Источник

Вениамин Смирнов

Вениамин (Смирнов), архимандрит. Сын священника Онежского уезда, родился в 1781 и 1782 г., в мире именовался Василий Галактионович, образование получил в Архангельской духовной семинарии и по окончании семинарского курса остался в семинарии учителем. В 1811 г. принял монашество, после чего был назначен префектом семинарии. В 1813 г. получил сан игумена и настоятельство в Николаевском Корельском монастыре с оставлением в должности префекта. С преобразованием духовно-учебных заведений в 1814 г. оставил духовно­-училищную службу, но через четыре года снова вернулся к ней, будучи определён смотрителем уездного и приходского училищ в Архангельске. С 1817 г. он имел сан архимандрита с настоятельством в Архангельском монастыре. С 1819 г. занимал, кроме смотрительства в училищах, должность инспектора Архангельской семинарии. Затем он переменил своё жизненное поприще и своею деятельностью по просвещению самоедов Мезенского края приобрёл своему имени, по отзыву наиболее обстоятельного его биографа, «почётное место в летописях Архангельской епархии, вслед за именами преподобных Трифона Печенгского, Феодорита Кольского и других тружеников христианского просвещения инородцев Архангельской епархии».

Христианство стало проникать к самоедам лишь в самом конце ХVIII столетия. К 1817 г. числилось крещённых 55. В царствование Александра I, мечтавшего обратить всех язычников в русском государстве в христианство, время для миссионерства было благоприятное. Преосвященный Архангельский Неофит составил правила для учреждения особой миссии для просвещения самоедов. Правила эти были высочайше утверждены 5 августа 1824 г. (Полн. собр. зак. № 30,011) и миссия открыта. Во главе миссии был поставлен архимандрит Вениамин. Центром миссии избран был город Мезень. Содействие миссии со стороны гражданского начальства было обеспечено в самых широких размерах, но на первых же порах миссия встретила большие затруднения со стороны мезенских мещан и окрестных русских крестьян, которые имели у себя самоедов в услужении, в качестве пастухов оленей, обращались с ними, как хотели, и опасались, что с принятием христианства самоеды найдут себе покровителей и защитников в лице духовных властей. Несмотря, однако, на препятствия, проповеднические труды архимандрита Вениамина имели успех. Он сам писал губернатору: «силою слова я начал действовать на русских хозяев; вышло то, что сии ныне сами стали представлять в миссию самоедов; мало того, подписываются в том, чтобы по крещении содержать их у себя по- христиански, как следует». Есть воспоминания, что неразлучным спутником архимандрита Вениамина в его миссионерских поездках бывал исправник и вообще кто-нибудь из полиции, которому для устрашения самоедов приходилось иногда обнажать саблю. Архимандрит Вениамин умел разговаривать по-самоедски и проповедовал самоедам на их родном языке. У него была походная церковь, хорошо обставленная; она производила на самоедов особенно сильное впечатление своими колоколами. После крещения, обыкновенно, разрушаемы были и истребляемы идолы, которым ранее покланялись новокрещённые, и на месте их ставился крест. В Козьмине Перелеске, близ Мезени, было истреблено сразу до 100 идолов, а на острове Вайгаче, средоточии самоедского идолослужения, свыше 400. За пять лет обращено было самоедов свыше 3.300 душ, оставалось не обращённых лишь около 700. После этого, по представлению нового Архангельского преосвященного Аарона, неблагосклонно относившегося к тому, что Вениамин слишком широко пользовался земскими и полицейскими силами, миссия была закрыта, за исполнением возложенного на неё поручения, 1 мая 1830 г. Для новокрещённых образовано было три прихода. Архимандрит Вениамин после этого настоятельствовал в Онежском Крестном и Архангельском Михаило-Архангельском монастырях, в 1847 г., по прошению, переведён настоятелем в Глуховский Петропавловский монастырь, Черниговской епархии, в более тёплый климат; здесь он и скончался 1 сентября 1848 г.; погребён в склепе под соборною Петропавловскою церковью Глуховского монастыря. Архимандрит Вениамин составил самоедскую грамматику и лексикон, перевёл Новый Завет, катехизис и некоторые молитвы на самоедский язык, составил статью «Самоеды Мезенские», напечатанную в «Архангельских Ведомостях» 1849 и 1850 гг., вёл дневник, напечатанный в «Христианском Чтении» 1850 и 1851 гг. Переводы, грамматика и лексикон не были напечатаны. Наиболее подробная биография архимандрита Вениамина составлена В. Шульгиным («Арханг. Еп. Вед.» 1995 г. №№ 21, 23, 24), биографические сведения см. также в «Христ. Чт.» 1851 г. и «Арханг. Еп. Вед.» 1896 г., № 23.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle