Освобождение от власти сатаны
И вот теперь, когда Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой сокрушил главу древнего змия и дал нам возможность через покаяние и крещение снова войти в рай, Он, во-первых, возвращает нас к тому самому моменту, когда мы в лице наших прародителей впервые почувствовали свою наготу.
Как часто, совершив что-то преступное и постыдное, мечтаешь: «Ах, если бы вернуться назад, я бы никогда так не поступил!» Но вернуться невозможно. Что сделано, то сделано.
А сегодня тебе вдруг дана такая чудесная возможность. И не только вернуться к какой-то одной своей роковой ошибке и исправить ее, но вернуться к самому началу, к самому первому нашему человеческому греху, от которого и пошло все последующее!
Для этого священник сначала прочитает над тобой заклинательные молитвы, чтобы освободить от мучительной власти сатаны, в которой ты находишься, и возвратить первозданную райскую свободу, казалось бы, навсегда утраченную греховным выбором.
Силу этим молитвам дает воспоминание в них всемогущества Господа Бога, Егоже повелением земля на водах утвердися, создавшаго небо,... положшаго песок морю предел,... прикасающагося горам, и дымятся, одевающагося светом яко ризою, простершаго небо яко кожу,... основающаго землю на утверждении ея,... призывающаго воду морскую и проливающаго ю на лице всея земли...
Священник напоминает диаволу, как Господь единым словом освобождал людей от его власти, как даже в свиней бесы не могли войти без попущения Господа Иисуса. Священник заклинает диавола самым для него губительным, а для нас – спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, и честным Его Телом и Кровию, и пришествием Его страшным, и просит Господа, трижды дунув на лице, на чело и на грудь крещаемого:
...и изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его!
И теперь, вдруг получив утраченную свободу, ты, как свободный и ответственный человек, должен будешь снова свободно самоопределиться в самом главном: с кем же ты все- таки хочешь навсегда связать свою жизнь? Неужели снова с сатаной?!. А если нет, то сам свободно отрекись от него, и сочетайся с Господом и Богом нашим Иисусом Христом.
В четвертом веке именно с этого момента, после завершения огласительного курса, собственно крещение и начиналось.
Святой Кирилл пишет: «Сперва вошли вы в преддверие, в притвор, где совершается крещение, и став лицом к западу, получили повеление простереть руку, и отрицались сатаны, так как бы он был перед вами» (стр.354). Добавим: перед вами еще там, в раю.
В наше время все крещение происходит на одном месте: или в крестильне, или в храме. Священник лишь велит тебе повернуться назад, в сторону запада, и трижды спросит:
Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?
И ты трижды ответишь:
Отрицаюся!
Святой Кирилл Иерусалимский поясняет, какие чувства и мысли должен ты вложить в это короткое слово:
«Отрицаюсь тебя, сатана, лютый и жестокий мучитель, то есть: не боюсь уже силы твоей, потому что сокрушил ее Христос, приобщившись плоти и крови моей, да в них упразднит смертию смерть, и я не буду навсегда повинен работе (Евр.2:15–16). Отрицаюсь тебя, коварный и злохитростный змий; отрицаюсь тебя, наветник, под притворною дружбою сделавший всякое беззаконие, и праотцам нашим внушивший отступничество. Отрицаюсь тебя, сатана, виновник и споспешник всякого порока» (стр.355).
Потом священник снова трижды спросит тебя:
Отрекся ли сатаны?
И ты снова трижды ответишь:
Отрекся!
Священник предложит тебе не только словами, но и делом выразить этот разрыв. Он скажет:
И дунь и плюнь на него.
И ты это сделаешь.