Беседа 14. Второе очищение Храма
Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы продолжаем чтение 21-й главы. Рассмотрим тему, озаглавленную как: Второе очищение Храма (12–17).
Иерусалимский Храм занимал огромною площадь на так называемой Храмовой горе. Со всех сторон Храма были портики и своды, которые защищали от яростных лучей солнца во время зноя. Под тенью этих портиков законоучители преподавали Закон простому народу; на особо отведенных местах продавался скот, мука, масло и вино для обрядов жертвоприношения. Очевидно, что не все иудеи, приходившие издалека, могли все это принести с собою.
Была и религиозная необходимость обменивать деньги. Так как на деньгах язычников были изображения, запрещенные Законом Божиим (изображения: языческих богов и их правителей), то для податей на Храм их обменивали на более кошерные тирские монеты. Похоже, что торговля необходимым для жертвенных обрядов и обмен денег осуществлялись в непозволительной близости от самого Храма (главного и единственного святилища Ветхозаветной Церкви Бога).
Еще пророк Захария предсказывал о днях Мессии: «И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» (Зах.14:21). Слово «хананей» в данном случае означает «торговца», «спекулянта» или «лавочника».
Без сомнения, вся эта торговля и операции с деньгами, особенно накануне праздника Пасхи, приносила колоссальные доходы. И, как известно, любое преступление оставляет свой экономический след… Подтверждение тому мы находим в Новом Завете. Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» (Иак.2:5–6). Возможно, что в этих словах Иакова, брата Господня, содержится намек (евр. ремез) на известные в свое время события. Слова «не бедных ли мира избрал Бог» могут указывать на призвание Богочеловеком апостолов; слова: «А вы презрели бедного» – прямое обвинение богатым в причастности к казни Иисуса Христа, следовательно, слова: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» – скорее означают не вопрос, но констатацию того, что олигархи Палестины не только погубили Христа, но и спровоцировали гонения против Его учеников. Наивно было бы утверждать, что только религиозные разногласия между Христом и иудеями спровоцировали всю эту войну. В действительности окончательный разрыв между христианами и иудеями, между Церковью и синагогой, произошел значительно позднее описываемых в Евангелиях событиях. До начала II века столкновения между христианами и иудеями носили более частный характер. Окончательный разрыв происходит после Второй иудейской войны (131–135 г.г.).
Официальное отлучение, точнее вытеснение христиан из синагоги, произошло при верховном главе синедриона (Санхедрина) Гамалииле II, хотя его дед Гамалиил I, тоже глава синедриона (верховного еврейского суда), был «тайным другом святых апостолов». Он был как иудейский законоучитель духовным наставником Савла (будущего апостола Павла) и Стефана (будущего архидиакона и первомученика). События о его деятельности как «тайного христианина» описаны в святцах за 2-е апреля в сказании: «О перенесении мощей святого первомученика архидиакона Стефана». Тогда же празднуется и память самого праведного и святого Гамалиила I. И парадокс заключается в том, что уже его внук Гамалиил II ввел в 18 утренних благословений (обязательных для чтения всех иудеев) слова, которые христиане не могли читать. Тогда и обозначился разрыв между Церковью и синагогой, окончательно же он произошел только к началу II века.
Но вернемся к описанию Иерусалимского Храма. Сохранилось свидетельство Иосифа Флавия (историка начала II века), который не просто видел Храм, но и являлся священником в этом Храме. Иосиф бен Маттитьяху родился около 38-го года в Иерусалиме, скончался после 100-го года в Риме, это был еврейский историк и один из главных представителей еврейско-эллинистической литературы.
Иосиф Флавий так описывал восстановление Второго Храма во дни Ирода Великого и его вид: «После стольких прекрасных сооружений Ирод приступил при начале восемнадцатого года своего царствования к невиданному дотоле делу, а именно к перестройке храма Господня. Он желал расширить его объемы и увеличить его высоту, считая, что тем он окончит самое замечательное из всех своих сооружений. Так оно и было в действительности, и этим Ирод снискал себе вечную славу… Срыв древние фундаменты и возведя вместо них новые, он воздвиг на них храм длиною в сто локтей, шириною в сто, высотою же в сто двадцать локтей, из которых последние двадцать с течением времени ушли в землю, когда фундамент опустился. Храм был сооружен из прочных белых камней, из которых каждый имел в длину двадцать пять, в вышину восемь, а в ширину около двенадцати локтей. Все здание, подобно царскому чертогу, понижалось к краям… Входные двери и их карнизы были, наподобие входа в самый храм, украшены пестрыми занавесами, на которых были вышиты узорами цветы и которые свешивались со столбов. Сверху над входом с фриза свешивалась золотая виноградная лоза, кисти которой спадали вниз. Зрители поражались в одинаковой мере как величиною, так и искусством этого украшения, равно как ценностью употребленного на него материала. Царь окружил здание храма рядами покоев, которые все находились по величине своей в соответствии со зданием храма. При этом он потратил на них такое множество денег, что казалось, никто раньше его не мог так украсить храм… Вместе с тем с одного конца галереи до другого были воздвигнуты четыре параллельных ряда колонн; из них последний, четвертый ряд входил в самую стену здания. Толщина каждой колонны была так значительна, что для обхвата ее требовалось три человека; высота каждой достигала двадцати семи футов, причем подножие ее составляло двойную базу. Всех колонн было сто шестьдесят две; капители их были снабжены коринфскими украшениями и поражали тонкостью своей работы… Крыши этих зданий были украшены рельефными резными деревянными изображениями. Крыша средней галереи была выше прочих, и кругом вдоль стены были поставлены небольшие колонки, делившие все пространство на отдельные поля. Все это было так гладко отполировано, что иной, кто не видал этого, пожалуй, и не поверит и что никто не мог взирать на это без величайшего изумления… Такова была внешняя ограда храма. Внутри, на небольшом от нее расстоянии, была другая, снабженная несколькими ступенями. Она образовалась из каменной стены, на которой находилась надпись, под страхом смертной казни запрещавшая иностранцам доступ сюда. Эта внутренняя ограда имела на южной и северной стороне по три входа, отстоявших друг от друга на равном расстоянии, с восточной же стороны одни большие ворота, через которые входим мы с женами своими в состоянии ритуальной чистоты. За этою оградою находилось недоступное женщинам святилище, а дальше третье отделение, доступ куда был открыт одним только священнослужителям. Тут находился сам храм, а перед ним возвышался алтарь, на котором мы приносим Господу Богу жертвы всесожжения. Ни в одно из этих трех отделений царь Ирод не вступал (ему это было запрещено как не священнослужителю); он лично участвовал лишь в возведении галерей и внешних стен, которые и были воздвигнуты им в течение восьми лет. Самый храм был отстроен священнослужителями за один год и шесть месяцев. Весь народ преисполнился радости и возблагодарил Господа Бога, во-первых, за быстрое окончание работы, а затем и за ревность царя. При этом они устроили радостный праздник в честь освящения храма. Царь принес в жертву Предвечному триста волов; остальные жертвовали каждый сообразно своим средствам; впрочем, невозможно установить совершенно точное число принесенных тогда в жертву животных. При этом день освящения храма совпал с днем восшествия царя на престол (а этот день уже всегда праздновался), и поэтому теперь празднество отличалось особенным блеском»180. Именно за перестройку Второго Храма Ирод и получил прозвище «Великий».
Недавно в Израиле археологи нашли гробницу этого царя иудеев. Сообщение о том, что в Иродионе – развалинах знаменитой крепости в нескольких километрах к югу от Иерусалима – найдена гробница иудейского царя Ирода I Великого, стало мировой сенсацией номер один. Интерес историков к этому противоречивому человеку не ослабевает до сих пор. Он восстановил Храм и в то же время воздвиг много капищ в честь римского императора, осуществлял жестокие репрессии против религиозных иудеев и за 40 лет своего правления возродил экономику Палестины и раздвинул границы еврейского государства…
Итак, далее мы читаем:
Мф.21:12. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей».
Блаженный Иероним пишет: «Сопровождаемый толпой верующих, которые одежды свои расстилали по пути, чтобы осленок шел, не повреждая ног, Иисус входит в храм и выгоняет всех, которые продавали и покупали в храме: он опрокинул столы обменивавших монеты и разбросал сиденья продавцов голубей и сказал им, – приводя свидетельство Писания, – что дом отца Его должен быть домом молитвы, а не пещерой разбойников или домом торговых сделок»181.
Конечно, это была серьезная проблема, когда Дом Божий превратили в дом торговли. Таких дельцов, способных организовать торговлю святынями на святом месте, хватает и в наше время. Коррупционные скандалы, связанные с подавлением православия в угоду сектантам, продолжаются до сих пор и в первопрестольной столице, когда облеченные во власть чиновники, сами будучи крещенными, распродают городские земли агарянам и им подобным. Скандал в Кадашах и другие похожие скандалы – тому яркий пример.
Но самое страшное оскорбление Храма веры – это когда человек начинает хулить веру святых Отцов ради своих субъективных сектантских предубеждений. И не надо думать, что сектант – это всегда заведомо не православный человек. Как говорил блаженной памяти протоиерей Дмитрий Дудко: «Сектантство – это, всегда и везде, узкий взгляд на истину, и в этом смысле и крещенный в Православии может оказаться сектантом в своем внутреннем мировосприятии». В книге, озаглавленной «Лавсаик», мы находим следующею историю:
«Эрон, родом из Александрии, был благовоспитанный юноша безукоризненной жизни, наделенный прекрасными способностями. После великих трудов, доблестных подвигов и добродетельной жизни, поднявшись на мечтательную высоту безумного надмения, он низвергся оттуда жалким для всех падением и погубил себя. Движимый суетным кичением, Эрон возгордился перед святыми отцами и стал поносить всех, в том числе и блаженного Евагрия, говоря: “Последующие твоему учению заблуждаются, потому что не должно следовать другим учителям, кроме одного Христа?” Он злоупотреблял еще и свидетельством слова Божия, с превратной целью подкрепить свое безумие, и говорил, что Сам Спаситель сказал: “А вы не называйтесь учителями” (Мф.23:8). Надобно сказать правду: по рассказам людей, живших с Эроном, жизнь его была необыкновенно строгая и воистину подвижническая. Некоторые говорят, что часто он принимал пищу через три месяца, довольствуясь одним приобщением Христовых Тайн и разве еще тем, что где-то попадались ему дикие плоды. Лукавый демон, наконец, так возобладал над ним, что он не мог жить в своей келлии, как будто самый сильный пламень гнал его оттуда. Эрон отправился в Александрию, конечно, по смотрению Промысла Божия и, по изречению, клин клином выбил. Там он стал посещать зрелища и конские бега, проводил время в корчемницах. Предаваясь, таким образом, чревоугодию и пьянству, он впал и в нечистую похоть любострастия. От нечистой жизни открылась у него злокачественная болезнь, которая страшно мучила его полгода. Когда сделалось ему легче, он пришел в доброе чувство, вспомнил о Небесной Жизни, исповедал все, что было с ним, перед святыми отцами, но, ничего не успев изменить, через несколько дней скончался»182.
Итак, Господь, взяв бич, «выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Здесь надо прямо сказать, что такое поведение Сына Божия резко контрастирует с Его обычными, если так можно сказать (ибо у Господа все необычно) поступками и наставлениями. Но так как это повторилось дважды – в начале Его служения и в конце, то таким образом мы видим Его особую ревность о Храме Господнем, которая переполняла Его сердце. О первом очищении Храма от торгашей и им подобных, в начале служения Сына Божия, говорится в Евангелии от Иоанна, 2-я глава, стихи с 13-го по 16-й.
Сегодня мы рассуждаем о втором случае, когда ревность Господа Иисуса Христа о Доме Божием в Иерусалиме подвигла Его на проявление священного гнева.
К сожалению, нам всем недостает именно такой ревности в деле защиты Храма нашей веры (Православия). Мы привыкли мириться в ограде наших храмов и с обновленцами, и с вероотступниками, и даже с еретиками. Но до какого предела дойдя, погружая своим равнодушием наши приходы в топь апостасии, мы все же скаже, наше решительное НЕТ?! Или опять промолчим, трусливо помыслив о теплом местечке для равнодушной души, равнодушной ко всему, кроме собственного благополучия?
Но тогда что же останется от нашей веры, если мы все разорим, расточим и позволим разрушить и разграбить в нашем исповедании. Скорее всего, останется только имя «православие», «православный», за которым в действительности будет скрываться или протестантский рационализм, или католическая схоластика, или неообновленческий энтузиазм харизматиков. Сказано: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1). То есть «будто жив» – это тот, который, называя себя православным, таковым не является, он именно «будто жив», но в духовной действительности религиозно мертв. Мертв – для богобоязненности и для истин святоотеческого исповедания. Таких имитаторов церковности в наше время особенно предостаточно, языком своим они преданны православности, делами своими свидетельствуют, что стремятся подорвать Церковь изнутри.
А этот неообновленческий энтузиазм харизматиков – есть не что иное, как бесовский зуд, воспламеняемый бесом блуда Асмодеем. Ибо монтанизм и разврат, как следствие духовной распущенности, есть явления взаимосвязанные, что мы и видим на примере лидеров современного нам монтанизма. Особенно это бросается в глаза в неопротестантской Америке, когда во время гей-парадов их участников сопровождают представители непротестантских харизматических сообществ, которые кричат в мегафоны, как они их любят и сочувствуют им. Подобная нравственная беспринципность царит и в среде наших монтанистов (харизматиков).
В Европе и Америке только православные и католики из числа христиан противостоят тлетворному саморазложению неопротестантского общества. Но их голоса тонут в общем правозащитном визге сторонников нового мирового порядка. И у всех на слуху случай, когда католик Рокко Бутильоне в Европарламенте назвал грех гомосексуализма грехом, и его только за это заклеймили врагом единой Европы и врагом ценностей современного гуманизма. Таким образом и нам становиться понятным, и какой бесовский зуд мучает наших неообновленцев, и что стоит за их призывами к «любви» и религиозному раскрепощению, и чем объясняется их повышенный интерес к нашей русской молодежи. Все эти «наставники» европейской молодежи в действительности проповедуют сатанинское понимание слова «любовь», уродливо сводя это понятие к самым низким проявлениям извращенной и падшей человеческой природы; они же ратуют за эвтаназию, аборты и ювенальную юстицию. Их программа «воспитания лидеров» – школа эгоизма и хамства, когда молодое поколение противопоставляют «старшему», когда буквально сталкивают детей с родителями, а родителей – с детьми. Сказано: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим.3:1–5); и еще: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф.10:21).
Какие страшные слова: «и восстанут дети на родителей, и умертвят их», – но именно такие преступления в нашем секуляризированном обществе считают несерьезными и относят их к так называемым «бытовым преступлениям», не понимая того, что «бытовое», или «совершенное на бытовой почве преступление», – и есть самое страшное, ибо может произойти в каждой семье и каждом доме.
Православный человек, даже если он сам и есть тот самый последний грешник, никогда не назовет разврат любовью, а грехи – духовными экспериментами и поисками форм религиозной открытости. Христианин не может и не должен заниматься апологией своих собственных грехов, ибо необходимо всегда не соглашаться с собственными грехами, противостоять им и ненавидеть их.
Особенно настораживает во всех новомодных сектантских и модернистских течениях, как разнуздано ведут себя там представительницы слабого пола. А ведь там, где женщины впадают в блуд, там общество теряет будущее и обрекается на вымирание. Женщины в общинах обновленцев не носят платки, красятся и позволяют себе во время молитвы стоять в непозволительной близости от мужчин. Писание предупреждает таковых: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1Кор.11:5–6); и еще: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3–4).
У харизматиков девицы и женщины встают в обнимку с мужчинами в круг, раскачиваются и поют чувственные песни, закатывая глаза. Во время так называемых «христианских дискотек» девицы и юноши, мужчины и женщины прыгают со своими «духовниками» под так называемый «христианский рэп». Какой матерью может стать подобная вертлявая юла, эмансипированная, бесчинно ведущая себя девица или женщина? Но когда все это делается под видом религиозной открытости, такие полухлыстовские сообщества несут в себе чуждое для русского духа, совершенно не духовное самосознание.
Жена должна бояться и любить своего мужа, и Писание в пример таких отношений предлагает икону (образ) взаимоотношения Христа с Его Церковью. Первоверховный апостол Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22–24); и еще: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином» (1Пет.3:5–6). А то, что жены должны точно бояться мужей своих, сказано было апостолом Павлом: «а жена да боится своего мужа» (Еф.5:33).
Христианская девушка должна быть стыдлива и скромна, говорящая медленно и больше слушающая, чем учащая. Сказано: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34–35).
Внимательный наблюдатель московской жизни германский посол Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в первой половине XVI века, так описывает «плачевное», по его словам, положение знатной женщины того времени: «женщина считается честною тогда только, когда живет дома взаперти и никуда не выходит; напротив, если она позволяет видеть себя чужим и посторонним людям, то ее поведение становится зазорным... Весьма редко позволяется им ходить в храм, а еще реже в дружеские беседы, разве уже в престарелых летах, когда они не могут навлекать на себя подозрения»183.
Подьячий посольского приказа Григорий Котошихин в 1663 году писал следующее: «Московского государства женский пол грамоте неученые, и не обычай тому есть, а иным разумом простоваты и на отговоры несмышлены и стыдливы: понеже от младенческих лет до замужства своего у отцов своих живут в тайных покоях, и опричь самых ближних родственных, чужие люди, никто их, и они людей видети не могут. И потому можно дознаться, от чего б им быти гораздо разумными и смелыми. Также как ни замуж выдут, и их потому ж люди видают мало»184.
Посол Мейерсберг бывший в Москве в половине XVII в писал следующее: «Из тысячи придворных едва ли найдется один, который может похвалиться, что он видел царицу или кого-либо из сестер и дочерей государя»185.
Описывая отступников допотопного и последнего времени, Христос, обличая грех эмансипации, говорит: «ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:38–39). Почему Христос, сказав «женились», добавляет «и выходили замуж»? Он делает это для обличения греха эмансипации. Ибо в последние времена, как и во времена перед Потопом, женщины уравняются в похотливости с мужчинами, то есть не только мужчины будут брать себе женщин, но и эмансипированные женщины будут сами брать за себя мужчин. Поэтому и сказано: «женились», и сразу затем: «и выходили замуж».
А то, что в последние времена всякие бесовские духи будут вселяться в людей, об этом прямо сказано: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим.4:1). Эти бесовские духи последнего времени и есть так называемое «харизматическое движение», они и вселяются в людей, как только те «отступят… от веры». На языке греческого оригинала слово «отступят» читается здесь как апостисонтэ. То есть одним из главных признаков начала всемирной апостасии (отступничества) и будет увлечение всякими харизматическими опытами, когда злые духи будут вселяться в людей и действовать в них. А так как отступить от истины могут только те, которые в ней пребывали, это и означает, что апостасия произойдет и в нашей среде. Так что так называемые «православные харизматики» – и есть предвестники именно всемирного отступления от Истинной Церкви. Ибо кто вне Церкви, вне древлеблагочестия и святоотеческой традиции, тому и отступать не от чего, так что апостасийные процессы с верующих и начнутся. Сказано: «и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан.9:27); и еще: «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1Пет.4:17). И если кто-то спросит: а что такое Суд Божий, мы отвечаем: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19).
И здесь Христос, изгоняющий бичом злую скверну из Своего собственного Храма, ибо любой храм – собственность Бога, являет нам пример, как изгонять и каждому из нас злую скверну греха из своей собственной души. Ибо наше тело и есть ХРАМ нашей ДУШИ. Сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:17). То есть человеческое тело может быть одушевленным храмом, где присутствует не только сам человеческий дух, но и Дух Божий, Дух Святой, освящающий и обожествляющий (обожение) и наш внутренней мир. И если вдруг какая-либо скверна, какой-либо скот, и торг им, и звон монет, и обмен ими, и хрюканье ересей наполнят нашу душу, то необходимо взять в руки бич веры и сокрушить, усмирить и покорить живущий в нас грех и заблуждение, греховный прилог и прельщение. Да сделаемся мы обителью Святаго Духа, о Котором сказано, «что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). А так как Дух Святой есть Тот, о Котором, сказано: «научит вас всему и напомнит вам все» (Ин.14:26), что говорил Сын Божий, а Сын Божий учил нас святости Закона, то и получается, что любовь – есть исполнение Божественного слова (святой Заповеди).
Следовательно, слова: «и опрокинул столы меновщиков» надо понимать аллегорически, следующим образом: если дьявол предлагает нам столы удовольствий, гуманитарной подпитки 30-ю сребрениками, то их надо опрокинуть и перевернуть, да царствует в нашем сердце не доллар и не евро, предлагаемые нам еретической рукой, но да царствует Дух Святой – «Сокровище благих и жизни Подателю».
Опрокинуть «столы меновщиков» – также означает не разменивать ценностей Вечной жизни на блага жизни преходящей, ибо несоизмеримы такие понятия, как жизнь земная, и Жизнь небесная, жизнь временная и Жизнь вечная, жизнь тленная и Жизнь нетленная. И здесь, как говорится, торг не уместен. А слова: «и опрокинул… скамьи продающих голубей» – означают, что необходимо изгнать из Церкви всех тех которые догматы и каноны, изреченный Духом Святым, продают, изменяя им ради благ временной жизни. Ибо голубь в Писании – символ Духа Святого, следовательно, торгующий в Храме веры «голубями» – суть христопродавец и иуда, продающий веру отцов за нечестивые деньги язычников, которые, как мы выяснили выше, запрещено было и в Храм вносить. А то, что догматы и каноны изрекались через Церковь Духом Святым, смотри, как говорили апостолы, устанавливая их: «изволися нам и Духу Святому». То есть каноны и догматы не человеческим произволением определяются и устанавливаются, но Духом Святым через Его, Духа, избранников – «святых Отец», они и называются: «догматы и каноны святых Отец такого-то и такого-то собора».
И далее мы читаем:
Мф.21:13. «и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».
По отношению к человеку как «храму одушевленному» эти слова есть призыв к непрестанной молитве. Это все равно, как если на собственном сердце написать: «дом молитвы», или «молитвенный дом». Следовательно, душа, ставшая «вертепом разбойников», – это христианин, который запустил в свой внутренней мир сомнения бесовские и прилоги греховные, который услаждает себя видами греха, рассматривает и лелеет их в сердце своем.
Один верующий мужчина 45-ти лет рассказывал мне, что он борется с бессонницей следующим образом: «Я – говорил, он мне, – когда хочу заснуть, представляю себе что-либо греховное, рассматриваю это и лелею в сознании. И отдохновение сна тогда быстро обволакивает меня, и я засыпаю».
Я посоветовал ему не погружаться в сон в состоянии греховной истомы, ведь человек может и не проснуться. А слово Божие учит нас: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр.3:3). То есть в чем Господь застанет душу нашу, за то и осудит ее.
Слова: «написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» – прежде всего относились к архиереям и священникам (иереям) Иерусалимского Храма. Ведь они все кормились от нечестивой купли-продажи в Доме Господнем. То есть участвовали во всех этих коммерческих проектах менял (обменщиков языческой валюты) и торговцев живым товаром. Между ними была крепкая экономическая смычка, а точнее, сообщество, именуемое мафией. Ведь им приходилось прикармливать и римские власти, чтобы те смотрели на все это сквозь пальцы, и договариваться с царем Иродом и другими правителями, которые были в доле и имели свои проценты от церковного бизнеса Иерусалимского Храма.
Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень…» (4Цар.12:16) – то есть запрещалось принимать на Храм, его ремонт, отстройку или содержание, деньги от грешников и нечестивцев, которые таким образом стремились откупиться от гнева Божия. Запрещено было брать деньги на Храм, минуя церковную кружку. Сказано: «И согласились священники не брать серебра у народа на исправление повреждений в храме» (4Цар. 12, 8). Священники не распоряжались деньгами Храма, но, мимо их рук, эти деньги отдавали старшинам (старостам) и распорядителям работ: «и отдавали сосчитанное серебро в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии издерживали его на плотников и строителей, работавших в доме Господнем» (4Цар.12:11). Не могли священники даже брать деньги в руки, ибо был закон о церковных кружках и старостах, которые должны были ими распоряжаться, только священники-привратники могли брать деньги, которые тут же и опускали в кружку. Сказано: «И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень. И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем» (4Цар.12:9–10). Все эти древние законы тяготили архиереев и иереев, и в I веке до Р.Х. они осуществили буржуазную революцию в своей среде и, игнорируя древние библейские принципы, стали сами заниматься всеми коммерческими делами, таким образом развратились и стали «вертепом разбойников».
Осуществить свой буржуазный переворот иудейское духовенство смогло в результате династического переворота Ирода I Великого, когда он совершенно нелегитимно захватил власть в стране, умертвив Гиркана II в 29-м году до Р.Х.
Еврейский историк Луи Финкелстайн в книге «Рабби Акива»186 показывает, что высшее духовенство, считая себя «патрициями», обирали низшее духовенство («плебеев») поборами и грабежами. Так что иудейские архиереи делали даже вооруженные набеги на иудейских иереев и левитов (певчих), грабили их наделы и разоряли их хозяйства.
Христос, дважды бросивший вызов их коммерческой пирамиде, оказался совсем не желательным для них лицом, и они, используя свои мафиозные связи с римскими властями и домом царя Ирода II Агриппы, составили против Него заговор. Действительно, любое преступление, имеет свой экономический след…
О том, что Христос уже дважды бросал вызов их мафиозной пирамиде – в начале и в конце своего служения, – святитель Иоанн Златоуст пишет: «Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея – задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: “каким знамением докажешь Ты нам” (Ин.2:18), а здесь молчат, хотя Христос и укорил их, – молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме, и называли Христа противником Божиим, тогда как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Они видели, как Он и чудеса творил, и как слова Его согласны с делами Его. Но они не убеждались и этим, а негодовали, несмотря и на то, что слышали пророка, говорящего об этом, и отроков, не по летам своим прославлявших Иисуса. Потому Он, обличая их, приводит слова пророка Исаии: “дом Мой дом молитвы наречется”. И не этим только показывает Христос Свою власть, но и тем, что исцеляет различные болезни»187.
Здесь Златоуст с присущим ему духовным вниманием обращает внимание на новое обстоятельство: «Там говорят иудеи: “каким знамением докажешь Ты нам” (Ин.2:18), а здесь молчат…» То есть в этом случае они ничего не говорили, так как уже выстроили план, как Его погубить, и их, архиереев и старцев, мафиозный механизм уже был в действии. Сказано о древних иудеях в применении их ветхозаветной жизни к нашей новозаветной: «се это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:11–12). То есть то, что они отпали, и нас должно держать в страхе – как бы и нам не отпасть.
В своем подсознании каждый из нас может найти нечто чудовищное в самом себе. Для его преодоления и существует религиозное чувство, помогающие нам избавиться от зверя, рычащего и хрюкающего из недр нашей души. И Христос об этом говорит: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф.15:19–20). Харизматики предлагают нам отключит разум и остаться один на один со своим сердцем, изрыгающим из себя убийство, блуд, коварство, клевету и т.д. Но можем ли мы так поступить? Конечно, НЕТ! Посему апостол Павел и говорит: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:15). То есть ум наш – есть цензор для мира наших чувств, средоточием которого и является наше сердце.
Но как нашему грешному сердцу очиститься и обрести мир с Богом? Прежде всего мы должны погрузить просвещенный познанием ЗАПОВЕДИ ум – в сердце, то есть контролировать и рассматривать в себе малейшие движения чувств и эмоций. Закон Бога и есть то зеркало, которое помогает рассмотреть нам в себе любое движение мысли, чувства и эмоции и дать им правильную оценку. Сказано: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:23–25).
Но грешники, отчаявшись в деле собственного исправления, объявили Бога слишком святым, слишком правосудным, чтобы обитать среди нас и помогать нам в деле нашего спасения (исправления). Иудеи и мусульмане загнали Бога на Небо и объявили Его бесконечно удаленным от нас, отягощенных чудовищными грехами и преступлениями. Они сказали, что Бог совершенно отстранен от всего нашего будничного и заземленного, ведь Он столь велик и превознесен, и Ему нет никакого дела до тех «скелетов, которые прячутся в наших шкафах» – то есть до наших тайных и явных грехов и преступлений. Но так ли это на самом деле? Таким образом они выдворили и вытеснили Бога из повседневности и предоставили Ему только сферу молитв, богослужебных праздничных собраний, медитации и предпраздничного богомыслия. Но Бог хочет обитать здесь и сейчас, наполняя именно наши будни и повседневные заботы новым Небесным содержанием. И первая религия, которая позвала Небо на Землю, призвала Бога в мир людей, – это суть религия ХРИСТИАНСКАЯ. Главное молитвенное прошение которой: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:9–13); и вот это «яко на небеси и на земли», и означает начало Неба на Земле, когда и сам прах, и сама грязь наших будней ощущают тепло Небес, исцеляющее и врачующее, прощающее и милующее. И есть удивительное стихотворение Владимира Соловьева, озаглавленное «Имману-Эль»:
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился С-Нами-Бог.
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как Ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временем оно.
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное под яслями давно.
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, – средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.
И Христос, изгоняющий из Храма продающих и покупающих, – это Сын Божий устанавливающий Свой теократический порядок «яко на Небеси, и на земли» («как на небе, так и на земле»). Но как мы можем вступить в это теократическое Царство Его Церкви, если, отвергшие царство дьявола в день нашего крещения и первого причастия, потом через грехи вновь и вновь мы теряли и теряем свое первородство? Мы нуждаемся в исцелении – через решительное вмешательство Небесного Врача, могущего помочь нам и удалить, отсечь от нас грехи, вычистить авгиевы конюшни наших утопших в собственном беззаконии душ. Но захочет ли Христос в этом нашем стремлении очиститься придти к нам на помощь?
И далее мы находим следующие слова:
Мф.21:14. «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их».
Здесь Господь как бы показывает нам, ради кого он посещал Дом Отца Своего. Священство иудеев своими махинациями, коррупцией и преступлениями наносили душевные травмы простому верующему народу, и Христос приходит в Храм, чтобы, с одной стороны, бросить вызов социальной несправедливости, царившей в стенах Храма, с другой – принести труждающимся и обремененным освобождение от страдания и тьмы неведения, исцеление от недугов греха.
И далее мы читаем:
Мф.21:15–17. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь».
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Весьма многие думают, что величайшее из знамений то, что Он воскресил Лазаря, или что слепой от чрева матери получил зрение (lumen), или что на Иордане был слышен голос Отца, или что, преобразившись на горе, Он показал славу торжества Своего. Мне же среди всех сотворенных Им знамений кажется наиболее удивительным то, что один человек, – в то время презираемый и настолько униженный (vilis), что потом пригвожден был к кресту, – в то время, как книжники и фарисеи дышали гневом против Него, видя, как расстраиваются их предположения о выгодах, мог ударами одного бича рассеять столь великое множество народа, ниспровергнуть столы, сокрушить лавочки и сделать нечто другое, чего не сделало бы многочисленное (infinitus) войско. Действительно, из очей Его исходил некоторый огненный, подобный звездному, луч, и величие Божества сияло на Его лице. И так как священники не осмеливались наложить на него руки, что они подвергают злословию Его дела и обращают свидетельство народа и детей, которые восклицали: “Осанна Сыну Давидову”, в бесчестие, потому что это именно говорилось только в приложении к Сыну Божию»188.
То есть дети, восклицая: «hошиа на бен Давид» («осанна Сыну Давидову!»), прославляли Его теми словами, которыми можно прославить только Сына Божия и Мессию Израиля, и, слыша это, враги Христа негодовали на Него. Но главное – они негодовали, как пишет Иероним: «видя, как расстраиваются их предположения о выгодах», то есть их бизнес, и уже тогда и составили план, как погубить Его.
Но Он силен ворваться и в наши будни, и, сокрушив налет греха, выбив пыль соблазнов и заблуждений с наших душ и опрокинув столы похотей и вожделений, рассыпав злато тщеславия и высокомерия, – даровать нам исцеление. Как и в тот день, по очищении Храма, «Он исцелил их», то есть всех, осознавших степень собственных недугов, степень духовной слепоты и степень неустойчивости в добре, как мы и прочитали: «приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их».
Да исцелит Господь и наши души, очистив наш одушевленный храм для Своего обитания в нем, по слову: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:16–19).
Спаси вас Христос!
* * *
Флавий Иосиф. Иудейские древности. 15.11.
Лавсаик. С. 106.
Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Москва, 1869. http://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0070.shtm
Там же.
Там же.
Финкелстайн Л. Рабби Акива. – Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.21:15–17. (?)