Предварительные сведения
Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.
Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.
Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.
Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.
В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.
Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочел путь смиренного монашеского жития.
Монашество
Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.
Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.
Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время, и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.
Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.
Египетский период
Помолившись как следует перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.
По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свел их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.
Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.
Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке ее населяло множество благочестивых отшельников.
Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.
Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.
Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном из храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял свое тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.
Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.
Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они еще только готовились к путешествию по Египту.
Между тем, в Вифлееме они оставались недолго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.
Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.
Константинопольский и римский периоды
В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.
Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.
Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.
В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.
И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению из Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.
Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.
В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведен в сан диакона. Кроме того, ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь, Герман был рукоположен во священника.
Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.
После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.
В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.
За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.
Галльский период
В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом.
Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика).
Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.
Со временем слава о нем как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии и распространилась по всей Южной Галлии.
В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того, в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования...».
Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения).
Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.
В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».
В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.
Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.
Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4
Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.