаго имея Царя, Который все удобно и чрез тебя может сделать». Аминь. В сем разуме и чувстве, сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети (всегда) призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати: Отче наш! и проч...

Любезный о Христе брат! Ты недавно просил моего наставления, как тебе пребывать в келлии? Вот тебе наставление и совет святителя Тихона, подвижника Задонского: «В келлии живучи так поступай: воставши от сна, благодари Бога и молись. Пришедши из церкви, прочитывай что-нибудь из книги на пользу души своей. Потом за рукоделие принимайся и делай. Поделавши востани и помолись: помолившись, паки из книги читай. И так все по переменам делай, т. е. то молись, то читай, то рукоделие твори. Но в рукоделии и чтении возводи ум свой ко Христу и молись Ему, да помилует тебя и поможет тебе. Переменность возбуждает охоту и усердие... Когда уныние, и скука, и тоска тебя очень смущают, то выйди из келлии, и проходись, где возможно, и прохаживаясь, воздыхай ко Христу. Часто поминай смерть, суд и вечность. Сим памятованием, как бичем, прогонится всякое уныние и скука... Помяни нас, Господи, во царствии Твоем – сию молитву почаще ко Христу Сыну Божию, одесную Отца сидящему, со усердием твори.

П. П. В гости ходить берегись, да не разсеешь с людьми, что соберешь в уединении. Спасайся».

Присно помню и люблю я, любезный читателю, в Бозе почившего Киевского архипастыря Евгения. Люблю за его мудрые, отеческие (Сираховым подобные) вразумления нашей, тогда юной, душе, за его радушие при трапезах своих, коих часто удостоивал нас, за его обширные труды и познания. Но особенно люблю его за то, что он высоко и достойно почтил память Задонского подвижника, святителя Тихона, написав его житие и кончину, и собрав и издав его душеполезные сочинения. Чтя и любя память Евгения, сообщу тебе, как он в одном месте рассуждает о почитании святых мощей. 1) «Дух святый свидетельствует, что смерть праведных людей почтена пред самым Лицем Божиим: честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115:5). Скажи мне, где гроб Александра Великаго? Скажи день, когда он скончался? Александрова гроба и свои не ведают; а ко гробам рабов Распятаго более стекается людей, нежели в царские чертоги. И сам порфироносец (т. е. царь) приходит лобызать их и просит их ходатайства (Злат.). 2) Можно ли не удивляться, что тогда, – как преходит все на земли: увядает красота, истощавается крепость, сокрушаются здания, разрушаются самые камни, – а бренные останки избранников Божиих переживают целые веки, среди перемен мирских – непременны, среди тления – нетленны? Ибо хранит Господь вся кости их и ни едина от них сокрушится (Пс. 33:21). 3) Важнейшее убеждение к почитанию св. мощей есть то, что Бог, дивный во святых Своих, притекающим к ним с верою являет свышеестественную силу и чудеса (Пс. 67:36). Ежели, как говорит Златоуст, в ветхом Завете мертвец, прикоснувшийся ко гробу Елиссееву, расторг узы смерти: то тем паче ныне, когда благодать обильнее и сила Духа увеличеннее, прикасающийся ко гробу Святаго с верою получит более силы. Для сего Бог и оставил нам мощи святых, дабы внушить нам подобную им ревность, и представить аки некое благоотишное пристанище. Молю убо, говорит далее Златоуст, молю всех вас, если кто из вас в унынии, если в болезнях, если во глубине грехов, да притекает семо с верою: и от единаго воззрения совесть свою упокоит». Затем архипастырь Евгений обращает и внимание, и мысль и взоры своих Новгородцев – слушателей на предлежащия святыя мощи св. Никиты и говорит: «се гроб Иерарха, пасшаго град и страну сию менее десятилетия, но в потомстве пребывающаго памятию и телом седьм веков! Се останки пастыря, умерщвленные миру, но исполненные Духа Божия! Се глава, некогда наветами вражиими искушенная, но после возмогшая и искушаемым помощи! Се те очеса, которыя от помрачения душевнаго просвещены были светом Божиим! Се те уста, которыя всегда отверсты бывали на проповедание Евангелия, на поучение добродетели, на благие советы недоумевающим, на увещание заблуждающих, на утверждение верных, на утешение унывающих! Се то сердце, которое соболезновало болезнующим, сострадало страждущим и сорадовалось спасаемым!

Се те руки, которыя подавали хлеб алчущим, вводили в дом странных, одевали нагих, воздвигали падших, приносили умилостивительныя Богу жертвы! Се те ноги, которыя поспешно текли всюду на помощь, утешение, вразумление ближних». Повторю убо, что люблю святителя Евгения, в особенности – за его труды о святом угоднике и чудотворце Тихоне: без Евгения мы не знали бы, может быть, Тихонова душеспасительного Сокровища, от мира собираемаго. Замечу еще для тебя, возлюбленный читателю, что к первоначальному настоящему ославлению св. мощей святителя Тихона послужил, по возбуждению Промысла Божия, человек, Евгению свой: это – Серафим, во всю свою жизнь самоотверженно служивший Евгению в Пскове и в Киеве, и потом, не мало спустя по смерти Евгения, удостоившийся быть настоятелем Задонския, ныне, по ходатайству Серафима сего, первокласныя обители. Здесь я усматриваю особое смотрение Промысла Божия по молитвам праведника Божия – свят. Тихона.

О ложном и истинном мученичестве вот что святитель Тихон говорит, рассуждая о божественности нашей Веры: все претерпели и одолели мученики святые и, что чудеснее, умерщвляемы были, но не умирали; в огне жегомы были, но не сожигаемы; в воде потопляемы были, но не утопали; зверям повергаемы были на снедь, но не были снедаемы, так что у них ничто не могло отнять живота, пока время страдания и подвига их не прошло. Сами мучители толикому мужеству и действовавшей в них непобедимой силе удивлялись, и нередко, отвергнув прелесть идолопоклонническую, прилагались к истине Евангельской. Правда, многие и злодеи много страждут неволею (исключая изуверов, раскольников и пр.), страждут за беззакония свои. Мученики же святии страдали самопроизвольно (и с мыслию и сердцем просвещенным), с радостию, за то единственно, что отметали прелесть идольскую, и исповедали Христа. О, святии мученицы, иже добре страдавшие, молитеся ко Господу спастися душам нашим!

Мученики суть неопровержимые свидетели и безмолвные доказатели святейшей веры, нами исповедуемой. С сей точки смотря на них, святитель Тихон сие о мучениках говорит: мученики суть плод семени слова Божия, Апостолами по всей вселенной посеяннаго. Против уверовавших во Христа – каких клевет, поношений, руганий, безчестных имен, укорений не вымышляли иудеи и язычники! Каких тягчайших мучений и ужасных смертей не изобретали цари и князи и вельможи века сего! Вязали их, в темницах затворяли, гладом морили, нагих по улицам водили, били, терзали, как волки – агнцев; в котлах, серою, смолою и маслом наполненных, варили; на решетках железных, как мясо снедное, пекли; в разженных пещах и в раскаленных волах медяных затворяли, в воду и огонь повергали, и пр. и пр.; но ничего не успели; не могли погасить пламени Веры... И, что чуднее, чем более мучили верных, тем более число их умножалось; и чем множайшею кровию чад своих Церковь святая обогрялась, тем множае чад рождала, и святыя души их жениху своему Христу, как чистыя голубицы, кровию Его убеленныя, на небо препосылала.

Вопр. Что должно знать о мучениках по отношению к сооружению и освящению храмов Божиих?

Отв. 1) Преосвященный Гавриил, митрополит первопрестольного града, в книге своей о чиноположениях говорит: «хотя во время гонений, церкви устрояемы были, где только можно было от гонителей сокрыться; но и тогда, обыкновенно, строили их над гробами мучеников. Сему установлению следуя, седьмый Вселенский собор, в правиле 7, так предписывает: да полагаются мучеников святыя мощи в церквах, иже без них священи быша, по обычней молитве; аще же святит без мощей, да извержется, яко преступник церковных преданий. Сие дало случай церквам, посвящаемым Богу, давать имена святых, яко ходатаев о церкви (гл. 12)». 2) Преосвященный Вениамин блаженной памяти, бывший архипастырь богоспасаемой паствы Нижегородской, в новой своей скрижали (част. 3, гл. 8), написал: «на какой конец престолы на гробницах мученических поставляются и в каком намерении священнодействие на них совершается, объясняет то блаж. Августин (кн. 8, гл. 27). Когда пред престолом, над святым мученическим телом воздвигнутым, приносятся молитвы Богу, соделавшему их и человеками и мучениками: тогда научаемся к подражанию в получении тех же венцев»...

Вопр. Не говорит ли святитель Тихон о мученичестве духовном?

Отв. Говорит (во 2-й част. стр. 237) так: что идол? Есть грех содеваемый. Что капище? Грехолюбивое сердце. Кто идолопоклонник? Грехолюбивый человек. Что идолослужение? Страстолюбие. Что подвиг мученический? Сопротивление греху. Кто мучитель? Злый обычай. Кто слуги мучителевы? Помыслы, ко греху приводящие. Что многоразличное мучение? Непрестанная с помыслами борьба. Что отвержение Христа? Соизволение на грехи. Что жертвоприношение идолу? Греха самым делом исполнение. Сим противляяйся есть без крове мученик.

Не помолимся фарисейски, братия; ибо возносяй себя смирится; смирим себя пред Богом мытарски, пощением, зовущи: очисти ны, Боже, грешныя (Стихир. 1 в неделю мытаря). Мытареву притчу всю уразумеете умом, приидите поревнуем слезам, дух сокрушенный Богу приносяще, грехов ищуще оставления (из канона). Мытареву обычаю поревнуем, кичение возношения далече отметающе (оттуда же). Высокоречия убежим фарисеева, смирению же навыкнем мытареву... Святый Иоанн Златоустый, изъясняя притчу о фарисее и мытаре, вот что внушает нам: «станем здесь, братия, скорбеть и плакать о грехах... Но тебе стыдно разсказать о грехах своих?.. Стыдно грешить, а не исповедовать грехи; – и что я говорю, что памятование о грехах не постыдно? Не столько прославляет нас память о добродетелях, сколько воспоминание о грехах. Напротив еще, память о добродетелях не только не прославляет, но и подвергает стыду и осуждению; а памятование о грехах сообщает нам всякое дерзновение и оправдание. Кто говорит об этом? Фарисей и мытарь. Ибо этот, открывши грехи свои, вышел из храма оправдан; а тот, разсказавши о своих добродетелях, вышел униженный пред Богом. Видишь ли – какой вред от памятования о своих добродетелях? И какая – напротив, польза, от незабвения грехов?.. Но недовольно сказать: я грешник; надобно припомнить и каждый вид грехов: потому что, как огнь, упавши в терние, легко истребляет оное; так и душа, часто у себя перебирая грехи, легко их истребляет и изглаждает. Бог же, побеждающий беззакония, истребляющий неправды, и от грехов да освободит нас, и царствия небеснаго да сподобит, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Него же и с Ним же Отцу, купно со Святым Духом слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вопр. Что есть миропомазание? вопрошает святой строитель таин Божиих – Тихон в своем наставлении духовенству.

Отв. Миропомазание есть таинство, в котором даются нам от Духа Святого благодатные дары, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Вопр. Какая материя или вещество сего святого таинства?

Отв. Миро святое, от Архиерея освященное.

Вопр. Какая форма или совершение таинства миропомазания?

Отв. Сии слова: печать дара Духа Святаго. Аминь.

Вопр. Что подобает хранить в тайне сей?

Отв. Две вещи: 1) да будет Миро святое, неповрежденное в своем благоухании. Ибо Миро, не имеющее благоухания, или возсмердевшее, недовольно (недостаточно) к совершению Тайны, яко пременися существо, изменившуся благоуханию. 2) Помазуя Иерей на определенных членах, ко всякому помазанию да приглаголивает вышеозначенные слова: печать дара Духа Святаго. Аминь.

Вопр. Как святитель Тихон выясняет, что благодать, приятая нами в таинствах св. Крещения и Миропомазания, может и должна подвигнуть нас к удалению от греха?

Отв. (Кн. 8, §409). Обещание, учиненное нами при св. крещении, и благодать Духа Святаго, дарованная нам в таинстве Миропомазания, да отвратят нас от греха, и да подвигнут к благочестию. Тогда между Богом и нами завет постановлен: мы отреклись сатаны и всех дел его, обещались Богу служить преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего (Лк. 1:75), и Бог нас в Свою высочайшую милость принял, излияв в нас благодать Свою и силу, и в Своей милости обещался содержать нас. Бог верен пребывает: должно убо и нам обещание свое помнить и хранить, и верными быть Богу нашему, и работать Ему чистым сердцем... Не сохраняет обещания и веры своей Богу и теряет благодать не токмо тот, кто устами отрекается Его и обращается к идолам; но и тот, который повелений Его и заповедей отрицается и не работает Ему, но работает греху. Посему не токмо отрицания устного, но и сердечнаго, которое чрез грех и беззаконие бывает, берещися должно. Не сохранившим же обещания и отлучившимся от Бога не должно медлить в пагубном сем отлучении, но, по подобию блуднаго сына, возвратиться к небесному Отцу и со смирением просить прощения у Него и впредь от дому Его святаго, т. е. от Святой Церкви, не удалять себя беззаконным житием.

О таинстве Миропомазания святой Кирилл Иерусалимский говорит: «и во первых помазани бысте на челе, да избудете студа, его же первый преступник человек всюду обношаше, и да откровенным лицем славу Господню, взираете. Также на ушесах, да приимете слышательныя Божественных таин ушеса, о коих Исаия глаголет: и приложи Господь ухо, еже слышати (Ис. 50:4). Потом на ноздрях, яко да Божественным облагоухавшеся миром, возглаголете: Христово благоухание есмы Богови (2Кор. 2:15). Посем на персех, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Еф. 6:14, 11)... Сего святаго мира помазания сподобльшеся нарицаетеся христиане, приистинствующе сему имени чрез возрождение. Помазавшеся убо св. миром, соблюдите е нескверно и непорочно в вас (пр. митрополита Гавриила о чиноположениях гл. 7, §260)».

О Мироварении преосвящ. Гавриил, митрополит Новгородский и С. Петербургский, в книге своей: о служении и чиноположениях Православной Церкви (в гл. 13, §353), говорит следующее: 1) помазание посвящаемых Богу начало имеет в Ветхом завете (Быт. 35:14): постави Иаков столп на месте, идеже глагола с ним Бог, и возлия на него елей (Исх. 29:29). Ризы святы да будут сыном Аароним помазатися им в них (Исх. 29:36). И помажеши алтарь, яко освятити его. Возми аротамы и сотвориши сей елей помазание свитое (Исх. 30:28, 29, 23, 25). Откры Господь Самуилу: утро послю к тебе мужа, и да помажеши его Царя (2Цар. 2:4): и помазаше тамо Давида (Пс. 88:21); и взя Садок Иерей рог с елеем от Скинии, и помаза Соломона (3Цар. 1:39). Елеем святым помазах его. И как в Ветхом завете помазание было знамением посвящения Богу и ниспослания Его даров: так и в Новой благодати крещаемые помазуются св. миром, чтобы тем свидетельствовать ниспослание благодатей. Сим помазуется государь; помазуется в церкви престол, посвящаемый Богу, яко знамением, являющим ниспослание благодатей. 2) Об употреблении св. мира изъясняется в чиноположении о св. Крещении и Миропомазании, и об освящении церкви. Сие наиболее видеть можно в поучениях таинственных св. Кирилла Иерусалимского (Запов. Апост. Кн. 3, гл. 16, 17. Кн. 7, гл. 22. Кн. 8, гл. 29). 3) Но к изъяснению Миропомазания довольно послужит книга св. Дионисия Ареопагита (гл. 4): Об Иерархии Церковной. Он пишет, что сие священнодействие учители наши нарицают таинством мира. При совершении мира оглашенные высылаются, наполняется храм благовонием, поются псалмы и чтется священное Писание; потом Архиерей, прием миро, возлагает на божественный алтарь оное, воспевающим всем священное богодухновенных пророков пение, и исполнив над оным совершительную молитву, во всех для освящаемых совершениях, его употребляет.

Примеч. Соединение ароматных веществ в большой металлический, чистый сосуд – для варения бывает в понедельник Страстныя седмицы; поджогу, или первый огонь подлагает митрополит; до четверга диаконы в облачении срастворяют, или известным орудием мешают весь состав, при чтении; в четверток Великий бывает освящение мира, чрез призывание Св. Духа и молитву, в то время, как священнодействуется таинство святейшей Евхаристии.

* * *

9

Это было, при жизни святителя Тихона, в воцарение императриц: Елисаветы Петровны и Екатерины II-й; это было при Александре Благословенном в 1814 году 30 Августа, по случаю победы над двунадесятьми народами; при Императоре Николае Первом, и многажды при благочестивейшем Государе нашем Александре Николаевиче.


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle