Слово на день Святой Пятидесятницы (О Святом Духе). Святого Григория, епископа Нисского
Предмета всякого праздника соделывает светлее Давид, всегда соответственно потребности настраивая свою многострунную цитру. Итак, и великий праздник Пятидесятницы пусть озарит нам тот же Пророк, бряцалом духа ударяя по струнам мудрости и возглашая песнь. Пусть изречет из того Божественного песнопения сии, приличные настоящей благодати, слова: приидите возрадуемся Господеви (Пс. 94:1). Прежде нужно узнать благодать, в чем она состоит, а потом применить к содержанию ее соответствующие слова из пророчества; позвольте и мне, сколько возможно, изъяснить по порядку все, что касается сего предмета.
От начала впало в заблуждение человечество относительно познания Бога, – и, оставив Господа твари, одни в обольщении стали служить стихиям мира, другие же начали почитать естество демонов, а многим и рукотворенныя изображения идолов показались Божеством, и для служения сим лжеименным богам устроялись ими и жертвенники, и храмы, и посвящения, и жертвы, и священные рощи, и капища. Но на повреждение естества человеческого воззрел оком человеколюбия Владыка твари, и постепенно снова возводит человеческую жизнь от заблуждения к познанию истины. Как те, кои с некоторым знанием врачебного искусства восстановляют силы истощенных долговременным голодом, не вдруг позволяют им насыщаться, щадя их слабость; но, когда посредством соразмерного употребления пищи прибудет у них силы, тогда позволяют сколько угодно наполнять себя пищей: таким же образом, когда человеческое естество было истощено страшным гладом, – домостроительством (Божиим) установлена была постепенность в приобщении к таинственной пище, так чтобы люди, всегда восходя к совершенству в некотором последовательном порядке, достигли, таким образом, до предела совершенства. То, что спасает нас, есть животворящая Сила, Которой мы веруем под именем Отца и Сына и Святого Духа. Но неспособные к восприятию сей истины вполне, вследствие приключившейся им от душевного глада слабости, прежде всего, отвлекаемые от многобожия пророками и законом, приучаются взирать на единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца, будучи не способны, как я сказал, к совершенной пище. Затем, для ставших более совершенными при помощи закона открывается чрез Евангелие и Единородный Сын; после сего предлагается нам совершенная пища для нашего естества – Дух Святой, в Котором – жизнь. Вот – предмет праздника; посему прилично нам, собравшимся для празднования Духу, слушаться предводителя сего духовного ликостояния, Давида, который говорит: Приидите возрадуемся Господеви. Господь же Дух есть, как говорит Апостол (2Кор. 3:17).
Ныне, при окончании, по годичному обращению времени, Пятидесятницы, в самый сей час (если теперь – третий час дня) дарована неизглоголанная благодать. Снова сообщил Себя людям Дух, Который прежде отдалился от нашего естества, потому что человек стал плотию (Быт. 6:3). И когда бурным оным дыханием были изгнаны из воздуха и рассеяны духовные силы злобы и все скверные демоны, тогда снисшествием Духа в виде огня исполнились Божественной силы все пребывавшие в горнице (Деян. 1:13): пoелику невозможно иначе соделаться причастником Святого Духа, как обитая на высоте этой жизни. Приобщаются Святого Духа только те, кои мудрствуют горняя, преставив свое жилище от земли на небо, и живут в горнице высокого образа жизни: ибо, по свидетельству книги Деяний, когда собрались в горнице, оный чистый и невещественный огонь разделяется в виде языков, по числу учеников. Но они беседовали с Парфянами, Мидянами и Еламитянами и прочими народами, свободно приспособливая свою речь к каждому народному наречию; а я, – как говорит Апостол, – в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком (1Кор. 14:19). Тогда полезно было говорить одной речью с иноязычниками, чтобы проповедь не была бездейственной для неведущих, встречая препятствие в языке проповедующих; теперь же, когда все (здесь) говорим одним языком, нужно поискать огненного языка Духа, для просвещения помраченных обманом. Итак, и в сем да руководит нас Давид, взяв в сопутники Апостола: ибо этот псалом, начало которого дарует нам радость о Господе, в словах: приидите возрадуемся Господеви, не только руководит нас к славословию Святого Духа, но гораздо более, – в том, что следует далее, поучает о Божестве Его. Скажу же вам и самые слова Пророка, с которыми согласуется и великий Апостол; изречение его таково: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни: в онь же искусиша мя отцы ваши (Пс. 94:7–9). Упоминая о сих словах, богодухновенный Апостол говорить так: тем же яко же глаголет Дух Святый (Евр. 3:7), и, сказав сие, приводит самые слова Пророка, относя их к лицу Духа. Ктоже есть Тот, Которого искусиша отцы их в пустыни? Кто – Тот, Которого прогневали? Узнай это от самого Пророка, который говорит, что искусиша Бога Вышняго (Пс. 77:56). И Апостол также, указав на лице Святого Духа, приписывать Ему сии самые речения: тем же яко же глаголет Дух Святый,..: во дни искушения в пустыни, иде же искусиша Мя отцы ваши (Евр. 3:8–9)... Итак, пoелику Дух Святый говорит: искусиша Мя отцы ваши в пустыни, а Пророк свидетельствует, что Тот, Кого искусили в пустыне, есть Вышний Бог, то да заградятся уста духоборцев, говорящая неправду о Боге, когда и Апостол и Пророк сказанным ясно возвещают Божество Духа. Ибо Пророк говорит: искусиша Бога Вышняго и как бы от лица Божия произносит к израильтянам те слова: в пустыни искусиша Мя отцы ваши; а великий Павел сии слова приписывает Святому Духу, так что чрез это доказывается, что Дух Святой есть Вышний Бог. После сего согласны ли враги славы Духа видеть огненный язык Божественных словес, освещающий сокровенное, – или будут смеяться (над нами), как над напившимися сладкого вина (Деян. 2:13)? Яже, хотя бы они и сказали это о нас, советую вам, братья, не бояться порицания таковых и не падать духом от их насмешек. О, если бы и у них было когда-либо сладкое вино, это нововыжатое вино, излившееся из точила, которое истоптал Господь чрез Евангелие, дабы напоить тебя кровию собственнаго грозда (Ис. 63:2,3)! О, если бы и они исполнились оного нового вина, названного ими сладким, которого не испортили еще торгаши примесью еретической воды! Тогда они, конечно, исполнились бы и Духа, при помощи Которого все кипящие Духом, как пену, сбрасывают с себя грубость и нечистоту неверия. Но не могут таковые приять в себя сего сладкого вина, потому что носят еще ветхие меха, которые, будучи не в состоянии сдержать такового вина, еретически расторгаются.
Мы же, братья, приидите возрадуемся Господеви, – как говорит Пророк, пия и сладкия пития благочестия, как повелевает Ездра (2Ездр. 9:51), – и, светло празднуя с ликами Апостолов и пророков, приидите, по дару Святого Духа, возрадуемся и возвеселимся в день сей, его же сотвори Господь во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки веков. Аминь104.
* * *
Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XLVI, col. 695–702; Твор. св. Григ. Нисск., в русск. перев. Москва. 1871 г., ч. VIII, стр. 98–104.