Азбука веры Православная библиотека блаженный Аврелий Августин «Кто еретик?». О полупелагианских спорах. Свт. Фульгентий Руспийский
Леонид Быстров

«Кто еретик?». О полупелагианских спорах. Свт. Фульгентий Руспийский

Источник

Содержание

Значение богословия блж. Августина и прп. Иоанна Кассиана для свт. Фульгентия Учение о предведении и предопределении Учение о видах благодати Соотношение благодати и свободы воли в деле человеческого спасения Предопределение к наказанию Учение о призывающей/предваряющей благодати Бог не желает спасения всем людям Заключение  

 

Эпоха полупелагианских и предестинационистских споров на Западе является одной из наименее исследованных в православной традиции. Они были закономерным продолжением пелагианского богословского дискурса, итогом которого для ортодоксальной стороны стало учение блж. Августина о благодати, первородном грехе и свободной воле человека. Полупелагианские споры были своеобразной рефлексией западной церковной традиции над учением блж. Августина. Начались споры ещё при жизни блж. Августина в 420-ые годы и были сосредоточены в основном в среде галльских богословов. Наиболее знаменитыми участниками были прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435) , прп. Викентий Леринский († 445), св. Проспер Аквитанский († 463)1, Геннадий Марсельский, Арнобий Младший, пресвитер Луцид и свт. Фавст Регийский († 490)2. Закончились полупелагианские и предестинационисткие споры Арелатским и Лионским соборами в 470-ые годы.

Новую волну полупелагианских споров начали скифские монахи во главе с архимандритом Иоанн Максенцием. Они хотели предложить папе Римскому свт. Гормизду († 523)3 особую богословскую формулу, с помощью которой, по их мнению, могла быть уврачёвана акакианская схизма: «Един от Святой Троицы пострадал во плоти». Их инициативу поддерживал и св. Юстиниан, будущий император. Но в Риме у них произошло разногласие с папским легатом Диоскором и константинопольским диаконом Виктором. Последние выступали против формулы, которую ревностно проповедовали монахи. Диоскор написал небольшой трактат против скифских монахов, в котором для аргументации своей позиции использовал книгу свт. Фавста Регийского «О благодати». Папа Гормизд склонился на сторону Диоскора и Виктора и отверг просьбу скифских монахов. Кроме прошения о формуле Иоанн Максенций обращался к папе с просьбой осудить книги свт. Фавста, на что свт. Гормизд также ответил отказом, не найдя у Фавста чего-то заслуживающего осуждения4.

Но скифские монахи на этом не остановились и остались проповедовать свои идеи в Риме. Папа Гормизд попытался изгнать их. Тогда они обратились за помощью к североафриканским епископам. Кроме поддержки в защите христологического догмата, в своём послании они просили у епископов осудить книги свт. Фавста:

«Наставленные в учении всех святых отцов, мы анафематствуем Пелагия и Целестия, а также Юлиана Экланского и всех их единомышленников. Особенно предаём анафеме книги [«О благодати»] Фавста, епископа Галльского, вышедшего из Леринского монастыря. Нет сомнений, что он написал эти книги против идеи предопределения, и в своём тексте он противостоит не только традиции всех тех святых отцов (блж. Августин, свтт. Зосима, Иннокентий и Целестин Римские), но даже самому Апостолу. Он связывает помощь благодати с уже наличествующим в человеке усилием и совершенно обесценивает всё значение благодати Христовой, нечестиво исповедуя, что древние святые не были спасены той же благодатью, которой мы спасаемся, чему учит блаженнейший апостол Павел, но что они были спасены своими собственными природными дарованиями»5.

Скифские монахи видели в некоторых выражениях свт. Фавста, направленных против безусловного предопределения, отвержение не только безусловности, но и предопределения вообще, как такового. Также их смущало учение святителя о природной или первой благодати (prima gratia), которая достаётся человеку по праву рождения и с помощью которой спасались ветхозаветные праведники. Насколько их подозрения справедливы – остаётся вопросом. В данной работе мы посвятим своё внимание иному – рассмотрению учения о предопределении и благодати одного из самых видных учителей Западной Церкви свт. Фульгентия Руспийского († 533)6.

Значение богословия блж. Августина и прп. Иоанна Кассиана для свт. Фульгентия

Родился и вырос святитель в Северной Африке. Он получил хорошее образование и должность карфагенского прокуратора при вандальском короле Гейзерихе. Но, читая тексты блж. Августина, Фульгентий принял решение оставить мирскую службу ради служения духовного. То, насколько сильно свт. Фульгентий воспринял учение Августина, видно из беседы, произошедшей между ним и епископом Фавстом. Фульгентий обратился к епископу с просьбой принять его в монастырь, на что Фавст ответил: «Как можешь ты, который воспитан в прохладной жизни довольствоваться нашею бедною жизнью, нашей одеждой покаяния, постом и бодрствованием?». Молодой Фульгентий отвечал: «Я не могу, но не откажет мне в твёрдости Тот, Который дал мне это желание»7.

Другим духовным авторитетом для свт. Фульгентия был прп. Иоанн Кассиан. Вдохновившись «Собеседованиями» преподобного, Фульгентий желал отправиться в Египет, чтобы посетить места подвижничества великих пустынножителей, но был отговорен Евлалием, епископом Сиракузским. Твёрдость намерения свт. Фульгентия настолько поразила Евлалия, что тот просил у Фульгентия дать ему почитать книгу, которая вызвала в нём такое сильное духовное стремление8.

