Беседа в день Воскресения Господа Спасителя нашего. Святого Иакова Саруга218
Возбужденный безмерною радостью, я ныне вместе с Пророком возглашаю: сей день, его же сотворил есть Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24). Подобного нынешнему дня не было ни ранее, ни позже. Это – великий праздник, венец и слава всех остальных праздников. В сей многоценный день я взываю с чувством полным радости. Будь благословен ты, новый день, в который уничтожена ветхая ночь! Будь благословен, ясный день, принесший собою прекрасное благовестие! Будь благословен утешитель печальных, удовлетворение обиженных, собиратель расточенных, освободитель обременных, укрепление уничиженных! Будь благословен для меня день без вечера, и ясное утро, которого не объемлет тьма. Будь благословен день – воскрешение, которого уже не может уничтожить смерть, – и воскресение, которое не должно бояться никакого падения. Будь благословен единственный день, чрез дарование которого украшены оба мира – видимый и невидимый. Буди благословенно Воскресение Воскресения, ибо чрез тебя мы забываем происшествия Страстной пятницы. Будь благословен светлый день, ибо ты не похож на позавчерашний. Время печали совершенно миновало, и все изменилось. Несчастие прошло, и сила скорби уничтожена; смерть отошла, и жизнь жительствует; ад закрыт, и крещение открыто; левая сторона (враги Церкви) опустела, а правая сторона (члены Церкви) преизобильно ликует. Позавчера убили Пастыря, и его стадо разбежалось; а ныне убежали волки, и стадо собирается свободно. Позавчера Иуда получил деньги, Каиафа совещавался, Анна обвинял, книжники кричали, Пилат восседал, Симон (Петр) отрекся, Андрей убежал, Иоанн удалился, Фома сокрылся, Иакова нельзя было нигде найти, Филипп был не видим, Матфей был в убежище, Варфоломей находился далеко, близнец (Симон Зилот) ужасался, и все разбежались во все стороны. А ныне Каиафа посрамлен, Анна должен стыдиться, Иуда повесился, бросив деньги, книжники умолчали, старейшины синагоги сокрывают свое старейшинство, Пилат – в полном изумлении, стадо волков разбежалось, Пастырь говорит со стадом, стадо слышит Его голос и собирается снова. Мария (сестра Лазарева) торжествует, Саломия радуется, Марфа возвращается с благою вестию, Иоанна приносит известие мира, ученики снова ободряются, апостолы покидают свои убежища, Симон и Иоанн бегут ко гробу, Матфей и Варфоломей освобождаются отчаяния, Андрей и Иаков радуются, Фома исповедуется, Филипп поет хвалебные песни. Путь, который ведет ко гробу, богат спутниками. Скорбь перешла на сторону неприятелей, а утеха находится у стоящих на правой стороне, при входе во гроб. Смерть уничтожена в дольнем мире, пoелику сей герой был уничтожен на вратах Самары. С открытым дерзновением посмевалось пророчество над смертию и говорило: где ти смерте жало: где ти аде победа (Ос. 13:14)? Распятый уничтожил сокровище смерти, бросил венец ее на землю: ее голос престал в дольнем мире, ее жало притупилось, и ее стены были уничтожены.
Пусть зовет страж и скажет: паде Вавилон, и вси кумиры его, и вся рукотворенная его сокрушишася на земли (Ис. 21:5–9). Ныне ложные фарисеи передали деньги, которые возвратил им Иуда предатель, стражам гроба. Позавчера Иуда похитил, ныне стражи ужаснулись; противники истины переполняли их мешки с деньгами, однако же не сумели уничтожить истину. Сильный Муж отдал Сам Себя им в руки, и они слабо пригвоздили Его, а после сего охраняли Его, дабы Он не освободился и не бросился на них: ибо из–за чего они сторожили возле гроба, как не из страха от Сильного, Который, хотя и был закрыт, однако же внушал страх Своим неприятелям? Темнота сторожила над утром, дабы Он не появился, но когда воссиял день, его лучи победили неприятеля. Стражи видели поднимающуюся светлость, небесную славу, объятую лучами, величественный и ясный шум ангелов слышали снизу, ясное сияние простиралось от гроба до самого неба, которое явилось еще Иакову в Вефиле (Быт. 28:12); только здесь Господь не сидел на верху (небе), но под ним, поднимаясь к верху. Стражи видели все это и испугались: они дрожали всеми членами и омертвели от страха; перепуганные, они прибежали ко гробу, но печать на нем оказалась целой. Иудеи запечатали гроб и положили камень, как учит нас об этом Писание, и Пилат согласился приставить стражей возле гроба, как они испрашивали этого. Но когда стражи увидели славу Спасителя, как Он поднялся в сиянии, как Святый возбудился из бессознательного состояния умершего, как ангелы, поднимаясь и опускаясь, прославляют и с радостию молятся Господу, возвращающемуся от победоносного сражения с неприятелем, то чрез сие видение они были твердо убеждены в воскресении: они видели Спасителя лицом к лицу. Когда они видели запечатанный гроб и увидели, что печать на гробе не была уничтожена, они удивились так, что были твердо убеждены в воскресении, которое они узрели своими очами. С удивлением они смотрели на печать, оставшуюся целой, хотя и сильный Муж вышел из гроба; с величайшим удивлением они побежали к старейшинам церковным и сказали им: «идемте, и вы увидите, что печать еще – в целости, и положенный вами камень стоит нетронут. Пустите нас без упрека идти: ибо Тот, Кого вы положили во гробе, вознесся на небо; мы должны лишь передать печать нетронутою. Идите, мы передадим вам его – гроб, и не требуйте от нас тела. Во гробе никого нет, и печать на нем все–таки цела. Мы исполнили свой долг и сторожили возле гроба, дабы не могли приблизиться к нему ученики Христовы, и исполнили это; но чтобы воспретить и ангелам, это уже – не наше дело: жители земные не приближались, а небесные входили и выходили непрестанно. Из учеников даже никого и не было при гробе; но людей огненных, одетых в белые одежды, мы видели сходящими с неба, кланяющимися и молившимися Тому, Кого вы положили во гроб; и когда они сердечно молились над ним, то Он вместе с ними ушел, мы же не могли приблизиться к ним». Когда распинатели Христовы услышали это, то они почувствовали свое ничтожество, были очень смущены и стыдились. Они сказали стражам: «Люди! Мы пригласили вас помочь нам; и потому вы не восставайте против нас. Возьмите сребренники, а о произшедшем никому не говорите; получите их, и мы не должны будем стыдиться. Того, что мы слышали от вас, никто другой не должен слышать; но будьте всегда готовы сказать: ученицы Его, нощию пришедше, украдоша Его, нам спящим» (Мф. 28:13). Стражи взяли дар и ради злата не решились сказать истину, и таким образом утаили происшедшее. Любовь к деньгам взяла перевес, и вследствие этого они не передали в настоящем виде происшедшую историю. Улучшение состояния было для них оправданием, и правда была отвергнута: они увидели злато, и ложь оказалась сильной. Увидевши деньги, которые сильно овладели ими, стражи говорили то, что внушали говорить им: «ученицы Его, нощью пришедше, украдоша Его, нам спящим».
О, ложь и без постороннего свидетельства уже сама себе противоречащая! Ученицы Его нощью украдоша Его, нам спящим. О, обманщики! Разве ваш сон был такой проницательный, что, даже находясь во сне, вы знали, кто были воры? Почему же вы не обратили внимание на то, чтобы не обокрали вас? Ваша ложь будет открыта, и вы от всех будете в презрении. Если вы спали, как утверждаете, то вы наверно не знаете, ученики ли Иисусовы украли Его, или кто другой; а если вы убеждены, что ученики украли Христа, то вы, значит, в этот момент и не спали. Таким образом, ваша ложь чрез это уже ясна для каждого. Или вы были в бодрственном состоянии и видели, – или, если спали, не могли видеть этого; и потому вашим словам доверять нельзя, так как ваши слова противоречат себе. Если бы вы говорили так: «мы спали, поэтому и украли Его; но мы не знаем, кто украл Его», – то этим вы несколько могли бы прикрыть свое обманчивое намерение. Но когда вы говорите, что ученики Христовы украли Его, ибо вы спали, то уже ваш обман, ясно само собою, противоречит себе и заставляет вас стыдиться: своей лжи вы не в состоянии прикрывать далее. Спящий не знает, кто похитил его вещь, а если знает похитившего, то, стало быть, он и не спал и хотел, чтобы обокрали его. Если вы знали, кто похитил Его (Христа), то почему вы не позаботились поймать вора? Если же вы не заметили Его, пoелику вы спали, то почему обвиняете учеников? Все, что было направлено для сокрытия истины, то именно и говорит об истине. Распинатели Христовы хотели пользоваться ложными рассчетами и поставили стражей у гроба; и вот, именно, они-то и свидетельствуют о воскресении. А то обстоятельство, что стражи согласились сказать, что ученики Его украли Его, свидетельствует о том, что они – не из числа учеников Христовых, но что были в соглашении с теми, которые распяли Христа. Когда стражи увидали, что ими пользуются, как лжецами, дабы народу говорить одно вместо другого, то они тайно между собою говорили о действительном происшествии, так что чрез секрет, который они каждый день повторяли между собою, стало известным воскресение. Спасителя нашего, к унижению распинателей, – известным не из уст Симона и Иоанна, друга Его, но от клеветавших на учеников, что они украли Его, и что Он не воскрес. Для того, чтобы свидетельствовать о Своем воскресении, Он не посылал Своих друзей к неприятелям Своим; Каиафа, значит, не слышал Петра; Анна не был убеждаем Иоанном, – и потому Спаситель наш явил бывшим у гроба стражам Свое воскресение. С удивлением говорили распинатели Его пред теми, которые передавали им повеление Пилатово; но для участвовавших в распятии Спасителя стражи гроба стали апостолами о Его воскресении, и они очень легко убедились в этом, пoелику были сподвижниками распинателей, а не друзей Распятого. Все враги Господа нашего собирались тайно у сих стражей, дабы узнать, что происходило у гроба Распятого, и что видели они, и эти тайно рассказывали им, что они видели; между тем они совещавались между собою о том, чтобы никто из них каким-либо образом не принялся разглашать эту тайну. Отсюда видно, что воскресение Господне одинаково было ясно и известно и друзьям и неприятелям Господним, и что совершавшим распятие оно было также известно, как и ученикам Его; друзья Его ликовали, а у врагов сжималось сердце. Туча отчаяния, которое позавчера, как гроза, поднималась над учениками, обещая им мучение, вследствие чего они и разбежались, ныне своею сильною бурею и грозою потрясала тех, которые совершили распятие. Итак, время изменилось: над учениками воссиял ныне свет всякой радости, а над распинателями ужасная буря несчастия. В колеснице, которая в пятницу была погружена в кровь, и которая явилась для того, чтобы умершего отвезти на небо, ныне запряжена жизнь, и воскресение гонит ее везде кругом, чтобы живущих возвести из гроба на небо. Распинатели трудились над тем, как бы утаить истину, но их намерение не осуществилось; они хотели деньгами поставить ложь на место истины, но она не могла заменить истину: они потеряли деньги, и не могли сокрыть истину. Разбойники хотели заменить день ночью, и укрыть его, но они не могли понять, что нет того места, где бы можно было сокрыть его. Неразумные воры думали взять солнце в свои руки и убежать с ним: им хотелось, чтобы миру долее не руководствоваться его светом; но солнце воссияло над миром, и эти слепцы нанялись, как поденщики, чтобы пойти в мир и сказать, что еще не настал день.
Воскресение Сына Божия было возвещено всем, вследствие чего и высочайшие высоты, равно как и самые низшие места, восчувствовали радость; и только распинатели давали дары, чтобы распространялись неверные слухи, что Его украли, и что Он не воскрес. Они нанимали людей до половины светлого дня, дабы те говорили, что солнце еще не поднялось. Конечно, их намерение сокрыть свет не могло осуществиться, и когда они узнали, что никто не слушает их слов, то они усрамились. Хотя распинатели объявляли, что Христа взяли, но Он явился Марии Магдалине, встретил Марфу, явился ученикам, шел по пути в Еммаус с Клеопою и его братом; и, таким образом, сошлись известия о воскресении Его, пoелику каждый, видевший Его, спешил сообщить об этом и другим – своим знакомым. Ангелы сидели при входе в пещеру, дабы каждому приходившему возвестить о происшедшем событии. Итак, истина распространялась и затмевала собою ложь; свет возобладал, и мрак должен был уступить. Для чего на гробе сидели ангелы, как не для того, чтобы ученикам Его возвестить о Его воскресении? И они сказали ученикам: вемы, яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде: воста (Мф. 28:5–6); и еще: что ищете живаго с мертвыми (Лк. 24:5)? Ныне, значит, ангелы были у гроба; но почему их не было позавчера на Голгофе? Отец предал Сына Своего в жертву, а Слугам Своим (ангелам) не дозволил приблизиться ко кресту, дабы при виде своего Господа от сильного волнения не воспламенела их преданность Ему: ибо тогда они попалили бы распинателей огнем, а Распятого уклонили бы с пути страдания. Если при нечестии Содома, когда Лот был пощажен, они бросали с неба горячий уголь и сожгли город; то что они сделали бы, если бы увидели уничижение Сына Божия? Могли ли бы они воздержаться и не отмстить мучителям? И когда Он был вполне уничижен, тогда Отец повелел слугам (ангелам) сойти и прославить Сына Своего; когда Спаситель наш уже вышел из гроба, тогда ангелы возвестили сие. Ангелы возвещали не о том, что Он выйдет; но старались о том, чтобы ученики могли видеть, что Его нет во гробе. Написано: ангел Господень сшед с небесе, приступл отвали камень от двери гроба и седяше на нем (Мф. 28:2). Если бы Господь наш был еще во гробе, то ангел не мог бы сидеть на нем, пoелику сказано, что, после того как отвалил камень, он сидел на нем; а известно и понятно, что слуга никогда не мог бы сидеть пред своим Господом. Но он сидел здесь, дабы возвестить приходившим, что Господь наш востал: ибо они могли бы усумниться в Его воскресении, если бы гроб был закрыт, и печать была в целости. Господь наш вышел из гроба, пoелику Он, сущу позде в день той во едину от суббот (Ин. 20:19), вошел в горницу. Надлежало, чтобы ангелы и отвалили камень: ибо после сего ученики стали приходить; надлежало, чтобы внутренности гроба, как и место, где лежало тело Его, были доступны глазам, как и покрывала, положенные с Ним, и дабы после всех этих свидетельств они были тверды в веровании в воскресение Спасителя. Чрез все это, что так ясно, и что как солнце, светло открывалось, ученики и торжествовали воскресение, но распинатели были очень унижены этим.
С очевидною и непоколебимою уверенностью апостолы свидетельствуют: вемы, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6:9). Ему слава во веки Аминь219.
* * *
Сконч. в 521.
Sechs homilien des heiligen Jacob von Sarug, aus syrischen «Handschriften ubersetzt von P. Pius Zingerle.» Bonn. 1867 p.p. 80–93.