Источник

Слово на Святую Пасху. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Священные лучи света Христова уже засияли, и ясные звезды чистого Духа взошли, небесные же царские власти открыли сокровищницы Божества. Ночь долгая и темная поглощена, мрачная смерть сокрыта, жизнь всем открыта, все полно неиссякаемого света, восток востоков господствует над всем, и рожденный прежде денницы, бессмертный, великий Христос является пред всеми светлее солнца. Теперь наступает долгий, вечный и неугасающий для нас, верующих, светлый день, – Пасха таинственная, образно совершавшаяся во времена господства закона, Пасха – достойное удивления дело Божественного совершенства и силы. Поистине, праздник и вечно живой памятник! Из страсти – бесстрастие, из смерти – бессмертие, из умерщвления – жизнь, из поражения – исцеление, из падения – восстание, из нисхождения – восхождение Так Бог производит великое! Так из невозможного Он творит неожиданное, для того, чтобы можно было узнать, что для Его одной воли все возможно! Итак, пусть закон устанавливает эти образы, пусть ангел изъясняет, возвещая великое пришествие великого Царя, пусть предуказывает истину теми событиями, при которых множество египетских первенцев умерло, а Израиль был спасен таинственной кровью. Это все – тень будущего; а у нас – исполнение уподоблений и осуществление образов, вместо тени – сама истина во всей своей точности и твердости. Там агнец из стада, здесь – Агнец с небес; там – знак крови, на время отклонявший опасность, здесь Слово – сосуд полный Божественной крови и Духа; там – овца из стада, здесь – вместо овцы Сам Пастырь яко овча на заколением ведеся (Ис. 53:7). Вот, каким образом те события предвозвестили всецелое спасение! Одни лишь образы – и те оказались спасительными. Да возрадуются же небеса небес, как вопиет Божественный Дух, возвещая славу Божию; да празднуют небесные ангелы и архангелы; да торжествуют и все небесные Силы, видя верховного Вождя вышних воинств, телесно приходящего в образе ходатая; да празднуют хоры звезд, показывая Восшедшего прежде денницы; да празднует и воздух, неизмеримо простирающийся в глубину и широту; да празднует морская вода, удостоившаяся священных следов и хождения; да празднует и земля, омытая Божественной кровию; да празднует и всякая человеческая душа, возрожденная Воскресением! Это – пасха, общее торжество всех вследствие исполнения отеческой воли в мире, посольство Христа, Божественный восток над землею, вечный праздник ангелов и архангелов, жизнь бессмертная для всего мира, смертоносная для смерти, нетленное небесное блаженство для людей, священное торжество, предвозвещение древних и новых таинств, видимых на земле и на небесах, созерцаемых теми, кто принял их новыми и с священным познанием. Вот что можем мы вкратце сказать об этом предмете. Таков всенародный праздник Пасхи. Для того, чтобы и нам принять некоторое участие в слове, как бы в пиршестве (не земным, но небесным питаясь, пусть вкусим и мы этой мысленной пасхи с духовным желанием, как и Иисус возжелал есть с нами пасху), – вот мы вкратце скажем сначала о том, что гласил закон [о пасхе], и как он осуществлялся, и почему закон был дан после оставления Египта; затем покажем и то, какова цель установления пасхи, и какое это таинство – пасха, все и во всех отношениях превосходящее.