Таким образом, в жизни свт. Фульгентия соединилась любовь как к блж. Августину, так и к прп. Иоанну, что, видимо, и определило его богословское учение, практически лишённое крайностей августинизма. Свт. Филарет Черниговский († 1866) говорит, что учение Фульгентия о благодати и предопределении является адекватной с точки зрения православного учения интерпретацией августинизма9. Самого свт. Фульгентия свт. Филарет называет «последним светозарным отблеском великого Светильника Августина»10.

Учение о предведении и предопределении

Перейдём, наконец, к рассмотрению богословия свт. Фульгентия и его роли в полупелагианских спорах.

Свт. Фульгентий Руспийский откликнулся на просьбу скифских монахов и написал 7 книг «Против Фавста», ни одна из которых не сохранилась. В житии свт. Фульгентия говорится, что труд святителя был создан не столько с целью опровергнуть учение свт. Фавста, сколько разъяснить правильное учение11. Другими книгами, написанными в то же время, были «Об истине предопределения и благодати», «Об оставлении грехов» и «К Мониму». Все они в той или иной степени касаются вопроса о предопределении и благодати. В них свт. Фульгентий дал августиновским формулировкам новое измерение и заложил основу для Оранжского собора 529 года.

Рассмотрим учение свт. Фульгентия о предопределении.

Бог существует вне времени, поэтому Его знание распространяется на прошлое и будущее таким же образом как на настоящее. Это его знание называется предузнанием или предведением. В божественном предведении не существует нескольких вариантов будущего, но только один, который в действительности произойдёт12. Таким образом, знание Божие не ограничено временем, для него настоящее не отличается от будущего. И если Он выносит некоторое решение на основании своего знания, то это может быть как знание настоящего, так и прошлого, и будущего. Поэтому и само решение Бог выносит как бы вне времени.

Божественное решение называется предопределением. «Именем предопределения не выражается некое насилие над человеческой волей, необходимость, которой человек не может противостоять, но называется милостивый и справедливый порядок будущей работы Божией»13. Таким образом, предопределение касается только дел Божиих и, подобно предведению, выражает вневременной характер принятия Богом решения о совершении этих дел. Поэтому свт. Фульгентий говорит, что «предопределение Божие – это приготовление Его дел». Из такого определения следует, что ни предопределения к добру, ни предопределения к злу в смысле необходимости стремления человеческой воли не существует. Предопределение никогда не нарушает свободной воли человека.

Для свт. Фульгентия предопределению Божиему всегда предшествует предведение, по слову апостола Павла: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим 8:29). В том числе предопределение Божие о спасении или наказании человека совершается на основе предведения человеческих заслуг.

Для свт. Фульгентия особенно важно говорить «на основе заслуг», а не «на основе дел», так как в случае младенцев нет никаких ни добрых, ни злых дел, а есть либо заслуга осуждения (первородный грех), либо заслуга оправдания, полученная ими в крещении. Воля детей, по учению свт. Фульгентия, не является ещё свободной делать выбор. Она как бы спит, и решения за детей принимают взрослые. Возрастая, человек начинает сам избирать доброе или злое и может умножить злые заслуги, устремляясь на дела греховные, либо может откликнуться на призыв благодати Божией и совместно с ней и через неё творить добрые дела:

«И спасение на подаётся первым за дела, как и другим осуждающий приговор за дела не выносится. Но одни получили дар спасающей благодати незаслуженно, а другие получили осуждение за свои заслуги. У одних были обретены заслуги осуждения, а другим, ради их оправдания, были даром даны заслуги прославления. Одни имели в себе то, что было неприятно Богу, другие, стремясь угодить Богу, от Него Самого получили то, что Ему приятно. Следовательно, во всех тех, кто идёт в геенну огненную, справедливая суровость наказывает дурные заслуги.

У тех, кто имел дурную заслугу по праву рождения, количество таких заслуг возрастает уже по их собственной порочной воле. Исключением являются дети, воля которых ещё не способна избирать праведное и избегать греховного, так как в их нежном возрасте разум ещё спит и не может по-настоящему действовать. Но тот, кто уже достиг возраста разумения, либо не приходит к вере, либо отступает от неё из-за своих возрастающих порочных желаний. И каков бы ни был возраст: младенчество или ветхая старость – никто не заслуживает оправдания. Несмотря на своё недостоинство, человек оправдывается благостью Божией, чтобы нечестивый мог стать праведным, чтобы враг Божий мог стать Его другом и чтобы виновный мог освободиться от вины. И никто не освободится от власти тьмы и не перейдёт в Царство возлюбленного Сына Божия, если только Господь славы, даром спасающий и справедливо осуждающий, не пожелает предшествовать ему. Многомилостивый и справедливый Бог справедливо наказывает извращённую волю, которую не исправляет по Своей милости, потому что нашёл в ней испорченность, которая не является делом Его рук. И Он сам даром приготавливает добрую волю, даром её подаёт, Сам поддерживает её и Сам совершенствует»14.

Таким образом, Бог выносит решение о наказании человека на основе предведения греховных заслуг, которые человек приобретает сам, руководствуясь собственной волей. А решение о спасении выносится на основании предведения добрых заслуг, которые человек также приобретает по собственной воле, но это приобретение было бы невозможным без божественной благодати. Благодать имеет определяющую роль в человеческом спасении15. Она является и источником доброй воли, и даёт возможность человеку творить добрые дела, и совместно с человеком эти дела совершает. Эта благодать подаётся человеку совершенно незаслуженно с его стороны и является только даром божественной милости.

Учение о видах благодати

Так как действие благодати является действием Божиим, то дары благодати также относятся к Его предопределению. В связи с этим свт. Фульгентий выделяет три вида божественной благодати, подаяние и действие каждой из которых предопределено Богом. Это благодать призывающая, благодать оправдывающая и благодать прославляющая. Первый вид благодати подаётся каждому человеку, потому что Бог каждого призывает к покаянию. Оправдывающей называется та благодать, которую мы получаем в таинстве крещения. Таким образом, этот вид благодати подаётся не всем, так как не все принимают крещение. Наконец, благодать прославления касается посмертного воздаяния награды человеку за его добрые заслуги. Когда говорится о предопределении ко спасению, то имеется в виду именно эта последняя благодать16.

Итак, предопределение Божие касается не только дара воздаяния, а вообще любого дара и действия Божия. Поэтому можно говорить, что Бог предопределяет не только к спасению, но и к добру вообще. При этом такое предопределение всё ещё не насилует воли человека, но только констатирует тот факт, что Бог действительно подаст человеку свою благодать в будущем.

Соотношение благодати и свободы воли в деле человеческого спасения

Отсюда закономерно возникает вопрос о соотношении божественной благодати и человеческих усилий. Этот вопрос является ключевым в полупелагианских спорах. Свт. Фульгентий избирает позицию равночестности благодати и свободной воли в деле человеческого спасения:

«Вы говорите, что человек спасается одной милостью Божией, когда наши оппоненты говорят, что, если человек не стремился сам и не трудился в соответствии со своей собственной волей, он не может быть спасён. Каждый может придерживаться обоих этих мнений и не противоречить истине, если сохраняет правильный порядок Божественной милости и человеческой воли, такой, что Божественная милость предшествует, а человеческая воля следует за ней, и начало спасения даруется одной только Божественной милостью. В этом случае воля человека выступает как содействующая [благодати] в собственном спасении. В результате предшествующая Божественная милость руководит направлением человеческой воли, которая, последуя той же самой милости, устремляется к награде в соответствии с Божественным замыслом. Следовательно, поскольку человеческая воля успешно стремится и трудится, то осознаёт, что получила дар стремиться и трудиться по милости Божией. Таким образом, она не остаётся неблагодарной к милости, через которую она получила начало спасения, и потому, посредством той же милости, достигает полной награды вечного спасения. Ибо тогда воля будет доброй, когда ей предшествовал дар Божий, и тогда она будет сохраняться доброй, когда не лишена Его помощи»17.

По учению свт. Фульгентия божественная благодать всегда предшествует человеческой воле в добрых делах. Сама по себе воля человека не обладает способностью ни удерживаться в добре, ни даже по-настоящему желать добра. Но Господь предоставляет ей таковую возможность. Он предлагает человеку даром добрую волю, и этот дар человек в праве принять или отвергнуть. Если он не примет дар благодати, то не сможет творить благо и обрести спасение. Если же он согласится содействовать благодати, то благодать Божия утверждает его в этом желании, поддерживает в доброделании и приводит ко спасению. При этом одного согласия от человека недостаточно. Ему предстоит много потрудиться на этом поприще, и только прикладывая максимум собственных усилий, источником которых является всё та же благодать Божия, он способен достигнуть Царства Христова.

Впрочем, свт. Фульгентий делает особый акцент именно на роли Бога в человеческом спасении. Он пытается утвердить суверенность Бога, Его абсолютное право дать человеку спасение или не дать. Человек получает дары благодати совершенно незаслуженно со своей стороны, поэтому ему не стоит считать имеющиеся у него добродетели хоть сколько-нибудь собственным достижением.

Бог свободен и непреложен в своих решениях. Если Бог кого-то предопределил ко спасению или любому другому дару Своей благодати, то это Его решение неизменно. Точно также, если Он кого-то предопределил к наказанию, то избавить от наказания человека уже ничто не может. Эта мысль свт. Фульгентия входит в некоторое противоречие с свт. Фавстом Регийским, который говорил, что, если человек, по своему убеждению, решается из доброго сделаться злым или из злого добрым, то сила предопределения не может ему помешать18. Хотя здесь вроде бы свт. Фавст и Фульгентий говорят о разном. Св. Фавст под предопределением понимает необходимость, которую человеческая воля преодолеть не способна. Для свт. Фульгентия таковой необходимости так же, как и для Фавста, не существует, а предопределением Фульгентий называет любые божественные решения, которые, действительно, неизменны и не могут быть отменены человеческими усилиями.

