Беседа 13. Исцеление двух слепцов иерихонских
Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и сегодня мы рассмотрим две темы: Исцеление двух слепцов иерихонских (20, 29–34) и Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим (21, 1–11). Вторая тема откроет нам события, связанные со страданиями и смертью Сына Божия. Но эти темы: Исцеление двух слепцов иерихонских и Вход Господень в Иерусалим связаны между собой.
Ибо путь из Иерихона в Иерусалим предначертан для каждого ищущего спасения, и, не пройдя по нему, мы не сможем пережить духовного воскресения, которому предшествуют страдания и сама смерть.
Итак, читаем 20-ю главу с 29-го стиха:
Мф.20:29. «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа».
Здесь мы опять видим исход Христа из Иерихона в Иерусалим. Из проклятого города – в город благословенный.
Значение названия «Иерихон» неясно, обычно считается, что это слово происходит от еврейского слова: яреах – «луна», то есть «город луны». Иерихон также называли «городом пальм».
Иерихон располагался в плодородной долине, вблизи гор, рядом с Иорданом, за которым простирались земли Моава. Близ Иерихона проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина. Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торговым центром. И в то же время именно на этот город во дни Иисуса Навина было наложено проклятие, в результате которого стены Иерихона рухнули. Это была первая хананейская твердыня, сокрушенная народом Божиим. Сказано: «город будет под заклятием, и все, что в нем… но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды» (Нав.6:16–17).
Все, что было в Иерихоне, подпадало под заклятие (проклятие). И только Раав блудница и все, что было у нее, было благословлено Богом, так как она во дни Иисуса Навина укрыла его соглядатаев (разведчиков) в своем доме и помогла им бежать. Из всего огромного, по тем временам, города только одна проститутка Раав и ее близкие получили защиту и покровительство Бога за то добро, которое она сделала. И это очень знаменательно… И от Раав (она праматерь Иисуса Христа) в этот мир, по плоти, придет Тот, Который однажды скажет: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31).
«Идут» то есть идут от проклятия, то есть из «Иерихона», к благословению, то есть в «Иерусалим». И мы последуем за Христом далее, и читаем:
Мф.20:30–31. «И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!».
Блаженный Августин так истолковал эти слова: «И вот проходит Иисус, чтобы мы закричали. А что значит: “Иисус идет мимо”? Только на короткое время Иисус приходит к нам. Что значит: “Иисус идет мимо”? Он совершает то, что проходит. Заметьте, как много сделанного Им прошло…»165 – этими словами святой Августин обращает наше внимание на то, что описанные в Евангелиях события относятся к проходящему потоку времени. Бог в Своем Богочеловечестве входит в этот поток времени и действует в нем как современник некоторого промежутка времени. Но так как природа Бога выходит за пределы и времени и пространства, то любое Его действие приобретает некое вечное значение. И далее Августин пишет: «Теперь Божественность Его пребывает вечно, и бессмертие тела Его уже никогда не прейдет. И все же то, что сделано Им было во времени, прошло; и об этом написано, чтобы об этом читать, чтобы это проповедовать, чтобы этому верить. И во всем этом “Иисус идет мимо”»166. «Иисус идет мимо» – то есть является и нашим современником в Своем вечном движении Святого Благовествования. Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр.14:6). Слова «вечное Евангелие» означают неизменность и вечное значение Нового Завета между Богом и родом человеческим. А так как в каждом действии Иисуса Христа как Сына Божия раскрывается Его неизменяемая сущность (характер), то мы и познаём Вечного в событиях, имевших место во времени, – в частности, в движении Его из Иерихона в Иерусалим. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).
Преподобный Епифаний Латинский, живший в V веке, обращает внимание на то, что слепые только слышат, но не видят. И здесь, они напоминают нам всех тех, которые не видели Христа, но уверовали в Него. В отличие от евреев, которые и видели Христа по плоти, но так и не поверили в Него по духу. Епифаний обращает наше внимание на то, что не видевших Христа, но исцеленных Им было двое, как и других детей у Ноя, кроме Сима (от которого произошли семиты), двое – Иафет и Хам. То есть потомки Иафета и Хама, хотя и не видели Иисуса из Назарета, в отличие от потомков Сима, но уверовали и таким образом и оказались более блаженными, чем дети Авраама, Исаака и Иакова. Сказано: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Преподобный Епифаний пишет: «Дорога – это Христос. Итак, двое слепых сидели у дороги; они сбились с пути истины через идолов, они утратили очи сердца, впав во мрак грехов. Оттого сидевшие и кричали: “помилуй нас, Сын Давидов!” Однако народ заставлял их молчать. Тогда они стали кричать громче: “помилуй нас, Сын Давидов!” В то время как иудеи и не верили, и не хотели поверить, язычники верой своей кричали громче и громче: “помилуй нас, Сын Давидов!” Мы же, возлюбленные, и когда одолевает нас зависть людская, и когда нас тайно улавливает дьявол, будем со всей верой восклицать: “помилуй нас, Сын Давидов!”»167.
Итак, зависть книжников и фарисеев не могла и не может остановить рост христианства во всем мире. Как и во времена апостолов, гонения со стороны иудеев едва ли могли остановить дело евангельской проповеди, когда и сами противники Христа начинали принимать веру Святого Евангелия.
По истолкованию блаженного Иеронима Стридонского, наоборот, люди, которые запрещали слепым кричать, символизируют собою язычников, уверовавших в Иисуса Христа, но с ревностью смотрящих на иудеев, которые когда-то были в истине, но потеряли ее. Святой Иероним пишет: «Но когда они (язычники. – О.С.) сами вследствие заблуждения первых (то есть евреев. – О.С.) с дикой маслины были привиты к доброй маслине (то есть к Израилю. – О.С.), то никоим образом не должны завидовать спасению первых»168.
То, что Иероним и Епифаний противоречиво истолковали данный отрывок, не должно никого смущать или озадачивать. Богатство нашей традиции заключается в том, что мы должны принимать все святоотеческие истолкования; даже если нам кажется, что они противоречат друг другу, в действительности, они дополняют друг друга.
По отношению к нашей жизни истолковать эти слова можно следующим образом: кто-то выносит нам приговор и, например говорит, что мы не можем исправиться и получить прощение от Бога из-за глубины нашего падения. Стоит ли обращать внимание на подобные слова? Конечно, НЕТ! Кто бы ни пытался нас остановить на пути покаяния, мы не должны смущаться, но должны идти вперед, по слову Спасителя: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62). Не надо озираться на наших недоброжелателей, которые всячески пытаются смутить нас напоминанием о нашем греховном прошлом, это и есть те, которые запрещают взывать к Иисусу, но Он игнорирует их и подзывает нас к Себе…
Пока человек жив, это значит, что Бог имеет какое-то намерение относительно его жизни. И только после физической смерти человек ничего не может исправить или изменить в своей жизни. Я прочитаю слова святителя Климента, папы Римского. Он пишет: «Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Когда горшечник доделает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его. А когда поспешит поставить его в горячую печь, тогда уже не поможет ему. Так и мы: пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться»169.
Ефрем Сирин пишет: «Итак, приступите, будем молиться, пока есть на сие время. Здесь, пока мы в этой жизни, всегда можем умилостивить Бога. Нетрудно снискать нам прощение, благовременно для нас ударять в дверь Его милосердия. Пролием слезы, пока еще время принятию слез, чтобы, отшедши в тамошний век, не плакать бесполезно; ибо там ни во что не вменяются слезы. Сколько сами желаем, столько и прощает благий Бог. Ибо здесь выслушивает Он нас, если взываем к Нему; здесь прощает, если просим о том; здесь изглаждает беззакония наши, если мы благопризнательны. Здесь утешение, там допрос; здесь терпение, там строгость; здесь снисхождение, там справедливость; здесь свобода, там суд»170.
Блаженный Августин учил: «И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи его или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход снисхождению Божию открыт, и ищущим, и разумеющим истину доступ удобен. Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни. Верующему Божественная любовь оказывает спасительное снисхождение, и в самой смерти совершается переход к бессмертию»171.
И далее мы читаем:
Мф.20:32. «Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?».
Здесь мы видим, что Сын Божий никак не реагирует на тех, которые отгоняют от Него других людей, Он игнорирует их и не обращает на них никакого внимания. Эти «пугалы» и «сорняки», мешающие приблизиться к Иисусу, есть в каждой христианской общине. Таковые думают, что имеют некую монополию на спасение, всячески отталкивают и отгоняют других от источника спасения. Особенно много таких рядом со старцами и другими пастырями, пользующимися особым вниманием со стороны верующего народа. Как правило, никто не давал им никаких полномочий и никаких благословений. Они сами назначают себя на разные «общественно значимые послушания».
Таковыми «пугалами» и «сорняками» иногда являются и некоторые священники, которые ревнуют своих собратьев пастырей за любовь верующего народа, и они поливают грязью своих собратьев, стремясь скомпрометировать их в глазах народа Божия. Но верующие быстро распознают, где плевел и сорняк, а где зрелая пшеница… И «голосуют ногами», более охотно посещая те храмы, где проповедуется слово Божие, чем те, где проповедь о Христе замолкла.
Итак, Господь спрашивает слепых: «чего вы хотите от Меня?» Действительно, всегда ли мы ищем от Бога то, что Он может, и главное, что Он хочет нам дать?
И мы читаем далее:
Мф.20:33. «Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши».
Сказано: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…» (Иез.33:11).
Блаженный Иероним пишет: «Они были слепы, не знали, к кому стремиться, и не могли следовать за Спасителем. В Иерихоне было много рвов, больших камней и обрывов над глубокими пропастями. Поэтому Господь останавливается, чтобы они могли подойти…»172. Действительно! Подойти к Христу не всегда легко. Иногда на этом пути перед нами разверзаются пропасти соблазнов и обрывы сомнений. Но Господь призывает к Себе всех и каждого. Сказано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). «Все» – значит, и «ты», и я – каждый из нас призван ответить на Божественный призыв.
И далее мы читаем:
Мф.20:34. «Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним».
Блаженный Августин пишет: «Господь поступил соответственно их вере: Он вернул им зрение. Если задумаемся, то прежде Он уже исцелял внутренне больного, внутренне глухого и мертвого; теперь исцеляет внутренне слепого»173.
Внутренне слепой – это тот, кто не видит красоты божественных промыслов, управляющих этим миром, равно как и тот, кто не взирает очами веры на Начальника и Совершителя жизни Господа нашего Иисуса Христа; «дальтоник» – тот, кто не отличает красок божественного мира, от тусклых красок мира преходящего; внутренне больной – суть тот, который не созидает Царство Божие внутри себя, то есть не занимается доброделанием; духовно глухой – это тот, кто не отличает небесной ритмики и поэтики пророческих текстов от хилых звуков человеческих словес и наставлений; духовно мертвый – суть не верующий в Бога, который подобно трупу проявляет полное бесчувствие к Божественным прикосновениям.
Но почему Господь исцеляет одних и не исцеляет других людей от всевозможных телесных и духовных недугов?
В данном случае мы видим секрет этих исцеленных, мы прочитали: «прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Как сердцеведец и Тот, у Которого в руке находятся и наше прошлое, и наше будущее, Он видел и предполагал, точнее, знал, как поведут себя эти исцеленные. Сказано: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29–30). И если в божественном «вечном настоящем» все уже предопределено, то в нашем проходящем настоящем мы сами теперь и сейчас решаем вопрос собственного спасения. Но всегда ли мы знаем, в чем мы действительно нуждаемся?
Афонский патерик рассказывает нам:
«Афонский подвижник Аарон был лишен телесного зрения, поэтому святой Григорий Синаит весьма много сострадал ему. Божественный Григорий объяснял Аарону, что слепота телесных очей не только очищает душевные помыслы, но и дарует вечный свет тем, которые переносят ее с благодарностью, надеясь во всем несомненно на Бога. И когда мы с помощью и благодатью Божией очистим сердца наши посредством горячей и постоянной молитвы, тогда просвещается наш ум и разум, которые в душе как бы два ока. А если просветятся и отверзутся очи нашей души, то человек, сделавшись в Боге духовным, видит естественно, как видел Адам прежде своего преступления. Объяснил ему святой Григорий и падение нашего праотца, и восстановление его в первобытном совершенстве. Слушая эти и подобные наставления и слагая их в своем сердце, Аарон с глубоким сокрушением просил Бога так: “Господи, Боже мой! Низу склонившегося воздвигнувший, словом единым расслабленного стягнувший и очи слепого разверзший, воздвигни и меня неизреченным Твоим благоутробием, и погрязшую в тине греха окаянную мою душу не презри, и не дай ей погрязнуть во рве отчаяния, но как щедрый отверзи очи сердца моего, всели в него страх Твой, дай мне разуметь заповеди Твои и творить волю Твою!” И не напрасна была такая смиренная и идущая из глубины души молитва слепца, он был услышан Богом, и очи души его просветились так, что он не нуждался более и в телесном зрении. Теперь не нужен уже стал ему и провожатый в пути. Мало того, он видел действия других даже на далеком расстоянии. Однажды он ходил с монахом Иаковом к одному брату. Еще далеко от келлии этого монаха Аарон, просвещенный свыше, сказал Иакову: “Монах, к которому мы идем, держит в руках Священное Четвероевангелие и читает такое-то зачало”. Придя в келлию монаха, они удостоверились, что предсказанное Аароном было истинно. Но это только малое из многого, что провидел и совершил этот духовно зрячий старец»174.
В Оптинском патерике мы находим следующую историю о том, как слепота не только не мешала старцу Карпу стяжать спасение, но и, напротив, помогала ему:
«Слепец отец Карп более 20 лет, до старости, трудился в хлебне. В этом послушании он показал себя необыкновенным подвижником. В трудах он никогда не уступал никакому молодому, здоровому человеку. Постоянное самовнимание и понуждение себя на все благое были отличительными чертами отца Карпа. Самоукорение как бы срослось с ним. Нравом он был кроток и молчалив, в обращении с братией ласков, приветлив и любовен. Старец отец Леонид любил его и говорил: «Карп слеп, но видит свет», – подразумевая тот свет, который и зрячим недоступен. Слепотой своей он не только не тяготился, но и дорожил ею как средством к своему спасению, с любовью нес этот крест, возложенный на него Господом. Валаамский игумен Варлаам, живший в Оптинском скиту на покое, однажды, испытывая его, сказал: «Отец Карп! Не хочешь ли поехать в Москву? Там есть искусные доктора, они бы сделали тебе операцию, и ты бы стал видеть». Отец Карп испугался этого предложения. «Что вы, что вы, батюшка, – отвечал он, – я этого вовсе не хочу, я спасаюсь слепотой»175.
Таким образом, мы устанавливаем, что подлинным исцелением тела можно считать только то, которое не наносит вреда душе исцеляемого. В противном случае, зачем и здоровье, если оно лишь усиливает грех, приводящий, в свою очередь, человека к полному распаду и самой физической смерти, которой предшествует смерть духовная.
Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим
Теперь мы переходим к следующей теме, озаглавленной у нас как: Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. И мы читаем 21-ю главу Евангелия от Матфея с 1-го стиха и ниже.
Но прежде вспомним, что исцеление двух слепых происходит на пути из Иерихона в Иерусалим, и это очень знаменательно. Господь как бы показывает всем что Он восходя из проклятого города в город благословенный, пролагает для нас путь от жизни, точнее «смерти» во грехе, к жизни в святости и праведности; соединяет человеческое и божественное, земное и Небесное. Он возводит нас в Иерусалим земной, что бы нам созерцать Иерусалим Небесный, дабы нам стать гражданами «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10).
И мы читаем 1-й стих 21-й главы евангелия от Матфея:
Мф.21:1–2. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне».
Мы прочитали: «приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской»: Виффагия – арамейское название, переводиться как: «дом несозревшего инжира». Елеонская гора, находящаяся вблизи Иерусалима, к востоку от него, отделенная долиной Кидрон от того места, где находился Храм; на южном склоне этой горы и была дорога, ведущая из Иерихона в Иерусалим.
В Евангелии от Марка подчеркивается, что ехал Иисус на осленке, на которого еще никто не садился (11, 2), и что осленок должен был везти седока через шумною толпу (11, 9). Возможно, что ослицу взяли, чтобы она успокаивающе действовала на осленка.
Можно задать вопрос: как Христос мог повелеть забрать чужую собственность, ослицу и осленка? Возможно, что имелся в виду известный всем человек, который и ранее оказывал услуги Иисусу Христу и Его апостолам. То, что Иисусу известно, что апостолы найдут «ослицу привязанную и молодого осла (по-гречески полос) с нею», – не случайная деталь, а пророческое предвидение Сына Божия или хорошее знание традиций этого постоялого двора. С другой стороны, данное повеление должно было продемонстрировать суверенное право Господа распоряжаться любым имуществом любого человека, хотя бы по праву царя, о власти которого сказано: «Только чтоб он (то есть царь. – О.С.) не умножал себе коней…» (Втор.17:16). Слова «не умножал себе коней» – означают: брать может, но не всё. Значит, в повелении взять ослицу привязанную и молодого осла – указание не просто на известного, но и на богатого человека, хозяина этого скота. В противном случае Иисус не отдал бы такого повеления.
И далее мы находим этому подтверждение:
Мф.21:3. «и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их».
Слова: «и если кто скажет» – тут имеется в виду «кто», то есть кто-то, кто не знает об отношении хозяина к Иисусу из Назарета, кто-то посторонний.
Если рассматривать данный текст с исторической точки зрения, то можно предположить, что хозяин ослицы и осленка проявлял обычное по отношению к паломникам гостеприимство, тем более накануне праздника еврейской пасхи. А помочь такому известному Равви, как Иешуа, да и в преддверии праздника, считал бы за честь каждый религиозный иудей.
Далее мы читаем:
Мф.21:4–5. «Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».
Здесь евангелист Матфей указывает на то, что буквально исполнилось пророчество, изреченное пророками Исаией и Захарией. У Исаии сказано: «Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ис.62:11). А у Захарии мы находим следующие слова: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Такое совмещение двух стихов в один было обычным явлением для талмудической текстологии того времени, когда контекст никогда не учитывался или даже изымался при совмещении пасухов – отдельно взятых стихов. Придерживаясь практики вычитывания из текста по возможности всей информации, Матфей истолковал Захарию (9, 9), как пасух (стих) о двух животных. Все это свидетельствует именно об еврейском адресате данного Евангелия. То есть Матфей предполагал своими читателями именно евреев, говорящих на арамейском языке. Кстати, в Септуагинте, в переводе 70-ти, мы видим тоже слово полос при переводе еврейского слова осёл – у пророка Захарии, как и в греческом списке Евангелия от Матфея, которое первоначально было написано на арамейском или даже на еврейском языке.
Слова: «се, Царь твой грядет к тебе», еврейское слово лах, переведенное, как «к тебе», может быть переведено и как: «для тебя» или даже: «ради тебя», что соответствует Никео-Цареградскому Символу веры: «нас ради человек, и нашего ради спасения».
Иудеи ожидали Пришествия Мессии именно с наступлением Римского железного (Дан.2:40) царства. Известный стих из Книги Бытия (1-я глава 2-й стих) они истолковывали следующим образом: «Земля же была безвидна (безвидна, бесформенна – царство Вавилона) и пуста (царство Персии), и тьма (царство Греции) над бездною (царство Рима), и Дух Божий (дух Мессии, Христа) носился над водою». То есть с наступлением 4-го, железного, царства иудеи ждали Пришествия Христа (Мессии). Все известные еврейские комментаторы относят пророчество о въезжающем в Иерусалим на ослице и осляти из Книги Захарии именно к Мессии, Христу.
Интересно и то, что далее говорится в Книге Захарии: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах.9:10).
Слова «и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» могут быть отнесены только ко Христу, Царство Которого установится по всей вселенной. Его Царство – это Его ЦЕРКОВЬ.
В современной иудейской традиции евреи путают 1-е Пришествие Христа со 2-м и пытаются отрицать христианскую концепцию о ДВУХ пришествиях Миссии. Но в самих древних текстах иудаизма эта концепция присутствует:
В Талмуде есть интересная притча, основывающаяся на Книге Захарии (9, 9), однако в ней не стирается различие между Первым и Вторым пришествиями Мессии.
Раби Александри сказал: «Раби Йегошуа противопоставил друг другу два стиха. Написано: “Вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий” (Дан.7:13), в то время как в другом месте написано: “Вот, царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице” (Зах.9:9). (Он разрешил парадокс, говоря, что если люди заслуживают того, то он придет с облаками небесными, но если нет – скромно, сидя на осле»176.
То есть для иудеев было всегда трудно совместить пророчества о Пришествии Мессии на облаках, в славе и величии, и о Пришествии Мессии кротко, на осляти. Объясняя им церковное учение о ДВУХ пришествиях, мы помогаем им лучше понять ветхозаветных пророков и их собственную традицию – как отголосок тех времен, когда иудеи и иудаизм были истинной Ветхозаветной Церковью, которая прекратила свое существование в глазах Бога, когда в момент смерти Господа Иисуса Христа «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф.27:51).
И мы читаем далее:
Мф.21:6–7. «Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их».
Официальные лица использовали ослов не для военных, но для гражданских процессий, в том числе и для процессий воцарения (помазания на царство). Сказано: «И сказал им царь (то есть царь Давид. – О.С.): возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!» (3Цар.1:33–34). Таким образом, въезд Господень в Иерусалим мог восприниматься современниками события, как начало Его (Иисуса) воцарения, тем более что у всех на слуху было пророчество из Книги Захарии.
Блаженный Иероним пишет: «Этот осленок и эта ослица, на которых апостолы возложили свои одежды, чтобы Иисусу было не жестко сидеть, до пришествия Спасителя были обнажены и дрожали от холода, в то время как многие захватывали над ними власть. А после того, как они получили апостольские одежды, сделались прекраснее, чтобы иметь Господа восседающим на них. Одежда же апостольская должна быть понимаема или как учение о добродетелях, или как истолкование Писаний, или как разнообразие церковных догматов, которыми душа если не будет наставлена и украшена, то не заслужит того, чтобы иметь Господа восседающим на ней»177. То есть каждый из нас должен стремиться стяжать добродетели и углубиться в познание Писания, чтобы и нам стать нечувственным седалищем для Нашего Господа – как Он и восседает на Херувимах. Сказано: «Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его; и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра» (2Цар.22:10–11).
Если осел – символ упрямства и бестолковости, то воссесть на осла – означает смирить его животное упрямство и подчинить воле хозяина. Дай Бог, чтобы Господь смирил бы и наше ослиное упрямство, ослиную похотливость и бестолковость!
И далее мы читаем:
Мф.21:8. «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге».
Надо заметить, что резать пальмовые ветви и постилать их по пути шествия паломников, входящих в Иерусалим, – это была устоявшаяся на тот момент традиция. Иногда такую дорожку, посыпанную листьями, еще и поливали водой.
Латинский отец IV века Иларий Пиктавийский пишет: «Все происходящее указывает на будущее, и в форме параболических знамений события теперешние предвосхищают события будущие. Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается. Умы народов подчиняются Ему – а Он здесь седок (то есть восседает на осле. – О.С.)! О Нем возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Всю славу свою расстилают одеждами пред Господом патриархи. Идя к Нему со всей красотой собственного достоинства и становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его прихода. Пророки устилают своими одеждами путь Грядущего. Они издавна пророчили об этом пути и что по нему за Богом пойдут народы. Многие умерли и отдали себя на мощение пути – они, словно бы сняв одежды, устлали ими этот путь. И апостолы вслед за своими одеждами устилают дорогу срезанными с деревьев ветвями, но это не просто благочестивый поступок. Ведь может показаться, что ветви мешают идущему и затрудняют движение тому, кто спешит. Но даже в этом проявляется смысл пророчества и возвещается образ будущего. Эти ветви – не приносящие плода народы или плоды народов, не имеющих веры; эти ветви срезают апостолы, устилая путь Господу: они приготовляют приход Спасителя»178.
И далее мы читаем:
Мф.21:9. «народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!».
Здесь, наряду с устоявшимся приветствием из Псалтири: «Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня» (Пс.117:26), мы видим неожиданное предварение известных слов: «осанна Сыну Давидову!» «Осанна» (по-еврейски: hошиа на) – означает «о, спаси», но прибавление: «Сын Давидов» – означает признание народом, что Иисус из Назарета – и Спаситель, и Мессия из Дома царя Давида (Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!).
Симмах перевел слово «осанна» словами: умоляю усердно.
То есть они видели в Иисусе из Назарета Мессию-Воина, Мессию-Освободителя, Который свергнет железное иго римлян – язычников и освободит Израиль. Но в Книге Захарии (в 1-й главе) на коне восседают апокалипсические вестники смерти, а не смиренный Мессия, страждущий Мессия, кротко восседающий на осле, о чем пишет пророк Захария в 9-й главе.
А какого Мессию ожидаем мы, православные христиане? Может быть, подобно древним иудеям, мы ожидаем Мессию-Воина, Который уничтожит всех наших врагов и поставит нас царями и священниками над всеми народами (языками)? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос…
Толпа кричала все громче и громче: «осанна Сыну Давидову!.. осанна…» Святитель Иоанн Златоуст учит: «И здесь, когда, по-видимому, они говорили нечто высокое, их мысль была земная, самая низкая, пресмыкающаяся»179. То есть, подобно сыновьям Зеведеевым, толпа ждала хлеба и зрелищ в чувственном, как они думали, воцарении Иисуса из Назарета. Но Он уже знал, что Его троном, орудием воцарения станет Крест, вместо скипетра – вбитые в руки и ноги железные римские гвозди, а вместо короны – терновый венец. И толпа продолжала кричать: «осанна Сыну Давидову!.. осанна в вышних».
Но пройдет всего пять дней, и эта же самая толпа будет кричать: «да будет распят» (Мф.27:22), «распни, распни Его!» (Лк.23:21).
И далее мы читаем:
Мф.21:10–11. «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского».
Слова: «весь город пришел в движение» – приводят к печальным раздумьям: форма древних городов, как правило, круг, следовательно, город, пришедший в движение, – это круг, который все более и более сжимался. И сжимался он вокруг одной Личности – плотника из Назарета. «Движение» – разных людей с их разными мыслями, заговоры и секреты, деньги и предательство… жара предпраздничных дней… толпы паломников… беломраморный Храм, обделанный золотом, на горе Мориа… лица женщин, детей, стариков, покрытые городской пылью, струйки пота и крики уличных зазывал, разносчиков воды. Пение левитов доносится с ветром с вершины Храмовой горы, и крики ослов, и весеннее щебетание птиц… и напряженные, озабоченные лица римских солдат, растерянность пришедших с Иисусом учеников, и печальные глаза Его Матери… скрипы, крики и завывания большого города… и круг, который все теснее и теснее сжимался вокруг Одного. И был только ОДИН. Блеянье тысяч и тысяч ягнят, принесенных для пасхальной жертвы, или трапезы пейсаха, – наполняли в эти дни Иерусалим… и только ОДИН – АГНЕЦ БОЖИЙ, БЕРУЩИЙ НА СЕБЯ ГРЕXI МИРА!
Спаси вас Христос!
* * *
Св. Августин, архиеп. Иппонский. Толкование на Мф.20:30–31. (?)
Там же.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:30–31.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. (?)
Ефрем Сирин, прп. СДМ. (?)
Св. Августин, архиеп. Иппонский. (?)
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.20:30–33. (?)
Афонский патерик. Ч. 1. С. 397.
Оптинский патерик. С. 153.
Сангедрин 98а.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.21:6–7.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. (?)
Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.21:9. (?)