Пасха таинственно начинается прежде всего из Египта, пасха – этот первый удар мрачному идолослужению, таинственное отсечение безбожного идольского безумия, справедливое ночное поражение первородных семян заблуждения. Известно, что Египет испытывал избиение первенцев, и умирало целое поколение, которое было рождено, – с тою целью, чтобы жестоковыйный Фараон, не вразумившись первыми казнями, хотя и поздно вразумился, а Израиль так необычайно был спасен, Бог же прославился во всем. Множество египтян казнится, а у Израиля празднуется Пасха, которая и называется поэтому пасхой в празднестве Господнем, и в которой сокрыты многие священные тайны человеколюбия Божия. А смысл всего этого следующий. Египет – это большой и мрачный образ темного и глубокого заблуждения. Здесь, именно, возникли первые зачатки того обмана, в силу которого тельцы и рыбы, звери и птицы и все подобного рода живые существа были боготворимы и почитаемы за богов. Вот почему, когда открылся с небес справедливый гнев, и большой ужас объял всю землю, тогда прежде всего уничтожается суеверное и безумное идольское заблуждение, потому что во всех бозех Египетских, – говорится, – сотворю отмщенье: Аз Господь (Исх. 12:12). Казнь обрушивается на всех первенцев, так как, усвояя себе самую отдаленную древность, (египтяне) содержали самое древнее служение идолам. Казнь совершается среди ночного мрака, потому что мрачны, печальны, неприятны и беззвучны были требища темных дел и демонов. И дам, – говорится, – чудеса на небеса горе, и знамения на земли низу, кровь, и огнь, и курение дыма: солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде неже прийти дню Господню великому, и просвещенному (Иоил. 2: 30, 31). Кровь же в знак печати Христовой, это – мое таинство; знак не означал сам по себе истину, а только указывал на будущую истину. Всех тех, которые имеют знак крови на душах своих, подобно помазанному на домах, как изображено в закона, всех их пагубная казнь минует. И на которых домах, говорит Господь, узрю кровь, и покрыю вы, и не будет в вас язвы, еже погибнути, егда поражу землю Египетскую (Исх. 12:13) . Итак, кровь является здесь знаком предохранительным, как для домов, так и для душ (ведь и душа Божественным Духом и верою уготовляется в священноприличное жилище). Этот-то знак и предохраняет верующих. Таково таинственное значение пасхи для всего мира.

Послушай, какое значение имеют частности, которые мы и попытаемся обяснить, насколько это нам по силам. Почему месяц пасхи есть первый между месяцами года? Тайное еврейское предание говорит, что это – именно то время, в которое Господь времен и Творец Бог некогда все создал. И это есть первый цвет создания, красота мира, когда Сам Творец мысленно видел всю красивую картину, стройно двигавшуюся, украшенную благоустройством небес, благоприятным сочетанием времен (года), правильным движением солнца, восходом еще не ослабевшего света, и уже украшенную рождением плодов, быстрым ростом растений, цветистыми побегами деревьев, уже нарождающимися поколенями стад. Этот момент всеобщего согласия и полного благоустройства, это, так сказать, благодатное время, весна во всей своей прелести – и есть первый начаток времени. Для меня это несомненно, я так думаю, и даже уверен, что началом, главой и первым вождем всякого времени должен быть считаем именно месяц пасхи, во время которого совершается и священнодействуется это великое таинство, чтобы, как Господь от начала есть первородный первенец всего мыслимого и невидимого, так и этот месяц, вследствие значения священного торжества, сделался первым месяцем года и началом всякого времени. Это тот самый год (лето), о котором Св. Писание гласит: проповедати лето Господне приятно (Лк. 4:19). Овца есть священная жертва. Сам Христос яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущему его безгласен (Деян. 8:32), и Иоанн говорит о Нем: се Агнец Божий, вземляй грех мира (Ин. 1:29). Совершенный агнец и однолетний; совершенный, как считается на земле. Год, считаясь мерою времени на земле, делая круг и обращаясь в самого себя, этим круговым движением и обращением в самого себя уподобляется неизмеримой вечности. То, что агнец берется в десятый день месяца, имеет большое символическое значение. Промежуток времени до Евангелия был заполнен законом; самым же главным учением в законе служит десятословие; и вот, именно, после десяти заповедей закона приходит таинственный Агнец с небес. Сохраняется (агнец) в продолжение нескольких промежуточных дней, чем в Писании обозначается время пребывания (Христа) во плоти до страдания и содержания Его под стражею в доме первосвященника. Допускаемый к ядению агнца ближний, сосед – это я, потому, что ты, Израиль, не вместил в себе Агнца. Затем, агнец закалывается к вечеру, потому что также и священный Агнец умерщвляется на закате солнца. Закалывает агнца все многочисленное собрание сынов Израилевых. И действительно, весь Израиль в своем неверии принял на себя вину за ту драгоценную кровь, – весь Израиль, в то время убивавший и до ныне не верующий. Поэтому против них свидетельствует Божественный Дух и гласит, говоря: руки ваша исполнены крове (Ис. 1:15). Притолка, помазанная кровью, это – Церковь, а два столба – это два народа, потому что Спаситель не довольствуется тем, что сначала послал к тебе, Израиль. Несмь послан к вам, – говорил Он, – но ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24). Я, как пес, сидел у чужого стола, не имея еще возможности есть хлеба, но собирая падающие крошки и питаясь от чужой пищи. Но после того, как ты не узнал манны с небес, хлеб был перенесен чрез веру ко мне, и я, вместо пса сделавшись уже сыном, ем мясо. Померк свет мира пред великим (сиянием) тела Христова. Приимите, ядите, сие есть тело Мое (Мф. 26:26). Мяса печена огнем: огненно ведь мысленное тело Христа. Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгорися (Лк. 12:49)? Не сырое мясо, чтобы слово было не трудное, полезное и приятное; и не сваренное в воде, чтобы слово не было слабым, водянистым, и растворенным.

Далее сказано в законе: главу снесте с ногами и со утробою (Исх. 12:10). Начало и средина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, средина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе Самом неразрешимыми связями, соделавшись действительно посредником между Богом и человеком. Глава с ногами и со утробою. Высота, глубина и широта суть утверждения земли. Глава с ногами и со утробою. Закон и слово, как совет. Коль красны ноги благовествующих благая (Ис. 52:7). Кости же не сокрушите от него (Исх. 12:46), – чтобы удостоверить воскресение с телом. Принеси, – говорит Христос, – персты твои в язвы гвоздиныя (Ин. 20:27, 25), чтобы знать, яко дух плоти и кости не имать (Лк. 24: 39). Опресноки ешьте с горькими травами, – потому что горьки они для тебя и знаменуют горькие дела. Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людей чуждих (Ис. 1:7). Снесте пасху со тщанием (Исх. 12:11). И конечно, всякому намеревающемуся приступить к такому телу должно быть добрым и трезвым. Чресла ваша препоясана. Должны быть оставлены природные путы – плотские стремления и грязные удовольствия. Сапози ваши на ногах ваших, – чтобы пути были правильные, опоры – не кривые для утверждения истины. Сандалии ваши, которые Моисей развязал, а Христос подвязал, на ногах ваших. Иззуй, – говорится, – сапоги от ног твоих (Исх. 3:5), – чтобы видно было временное значение закона. Емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу Его (Лк. 3:16), – чтобы показать всеобщее значение заключенного договора. Жезлы ваши в руках ваших. Знак Божественной силы, опора мыслительной твердости. Жезл (для) Моисея, жезл (для) Аарона, жезл ореховый, жезл, разделяющий бездны морские, жезл, подслащающий горечь источников, жезл, на котором покоятся семь святых даров Духа Божественного: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух страха Божия исполнит Его (Ис. 2:2, 3). Это – пасха, пасха Господня! Возгласил Дух, потому что она – не образ, не вымысел, не тень, но пасха истинно Господня. Кровь – знамение, знамение будущей истины, прообраз истинного Духа, подражание великому помазанию. И узрю кровь, и покрыю вы. Поистине, Ты укрыл нас, Иисусе, от великой гибели, протянул отеческие руки, скрыл нас под Своими отеческими крыльями, пролил Божественную кровь на земле и совершил примирение, запечатленное кровию Твоею по человеколюбию Твоему, удалил от нас грозный гнев и восстановил для нас тот древний мир. Итак, пусть те едят опресноки семь дней, наблюдая седмеричное время в мире и вкушая определенную законом на земле земную пищу; наша же пасха – жертва Христова, у нас новое тесто для Его священного смешения, для того, чтобы, всецело заквасившись лучшею силою, нам соединиться с Духом Его. И самое царство небесное я заквасил смешанной закваской соответственно трем мерам пшеничной муки. Отсюда – и пасха. Пришлец да не яст. Я не бросаю жемчуга пред свиньями, не даю святого псам. Служащий прежде греху пусть обрежет сердце и, освободившись от горького рабства, приступит затем с достоинством к таинству; тогда, имея независимость, будет свободно есть пасху, потому что Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:13).

В дому едином да снестся, и не изнесите мяс вон из дому (Исх. 12:46). Одно есть собрание и один есть дом; это – Церковь, в которой вкушается священное тело Христово; поэтому из единого дома Церкви тело не выносится вон. Закон един будет свободному и пришельцу. Где – Христос, там свобода всем, равенство, один закон: все приобретены дрогоценной кровию. Поэтому все мы свободны во Христе. Слушай же, слушай после прообразов и ветхозаветного домостроительства, каково домостроительство по пришествии Христа на землю. Что такое – пришествие Христа? Избавление от рабства, освобождение от прежней нужды, честь усыновления (Богу), источник отпущения грехов, поистине бессмертная жизнь во всех. Видя свыше нас, мучимых смертью, связанных узами тления, направляющихся по одному неизбежному и бесповоротному пути, пришедши и приняв первоначальный по совету отеческому образ, Слово не ангелам, не архангелам поручило служение за нас, но Само приняло борьбу за нас, повинуясь отеческим заповедям. Так как чистый Божественный Дух для всех был недоступен и не все могли чувствовать непосредственные влияния Его, то Он Сам, добровольно собравшись, пришел таким, каким пожелал, не сделавшись Сам по себе ни меньше, ни хуже и не утратив славы, и вследствие избытка отеческого могущества не лишившись того, что имел, но прибавив еще и то, чего не имел. Пришел Он таким, каким могли Его принять. А так как нужно было какое-либо вместилище для Божественного Духа, чтобы первые стали участниками человеческой природы и существа, то, очистив и сопричислив, отделив и отбросив то, что было грязно и ненужно, чистое же, ясное и светлое озарив, осветив блеском, окружив сиянием, воспламенив, сделав небольшим храмом, воспитав в целомудрии и, так сказать, возведя до степени ангела, Он телесно принял на Себя человеческий образ, происхождение имея духовное (восток), вид же получив человеческий. Вот почему Св. Писание весьма таинственно и обрисовало Его, говоря так: се муж, восток имя Ему (Зах. 6:12), восток именно как бы по духу, а муж по телу, потому что Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Вышняго (Лк. 1:35), Так как происхождение Его было необычайно и Божественно, то естественно и Дух удивился, говоря: род же Его кто исповесть (Ис. 53:8)? Четыре существуют отличительные наименования Божественности, которые более других уместны, когда идет речь о Духе: это – господство, Божественность, сыновство и царство вечное; смотри же, не удостоился ли Он получить эти добродетели и славу. Сначала смотри: Он – Господь. Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене (Пс. 109:1). Видишь ли, что Он – Господь от Господа? Смотри – Он и Сын Его. Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое (Пс. 2:7, 8). Видишь ли, что Он – Сын первородный и единородный? Смотри: Он – и Бог. Мужи высоцыи к тебе прейдут, и в тебе помолятся, и в тебе поклонятся: Ты бо Еси Бог, зане в тебе Бог есть (Ис. 45:14–15). Видел, что Он – Бог? Смотри: Он – и вечный Царь. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44:7, 8). Видел, что Он – Царь? Смотри: Он, будучи Царем – и Господь Сил: Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей царь славы? Господь Сил, той есть царь славы (Пс. 23:7, 8, 10). Видишь ли, что Он, будучи царем, есть и Господь Сил? А из дальнейшего ты усмотришь, что Он был и вечным Первосвященником. Клятся Господь, и не раскается: ты иерей во век (Пс. 109:4). Поэтому, если Он – и Господь, и Бог, и Сын, и Царь, и Господь Сил, и вечный Первосвященник, то, когда хочет, Он есть и человек. Кто познает Его? Без сомнения, по виду Он – человек, а предвечно – Бог. А чтобы Он не показался, по мнению людей, случайным и не имеющим происхождения призраком или – духом, явившимся на земле, – слушай, что Он был и младенцем. Слышите убо доме Давидов: даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7:13, 14). Без сомнения, этот великий Иисус пришел к нам, как Бог и человек: никто не должен сомневаться. Господственное вместилось в человеческом теле. Также и Адам первое таинственное дыхание Отца получил на земле, будучи перстью, потому что Божественный Дух не терпит вреда, по воле Божией соединяясь с телом. И если первая персть вмещает священного Духа, – одушевленное тело вмещает бессмертную жизнь Христову. Поэтому, когда бы Дух только пришел в того, кто был порабощен греху и смерти, то великое явление тела было бы излишне, если бы ни грех, ни смерть не были побеждены. Но надлежало и греху быть уничтоженным. Потому-то Он греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его. Поэтому-то Он облекся сначала в это бедное и смертное тело, как говорит о Нем Дух: несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше вида, ниже доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих (Ис. 53:2). В подобии бо плоти греха, и о гресе осуди грех (Рим. 8: 3), показав, что не больные нуждаются во враче, но болящие. Он лечил наши немощные тела, а особенно исцелял болезни могущественною силою, чтобы исполнилось сказанное: услышите, глусии, словеса книги. И седящим во тьме свет возсия. Тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис. 42:18; ср. 29:18; 35:5, 6). После того как зло по частям было уничтожено, последним врагом ниспровергается смерть. Где ти, смерте, жало (Ос. 13:14)?

Такова была пасха, которую Иисус восхотел принести за нас. Страданием Он освободил нас от страданий и смертию победил смерть и чрез видимую пищу даровал Свою бессмертную жизнь. Вот – спасительное желание Иисуса! Вот – высочайшая духовная любовь: представить образы, как образы, а священное тело дать ученикам Своим. Поэтому Он не столько желает вместе есть, сколько страдать, чтобы чрез вкушение освободить нас от страдания; поэтому, водрузив вместо того древа древо крестное, пригвоздив на нем руку, послужившую некогда праотцу для греха, Он показал, что вся жизнь поистине висит на Нем. Это дерево служит для меня к вечному спасению; в нем – моя пища, угощение; в корнях его я имею опору, вместе с ветвями его распространяюсь, его духом, как воздухом, живу. Это – пища для утоления моего голода, источник для утоления моей жажды, покров для моего обнаженного тела. Когда я страшусь Бога, оно для меня – защита; когда колеблюсь, – опора; когда веду борьбу, – награда; когда победил, – знак победы; оно для меня – маленькая тропинка, узкая дорога; оно – лестница Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы, а на верху утверждается Господь. Пoелику в бессмертном теле не нашлось ничего, что могло быть пищей для смерти, то она, оставшись сама по себе и лишившись пищи, сама для себя сделалась смертью, как пророчески и объявляли многие из праведных о воскресении первородного из мертвых. Христос для того и перенес трехдневное пребывание в земле, чтобы вместо закона Самому спасти весь сполна род человеческий. Может быть, для того Он и сделался тридневным, чтобы в человеке восстановить во всей целости – душу, дух и тело.

По воскресении Христа, Его прежде всех видят женщины; как женщина ввела в мир первый грех, так, первая возвещает и жизнь миру. Потому-то женщины и слышат священный голос: радуйтеся (Мф. 28:9), – чтобы первая печаль (изгладилась) радостью воскресения, и чтобы для неверующих удостоверено было Его воскресение из мертвых вместе с телом. А как Он всецело облекся внешним видом ветхого человека, и, облекшись им, прообразовал его в небесный, то этот вид, соединившись с Ним, вместе с Ним восшел и на небеса. Силы же небесные, видя великое таинство, – человека уже в Боге восходящего, – получив повеление, возопили с радостью вышним воинствам: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Эти, видя новое чудо, – человека соединенного с Богом, – в свою очередь восклицают и вопрошают: кто есть сей царь славы? А те на вопрос ответили: Господь сил, той есть Царь славы, крепок и державен и силен в брани (Пс. 23:7–10). О, таинственная помощь! О, духовное торжество! О, Божественная пасха, нисходящая с неба до земли, и восходящая обратно от земли на небо! О, новое празднество всего мира! О, радость всего, и честь, и пища, и наслаждение, от которых мрачная смерть уничтожилась, а жизнь распространилась на всех, небесные врата открылись, и Бог явился человеком, и человек восшел Богом, сокрушив врата адовы и расторгнув адамантовые узы! И находившиеся внизу в земле люди воскресли из мертвых, возвещая об этом тем, которые находились вверху; из земли появился хор. О, пасха Божественная, соединяющая теперь нас духовно с Богом, в полноте сходящим с небес, чрез Которого великий брачный чертог наполнился свадебными пирами, и все несут свадебную одежду, и никто не изгоняется, как не имющий ее! О, пасха, просвещение новым светом, украшение светлого свадебного шествия! Теперь не гаснут уже светочи в душах; духовно и боговдохновенно во всех возжигается в теле и в духе огонь благодати, поддерживаемый елеем Христа. Тебя поэтому и призываем, Боже Владыко, духовно вечный Царю–Христе! Простри великие Твои руки на Святую Церковь Твою и на народ всегда для Тебя святый, защищая, сохраняя его, и даруя нам вместе с Моисеем воспеть победную песнь, потому что Твоя есть слава и держава во веки веков. Аминь217.

* * *

217

Полн. Собр. творен, св. Златоуста в русск. перев., изд. 1902 г., т. VIII, стр. 944– 957. В издании Migne это слово отнесено к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle