Источник

Беседа 12. Третье предсказание о смерти и Воскресении

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня по 20-й главе Евангелия от Матфея мы рассмотрим две темы: Третье предсказание о смерти и Воскресении (17–19) и Просьба сыновей Зеведеевых (20–28).

Читаем 17-й стих:

Мф.20:17. «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им».

Слова «восходя в Иерусалим» означают не только нечто духовное, но и реальное. Описанное здесь восхождение происходит из Иерихона (274 метра ниже уровня моря) в Иерусалим (762 метра над уровне моря, выше всех равнин Израиля). Еврейское слово алия означает «подъем», «восхождение» – и по отношению к Иерусалиму, и к Израилю в целом. Сказано: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» (Пс.124:2); и еще: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью» (Ис.66:10).

Иерихон был проклятым городом, а Иерусалим благословенным. И восхождение Христа из Иерихона в Иерусалим, глубоко символично. Здесь и раскрывается смысл Его грядущих страданий: Он берет на себя проклятие мира и восходит на жертвенник – Крест в Иерусалиме. Пророчески было предсказано: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» (4Цар.18:22). Таким образом, восхождение в Иерусалим означает для Христа и начало восхождения на древо Креста.

Слова: «отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им» означают, что тайна Креста недоступна посторонним, и только верующие в Иисуса из Назарета как в Сына Божия (Богочеловека) могут быть посвященными в нее. Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23). И действительно, вера в распятого Бога – величайший соблазн для погрязших в казуистике заповедей иудеев, и безумие для слишком рационалистичных эллинов (греков).

Но и наши современники, готовые принять нравственно-этические постулаты Евангелия, не способны принять адекватно проповедь о распятом Боге, как слишком драматичную и оскорбительную для их рафинированного слуха. Как же так: Бог – и умирает на древе, как какой-нибудь восставший раб!..

Но смерть Христа и есть вызов лукавой системе вещей (вещизма). Сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Обогатиться Его нищетою – означает уподобиться Ему. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21). Но куда нас ведут стопы Его, от Иерихона до Иерусалима, как не на Голгофу? То есть страдания и муки смерти неизбежны, и не только для верующих, но и для неверующих. Но если для неверующего страдания и агония смерти бессмысленны и безысходны, то для верующего всё – и муки, и сама смерть – всё наполнено смыслом, и там, где нигилист (безбожник) видит мрак и безысходность, мы видим свет, смысл и перспективу.

Крест Христов – это и залог нашей победы. Ибо там, где Голгофа, там рядом и победа Воскресения Христова, и если мы окажемся причастными Его Смерти, то сделаемся через крестоношение и причастными Его Воскресению, вечной победе над силами зла и самою смертью.

«Однажды святому великомученику Прокопию, в то время еще не совсем утвержденному в вере Христовой и шедшему на брань против сарацин, явился кристалловидный крест, и от него Прокопий услышал голос: “Аз есмь Распятый Иисус, Сын Божий”. Этим видением Прокопий уже совершенно утвердился в христианской вере и, войдя в один из городов (Скифополь), повелел устроить себе из золота и серебра крест и на нем написать на еврейском языке три имени: вверху “Эммануил”, а по сторонам “Михаил” и “Гавриил”. Когда крест был сделан, Прокопий с благоговением облобызал его и затем смело пошел на врагов. Он пришел к Иерусалиму и там напал на сарацин, одержал над ними много побед и пленил многих. Так живая вера и живое упование на Бога перед выступлением на брань принесли обильный плод»141.

И далее мы читаем, слова Сына Божия, обращенные к его ученикам:

Мф.20:18. «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть».

Блаженный Иероним так истолковал смысл этих слов: «То же самое Он часто говорил ученикам, но так как в промежутках была речь о многих других предметах, то из памяти их могло ускользнуть то, что они слышали; поэтому собираясь войти в Иерусалим и повести с Собою туда апостолов, Он готовит их к искушению, чтобы они не соблазнились, когда наступит позорное мучение и крестная смерть»142.

Святой Иероним называет смерть на кресте позорным мучением. И действительно, в те времена к подобной казни приговаривали беглых рабов, мятежных гладиаторов и детоубийц. Но Христос хочет взять на Себя не только проклятие наших грехов, но и позор наших преступлений.

Слова: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть» – не могли не шокировать даже апостолов Господа Иисуса Христа. Это как, если вам, например, скажут, что патриарх и епископы замыслили убить вашего духовника. Вы не согласитесь с подобной нелепостью и решительно отвергнете ее. И вот апостолы услышали для себя нечто подобное, и даже более… Здесь становится более понятным, почему «Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников» и только их посвятил в эту тайну. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит же с ними наедине, потому что не должно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ»143.

И далее мы читаем, что Христос говорит о Себе:

«и предадут Его (то есть Христа. – О.С.) язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф.20:19).

Этими словами Христос как бы постепенно раскрывает перед Своими учениками то, что они еще не могли уразуметь в полной мере. И Зигабен, ученый византийский монах, пишет: «Даже и ученикам вначале не говорил об этом определенно, но сначала – темно, а потом уже яснее. Теперь же, когда они привыкли к мысли о страдании, присоединяет и другие подробности: что и предадут Его язычникам, то есть воинам римского правителя Пилата, и что они будут ругаться над Ним, будут бить и распнут Его»144. То есть истина никогда не дается в полном объеме, ибо ее свет может и ослепить воспринимающего ее. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч.4:18). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не с самого начала открыл им сие, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорит им о сем»145.

Примечание Златоуста очень важное, здесь говорится именно о необходимости постепенного введения апостолов и других уверовавших в тайну Его смерти. Подобный исход для праведника, и тем более Сына Божия (Бней Элоhим), более чем «неудобовразумителен». Ведь до сих пор перед иудейской теологией неразрешимой проблемой стоит вопрос: почему страдает праведный и благодетельствует грешник?

И как мы теперь увидим, что не все и из Его ближайшего окружения были способны понять «соблазн Креста», быть посвященными до конца в тайну Его домостроительства спасения рода человеческого. Златоуст пишет об апостолах: «То, что хотя они и не знали ясно тайны домостроительства, не имели ясного знания ни о Его воскресении, ни о тех действиях, которые Он намерен был совершить… это было скрыто от них, – но что Он умрет, это они знали, и потому скорбели»146.

Просьба сыновей Зеведеевых

И далее мы читаем:

Мф.20:20–21. «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем».

Прежде всего, определимся, кто такие сыновья Зеведеевы? Это Иоанн Богослов и Иаков, но еще не пережившие Пятидесятницу, то есть еще не принявшие Духа Святого, Который научает и наставляет на всякую правду (Ин.14:26).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, откуда им пришла такая мысль? Они видели себя в большей чести пред другими и потому надеялись, что Господь исполнит и эту их просьбу. Но чего они просят – послушай другого евангелиста, подробно повествующего об этом. Они находились близ Иерусалима, говорит он, и представляли, что Царствие Божие уже открывается, потому и предложили свою просьбу. Они думали, что оно близко, что оно чувственно и что если они получат то, чего просят, то не подвергнутся никаким неприятностям. Они искали Царствия Божия не только для того, чтобы получить его, но и для того, чтоб избежать скорбей»147. То есть, подобно иудеям, и сами апостолы не сразу уразумели, что Царство Иисуса Христа «не от мира сего» (Ин.18:36). Однажды, беседуя с иудеями, «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23).

Ведь проблема иудеев заключалась в том, что они ожидали чувственных благ в чувственном царстве Машиаха (Мессии). Они были и остаются уверенными в том, что Мессия освободит их от их врагов и поставит их царями и священниками над всеми гоим (народами мира) и ам ха гаарец (людьми земли).

Но истинный Мессия (Христос) пришел ко всем народам и племенам, населяющим нашу планету. И это был вызов их (еврейскому) религиозному и националистическому эгоизму. Они не смогли преодолеть местечковое, общинно-родовое и племенное самосознание и, таким образом, сами отреклись от миссии стать народом-светочем для всего человечества. Сказано: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк.11:52).

Племенной эгоизм – пережиток первобытнообщинных времен. Попав в тиски собственного эгоизма, иудеи оказались не в состоянии исполнить свое предназначение, и они утонули в гедонизме и нигилизме. Но и сами апостолы, как мы видим, в своей среде сохранили эту ограниченную племенную теорию, продолжали верить в чувственные преимущества своего биологического вида. Сыновья Зеведеевы хотели получить свои министерские портфели (должности) в грядущем. Вель намечался триумфальный акт вхождения Иисуса из Назарета в Иерусалим.

И далее мы читаем:

Мф.20:22. «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем».

Христос отвечает не матери сыновей Зеведеевых, но им самим, из чего и видно, что мать пришла по их просьбе, а не наоборот. Златоуст пишет: «Как же, скажешь ты, евангелист говорит, что приступила мать? И то, и другое справедливо. Они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить чрез нее Христа. А что сказанное мною справедливо, то есть что эта просьба больше принадлежала им и что они от стыда взяли с собою мать, – это видно из того, что Христос к ним простирает Свое слово»148. И блаженный Иероним пишет: «Просит мать, а Господь говорит ученикам, разумея, что просьба ее была следствием желания ее сыновей»149.

Возможно, что слова: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» – сыны Зеведеевы воспринимали как приглашение на банкет по случаю чувственного воцарения Христа в Иерусалиме, поэтому с такой поспешностью и ответили: «можем».

И сейчас есть много чудаков, которые в религии ищут для себя чувственных преимуществ своего положения. Такие представители церковной номенклатуры и есть те, о которых пророк Иезекииль изрек: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их» (Иез.34:8–10).

Ничего себе – «пастыри», из челюстей которых надо спасать их овец! Да это волки, о вхождении которых в христианскую Церковь апостол Павел пророчески изрек: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29–30).

Анонимный комментатор V века, объясняя слова: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» – пишет: «Чаша и крещение – не одно. Ибо чаша – это страдания, а крещение – сама смерть. Более того, как говорят, крещение очень напоминает окрашенную шерсть: как шерсть, имеющая естественную окраску, погружают в краситель, чтобы приобрести пурпурный или какой другой цвет, так и мы нисходим в смерть как тленные сущности и восстаем как сущности духовные… Да, всякая смерть имеет в себе страдание, однако каждое страдание не содержит в себе и смерть»150. Есть люди, которые живут, чтобы выжить, и есть люди, которые умирают, чтобы жить.

«Некогда авва Матой отправился из Раифа в страну магдолов. С ним был его брат. Там епископ задержал старца и сделал его пресвитером. Однажды, беседуя, епископ сказал авве: “Прости меня, авва! Знаю, что ты не желал быть пресвитером, но я осмелился это сделать, чтобы получить от тебя благословение”. Старец сказал ему со смирением: “В сердце у меня было небольшое желание, но вот что меня затрудняет: я должен расстаться с моим братом, а один я не смогу исполнить всех молитв”. Епископ сказал старцу: “Если ты знаешь, что он достоин, я рукоположу и его”. Авва Матой отвечал: “Достоин ли он, я не знаю. Одно только знаю, что он лучше меня”. Епископ рукоположил и брата его. Но оба они почили, не приступив к престолу для совершения Евхаристии. Старец же говорил: “Верую в Бога, что я не подвергнусь великому осуждению за то, что по рукоположении ни разу не совершал литургии, ибо это есть удел людей чистых”»151.

И далее мы читаем:

Мф.20:23. «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим».

Блаженный Иероним, объясняя слова «чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», пишет: «каким образом сыны Зеведея, – именно: Иаков и Иоанн, будут пить чашу страданий, когда [Священное] Писание повествует, что только Иаков апостол был обезглавлен Иродом, а Иоанн окончил жизнь свою естественною смертью. Но если мы будем читать церковные повествования, в которых говорится, что и он (то есть Иоанн Богослов. – О.С.) был во время мучений опущен в котел кипящего масла и оттуда вышел, как победитель на ристалище, для принятия венца Христова и потом был сослан на остров Патмос, то увидим, что Иоанн не имел недостатка в мужестве для перенесения мучений и что он испил чашу исповедания: ее испили и три отрока в печи огненной, хотя гонитель и не пролил крови»152. То есть гонения бывают различные и многообразные. Разве не является мученицей пожилая христианка, когда во время ее молитвенного правила внуки погромче включают бесовскую музыку; разве не страдалец за Христа мужчина-христианин, которого за отказ воровать на работе презирают и гнобят товарищи по труду; разве не мученик мальчик-христианин, который в школе отказывается снять крест с груди и продолжает молиться перед едою в школьной столовой; разве не страдалица за веру девушка, которая, несмотря на сильную привязанность, отказывается встречаться с юношей, отрицающим истину Евангелия; разве не исповедник священник, который, несмотря на прессинг и агрессию, соблюдает тайну исповеди, когда ее из него буквально вышибают; разве не исповедник школьник в лагере отдыха, отказавшийся в среду и пятницу (постные дни), посещать дискотеку; а разве не страстотерпец наркоман, выбросивший наркотики Христа ради, несмотря на мучительные ломки? Сказано: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том…» (1Кор.15:31). То есть умираю для греха, чтобы жить для праведности.

Истолковывая слова «но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим», блаженный Иероним пишет: «нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия»153. То есть тот, кто отвечает на Божественный призыв согласием, тот и получает предлагаемое ему. И Бог, Который не лицеприятен, поставил всех нас в этом отношении в одинаково равное положение. Следовательно, погибающие в вечном огне народы не смогут сказать, что не слышали Божественного призыва и потому не ответили на него. Грех, как я часто говорю, суицидален, и в нем уже заложены семена саморазрушения личности, следовательно, добровольно идущий путем греха – и есть тот, который сам себе не дал, а правильнее сказать, у самого себе похитил спасение. О чем и свидетельствует святой Иероним словами: «Царство Небесное находится во власти не дающего (то есть Бога. – О.С.), а получающего (то есть человека. – О.С.), ибо у Бога нет лицеприятия».

И мы читаем далее:

Мф.20:24. «Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев».

Блаженный Феофилакт пишет: «Когда десять учеников увидели, что двое получили от Христа упрек, то и они стали негодовать и этим обнаружили, что и они стремятся к такой же чести»154. То есть многие стремятся в тени чужих грехов скрыть свои собственные грехи. И таким образом обнаруживают и свою собственную порочность, так что бывает, грешник одним видом своим более свидетельствует о своих тайных грехах, чем сотня свидетелей. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:15–16). – То есть нечистый все вокруг себя видит оскверненным и нечистым.

Блаженный Иероним, вскрывая причину негодования других апостолов на сыновей Зеведеевых, пишет: «Десять апостолов не стали негодовать на мать сынов Зеведеевых и не относили к дерзости просящей женщины [ее прошения], но на сыновей ее, потому что эти, не зная меры [сил своих], воспламенились неумеренной жаждой [к славе]»155. Итак, мы видим, что и избранники Христа были подвержены многим страстям и искушениям, и делом исцеления своих недостатков и духовных недугов они занимались всю свою жизнь. И как последнею епитимию от Бога они приняли и саму свою мученическую кончину. Все, кроме Иоанна Богослова и Иуды, приняли мученическую смерть от язычников и иудеев.

Особенно усердно дьявол стремится наталкивать верующих друг на друга.

Авва Никита рассказывал: «Два брата, желая жить вместе, поселились в одной келлии. Один из них так рассуждал сам с собой: “Буду делать только то, что угодно моему брату”. Равно и другой говорил: “Буду исполнять волю моего брата”. Они жили много лет в любви. Враг, увидя это, захотел разлучить их. Он пришел, встал у дверей и одному представился голубицей, а другому – вороной. Один из братьев сказал: “Видишь ли этого голубя?” “Это ворона”, – отвечал другой, и начали они спорить между собой. Один говорит то, другой – другое. Наконец они подрались, к полной радости врага, и разошлись. Спустя три дня они пришли в себя, попросили друг у друга прощения; сказали один другому, чем каждому из них представлялась виденная птица, и узнали в этом искушение врага. После этого они жили уже неразлучно до самой смерти»156.

И далее мы читаем:

Мф.20:25–26. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою».

Словами: «между вами», сказанными два раза подряд, Христос показывает, что стремление к первенству было присуще не только сыновьям Зеведеевым (Иакову и Иоанну), но и прочим апостолам. Златоуст, предвидя великое смущение для верующих от такого поведения апостолов, пишет: «Впрочем, никто не должен смущаться, видя апостолов так несовершенными: ведь крест еще не совершился, благодать Духа им еще не была дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь и увидишь, что они были выше всех страстей». Далее Златоуст пишет: «…Впрочем, теперь Господь вразумляет учеников не так, как прежде. Прежде Он выводил на средину детей и повелевал ученикам подражать их простоте и смирению, а теперь в обличение их выставляет более резкое противоположение, говоря: «…князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (ст. 25–27). Этими словами Он показывает, что желать первенства свойственно только язычникам. Действительно, страсть эта слишком насильственна; она постоянно удручает и великих людей, – потому требовала и сильнейшего отражения. Потому-то и Он поражает их в самой глубине сердечной, стыдя надмевающийся дух их сравнением с язычниками»157.

Да! Это проблема… И, как видим, не только иудеев, но и христиан. Об одном из таких гордецов апостол Иоанн позже скажет: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3Ин.1:9–11). Таких «Диотрефов» и в наше время хватает, которые любят господствовать и превозноситься над народом Божиим, запрещают и изгоняют из церкви. Таковым давно бы надо понять, что они и рядом с церковной оградой не стояли. Сказано: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1Пет.5:2–3). Да! Именно «гнусной корысти» ради некоторые и ищут для себя власти над народом Божиим, но, как мы прочитали у апостола Иоанна, таковой «не видел Бога».

«Три путешественника нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало разделить ее поровну между всеми. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна. Но диавол тотчас явился со своими спутниками – духами зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своей находкой, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы одному завладеть сокровищем. Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов. Один отправился. Двое оставшихся на месте договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить между собой его часть. Между тем отправившийся за припасами решил отравить их ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную им пищу, оба умерли. Драгоценная находка осталась на месте ждать других безумцев или более достойных людей»158.

И далее мы читаем:

Мф.20:27. «и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».

Евфимий Зигабен так истолковал данный стих: «Итак говорит: властвовать над другими свойственно язычникам; Я же полагаю вам закон – приобретать первенство служением и подчинением другим»159. То есть христианин, и тем более христианский пастырь, – есть человек для других людей, не «вещь в себе», замкнутая сама на себя, а раб и слуга для окружающих.

«Преподобному Григорию Синаиту было назначено служение в поварне. Более трех лет он трудился на этом тяжелом послушании: кто может достойно восхвалить его чрезвычайное смирение? Он всегда думал, что служит не человекам, а Ангелам, и место службы своей почитал Божиим святилищем и алтарем»160.

И далее мы читаем:

Мф.20:28. «так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Святитель Иоанн Златоуст так истолковал этот стих: «Как бы так сказал: Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал в искупление; и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь свою чрез это. Сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако это уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его. Прежде, нежели Он сделался человеком, известен был одним Ангелам; а когда стал человеком и был распят, тогда не уменьшил ту славу, которую имел, но и приобрел новую, будучи познан вселенною. Не бойся же потерять честь свою от того, что ты смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя. Оно (смирение. – О.С.) есть дверь к царствию. Зачем же идти в противоположную дверь? Зачем вооружаться против самих себя? Если мы захотим казаться великими, не сделаемся великими, но будем бесчестнее всех»161.

Итак, Истинным Пастырем и подлинным примером для всех верующих остается Господь наш Иисус Христос. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6–8). Эти слова апостола Павла показывают нам степень самоуничижения Сына Божия. Он приходит в этот мир, «приняв образ раба», и у пророка Исаии сказано: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:2–5).

Мне представляется, что многие из нас не спешат подражать Христу именно потому, что выстроили в своем сознании неправильную иерархию ценностей. Что должно стоять на первом, а что на втором месте? Сказано: «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк.9:25–26). – Постыдиться Христа и Его слов – означает не стремиться подражать Христу и игнорировать Его Святое Евангелие. И это – дурная иерархия ценностей, могущая лишить нас красот Рая сладости.

«Однажды, – рассказывал инок Афанасий, – мне пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришел ко мне и, сказав: “Ступай за мной”, – привел меня в какое-то чудное, исполненное света место и поставил при столь чудных дверях, что красоту их передать невозможно.

И слышал я, что множество людей за дверьми непрестанно славят Бога. Подлинно, братие, чудная, неизглаголанная жизнь в Царствии Небесном! Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43); там для них мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17); там служат они Господу и зрят лицо Его. И ночи нет там, и не имеют там нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь освещает их (Откр.22:3–5). Там, наконец, такие блага и такие радости, о которых мы и помыслить не можем (1Кор.2:9). Когда мы стали стучать в двери с целью войти в них, изнутри некто спросил нас: “Чего вы хотите?” Путеводитель отвечал: “Мы хотим пройти через двери”. Голос же внутри сказал: “Никто, пребывающий в лености, не входит сюда, но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира”»162.

Итак, леность, как отказ от доброделания, делает нас духовно нищими. Сказано: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч.6:10–11). «Разбойник» – это дьявол, который, увидев наше обнищание в добре или, хуже того, пребывание в чувственном богатстве, поспешит и разграбит у нас и последнее доброе, что осталось в нашей ленивой душе.

А полное обнищание в духовном – это ад, где пустота (вакуум) раздирает любое бытие. Ибо Бог не творил ад, и, будучи нетварным бытием, он (ада) раздирает любую тварную сущность, которая в нем оказывается. О Боге сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). А так как ад – это существование без Бога, то такое существование в Библии не называется жизнью, но называется смертью. Сказано: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). То есть Рай – вечная жизнь, а ад – это вечная смерть.

Даже один час в аду причиняет душе жесточайшие муки и страдания:

«Во внутренней пустыне жил некий старец, удручавший себя в течение многих лет воздержанием и всеми духовными подвигами. Пришли к нему некие братия и, удивившись его житию, спросили: “Отец! Как ты переносишь это сухое, бесплодное и неудобное место?” Старец отвечал им: “Весь труд этого времени, которое живу здесь, не может сравняться с одним часом вечных мук геенны. Подобает нам в краткое время этой жизни подчиниться труду и измождить страсти нашего тела, чтобы обрести некончающееся успокоение в будущей и вечной Жизни”»163.

Антоний Великий рассказал нам следующее: «Целый год молился я, чтобы мне были показаны места праведных и грешных. И вот увидел я огромного черного великана, который поднимался до облаков и доставал руками до неба, под ним было озеро величиной с море. Потом увидел я человеческие души, они летали, как птицы. Те, которые перелетали через руки и голову великана, были охраняемы Ангелами. А те, которых он ударял своими руками, падали в озеро. Дошел до меня голос: “Те, которых ты видишь перелетающими через голову и руки великана, – это души праведников: Ангелы охраняют их в Раю. А те, которых черный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию”»164.

Итак, избирая жизнь по Евангелию, мы уже в этой жизни обретаем свободу от власти дьявола, смерти и греха и ощущаем благоухание Эдема сладости; и, напротив, избирая для себя путь греха, мы уже в этой жизни ощущаем смрад ада, ибо любой грех, как известно, смердит и воняет. Сказано: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им» (Втор.30:19–20).

Итак, сегодняшняя беседа началась со слов: «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им». Господь Иисус восходил из Иерихона (проклятого города) в Иерусалим (благословенный город), по дороге он собеседует с апостолами. Иными словами, в каждом Своем наставлении Господь предлагает нам отвергнуть проклятие и избрать благословение. Что мы изберем: Иерусалим или Иерихон? – Пусть каждый сам ответит на этот вопрос.

Подведем итог: мы говорили о том, что Сын Божий шел на место Своего предстоящего страдания. И местом этим должна была стать четырехсоттысячная столица Иудеи, Иерусалим, что сразу разительно контрастирует с иными местами – маленькими галилейскими городками и рыбацкими деревушками прибрежной зоны озера Кинерет (Генисарет), ставшими радостными свидетелями года славы Христа, года счастья – именно человеческого счастья Иисуса. И сегодня: где счастлив Господь наш? Неужели среди дворцов членов синедриона на Саддукео-Рублевском шоссе? Или же в мертвой пустыне заброшенных сел Тверской да Рязанской области? Пусть каждый из вас через сердце свое даст ответ.

Ужасная проблема – звериное желание быть первым, властвовать над людьми, унижать, глумиться над теми, кто умнее тебя, физически сильнее, духовно целостнее и талантливее. Откроем ли мы для себя что-нибудь новое, когда, выйдя на улицу (скажем так: не на нашу улицу, а, предположим, на Кутузовский), вновь столкнемся со слугами «князя тьмы», мчащимися на бесовских колесницах «Порше» и «Бентли» в свои многоэтажные дьявольские чертоги. Их душа черна, подобно нефтяным фонтанам из скважин, украденных ими у народа. Им необычайно трудно понять укор Того, перед Кем они скоро предстанут на последнем Суде.

Первая плоскость служения ближним – социальная. Да, языческие правители правят народами, но приблизилось Царство Небесное. Всё, Господь Бог наш на Земле, а посему и переоцениваются критерии понятия власти. Только кроткие и смиренные достойны наследовать землю, они – истинные цари настоящего и будущего; это – суть третей заповеди блаженств Нагорной проповеди Христа. Доминирование лже-князьков иллюзорно, и еще в этой жизни многим из них придется предстать с ответом за злодейства перед Всевышним.

Второе понимание изученных строк – основа апостольского кодекса чести. Полное переосмысление позиции первенства. Первенство – для того, чтобы служить людям. Стать первым – значит стать рабом, только самопожертвование во всем и везде – вот он, нелегкий пастырский труд. И чем выше ты по иерархической лестнице священства, тем больше ты отдаешь себя людям, тем больше ты им слуга.

Также необходимо согласиться со святыми Отцами: безусловно, душа властолюбца в руках дьявола. Борьба же за падшую душу – долг каждого последователя Христова.

Какие мы выводы можем сделать для себя из данных стихов Писания? Уместно ли всегда молчать, прятаться, как улитка, в своей уютной квартирке, когда настойчиво попираются права христиан? Когда православных священников расстреливают у алтаря и заминают дело. Когда масонский правящий партийный блок продал Москву агарянам…

Нет не тому нас учит Благовествование Христово, не такой жизни во лжи. Но мы, как всегда, надеемся на чудо – то, что далее совершает Иисус: страдания, Крест и Воскресение. И все это – «ради человек» и их спасения…

Ради этих человек и пришел Господь, и пусть каждый из вас спросит себя: способны мы поступить подобным образом? Не забываем ли мы друзей, попавших в беду – обнищавших, заболевших, спившихся. Способны ли мы протянуть им руку помощи, в конце концов, на миг остановиться в деловой беготне и поговорить, утешить, а главное – не мнить в тот момент, что вы оказались на различных ступенях социальной лестницы. Неужели вы думаете, что на том, на будущем Великом Суде вашим оправданием будет экономический кризис?

Спаси вас Христос!

* * *

141

Гурьев В., прот. Пролог. С. 805.

142

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:18. (?)

143

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.20:18.

144

Там же. Толкование на Мф.20:19.

145

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.20:19.

146

Там же.(?)

147

Там же. Толкование на Мф.20:20–21. (?)

148

Там же. Толкование на Мф.20:22. (?)

149

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:22. (?)

150

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. (?)

151

Достопамятные сказания. № 9. С. 163.

152

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:23.

153

Там же.

154

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.20:24.

155

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:24.

156

Достопамятные сказания. С. 181.

157

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.20:25–26. (?)

158

Духовные беседы. Т. 16. № 42. С. 359.

159

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.20:27.

160

Афонский патерик. Ч. 1. С. 385.

161

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.20:28.

162

Гурьев В., прот. Пролог. С. 24.

163

Св. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский. Отечник. № 2. С. 416.

164

Лавсаик. С. 89.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle