Беседа 54. Евангелие от Матфея, глава 15, 10–20. «Что сквернит человека»
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы будем читать 15-ю главу с 10-го по 20-й стих, данный отрывок продолжает тему, начатую в прошлую субботу, «Предание старцев».
В прошлый раз мы говорили о предании как в отрицательном (негативном), так и в положительном (позитивном) понимании этого слова. Также мы рассматривали вопрос о чистом и нечистом, сегодня мы вновь коснемся этого вопроса.
Закончив обличение иерусалимских книжников и фарисеев, Сын Божий обращается к простому народу, чтобы разъяснить им суть проблемы.
И мы читаем 15-ю главу Евангелия от Матфея 10-й и 11-й стихи:
Мф.15:10–11. «И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Эти слова Господа Иисуса Христа являются более чем революционными, они как бы перечеркивают весь кодекс Книги Левит, где достаточно подробно разъясняется, какая пища может осквернить верующего человека, а какая нет. В действительности Христос просто выстраивает правильную иерархию ценностей: что должно стоять на первом, а что на втором месте в жизни верующего человека. Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «С фарисеями, как неисцелимыми, уже не хочет более говорить, но с народом». То есть Господь видел неспособность этих людей воспринять чистоту Евангельского Откровения. Среди учеников Иисуса Христа, кроме некоторых «тайных», как Никодим и Иосиф Аримафейский, не было ни одного священнослужителя, ни одного богослова, Его община состояла, за редкими исключениями, из так называемых мирских или, как бы сейчас сказали, «нецерковных людей». Это было связано с общим нравственным состоянием ветхозаветной церкви, где доминировали политические, финансовые и какие-либо иные интересы, кроме единственно необходимых, религиозных.
Далее блаженный Феофилакт пишет: «Призывая же его (то есть простой народ – О.С.), Он хочет оказать ему некоторую честь, чтоб он (народ – О.С.) принял Его учение: словами же ″слушайте и разумейте″ побуждает народ ко вниманию. Так как фарисеи обвиняли учеников за то, что они ели неумытыми руками, то Господь говорит, что никакая пища не оскверняет человека, то есть не делает нечистым. А если пища не оскверняет, то тем более вкушение ее неумытыми руками; ибо только душа человека оскверняется, когда он говорит, чего не должно. Этим Господь указывает на фарисеев, осквернявших себя своими завистливыми речами. Заметь Его премудрость: Он не дает правила вкушать пищу неумытыми руками и не запрещает, а научает совсем другому, именно: не выносить из сердца худых речей». То есть Христос не ставит под сомнение предписания библейской Книги Левит, но, прежде всего, старается выстроить правильную иерархию ценностей, что должно быть на первом, а что – на втором месте.
Принципы скоромной и нескоромной пищи, то, что у иудеев называется кашрут, продолжают играть в жизни верующих православных людей достаточно важное место. Так, например, в Книге Деяний святых апостолов мы находим такие слова: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.15:19–21). Эти слова были произнесены первоверховным апостолом Петром в Иерусалиме, на Апостольском Соборе. Здесь обращает на себя внимание то, что этими словами апостолом Петр наставляет именно новоначальных христиан, уверовавших из язычников, – обращающихся. Но даже для них соблюдение принципов скоромности по отношению к крови считается обязательным. Причем, далее следует существенное уточнение: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», – то есть остальные божественные предписания по вопросу о пище, они, обращающиеся, найдут во всем корпусе Пятикнижия, «ибо закон… по всем городам имеет проповедующих его и читается…» Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал свиней нечистыми животными, говоря: «бесы попросились в свиней, потому что нечистое всегда стремится к нечистому».
Кровь же запрещается в пищу для православных христиан не только Книгой Левит и решением Апостольского Собора в Иерусалиме, о чем мы прочитали в Книге Деяний, 15-я глава 19-й стих, но и решением 6-го Вселенского Собора, где в правиле 67-м мы находим такие слова: «Божественное Писание заповедовало нам ″воздержатися от крови и удавленины и блуда″. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь, какого бы то ни было животного, каким-либо искусством приуготовляющих в снедь (то есть пищу – О. С.) и так оную ядущих благорассмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом, то клирик (то есть епископ, пресвитер или диакон – О.С.) да будет извержен (то есть лишен сана – О. С.), а мирянин да будет отлучен».
Проблема книжников и фарисеев заключалась не в том, что они стремились исполнить Закон Божий, о котором Сам Сын Божий сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17), а в том заключалась проблема книжников и фарисеев, что на первое место они ставили внешнюю сторону заповеди, а ее внутренний духовный смысл – на второе. Лицемерие – вот то главное, что реально может осквернить и оскверняет душу человека. Когда внешне мы представляемся людям православными христианами, а внутренне исполнены всяческого нечестия, коварства и греха. Как я часто говорю, что все мы хорошо замаскированные грешники, но в действительности сам наш вид, взгляд, манера вести себя более свидетельствуют о нашей греховности, чем если бы 100 свидетелей говорили о нашей греховности и порочности.
Нам всем именно необходимо перестать играть в «святош» и со всею очевидностью, искренностью и сокрушением исповедовать свои грехи и преступления, и тогда Сам Бог станет не только защитой нашей, но и нашим оправданием. Как и сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8–9). Здесь мне хочется процитировать высказывание блаженного Августина, которое уже ранее звучало в эфире, мне представляется, что оно принесет великое наслаждение кающимся душам и вдохнет надежду на спасение в отчаявшиеся сердца. Блаженный Августин в комментарии на 30-й Псалом пишет: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо ″все согрешили и лишены славы Божией″. Но если греховны все, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это Апостол и выразил следующими словами: ″Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность″. Так же: ″Если по благодати, то даром″. Что означает ″даром″? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать». То есть в тот момент, когда ты отказался от любых форм религиозного ханжества и признал себя конченым грешником, не взирая на твое положение в церковном сообществе, в этот же момент у тебя и появился Заступник и Ходатай, Тот Самый, Который однажды изрек: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
И далее мы читаем:
Мф.15:12. «Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?».
Этими словами Евангелие научает нас тому, что всегда кто-то будет нами недоволен. И более того, в Новом Завете сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!..» (Лк.6:26) – то есть всегда найдутся такие люди, которые будут презирать, ненавидеть и даже желать вам всяческого несчастия. Не стоит обращать внимание на таковых. Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1Кор .4 ,3); и ниже он же пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…» (1Кор.4:5). То есть, мы оцениваем того или иного человека по тому, что видим или слышим о нем; но при всем при этом от нас совершенно закрыты истинные намерения тех или иных его поступков и деяний. То есть, мотивации тех или иных действий человека совершенно непонятны нам и скрыты от нас до дня Страшного Суда. Словами: «я и сам не сужу о себе» апостол Павел показывает, что человек не имеет право осуждать и самого себя. Он может, конечно, разоблачить себя, исповедать какой-то свой дурной поступок, но при этом приговор вынести себе он не может, равно как и осудить себя.
Например, вы на исповеди назвали все свои грехи, в том числе и самые тяжкие, но не вам решать можно ли снять с вас эти грехи и допустить вас до причастия. Это решает священнослужитель, принимающий вашу исповедь, но никак не вы сами.
Если человек не может судить и самого себя, то, тем более, как он может осуждать другого? Сказано: «то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иак.2:4). Что значит: пересуживают? Это означает – восхищают себе права, не принадлежащие им. Ну а то, что право суда, абсолютного и окончательного Суда принадлежит только Богу, знает каждый верующий человек, читающий Библию. Сказано: «Он Господь Бог наш; суды Его по всей земле» (1Пар.16:14).
Конечно, верующий обязан признавать церковный суд, судясь с собратьями по вере. Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6:1–7).
В случае конфликта с неверующими мы вправе требовать для себя и суда кесаря. Сказано: «Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас» (Деян.16:37); и еще: «И сказал Агриппа Фесту (по делу апостола Павла – О. С.): можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю» (Деян.26:32).
При этом очевидно, что ошибиться может и церковный суд, как в случае с делами святителя Иоанна Златоуста, преподобного Максима Грека и патриарха Никона; ну а суд кесаря над апостолом Павлом кончился смертным приговором. И только суды Божии чисты, справедливы и истинны. Сказано: «Бог – судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Пс.7:12); и еще: «Вот, Бог – Судия; бойтесь Его; оставьте грехи ваши и навсегда перестаньте делать беззакония, и Бог изведет вас и избавит от всякой скорби» (3Езд. 16, 68).
Даже Понтий Пилат понимал, что суд человеческий – есть дело сомнительное и опасное. Поэтому и омывал руки свои.
Один брат спросил авву Пимена, как может человек достигнуть того, чтобы не говорить худо о ближнем? Старец сказал ему: «Если человек смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собою брата, находит его худым».
Далее мы читаем Евангелие от Матфея:
Мф.15:13. «Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится».
В Книге пророка Исаии евреи называются растением, посаженным рукою Самого Бога. Читаем: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его…» (Ис.5:7); и еще: «И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» (Ис.60:21). Здесь даже подчеркивается, что иудеи – насаждение «на веки». И что в результате: Господь Иисус называет их уже не растением, насажденным Богом Отцом, а уже как бы и сорняками. Как такое смогло произойти, и может ли нечто подобное произойти и с христианами? Конечно, ДА! Сказано о христианах в их сравнении с отпавшими иудеями: «Если же некоторые из ветвей отломились (то есть иудеи отошли от истины – О.С.), а ты, дикая маслина (уверовавший из язычников – О.С.), привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями (то есть не гордись – О.С.). Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя (корень – это Авраам, Исаак и Иаков – О.С.). Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся». (Рим.11:17–20). Призыв: «но бойся» – это слова, обращенные к христианам, которые любят гордиться своим избранничеством. Но совершенно очевидно, что мы держимся только верою, а если и веру истинную потеряем, то можем быть отвергнуты Богом, как и иудеи, о которых мы и прочитали: «Они отломились неверием».
И далее мы читаем в Евангелии от Матфея:
Мф.15:14. «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Это то же самое, что заповедал апостол: ″Еретика, после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден″ (Тит.3:10–11). В этом смысле и Спаситель повелевает нечестивейших учителей предоставлять их свободе, зная, что их с трудом можно привлечь к истине и что они слепы и увлекают слепой народ в заблуждения». То есть, если ты один раз поговорил с человеком о Боге или сделал ему религиозное замечание, и другой, и третий раз, а результата нет, то и не трать время на этого человека, более обрати внимание на интересующихся словами веры, и призывами к добродетели. Так и Сын Божий учил: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф.10:11–14). Даже есть и некая духовная опасность, что ты заведешь религиозный разговор с нечестивым. Он и так во грехах, а тут может и начать богохульствовать, и ко многим его грехам приложится и новый грех, грех против Бога. То есть, надо сначала присмотреться к человеку, а потом и начать с ним разговор о Боге, как Сын Божий и учит нас: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин».
Блаженный Феофилакт пишет: «Поскольку же фарисеи были безнадежны и неизлечимы (неисправимы), то Он и сказал: ″оставьте их″. Из этого научаемся, что, когда кто добровольно соблазняется и остается неизлечимым, для того это вредно, а нам не приносит вреда. Слепыми учителями слепых называет их Господь для того, чтоб отвлечь от них народ».
Далее, мы читаем:
Мф.15:15–17. «Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?».
Здесь возникает вопрос: а о какой притче спрашивает апостол Петр? О той, которую мы уже прочитали выше: «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Апостол Петр, как толкует блаженный Феофилакт, задает этот вопрос из деликатности. Феофилакт пишет: «Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу все без разбора, но боясь сказать Иисусу: Твои слова – можно есть все и не оскверняться – противозаконны и соблазнительны, показывает вид, что не понимает Его, и предлагает вопрос». Сам первоверховный апостол Петр законы о чистой и нечистой пище никогда не нарушал. Уже после Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо сей «князь апостолов», как Петра называет святитель Иоанн Златоуст, свидетельствовал о себе: «…нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян.10:14).
Смысл этой притчи пространен и касается не только контекста рассматриваемого вопроса. В наше время появилось много всяких сектантов, которые ходят во след заблудившихся человеков. И их вожди, которые сами духовно слепы, водят за собою таких же слепцов. Сказано: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:1–2). То есть еретики последнего времени будут люди с сожженной совестью, наглые обманщики и шарлатаны.
Особенно постыдно, когда ради того, чтобы поправить физическое здоровье, люди попадают под влияние всяких псевдоцелителей. Да даже если бы и целили тело, но при этом наносили вред душе, и то было бы непозволительно; очевидно, что здоровье тела не стоит здоровья души. Как бы, кто ни старался, как я об этом часто говорю, он свое тело в этой жизни не спасет, оно все равно погибнет, умрет. Спасать в этой жизни надо прежде всего душу, ибо если мы ее здесь не спасем, то мы ее уже нигде и никогда не спасем.
В этом смысле люди делятся на две категории:
1) Это те, которые живут, чтобы выжить. Таких людей печально подавляющее большинство. Они-то и бегают по разным знахарям, колдунам и сектантам.
2) Это те, которые умирают, чтобы жить. Эти счастливы и в этой временной жизни, ибо понимают смысл скорбей, болезней и переживаний. А еще более они будут обрадованы в Жизни вечной, ибо, не цепляясь за временную жизнь, они здесь уже живут как сограждане святым и Ангелам. Именно о таковых и сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19).
Словами: «…неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?» – Сын Божий не разрешает нам есть все подряд, но показывает, что функциональное назначение пищи более связано с телом. В тело пища входит, им усваивается и из него исходит. Здесь Господь говорит, что никакая пища сама по себе не может осквернить человека. Но неверность Божьему Закону, например, когда кто-либо по дерзости, вопреки заповедям Закона и пророков, вопреки Священному Писанию и предписаниям Церкви, вкушает кровь или, вопреки уставу Церкви ест скоромное в среду и пятницу, нарушает установленные церковные посты без всякой уважительной причины – вот это точно оскверняет человека и губит его бессмертную душу. Об этом и сказано: «…Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:6).
Что значит: «для Господа ест»? Это значит – что ест то, что разрешается! Что значит: «и кто не ест, для Господа не ест»? Это означает, что не ест то, что считается скоромным, он ради Господа это не вкушает. Именно в таковом понимании: пища не приближает и не удаляет нас от Господа, но все в исполнении заповедей. То есть, вегетарианство или диета ничего не прибавит к душе человека, но стремление жить по Закону Божию и уставу Церкви – и душе спасение, и телу благословение.
И далее мы читаем:
Мф.15:18–20. «А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека».
Блаженный Феофилакт так истолковал сии слова: «Пища не остается внутри, но выходит, и потому нисколько не оскверняет души человека, так как не задерживается внутри; напротив. помыслы рождаются и остаются внутри, а выходя наружу, производят неприличные действия и оскверняют ими внутреннего человека. Так, блудный помысл, оставаясь в душе, сквернит человека, а переходя в дело, не только оскверняет его, но и доводит до погибели». Помыслы, как бы мы ни старались, никогда не покидают нас. Иногда мы помышляем в себе: «Вот помысел и ушел», – подумаем об этом, так он сразу и вернется. Сын Божий, наставляет нас: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). То есть горе нам от всего этого вихря помыслов и соблазнов, которое наполняет наше сердце; но еще горше будет нам, если мы, не сумев остановить движения греха в сердце нашем как помысел, воплотим его в то или иное действие, поступок, преступление. Лукавый внушает нам ложное представление, что помысел исходит непосредственно от него самого и мы не в силах контролировать его.
В «Отечнике» святителя Игнатия мы находим такое повествование: «Брат сказал авве Пимену: ″Мне очень докучают помыслы, и я бедствую от них″. Старец вывел его из келлии на воздух и сказал ему: ″Распростри полы своей одежды и удержи ветры″. Брат отвечал: ″Я не могу этого сделать″. И сказал ему старец: ″Если не можешь сделать этого, то не можешь возбранить и помышлениям, чтобы они не приходили, но твое дело – противиться им″». Одна прихожанка мне сказала: «Я бы противилась помыслам, но они никак со мною не связаны, они все нашептываются мне самим дьяволом».
Мы любим все злые наши помыслы, фантазии и вожделения приписывать дьяволу и его во всем обвинять. Но, вопреки такому мнению, блаженный Иероним Стридонский пишет: «Из сердца, – говорит Он, – исходят помышления злые. Таким образом, главная часть души сосредотачивается… в сердце, как учит Христос, и потому должны подвергнуться обличению те, которые думают, что помыслы (злые) внушаются дьяволом, а не рождаются из собственной воли. Дьявол может быть только споспешником и возбудителем злых помышлений, а не творцом их. Если же он, – всегда готовый к козням, – незначительную искру наших помышлений и обращает в пламя для своего горючего вещества, намерений наших он не знает. Например, если он заметит, что мы часто засматриваемся на прекрасную женщину, то понимает, что сердце наше уязвлено стрелой любви». Это истолкование блаженного Иеронима очень важное. Здесь говорится о том, что лукавый может посылать нам только «незначительную искру», то, что святые Отцы называют прилогом, а согласиться с ними или нет, с этими прилогами, искрами адского пламени, мы, наделенные свободной волей от Бога, должны решать сами. Не знает дьявол и нашего внутреннего намерения и только по внешним признакам определяет движение нашей мысли. Как святой Иероним и написал: «однако мы не должны думать, что он проникает в тайники сердца; нет! Он по состоянию нашего тела и по движениям его судит о том, что происходит внутри нас». Мне представляется даже страшным кощунством, когда дьяволу приписываю свойства Бога: всеведение, вездесущие и т. д. Как всякая тварь, сатана имеет свое место и положение во времени и пространстве. Сказано: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11). – Этот библейский стих показывает, что тайны человеческого сердца знает только сам человек и Дух Божий, так как все сотворенное и есть Божие.
Посему будем следить не только за сердечными намерениями нашими, но и в самом внешнем поведении утвердимся как люди праведные и благочестивые, и тогда сила зла, отчаявшись сбить нас с правильного пути, оставит, хотя бы на время, нас в покое. То есть, внешнее, должно быть выражением внутреннего, а внутреннее всячески должно стремиться утвердиться в благодати Духа Святого. Как и сказано: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф.3:16); и еще: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16).
Конечно, нам никогда не удастся достичь гармонии между нашим плотским и духовным. Едва ли это удавалось и самому апостолу Павлу, который в отчаянии восклицал: «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». (Гал.5:17). Сможем ли мы исполнить хоть что-то сами? Скорее всего, нет! Сказано: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
Комментируя слова из 129-го псалма: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! Кто устоит?», Августин Блаженный писал: «Из каких глубин послышался этот возглас! Ибо он молил, пребывая под спудом. Он взирал на себя, взирал на свою жизнь, он видел, что она со всех сторон покрыта позором и злыми делами, куда бы он ни посмотрел, он не находил в себе ничего доброго. Ему не встретилась ни одна отрадная картина праведности. И увидав столько великих грехов повсюду и такую многочисленность своих преступлений (царь и псалмопевец Давид – О.С.), он воскликнул в великом ужасе: ″Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! Кто устоит?″ Он не сказал: ″Я не устою″, но: ″Кто устоит?″ Ибо он видел, что практически вся наша человеческая жизнь покрыта коростой греха, что всякая совесть осуждается своими помышлениями, что нет ни одного чистого сердца, которое можно признать праведным. И поскольку это так, пусть каждое сердце уповает на милость Господа, своего Бога, и скажет Ему: ″Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! Кто устоит?″ В чем же заключается упование? ″Но у Тебя прощение″. Что же это за прощение, если не жертвоприношение? И что это за жертвоприношение, если не то, которое было принесено за нас? Излитая невинная Кровь омыла грехи виновных. Потому ″у Тебя прощение″. Ибо если бы у Тебя не было прощения, если бы Ты желал только судить, но не быть милосердным, если бы Ты взирал на все наши беззакония и расследовал их, то кто устоял бы? Кто устоял бы пред Тобою и сказал: ″Я невиновен″? Кто устоял бы в суде Твоем? Посему единственная надежда в том, что у Тебя прощение».