Источник

Слово на Пасху. Св. Иоанна Златоустого

Пасху празднуют иудеи в воспоминание освобождения из Египта и избавления первенцев от смерти. Самое название «пасха» обозначает прохождение смерти; такое значение оно имеет на языке еврейском. Пасху празднуем и мы, но не как избавление от временной смерти, подобно тем, и не как освобождение от временного рабства, а как совершенное освобождение от рабства диаволу. Смерть первенцев миновала тех, которые принесли в жертву прообразовательного агнца и помазали кровью части дверей; нас же смерть, начавшаяся от первозданного (человека), минует, не будучи в силах удержать тех, которые вкусили жертвы божественного Агнца и запечатлены верою в спасительную кровь. У тех земной агнец, у нас же с неба, – как у Авраама, когда он имел посланного Богом агнца для принесения вместо сына, – поистинне посланный от Бога с неба Агнец, принесенный за нас, чтобы более мы не оставались во власти смерти чрез неодержимого ею Христа. Послал Бог Сына Спасителя мира С небесе, – говорит о Себе Иисус, снидох (Ин. 6:42). И Креститель свидетельствует о Нем, говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29). бессловесный агнец не уничтожает греха, а вследствие этого и происходящей от греха смерти; разумнейший же Агнец освободил от греха, уничтожив вместе с ним и смерть. Выводит нас не из земли египетской в землю иудейскую, но в вечное владение от мира тленного. Он – Агнец и вместе Пастырь, ведущий овец: впереди, – говорит, – пойду, ведя их к вечной жизни. Начало месяцев у иудеев – заклание в жертву агнца и выход из Египта; у нас же начало жизни – страдание Христа и удаление со Христом от мира, – потому что мы тогда живем, когда умираем для мира, тогда возрождаемся для Бога, когда оставляем земное рождение. Агнец неделимый, съедаемый в одном доме, в духовной Церкви, иначе же нигде не получаемый, как и плотским иудеям заповедано не выносить мяса агнца из дому. Хлеб пресный был у тех, кто ел пасху; у нас же общение со Христом при новом, юном и простейшем духе, как ново и просто тесто опреснока. Горькие травы, с которыми ели тогда пасху, указывая на наши скорби, чрез которые мы принимаем участие в страданиях Христа, потому что горько мучение, хотя бы плод от него был и сладок. Костей агнца не ломали, и это повелевал закон, предъизображая Христа, потому что, как повествует Евангелие, никто не перебил святых голеней Господа: да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него (Ин. 19:33, 36). Мясо ели ночью, на день не оставляли, потому что и смерть Христова воспоминается в настоящем веке, в будущем же является жизнь. Внешний вид евших пасху – одежда, подпоясанная на бедрах, сапоги на ногах, в руках палки: вся обстановка путешественников, приготовившихся к поспешному совершению пути; для нас же здесь указано приготовление души к переходу из (этого) мира. Поэтому хорошо приготовленные и сосредоточенные души избегают житейских забот, будучи готовы к Божественному шествию на небо. Наше бо житие, – говорит Апостол, – на небесех есть (Флп. 3:20). В качестве посоха, чтобы опираться, мы взяли веру и надежду на Христа. Зажжен и для наших душ светильник, как для тех зажжен был вещественный светильник. Светильник для душ наших закон Христов: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118:105). И Сам Господь говорит об этом: да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии: и вы подобни человеком чающым Господа своего (Лк. 12:35, 36). Остается посмотреть, кто ел пасху. Никто из необрезанных не допускался к вкушению пасхи; а если были иностранцы или рабы, они должны были обрезываться. Так и никто не может сделаться участником Христа, не обрезывая у себя человеческих излишеств и не очистившись от плотских осквернений, которые мы принимаем от отцов по рождению. Образом такого обрезания было плотское обрезание. Поэтому и пророком Иеремиею было сказано, что должно быть обрезано жестокосердие ваше. Итак, поспешим к блаженному общению со Христом, сделаемся чрез это чистыми от мирских зол, чтобы освятиться духовными добродетелями; поспешим, чтобы не остаться под рабством начальника века этого, но перейти в свободу Христа, Которому слава во веки веков. Аминь215.

* * *

215

Полн. Собр. творен, св. Златоуста в русск. перев., изд. 1902 г., т. VIII, стр. 937–938. В издании Migne это слово отнесено к разряду spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle