Источник

Беседа в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Ныне, возлюбленные, праздник важный и великий, превышающий разумение человеческое и достойный щедрости устроившего его Бога: ибо ныне Бог примирился с родом человеческим, ныне долговременная вражда прекратилась, ныне наступил некоторый дивный мир, неожиданный прежде. Кто мог ожидать, что Бог примирится с человеком? Это не потому, чтобы Владыка был не человеколюбив, но потому, что слуга нерадив, – не потому, чтобы Господь был жесток, но потому, что раб неблагодарен. Нужно знать свойство прежней нашей вражды, чтобы ты, увидев нас, врагов и неприятелей, удостоенными чести, подивился человеколюбию Почтившего, – чтобы ты не думал, будто перемена произошла от собственных наших заслуг, – чтобы ты, познав чрезмерность благодати Его, не переставал постоянно благодарить Его за великие дары. Итак, хочешь ли знать, как мы преогорчили нашего Владыку, человеколюбивого, устрояющего все для нашего спасения? – Он хотел некогда совершенно истребить род наш и так разгневался на нас, что определил погубить нас с женами и детьми, зверями и скотами и со всей землей. Потреблю, – говорил Он, – человека, егоже сотворих, от лица земли, от человека даже до скота: зане размыслих, яко сотворих человека (Быт. 6:7). А дабы ты знал,что Он не возненавидел естество наше, но отвращался пороков, Он, сказав: потреблю человека, егоже сотворих. от лица земли, – говорит человеку: время всякого человека прииде пред Мя (Быт. 6:13). Если бы Он ненавидел человека, то не стал бы беседовать с человеком. А теперь видишь, как Он не только не желал совершить то, что́ угрожал совершить, но еще оправдывался пред рабом, беседовал с ним, как с равным Себе другом, и объявлял причины предстоявшей гибели, не для того, чтобы человек знал эти причины, но чтобы, сказав о том другим, сделал их более благоразумными. Итак, род наш, как я сказал, вел себя прежде столь худо, что находился в опасности быть истребленным с самой земли. А ныне мы, которые оказались недостойными земли, вознесены на небеса: мы, недостойные земного владычества, возвысились до горнего царства, взошли выше небес, заняли царский престол, – и то же самое естество, от которого Херувимы охраняли рай, ныне восседит выше Херувимов.

Как же совершилось это дивное и великое дело? Как мы, преогорчившие Бога, оказавшиеся недостойными земли и потерявшие земное владычество, вознеслись на такую высоту? Как окончена война, и как прекратился гнев? Как? – Удивительно то, что мир состоялся тогда, когда не люди, несправедливо враждовавшие против Бога, но Сам Бог, справедливо гневавшийся на нас, призвал нас. По Христе убо молим, – говорит Апостол, – яко Богу молящу нами (2Кор. 5:20). Что это? Он оскорблен и Сам умоляет? Да, ибо Он – Бог, – и потому призывает, как человеколюбивый Отец. И смотри, что происходит: посредником делается Сын призывающего, а не человек, не Ангел, не Архангел, и никто из рабов. Что же делает Посредник? – дело посредника. Как там, где какие-либо два человека враждуют друг против друга и не хотят примириться, кто-либо третий, пришедши и предложив себя в посредники между ними, прекращает их вражду: так поступил и Христос. Бог гневался на нас: мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее за тем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? Христос ны, искупил есть от клятвы законный, быв по нас клятва, – говорит Апостол (Гал. 3:13). Видишь ли, как Он принял наказание, угрожавшее свыше? Посмотри, как претерпел Он и поношения, причиняемые на земле. Поношения поносящих Ти, – говорит Псалмопевец, – нападоша на мя (Пс. 68:10). Видишь ли, как Он прекратил вражду, как Он не переставал делать и терпеть все и употреблять все меры, пока не привел неприятеля и врага к Самому Богу и не сделал его другом? Основанием этих благ – настоящий день: ибо Христос, как бы взяв начаток естества нашего, представил его Владыке. Как бывает с плодоносными полями, когда кто-нибудь, взяв немного колосьев, сделав малый сноп и принесши его Богу, этой малой частью низводит благословение на всю ниву: так поступил и Христос – одной плотью Своей, как начатком, Он низвел благословение на весь род наш. Почему же Он вознес не все естество наше? – потому, что не будет начаток, когда кто принесет все; но тогда будет он (начаток), когда кто, принесши малое, через это малое низведет благословение на все. Но скажешь: «для начатка следовало бы принести первозданного человека, поскольку начатком называется то, что прежде происходит, прежде произрастает». Нет, возлюбленный, это не будет начатком, когда мы принесем первый плод, незрелый и вялый, но – когда принесем плод совершенный. Посему, так как тот плод был поврежден грехом, то он и не был принесен, хотя был и первый; а этот плод свободен от греха, потому он и принесен, хотя явился после, – это и есть начаток.

Итак, Христос принес Отцу начаток нашего естества; а Отец оказал такое благоволение к этому дару, как по достоинству Принесшего, так и по чистоте принесенного, – что принял его собственными руками, поместил его подле Себя и сказал: сиди одесную Мене (Пс. 109:1). Какому естеству Бог сказал: сиди одесную Мене? – тому, которому было изречено: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:9). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довольно ли было стать вместе с Ангелами? Не была ли чрезвычайной и эта честь? Но оно превзошло Ангелов, превысило Архангелов, оставило за собой Херувимов, вознеслось выше Серафимов, миновало Начальства, и остановилось не прежде, как достигши престола Владыки. Видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, а от этого до Ангелов, до Архангелов, до Вышних Сил, до самого престола царского? Выше всего этого расстояния и этой высоты Он вознес наше естество. Смотри, как глубоко человек находился и как высоко вознесен: не возможно было ни сойти ниже того, куда нисшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос. Выражая это, (апостол) Павел говорил: сшедый, Той есть и возшедый (Еф. 4:10). Куда Он нисходил? – в дольнейшия страны земли (Еф. 4:9); а восшел превыше всех небес. Вспомни, кто восшел, или какое естество, или в каком состоянии оно было прежде. Я с охотою останавливаюсь на уничижении нашего рода, чтобы познать чрезвычайную честь, дарованную нам человеколюбием Владыки. Мы были землей и прахом (впрочем, это еще не вина, так как это – немощь природы); мы были несмысленнее бессловесных животных, ибо человек приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:21). А уподобиться бессмысленным значит сделаться хуже бессмысленных, потому что быть бессмысленным по природе и оставаться в бессмыслии, это – дело естественное; а ниспасть в бессмыслие тем, которые почтены разумом, это – вина воли. Посему, когда ты слышишь: уподобися скотом несмысленным, то не думай, что люди стали только подобны бессмысленным животным, но этими словами означается то, что они сделались хуже самых животных. Подлинно, мы были хуже и бесчувственнее бессловесных не потому только, что ниспали так, быв людьми, но и потому, что унизились до еще большого невежества. Выражая это, Исаия (пророк) говорил: позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна (Ис. 1:3). Мы были бессмысленнее и птиц: Горлица и ластовица сельная, врабия сохраниша времена входов своих: людие же Мои сии не познаша судеб Господних (Иер. 8:7). Мы были бесчувственнее камней. Хочешь ли, приведу свидетельство и на это? Слышите горы суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем Его (Мих. 6:2). Ты судишься с людьми, а призываешь основания земли? Да, – говорит Он, – ибо люди – бесчувственнее оснований земли. Какой же еще крайности нечестия станешь требовать, когда мы – неразумнее ослов, бессмысленнее волов, неблагодарнее ласточки и горлицы, бесчувственнее камней, и даже оказываемся подобными змиям? Ярость их, – сказано, – по подобию змиину (Пс. 57:5); яд аспидов под устнами их (Пс. 139:3). Но нужно ли говорить о бессмысленности бессловесных, когда Писание называет нас чадами самого диавола? Вы, – говорит оно, – отца вашего диавола есте (Ин. 8:44).