В своих трудах свт. Фульгентий немного уделяет внимания человеческим усилиям, больше фокусируясь на действии благодати. Но святитель приводит необходимые оговорки, чтобы не обесценить свободную волю человека. Он говорит, что когда некто особо защищает благодать Божию и мало говорит о свободной воле или наоборот ревностно оберегает свободную волю, меньше внимания уделяя благодати, то это ещё не означает, что он своей речью отрицает благодать или свободную волю. Здесь свт. Фульгентий избирает примирительную позицию в спорах о благодати и свободе воли. Складывается впечатление, что для него преподобные Иоанн Кассиан и Викентий Леринский, большое внимание уделяющие человеческим усилиям, не проповедует ереси. Ведь защищая одно, они не выступает против другого. Точно также ничего запретного не совершают те, кто много говорит о благодати Божией и свободном действии Бога, при этом не отрицая роль воли человека. В предисловии ко второй книге «Об истине предопределения и благодати» свт. Фульгентий говорит:

«Нам известно, что в вопросе о благодати Божией и человеческом выборе многие не сохраняют равновесия, но одно из них защищают таким образом, что пытаются отвергнуть другое. Или, когда они слышат, что кто-то защищает что-то одно, то думают, что он [через защиту одного] отвергает другое. Но благодать веры не позволяет нам отказываться ни от первого, ни от второго, но поучает сохранять должное равновесие, исповедуя и то, и другое в равной степени. Поэтому в этой небольшой книге мы постарались (укрепляемые благодатью Божией, просвещающей человеческий выбор и руководящей им) показать важность Божественной благодати и человеческого выбора так, что, защищая и то, и другое, мы ничего не отвергнем. Наоборот, мы намерены показать, что одному из них не хватает чего-то, что есть у другого, и что одно по дару благости раскрывает другое. Мы также намерены показать, почему одно из них всегда ищет исцеления и из какого источника в изобилии подаётся врачевство.

Ибо Творец и Спаситель смертных говорит, что не здоровые нуждаются во враче, но больные, и что Он пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию. И мы знаем, что Он находит в больных и что Он подаёт тем, кто нуждается в исцелении. Ибо Он находит человеческий выбор (тогда, когда человек уже достиг возраста разумения) либо совершенно не замечающим собственной немощи, либо раздутым болезнью пагубного знания. Ведь человек абсолютно уверен в достаточности собственных усилий, независимо от того, знает ли он, что ему следует делать, или нет. И либо он умирает в неведении, либо, не обращаясь к Врачу, пытаясь сам назначить себе лекарство, ещё более охватывается болезнью.

Из того, что человек отягощён тяжёлой болезнью неведения или гордыни, следует, что он не может ни сам искать врача, ни сам обрести силу настоящего исцеления. Следовательно, можно сказать, что у человека нет свободной воли до тех пор, пока он не будет исцелён действием Божества, потому что сам он готов скорее уступить болезни, нежели Врачу. Но именно тем, что человек сам избирает уступить или не уступить [болезни], он показывает, что совершенно точно обладает свободным выбором.

Таким образом, свободный выбор существует как в праведных, так и в нечестивых. В праведных Бог-Искупитель поддерживает и направляет Своей благостью этот выбор, а в нечестивых Бог-Мститель оставляет его [Своей благодатью] и по справедливости наказывает. Так в праведных свободный выбор прилепляется к истине не только в том, что нужно знать, но и в том, что необходимо любить. А в нечестивых, несомненно, либо свободная воля не ведает о [божественных] повелениях и не признаёт свой грех грехом, либо, даже когда она знает, что такое грех, отдалившись от помощи благодати Божией, всё же полагает, что способна собственными усилиями исполнить повеления Божественной воли. В результате свободная воля не покоряется смиренно воле Божественной, но вместо этого, признавая злое добрым, служит собственному заблуждению. Другими словами, пока свободная воля не уразумеет праведности Божией и не перестанет пытаться утвердить собственную праведность, она не покорится праведности Божией (Рим 10:3), «ибо конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим 10:4)»19.

Итак, свт. Фульгентий ясно пишет о том, как соотносится между собой благодать Божия и человеческая воля. Ничто из них не может быть исключено в деле человеческого спасения. Человеку невозможно ни спастись без благодати Божией, ни даже по-настоящему творить добрые дела, потому что без благодати ему неоткуда узнать, что такое настоящее добро. Но и без своей воли человек не может обрести спасение. Бог не спасет никого насильно.

Предопределение к наказанию

Если Бог кроме предопределения к спасению имеет и предопределение к наказанию, то не следует ли из этого, что Бог желает смерти своему творению и из вечности определяет ему наказание? Нет, хотя Бог действительно предопределяет не только дар Своей благодати, но и наказание для грешников, тем не менее, Он не становится никаким образом соучастником человеческого греха и смерти:

«Об этой смерти, в которой умер человек по причине своих грехов, Бог говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и жив был» (Иез 33:11).

Как же можно считать, что Бог предопределил человека к духовной смерти, когда, по Его же свидетельству, Он этого не хочет?! Та смерть для умирающего становится [итогом] избранного им самим злого пути, которая по причине того, что она есть зло, не известна Богу. Ибо написано: «Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притч 4:27). Поэтому Он знает те пути, которые Сам положил, а те, которые Он не положил, Он попирает, потому что не знает их. Об этом написано: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс 1:6). Он Тот, кто знает все вещи прежде того, как они станут; глаза Которого зрят повсюду и доброе, и злое; и лицо Которого «против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс 33:17). Следовательно, Он не знает злого пути не потому, что дела человеческие ускользают от Его глаз, но потому, что не Он предал смерти умирающего. Он справедливо вручил [распоряжение] смертью самому погибшему»20.

По мысли свт. Фульгентия смерть человеческого тела происходит от грехопадения Адама, а смерть духовная – от личных грехов человека. Бог не ведает зла, поэтому ни грех, ни смерть не присущи Его замыслу. В Его мире не может удерживаться никакое зло, поэтому, чтобы грех не царствовал, Он определяет за него наказание. Таким образом, человек сам избирает зло, сам устремляется к его совершению и сам губит свою душу в грехах. Бог же по Своей благости и справедливости за греховную смерть определяет наказание, как бы показывая, что эта смерть – дело не Его рук.

Воздаяние спасения и наказания не равноценны. Свт. Фульгентий говорит, что в предопределении к спасению заключено предсказание и обещание, а в предопределении к наказанию – только предсказание21. Этим разделением святитель пытается подчеркнуть ту мысль, что Бог в спасении человека оказывает деятельное участие. Наказание же становится некоторым законом, не допускающим умножаться злу. Бог только позволяет этому закону исполняться.

Нам кажется полезным в этой связи привести следующий пример. Человек, протягивая руку в огонь, обжигается. Если под огнём подразумевать грех, то предопределённым наказанием за этот грех будет являться ожог. Человек, обжигаясь, научается держать руки подальше от огня. В этом заключается промыслительное значение предопределения к наказанию, которое не только воздаёт грешнику по его заслугам, но и научает его более не согрешать22.

Итак, предопределение к наказанию существует, так как решение о наказании грешника принимает Сам Верховный Судия. Но это предопределение отличается от предопределения даров благодати. Если в последнем случае Бог желает подать Свою благодать человеку и обещает свой дар, то в случае наказания Бог только предсказывает, какие последствия ждут человека за его увлечение грехом.

Учение о призывающей/предваряющей благодати

Ранее мы сказали о том, что свт. Фульгентий делит благодать на 3 вида. Остановимся более подробно на призывающей или, иначе, предваряющей благодати.

Благодать Божия непрестанно обращается ко всему человечеству с призывом к покаянию: «Что гордишься, земля и пепел? Исторгнется сердце ваше из жизней ваших» (Сир 10:10). Чтобы человек вернулся к [желанию] сердца своего, божественное слово вновь и вновь возглашает: «Возвратитесь, отступники, к сердцу» (Ис 46:8). Воистину, «они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается» (Пс 77:39), и заблудшая овца не может сама захотеть вернуться, пока Пастырь Добрый первым не отыщет её и Сам не возвратит её на Своих плечах. Вот почему этот Пастырь пришёл найти и спасти потерянную овцу, которая не может обрести своего Пастыря, пока сама не будет им обретена, и она ходит перед Тем, кто ищет, чтобы самой найти Его. И Он бы напрасно вёл свои поиски, если бы овца, которую Он ищет, не была способна искать пастыря. Но благость ищущего Пастыря даёт и овце возможность желать найти Его. Её ищут, чтобы она могла искать, и её освещают, чтобы она могла верить. Это же в человеке совершает Бог. Господь вдувает в него веру, чтобы даром благодати человеческая природа могла получить силу верить, ту самую силу, которую она потеряла в Адаме»23.

Это обращение благодати звучало и до пришествия Христова через заповеди библейского закона. И сейчас Господь различными путями пытается достучаться до наших окаменелых сердец: «Когда Он находит в грешнике нечто, за что должна следовать справедливая кара, то по своей милости предлагает ему дар оправдания, через которое может быть отменено заслуженное наказание. И в каждом грешнике, который использует свою свободную волю, чтобы принять этот дар, благословение божественного дара начинает действовать через изменение сердца»24.

Здесь свт. Фульгентий не проясняет, как именно действует предваряющая и призывающая благодать Божия, но он ясно учит, что она обращена ко всем и что каждый имеет возможность спастись. Святитель говорит, что евангельский призыв к покаянию доходит до каждого человека. А через покаяние Господь дарует отпущение грехов, в чём и заключается спасение: «Что такое спасение от грехов как не их отпущение? Ибо сам Спаситель, пришедший спасти погибшее, свидетельствует, что Он пришёл призвать грешников к покаянию»25.

Призыв к покаянию становится главным действием предваряющей благодати. К каждому обращён этот призыв, и каждый может, откликнувшись на него, получить оставление грехов. Даже предатели и убийцы Христовы не лишены такой возможности. Свт. Фульгентий говорит, что Христос простил бы и Иуду Искариота, если бы тот искренно раскаялся в своих грехах26. Покаяние не может быть отложено на какой-либо срок, но каждому из нас надлежит сейчас спешить исповедать свои грехи перед Милосердным Богом:

«Ныне тот, кто не желает бесконечного мучения, пусть ищет милости Господней. Ныне тот, кто не желает вечной смерти, пусть ищет вечной жизни. Ныне тот, кто не желает быть осуждённым на вечное страдание, пусть поспешит исповедаться пред Богом. Ибо ныне идёт время, когда покаяние приносит плоды, ныне оставление грехов даруется кающимся; ныне ни у кого из обратившихся не отнимется Царство Небесное, в котором живут и радуются бесконечно, где ни смерть не отымает жизни у радующегося, ни печаль не омрачает радости живущего. За те веру и дела, с которыми человек придёт к порогу жизни, за них он и получит награду в вечности. Как всякий, кто не обратился до конца этой жизни и окончил жизнь свою во грехах, не обретёт мира за гробом, так и всякий, кто в это время, сообразуясь с божественными заповедями, обратится от своих грехов и, если не отступит от правого пути и благожительства в Кафолической Церкви, будет спасён»27.

Бог не желает спасения всем людям

Хотя всем Бог подаёт свою призывающую благодать, не всех Он удостаивает благодати оправдывающей, без которой невозможно спастись. Если бы Бог желал спасения всем, то в силу всемогущества Бога каждое Его желание должно исполняться, и тогда бы все спасались, но этого не происходит. Отсюда свт. Фульгентий, следуя за блж. Августином, делает вывод, что Бог в действительности желает спасти только избранных:

«Наш Спаситель порицает жестокосердие неверующего города такими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф 23:37). Христос сказал это, чтобы показать [иудеям] их злую волю, которой они тщетно пытались противостоять непобедимой Воле Божественной, которая является доброй и не может быть подавлена теми, кого Она оставила. Также невозможно, чтобы Она не совершила того, что хочет. Хотя Иерусалим, так сильно стремящийся достичь исполнения своей воли, не желал, чтобы его дети были собраны Спасителем, всё же Он собрал всех тех, кого пожелал [собрать]. Этим [Иерусалим] хотел противостоять Всемогущему, но не смог, потому что Бог, Который по написанному «творит всё, что хочет» (Пс 134:6), обращает к Себе тех, Кого Он Сам пожелал оправдать; Своим даром преизобилующей благодати Бог предшествует тем, Кого Он мог справедливо осудить, если бы пожелал. Следовательно, когда Апостол Пётр говорит, что Бог «долготерпеливый, не желающий, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет 3:9), не будем понимать слово «все» так, как установлено выше, что будто бы нет никого, кто не пожелал бы принести надлежащее покаяние, но мы должны здесь понимать под «всеми» тех, кому Бог даёт покаяние таким образом, что вместе [с покаянием] Он подаст также дар стойкости, то есть речь идёт о тех, кто не только оправдался предваряющей божественной милостью, но и по последующей, той же самой милости никогда не вернётся к тяжким грехам, от которых ранее отрёкся. Это те, кому, по слову апостола Павла, «Бог даст покаяние к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим 2:25–26). Всякий, кто старательно творит покаяние в сей жизни, сможет обрести плод своего покаяния с Богом»28.

По мысли свт. Фульгентия недостаточно только откликнуться на призыв благодати Божией, но необходимо удержаться в полученной праведности. Дар стойкости в праведности подаётся оправдывающей благодатью Божией, которую получают не все. Любое подаяние благодати находится во власти Божией, поэтому если Он кому-то её не подал, то значит и не хотел подать.

Вслед за блж. Августином свт. Фульгентий толкует слова апостола Павла: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4), – не в собственном смысле. Он считает, что апостол под «всеми» подразумевает представителей всех народов, всех сословий, всех провинций, а не всех людей вообще:

«Но слово «все» употреблено [здесь] потому, что спасённые собраны из всех родов человечества, то есть из всех народов, всех положений, всех господ, всех слуг, всех царей, всех воинов, из всех провинций, всех языков, всех возрастов и всех званий. Поэтому все, кого Бог желает спасти, спасаются, ведь никто не спасается, если Бог не пожелает спасти его Своим свободным оправданием. Ибо когда наш Спаситель говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11:27), – Он прямо показывает, что желает открыться одним лицам и не желает открыться другим. Как же Он может желать им спастись, если Он не пожелал открыть им Своего Отца и Себя Самого? Об этом ясно сказано в Евангелии, когда Бог говорит в притчах именно потому, что Он хочет, чтобы Его слова были услышаны, но не хочет, чтобы они были поняты. Не может быть сомнений, что Господь Сам открыл нам это, когда Его вопрошали ученики, о чём вспоминает Матфей в таких словах: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф 13:11). Марк также научает, что Спаситель дал схожий ответ, свидетельствуя: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и не будут прощены им грехи» (Мк 4:11–12). И Лука подтверждает, что Господь отвечал то же самое: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк 8:10). …

Итак, если Бог желает, чтобы вообще все люди спаслись и пришли к познанию истины, то почему Сама Истина скрывает тайну познания Себя от некоторых людей? И тем, кому Он отказывает в познании Себя, Он также отказывает и в спасении. Ведь люди спасаются только приходом к познанию Истины. О Христе верно сказано: «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). Даже блаженный Пётр говорит о Нём, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12). Так как Бог мог желать, чтобы спаслись те, от кого Он сокрыл само знание Истины?29.

Бог не только не желает всем людям спасения, но по Своему желанию даже скрывается от некоторых людей. В результате они не приходят к познанию истины и обречены на погибель. Удивительно, как эта мысль согласуется у свт. Фульгентия с всеобщим призывом предваряющей благодати. Он считает, что, хотя благодать и взывает абсолютно к каждому, не каждому дано понять смысл этого призыва. Ко всем Бог обращается как бы в притчах, а способность разумения этих притч даёт только Своим избранным.

В данном вопросе свт. Фульгентий отступает от учения Православной Церкви. До конца не понятно, как он мог учить, что Бог не желает спасения всем людям, когда по его же словам Бог никому не желает смерти. Видимо, свт. Фульгентий боялся войти в противоречие со своим излюбленным учителем блж. Августином и пытался соединить живой призыв прп. Иоанна Кассиана и суровость логики блж. Августина. Поэтому у святителя мысль о доступности каждому спасения соседствует с мыслью о желании Бога скрывать Себя от некоторых людей. У него Бог желает, чтобы призыв предваряющей благодати дошёл до каждого человека, но Он не желает, чтобы каждый человек был спасён.

Некоторые исследователи пытались объяснить этот парадокс выделением в творчестве свт. Фульгентия «раннего» и «позднего» Фульгентия, якобы сначала святитель учил одному, а после – изменил своё мнение. Это было сделано безосновательно30. Все главные книги святителя были написаны примерно в одно и то же время, в годы его второй ссылки в Сардинию в 517–523 годы. Тем более, явного противоречия у свт. Фульгентия не обнаруживается. Если ему приходилось прямо говорить о желании Бога спасти всех людей, то он всегда вставал на августиновскую позицию.

Впрочем, кажется, для свт. Фульгентия вопрос о желании Бога спасения состоит исключительно в том, спасаются ли все люди или нет. Он не находит иного способа объяснить парадокс исполнения всех божественных желаний (всемогущество) и существования тех, кто не спасается, кроме как заключить, что Бог не желает спасения всех. В контексте всего учения святителя даже сокрытие Бога может быть объяснено противлением человеческой воли призыву благодати. Бог не просто так скрывает себя от некоторых людей, но именно потому, что они упорствуют в своей злой воле. Такую мысль мы находим и у восточных авторов: «Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: «ищите, – сказано, – и дастся вам» (Мф.7:7), а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного»31.

Удивительно и то, что для свт. Фульгентия всеобщий призыв благодати не становится свидетельством всеобъемлющего желания Бога спасения людям. Когда у прп. Иоанна Кассиана, который когда-то вдохновлял Фульгентия на подвижничество, прямо говорится, что призывающая благодать – доказательство желания Бога спасения всем людям: «Каждодневно присутствует благодать Божия, которая, желая, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4), призывает всех без всякого исключения»32. Об этом пишет и св. Проспер Аквитанский, оппонент прп. Иоанна, которого свт. Фульгентию также доводилось читать: «Эти и другие свидетельства из Священных Писаний неопровержимо доказывают, что великое богатство, сила и благодать, которая в эти последние времена призывает всех язычников в Царство Христово, была в прежние века скрыта в тайном совете Божьем. … И все же мы верим с полным основанием в Божью благость, что Он желает, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины: это мы должны считать Его неизменной волей от вечности, которая проявляется в различных мерах, которые Он в Своей мудрости избрал для увеличения Своих общих даров»33.

Следует заметить, что в последующей западной традиции так и не была разрешён августиновский парадокс о желании Бога спасения людям. Свт. Ремигий Лионский († 875)34, активный участник споров о предопределении, разгоревшихся на Западе в IX веке, пытался согласовать аргумент с всемогуществом применительно к желанию Бога с идеей о том, что Бог желает спасения каждому человеку. Но он не смог прийти ни к какому положительному выводу и был вынужден заключить, что лучше вовсе перестать пытаться проникнуть в тайну, которую Бог от нас сокрыл. Мы не должны осуждать никого из отцов, придерживавшихся какой-то одной из этих позиций, потому что «ни одна из них не кажется ложной или противоречащей вере»35.

Заключение

Свт. Фульгентий Руспийский может быть по праву назван не только великим учителем Запада, но и всей Православной Вселенской Церкви. Кроме своей стойкости в гонениях со стороны арианских правителей, с помощью своих книг он смог преобразить учение блж. Августина о предопределении и благодати таким образом, чтобы оно выражало православную веру. Среди так называемых «августинистов» свт. Фульгентий был, несомненно, лучшим представителем, потому что смог сохранить определяющую роль благодати в человеческом спасении, не отрицая при этом ценность собственных волевых усилий человека. Не зря в западной традиции он получил имя «малого Августина».

Но свт. Фульгентий, как и все люди, не был безупречен. Следуя за блж. Августином, он учил о том, что Бог не желает спасения всех людей, а только избранных. Хотя при этом он считал, что каждый имеет возможность спастись, всё же Православная Церковь учит иначе: Бог желает спасения каждому человеку в самом прямом и непосредственном смысле. Впрочем, эта ошибка не омрачает всей святой жизни и всего учения свт. Фульгентия.

* * *

1

Память его 25 июня (8 июля). Calendrier Liturgique. Métropole Orthodoxe Roumaine d'Europe. Occidentale et Méridionale. Doyenné de France. 2022

2

Память его 28 сентября. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский. Т. 1. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С. 399–401

3

Память его 6 (19) августа. Western Rite Vicariate for North America of Antiochian Church . A Western Rite Orthodox Martyrology. – St. Gregory the Great Orthodox Church Washington, 2015. P. 141

4

ПЭ. Иоанн Максенций. Том 24. С. 435–437

5

Письмо скифских монахов епископам // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 126. Fulgentius of Ruspe and the Scythian monks: Correspondence on Christology and Grace. Translation by R. R. McGregor and D. Fairbairn. – The Catholic University of America Press. Washington, D.C. 2013. P. 42

6

Память его 1 января. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. Т. 3 С. 27–29

7

Историческое учение об отцах церкви: [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. – СПб: Тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. Т. 3. С. 137

8

Житие блаженного епископа Фульгентия // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 95. Fulgentius. Selected works. Translation by R. B. Eno. – The Catholic University of America Press. Washington, D.C. 1997. P. 21–22

9

Свт. Филарет Черниговский. Указ. соч. С. 140

10

Там же. С. 137

11

Житие блаженного епископа Фульгентия // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 95. P. 47

12

«Ведь Бог, Творец всего, не предузнаёт того, что не будет сделано, как если бы оно должно было совершиться. Ибо мы знаем, что Божественное предведение настолько истинно и неизменно, что предузнанное Им как нечто, что должно произойти, в действительности происходит. И Он не может предузнать того, что не случится по Его предведению, как если бы оно должно было случиться. Даже тварь, подверженная переменам, думает только о том, что должно наверняка произойти, но переменчивый тварный ум совершенно не похож на Неизменного Творца. Итак, ничто не является прошлым или будущим для Бога. Всё, что Он предузнаёт, для Него происходит в настоящем времени таким образом, что, когда оно действительно произошло, оно не стало прошедшим в глазах Божиих, потому что Он знает прошлое так же, как Он знает будущее. Ибо всё, что изменяется и происходит во времени, в Его знании сохраняется без перемены и без учёта проходящего времени. О том, что Божественное предведение не включает того, что не произойдёт, и включает только то, что действительно происходит, книга Даниила свидетельствует следующими словами: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий всё прежде бытия его» (Дан 13:42). Следовательно, Бог в Своём вечном предведении о том, что что-то произойдёт, знает таким образом, что оно действительно случится». Свт. Фульгентий Руспийский. Об истине предопределения и благодати. Книга первая // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 126. Fulgentius of Ruspe and the Scythian monks: Correspondence on Christology and Grace. Translation by R. R. McGregor and D. Fairbairn. – The Catholic University of America Press. Washington, D.C. 2013. P. 132–133

13

Свт. Фульгентий Руспийский. К Мониму // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 95. P. 196–197

14

Там же. P. 130–131

15

«И по непреложности Своего предведения о сосудах милосердия Бог не предузнал в них никакого иного дара, кроме дара собственной благодати, дара, который, как Он знал, Ему необходимо подать, чтобы могли быть произведены заслуги, достойные награды, и чтобы сами эти награды воздать по заслугам. Ибо Бог сам даром подаёт благость человеческой воле и сам помогает благой воле в творении добрых дел». Там же. P. 132

16

«Всё: и начало нашего призыва, и возрастание оправданием и награды прославления – Бог всегда имел в Своём предопределении; поэтому и в призыве, и в оправдании, и в прославлении святых Он предузнал будущие дела Своей благодати. Апостол приписывает всё это Богу в таких словах: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8:29–30)». Свт. Фульгентий Руспийский. К Мониму // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 95. P. 202

17

Свт. Фульгентий Руспийский. Письмо Второе // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 126. P. 114–115

18

Smith, Thomas A. De gratia: Faustus of Riez's Treatise on grace and its place in the history of theology. – Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, 1990. P. 190

19

Свт. Фульгентий Руспийский. Об истине предопределения и благодати. Книга вторая // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 126. P. 161–162

20

Свт. Фульгентий Руспийский. К Мониму // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 95. P. 226–227

21

Там же. P. 221

22

Там же. P. 219

23

Свт. Фульгентий Руспийский. Письмо Первое // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 126. P. 85

24

Свт. Фульгентий Руспийский. Об отпущении грехов // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 95. P. 127

25

Там же. P. 115

26

Там же. P. 172

27

Там же. P. 182–183

28

Там же. P. 148–149

29

Свт. Фульгентий Руспийский. Об истине предопределения и благодати. Книга третья // The Fathers of the Church. A new Translation. Vol. 126. P. 210–212

30

Gumerlock, Francis X. Fulgentius of Ruspe on the Saving Will of God. – Lewiston, NY: The Edwin Mellen Press, 2009

31

Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник: В 4 т. – Т. 2. Толкование на Евангелие от Марка. – 3-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 44

32

Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей. Том XI. Иоанн Кассиан Римлянин. Творения догматико-полемическое и аскетические. – М.: Сибирская Благозвонница, 2020. С. 464

33

Св. Пропер Аквитанский. Призыв всех народов. [Электронный ресурс] URL: https://virtusetgloria.org/trasnlations/prosper/call_to_all_nations/call_of_all_nations_44.html (Дата обращения 27.06.2023)

34

Память его 28 октября. Métropole orthodoxe grecque de France. Vicariat Sainte-Marie-de-Paris-et-Saint-Alexis-d’Ugine. Synaxaire. Calendrier des saints orthodoxies

35

Sancti Remigii. Liber de tribus Epistolis. // PL 121. Col. 1010


Источник: Быстров Леонид. «Кто еретик?». О полупелагианских спорах. Свт. Фульгентий Руспийский. [Электронный ресурс] // Ἀλήθεια. Православное богословие.

Комментарии для сайта Cackle