Беседа 2. Исцеление бесноватого лунатика
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Исцеление бесноватого лунатика. Рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 14-го по 21-й стихи.
О какой-то угрозе со стороны Луны в Библии почти ничего не говорится, кроме некоторого намека из Псалтири, где сказано: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью» (Пс.120:6).
Святые Отцы категорически настаивали на том, что сама по себе луна не может принести какой-либо вред человеку. Блаженный Феофилакт даже высказывал мысль, уже озвученную ранее, что бесы ожидают полнолуния, как бы сидя в засаде; чтобы начать удручать здоровье человека именно в полнолуние – и всё ради того, чтобы, ругая луну, человек косвенно оскорблял и Создателя луны (Бога). Эту мысль разделяет и Евфимий Зигабен, он пишет: «Некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее»14.
Мы же, верующие, знаем, «что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14); и еще: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15), ибо все творение Божие, как сказано: «…все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1 ,31).
Единственное, что может осквернить мир, – это грех (нарушение Божией заповеди). Сказано: «…исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф.15:18–20).
Возможно, что страх перед луной был связан и с древними культами Междуречья, где поклонялись луне. Само семейство Авраама некогда обитало в местах особого магического отношения к луне. Не случайно в Книге Второзакония мы находим слова: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор.4:19).
Так как прямое назначение луны – «отделять свет от тьмы», то, возможно, страхи, связанные с ней, были напрямую связаны с уверенностью, что ночью бесы действуют более активно, чем днем. В Талмуде прямо говорится, что бесы прячутся ночью в кустах близ отхожего места. Забавное суеверие!
Кстати, спорное утверждение – что бесы предпочитают дню ночь. Бесы могут действовать в этом мире через людей, следовательно, разумнее было бы предположить, что с нашей дневной активностью увеличивается и их деятельность. Неслучайно в нашем народе есть пословица: пока спишь – не грешишь.
Прямое назначение луны от Бога – то, что Господь «сотворил луну для [указания] времен» (Пс.103:19). Впрочем, и «лунный», и «солнечный» календари имеют право на существование, как сказано: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1:14).
Но вернемся к апостолам: Господь Иисус Христос с тремя – Петром, Иоанном и Иаковом спускается с горы Фавор, а 9 оставшихся у подножия горы тщетно пытаются изгнать беса из одержимого отрока. Можно только предположить, какими насмешками и улюлюканьями реагировали книжники и фарисеи на сие бессилие учеников Иисуса Христа.
Но вот Он Сам с тремя свидетелями Своего славного Преображения спускается с Фавора. На лице Его, мы можем предположить, еще отражается нетварный Свет мистической жизни Лиц Святой Троицы. Возможно, что первое время было трудно и взирать на Него, как некогда на Моисея, сошедшего с Синая. Но нужда заставляет преодолеть любой страх, и далее мы читаем:
Мф.17:14–15. «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду».
Блаженный Феофилакт так истолковал этот отрывок: «Этот человек, по-видимому, был весьма неверующий (отец бесноватого. – О.С.), судя по тому, что Христос говорит ему: “о, род неверный”… Причиной же болезни его сына была не луна, но демон; он подстерегал полнолуние и тогда нападал на больного для того, чтобы творение Божие хулилось, как зловредное. Ты же пойми, что каждый безумный изменяется, по Писанию (то есть если слушаемся Слова Божия, то счастливы и блаженны, а если нарушаем Заповеди Божии, то страдаем и мучаемся. – О.С.), как луна, являясь то великим в добродетели, то малым и ничтожным. Итак, он (любой человек в своей переменчивости и непостоянстве. – О.С.) делается лунатиком и бросается то в огонь гнева и страсти, то в воду – в волны многочисленных житейских забот, в которых обитает левиафан – дьявол»15. А то, что образно «малое светило» уловляет нас, – это подсказка нам, что все начинается с мелочей.
Как я часто вам напоминаю: в духовной жизни нет мелочей. Блаженный Иероним Стридонский считает, что в некотором, «переносном», смысле мы все и довольно часто впадаем в «лунатизм». Святой Иероним пишет: «Но мне кажется, в переносном значении под лунатиком должно разуметь такого, который по временам (per horarum momenta) изменяется в отношении к порокам (то есть сначала борется с ними, потом гоняется за ними. – О.С.) и не стоит твердо в начатом, но то усиливается, то ослабевает: то бросается в тот огонь, которым пылают сердца ведущих распутную жизнь, то в воды, которые не в силах угасить любви»16.
Ориген даже считал, что каждая болезнь и недуг, который исцелял Христос, соответствуют разным свойствам души:
расслабленный – тот, кто ничего не делает для своего спасения;
слепой – тот, кто видит только внешнее и не замечает духовного;
глухой – тот, кто слышит ушами, но не слышит сердцем и т. д.
Несчастный отец восклицает:
Мф.17:16. «я я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его».
Если бы эти события происходили в наше время, то я назвал бы отца лунатика «латинянином». Те, похоже, даже и не догадываются, что священник – только посредник, и апостол, и святой – посредники. Все совершается только Богом, и только в соответствии с Его, Господа, волей. Если человеку надлежит от Бога умереть, он умрет; если болезни предстоит развиться в организме до критического состояния, то никто не поможет, если воля Божия именно такова, как она есть.
Впрочем, порою лучше инвалидом войти в Царствие Божие, чем физически крепким человеком. Сказано: «…ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:30).
В наше время в мире господствует культ здоровья и молодости, но в Библии нет даже намека на то, что болезнь мешает делу нашего спасения. Сказано: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10); и еще: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10). То есть, когда мы болеем и трудимся, грешные мысли реже посещают нас.
Если говорить о юности, то это самая опасная пора в жизни человека. Святитель Иоанн Златоуст писал: «юность… нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется»17. Нашим молодежным лидерам поменьше надо подбрасывать сухих терний модернистских идей и ересей в сердца нашей молодежи, чтобы окончательно их не погубить.
Святитель Иоанн Златоуст учил о необходимости воспитания юных: «Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний»18. Посему в слове Божием сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч.22:6). Духовное обучение детей слову Божию начинается с 2-х, 3-х лет, когда дети учат славянский алфавит, чтобы с 5-ти лет обучаться чтению Псалтири и разумения Библии. Такие отроки и отроковицы охотнее посещают богослужение, ибо, имея навык чтения молитвенных текстов и узнавая их за службой, они чувствуют себя в храме как дома. И их поведение за службой выдает их благочестие. Сказано: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его» (Притч.20:11). Причем, главным воспитателем отрока должны стать его домашние, а не случайные люди, проявляющие не совсем понятный повышенный интерес к нашей молодежи. Сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).
Кто доверит воспитание своей жены постороннему? Так же и детей – уберегите их от всяких этих «православных психологов» и недорослей-катехизаторов и проповедников-скороспелок. Детьми и молодежью должны заниматься те, которые своих детей воспитали в правоверии, дома свои содержат в благочестии, ведь дети и молодежь наша – наиболее незащищенная часть народа Божия. Сказано об ответственных служителях в Церкви: «…должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим.3:2–6).
По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, молодость и старость есть понятия относительные. Он писал: «Если сравнить земную жизнь человеческую с вечностью, то все мы одинаково молоды и одинаково стары. Мне представляется в цвете и красоте юности, истинно живущим – только благочестивый. Он издает из себя духовную воню (благоухание. – О.С.) бессмертия, слышен живущий в нем и оживляющий его душу Бог… ощутительно и отсутствие души, его (молодого. – О.С.) все видят в бездействии и смраде охладевшего трупа»19. Действительно! От наших бабушек, спешащих в храм, веет благоуханием юности во Христе, а провожающая их равнодушным взглядом толпа «молодых» смердит водкой, «травкой» и гнилью греха.
И далее мы читаем Евангелие от Матфея:
Мф.17:17. «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда».
Не надо думать, что здесь Сын Божий как бы вышел из Себя и вспылил. Блаженный Иероним пишет: «не вспыхнул Он и гневом, наоборот, это значит то, что Он подобно врачу, который видит, что больного лечили вопреки его наставлениям, несогласно с ними (как бы. – О.С.), говорит: “Доколе я буду ходить в дом к тебе? доколе буду тратить усилия на твое лечение, когда я приказываю одно, а ты продолжаешь делать другое?” Итак, Он разгневался не на человека, а на порок»20.
Гнев Божий – он бесстрастен и, как говорит Златоуст, не человекообразен. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Так о гневе или ярости Божией… должны разуметь не человекообразно, то есть не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что Он есть Судия и Отмститель за все, что неправильно делается в этом мире»21.
Итак, Господь повелевает: «приведите его ко Мне сюда» – и отрока тотчас подводят, а учитывая страх бесов, подтаскивают к Господу.
И далее мы читаем:
Мф.17:18. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час».
Здесь возникает сразу несколько вопросов:
1). Кому запретил Господь?
2). Кто виновен в бесновании отрока?
Блаженный Иероним Стридонский предполагает, что, возможно, во всем виноват и сам отрок. Святой Иероним пишет: «Не страдавший, а демон должен был подвергнуться запрещению. Впрочем, может быть и то, что Он запретил отроку, и [вследствие этого] вышел из него демон, так как страдавший отрок был угнетаем демоном вследствие своих грехов»22. О, ужас! Оказывается, и в отрочестве можно совершить такое, что соделает согрешившего бесноватым.
Блаженный Феофилакт Болгарский соглашается с тем, что виноват во всем мальчик. Он пишет: «Кому? (то есть кому запрещает. – О.С.) Лунатику. Из этого же видно, что он (то есть сам отрок. – О.С.), будучи неверующим, сам, благодаря своему неверию, дал возможность войти в него демону»23.
Страшные комментарии предлагают нам святые Отцы! Но! Впрочем, а не является ли беснование Божием попущением – чтобы избавить бесноватого от личной ответственности за свои поступки? Ведь даже по мирским законам одержимые, безумные и сумасшедшие не отвечают за свои деяния по закону. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Бесноватые, когда бывают схвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не знают, предаваемы “сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа”»24. – Здесь святой Кассиан цитирует 1-е Послание к Коринфянам, 5-ю главу, 5-й стих. Подобные мысли о бесноватости мы встречаем и у святителя Иоанна Златоуста, когда он наставлял одержимого духом верующего, которого дьявол прямо во время церковной службы повергал на землю; святитель утешал его мыслью, что виноват не тот, кто упал, а тот, кто толкнул – то есть дьявол.
И далее мы читаем:
Мф.17:19. «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?».
Блаженный Феофилакт так объясняет поведение апостолов – почему они наедине подошли к Господу: «Апостолы убоялись, не утратили ли они дарованной им силы над демонами? Поэтому наедине, волнуясь, спросили. Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: “по неверию вашему”; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое»25.
Причина такого разочарования апостолов в своем собственном служении одна: до Дня Пятидесятницы, когда Дух Святой войдет в них, они еще будут оставаться ветхозаветными человеками. И все изменится после того, как Дух Святой начнет действовать вместе с ними и через них. Сказано: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян.5:14–16); и еще: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11–12); и еще: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа… Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:38, 41); и еще: «Когда они (апостолы после Дня Пятидесятницы. – О.С.) говорили к народу… Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян.4:1, 4).
Но все это будет после, а теперь они потерпели кораблекрушение в вере. Еще не было предательства Иуды, еще апостол Петр трижды не отрекся от Господа Иисуса Христа, еще страх иудейский ни сковал их так, что верующие женщины оказались смелее напуганных мужчин, и одни без мужчин отправились ко Гробу Господню. Но главное – Сионская горница еще не наполнилась Духом Святым «дыханием бурным» – вот тогда они выйдут открыто на улицы Иерусалима, будут проповедовать до края вселенной, ибо поистине «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10:27).
Но главное здесь не то что, облекшись в благодать Духа Святого, они сотворили много поистине святых дел; главное – что они не почитали себя некими святейшими надмирными существами. Напротив! Апостол Павел писал: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:26–29); и еще: «…Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15); и еще: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я (то есть Павел. – О.С.) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор.3:5–7).
И далее мы читаем:
Мф.17:20. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».
Однажды Сын Божий скажет апостолам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14:12). Здесь Он ставит в прямую зависимость Его уход к Отцу и чудесное преображение верующих. В другой раз Он сказал более определенно: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (то есть Дух Святой. – О.С.) не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:7–13).
Перед Своим Вознесением на Небо Он прямо сказал Своим ученикам: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян.1:8–9).
Только искупленное Кровью Иисуса Христа человечество оказалось способным принять дар Святого Духа и начать возрождать те отношения, которые были между Богом и человеком еще до грехопадения. Но теперь восстановление человечества происходило не по образу и подобию падшего Адама (Первого человека); теперь в Своем истинном Человечестве Сын Божий восстанавливал нас и Своим истинным Божеством. Сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:47–49).
Но пока Господь Иисус Христос наставляет перстных – ради их будущности Небесной.
И далее мы читаем:
Мф.17:21. «сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Прекрасно истолковал этот стих блаженный Августин Иппонский, он пишет, что молитва необходима нам и для избавления от собственного зла. Вслушаемся в слова его наставления: «Итак, в этой главе Господь призвал нас к молитве, когда заметил, что ученики из-за неверия не смогли изгнать этого беса. Призывая нас к молитве, Он заключил: “сей же род изгоняется только молитвою и постом”. Если человек молится так, что он может изгнать чужого беса, то насколько больше нужно молиться, чтобы избавиться от собственной жадности? Насколько больше, чтобы избавиться от собственного пьянства? Насколько больше, чтобы избавиться от тяги к роскоши? Насколько больше, чтобы избавиться от собственной грязи? Настолько велики грехи эти, что если останутся в человеке, то не позволят ему войти в Царство Небесное»26.
Да! Самый опасный для нас грех – это тот, который поселился в нашем собственном сердце, и не хочет покидать его. Самые опасные бесы – это те, которые хороводят вокруг нас и, как менеджеры, предлагают то один, то другой грех (им хорошо известны наши вкусы и пристрастия); но так же, как и современные менеджеры, они готовы дать всё в кредит, и если, не дай Бог, придется расплачиваться, то они признают только один вид валюты, только один тип кредитной карты – это наша собственная бессмертная душа, которая каждым грехом и духовной оплошностью будет разрываться по живому. Но при этом нельзя забывать, что дьяволу и его менеджерам – агентам нужна твоя и моя душа ЦЕЛИКОМ. И здесь только пост и молитва, молитва и пост, соединяющие разодранные части нашей души у ног Христа Спасителя, могут даровать нам исцеление, преображение и пресуществление из состояния чад гнева в состояние чад Божиих.
Какими грехами отрок привлек бесов к себе и соделался бесноватым, мы не знаем, об этом не говорится в рассматриваемом евангельском отрывке. Но отцы указывают на его собственную вину. Ребенка или молодого человека, особенно в наше время, бесы завлекают всевозможными для них средствами: от компьютерных игр до наркотиков и пива; здесь и фильмы «ужастики», и эротические фотки. Евангелие специально не подсказывает нам, как такой юный человек оказался бесноватым. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» (Еккл.11:9–10).
И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим: как относиться к словам Сына Божия, которые были сказаны Его святым апостолам: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Здесь важно, что Он говорит в будущем времени: «будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе» – и что же?
Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на сие недоумение, учит: «Скажешь: где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив (то есть обратив в веру. – О.С.) тысячи мертвых. Поистине, не столько потребно силы передвинуть горы, сколько выгнать из тела смерть (дух неверия. – О.С.)»27.
* * *
Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея. Глава 17, 14–15: http://mystudies.narod.ru/library/e/evf_zigaben/matthew/17.html
Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.17:14–15: http://azbyka.org/?otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolk_51=17
Блж. Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея. 14–15: http://bibleist.ru/biblio.php?q=003&f=002.html
Собрание сочинений свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского изд-ва прп. Максима Исповедника. Толкование на св. Матфея евангелиста. Т. II, ч. 1. Беседы о статуях 1.4: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_1/Z02_1_01.htm
Там же. Т. VII, ч. 2. Беседа 49.6: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_2/Z07_2_05.htm
Библиотека «Православная беседа». Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский. Письма к мирянам, 183 (277, 8): http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=608
Блж. Иероним Стридонский. Толкование на Мф.17:16–17: http://bibleist.ru/biblio.php?q=003&f=002.html
Библиотека свв. Отцов и учителей Церкви «НИ-КА». Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Кн. 8 «О духе гнева», гл. 4: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=kastor#kast9
Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.17:18: http://azbyka.org/?otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolk_51=17
Добротолюбие. Репринт. изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры в 5 томах. Т. 2. Св. Иоанн Кассиан Римлянин 6. «Борьба с помыслами, и чрез них со злыми духами, сопровождающая всякие другие борьбы, и переживающая их все», 167. С. 102–103.
Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.17:19: http://azbyka.org/?otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolk_51=17
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Августин Иппонский. Проповеди 80.3. С. 76.
Там же. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 57.4. С. 77.