И, однако, мы, бесчувственные, неблагодарные (как мне выразиться, какое произнести слово?) – мы – естество нижайшее, безумнейшее всех, ныне стали выше всех. Ныне Ангелы получили то, чего давно ожидали; ныне Архангелы увидели то, чего давно желали, – увидели наше естество блистающим на престоле царском, сияющим славой и красотой бессмертной: ибо этого давно ожидали Ангелы, этого давно желали Архангелы. Хотя наша честь и превзошла их честь, однако они радуются нашим благам: пoелику и тогда, когда мы несли наказание, они скорбели; Херувимы, хотя охраняли рай, но скорбели. И как слуга, взяв сослужителя своего под стражу по приказанию господина, хотя и стережет сослужителя своего, однако, из сострадания к этому сослужителю, скорбит о случившемся с ним: так и Херувимы, хотя и приняли рай для хранения, однако скорбели на этой страже. Если ты видишь, что даже люди сострадают своим сослужителям, то после того уже не сомневайся о Херувимах, так как эти Силы гораздо любвеобильнее людей. А кто из праведников не скорбел о людях, которые были наказываемы справедливо и после бесчисленных грехов?.. Так, Моисей, после идолослужения евреев, говорил: аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси (Исх. 32:32). А Иезекииль, увидев Ангела, поражающего народ, с великим воплем и стенанием возгласил: о люте мне, Господи! еда потребляеши Ты останки Исраилевы (Иез. 9:8)?.. И Иеремия: накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленых нас сотвориши (Иер. 10:24). Если же Моисей, Иезекииль и Иеремия скорбели, то ужели Силы небесные нисколько не состраждут нам в наших бедствиях? Может ли это быть? Что они считают наше за свое, – вспомни, какую радость изъявили они, когда увидали, что Владыка примирился с нами. Если бы они не скорбели прежде, то не возрадовались бы после. А что они радовались, видно из слов Христовых: яко тако радость будет на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15:7). Если же Ангелы, видя одного обращающегося грешника, радуются: то, как им не возрадоваться величайшею радостию, видя ныне все естество, в начатке его, вознесенным на небо? Выслушай и еще, как вышние сонмы радуются о нашем примирении с Богом. Когда Господь наш родился по плоти, то они, увидев, что Он примирился с людьми (ибо, если бы Он не примирился, то и не низшел бы таким образом), составили хор на земле и восклицали, говоря: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Дабы тебе убедиться, что они потому прославляют Бога, что земля получила блага, – они присовокупили и причину: на земли мир, – говорят они, – в человецех благоволение, враждебных, неблагодарных. Видишь, как они (ангелы) прославляют Бога за чужие блага, или лучше за свои, так как наши блага они считают своими. Хочешь ли знать, что, и ожидая увидать Его возносящимся, они радовались и восхищались? – Послушай Самого Христа, Который говорит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына Человеческого (Ин. 1:51). Таково свойство любящих: они даже не ожидают времени, но предупреждают срок своей радостью. Посему они нисходят, стремясь увидать необычайное и дивное зрелище, – Человека явившегося на небе!.. Посему всегда являлись Ангелы, и когда Он родился, и когда воскрес, и ныне когда возносился. И се, – сказано, – мужа два стаста во одежди беле, самым видом своим обнаруживая радость, – иже и рекоста ученикам: мужие галилейстии, что стоите?.. Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:10, 11).

Для чего Ангелы говорят это? Разве ученики не имели глаз? Разве они не видели события? Не сказал ли Евангелист, что зрящим им взятся (Деян. 1:9)? Почему же предстали Ангелы, возвещая им, что Христос вознесся на небо? – По двум причинам. Во–первых, потому, что разлука с Христом всегда печалила учеников; а что она печалила их, послушай, что Он говорил им: никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши: но, яко сия глоголах вам, скорби исполних сердца ваша (Ин. 16:5, 6). Если мы не можем равнодушно переносить разлуки с друзьями и родственниками нашими: то ученики, видя Спасителя, наставника, попечителя, человеколюбивого, кроткого, благого, разлучающимся с ними, могли ли не печалиться, могли ли не скорбеть? Посему и предстали Ангелы, утешая их в скорби об отшествии Господа вестию о втором Его пришествии: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет (Деян. 1:11). «Вы скорбите, – говорят они, – что Христос вознесся? Не скорбите: Он опять придет». Чтобы апостолы не сделали того же, что сделал Елисей, который, увидев учителя своего взятым на небо, растерза ризы своя (4Цар. 2:12), – ибо никто не предстал ему и не говорил, что Илия придет опять, – чтобы и они (апостолы) не сделали того же, для этого предстали Ангелы, утешая их в скорби. Вот одна причина явления Ангелов. Не менее важна и другая причина, для которой Ангел и присовокупил: вознесыйся. Какая же эта причина? – Христос вознесся на небо. Велико расстояние между землей и небом, и сила зрения не могла следить за телом, возносившимся до небес, но как птица, летящая в высоту, чем более возвышается, тем более скрывается от нашего взора, так точно и тело Христово, чем более восходило в высоту, тем более скрывалось, так как глаза, по слабости своей, не могли следить за ним на столь великом расстоянии. Посему предстали Ангелы, возвещая восшествие Его на небо, чтобы ученики не подумали, что Христос восшел яко на небо, подобно Илии, но – что Он вознесся на самое небо. Потому и сказано: вознесыйся от вас на небо; и это (на небо) прибавлено не напрасно. Илия взят был яко на небо (4Цар. 2:1), так как он был раб: Иисус же вознесся на небо, потому что Он – Владыка: тот – на колеснице огненной (4Цар. 2:11), а Этот – на облаке. Когда нужно было призвать раба, послана была колесница; а когда – Сына, то – престол царский, и не просто престол царский, но Отеческий. Об Отце говорит Исаия: се Господь седит на облаце, легце (Ис. 19:1); итак, пoелику Отец сидит на облаце, то и Сыну Он послал облако. Илия, при восхождении, ниспустил милоть на Елисея (4Цар. 2:13), а Иисус, восшедши, ниспослал дары на учеников, делающие не одного Пророка, но множество Елисеев, или лучше сказать, гораздо больших и славнейших его.

Восстанем же, возлюбленные, и устремим взоры наши ко второму пришествию Христову. (Апостол) Павел говорит: Сам Господь в повелении, во гласе, архангелове, снидет с небесе.., и мы живущии, оставшии, восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе (1Сол. 4:16, 17), но не все. А что мы не все будем восхищены, – об этом послушай, как говорит Христос: тогда будете две вкупе мелюще в жерновах: едина поемлется, а другая оставляется: будета два на одре едином, един поемлется, а другий оставляется (Лк. 17:34,35; Мф. 24:40,41). Что значит эта причта? Что содержит в себе эта сокровенная тайна? Жернов означает всех, живущих в бедности и скорбях; а одр и успокоение означает всех, наслаждающихся богатством и почестями. Желая показать, что и из бедных спасаются и погибают, Господь сказал, что из мелющих жерновами едина поемлется, и едина оставляется, – и из лежащих на одре един поемлется, а другий оставляется. Он выражает то, что грешники оставляются здесь и ожидают наказания, а праведники подъемлются на облака. Как при вшествии царя в город, облеченные саном и имеющие великое дерзновение пред царем выходят из города навстречу к нему, а преступники и осужденные остаются под стражей внутри города, ожидая царского приговора, так и во время пришествия Господа, – имеющие дерзновение пред Ним встретят Его на воздухе, а виновные и сознающие за собой множество грехов будут здесь ожидать Судию. Кто удостоится восхищения на облаках, тот блажен и преблажен, хотя бы он был беднее всех; равно как и лишившийся того несчастен и пренесчастен, хотя бы он был богаче всех. Говорю это для того, чтобы пребывающие во грехах оплакивали самих себя; а все, живущие в добрых подвигах, ободрялись, и не только ободрялись, но имели твердую уверенность. Впрочем, и первые должны не только плакать, но и заботиться об исправлении себя: ибо и порочный может, оставив пороки, обратиться к добродетели и сравняться с теми, которые от начала проводили добродетельную жизнь, о чем и мы будем стараться. Добродетельные пусть пребывают в благочестии, постоянно умножая это благое приобретение, а сознающие за собой много грехов, будем исправляться, чтобы всем вместе и единодушно с подобающей славой встретить Царя Ангелов и сподобиться блаженной радости во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава, с Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь78.

* * *

78

В сокращении. См. 76 слов св. Златоуста на разные случаи – рукоп. (IX в.) Московск. Синод. библиот. (128/CXXIX), л.л. 394 об.–401; ср. Полн. Собр. Творен, св. Златоуста, т. II, изд. 1896 г., стр. 484–494; Христианск. Чтен. 1840 г., ч. II, 165–193 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle