О грехопадении
Бог сотворил людей свободными, а свобода, это и есть свобода: что хочу, то и выбираю. Бог дал первым людям весь мир, дал их друг другу, дал им и Себя Самого. И Он хотел, чтобы люди свободно ответили на Его любовь, свободно бы приняли и Его Самого, и все Его дары. Для этого «произрастил Господь Бог из земли», наряду со всяким деревом, приятным на вид и хорошим для пищи, «и дерево познания добра и зла. ...
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:9, Быт.2:16–17). То есть: хочешь принять и Меня, и жизнь, и мир? Не вкушай. Не хочешь? Только вкуси, и все.
Тут-то и появился «искуситель», тот самый диавол, или сатана, от которого ты сейчас будешь отрекаться. Откуда он взялся вообще, и в частности – среди невозмутимого блаженства рая, – об этом как-нибудь в другой раз. Но он появился. Он всегда по-разному появляется. В данном случае – как змей. Священное писание говорит:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Жена поверила змею, и заподозрила в злом умысле Бога, из рук Которого получила и жизнь, и землю, и рай, и Адама! Чего не додал ей Бог, чтобы заслужить полное доверие и преданность?!
И вот, как и всегда впоследствии, едва в сердце человека что-то казавшееся ранее невозможным вдруг открывается как возможное, сразу силы души срываются с места, и возникает непреодолимое влечение: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих...»
До этого «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». А тут вдруг «узнали они, что наги». А что чувствует нагой среди одетых? Что чувствует человек, пойманный и обличенный в гнусном, вероломном преступлении? Имеется в виду, конечно, не тот, кто уже привык бесстыдно обнажаться перед людьми, или привык воровать и лгать. Имеется в виду тот, кто впервые сделал это, и тут же был застигнут. Такому хочется провалиться сквозь землю, исчезнуть, стать невидимым.
Вот и первые люди в момент грехопадения вдруг почувствовали себя обнаженными посреди непорочного Божьего творения, как будто с них было сдернуто некое покрывало. Им захотелось закрыться и скрыться. И они «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». А едва услышали «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», как тут же «скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
Воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?»
Тут всемилостивый Бог открывает грешникам возможность покаяния, возможность возвращения назад. Что бы Адаму сказать: согрешил я, раскаиваюсь, нарушил Твою заповедь, не должен был я слушать никого, кроме Тебя, а вот послушал жену!
Но Адам стал оправдываться, дескать, я не причем, а вот «жена, которую Ты» же Сам «мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?»
И жена могла бы сказать: прости меня, Господи! Поверила я, глупая, какой-то ползучей твари, усомнилась в Твоих словах!
А она, как будто она тоже совсем не причем, «сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Тем самым наши прародители укрепились в своем отходе от Бога, в нежелании открытым лицом предстоять Ему. Они как бы все дальше и дальше прятались от Него «между деревьями рая». И тогда Бог и жену, и мужа совсем вывел из рая и из райского состояния, и они стали такими, какие мы сейчас.
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься....
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3:1–23).
И они умерли, и именно в день, когда вкусили, как и сказал Господь, хотя и прожили после этого даже несколько сотен лет. Потому что жизнь только тогда жизнь, когда она вечная. А для них жизнь превратилась в неотвратимое приближение к смерти, к земле. Да и вся земля за них проклята, на всю тварь пришли страдания и смерть.