Источник

Беседа 15. Проклятие смоковницы

(чудо ложное и чудо истинное)

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, продолжая изучение 21-й главы. Тема сегодняшней беседы – Проклятие смоковницы (18–22). В рамках этой темы мы рассмотрим вопрос: что есть чудо ложное и чудо истинное.

На прошедшей беседе мы пытались понять причины того заговора, который иудейские старцы и архиереи организовали против Господа Иисуса Христа. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «…потом пригвожден был к кресту, – в то время, как книжники и фарисеи дышали гневом против Него, видя, как расстраиваются их предположения о выгодах»189. То есть главная причина, по которой составился заговор против Иисуса из Назарета, – это то обстоятельство, что представители ветхозаветной церковной номенклатуры, «видя, как расстраиваются их предположения о выгодах», в страхе за свой бизнес решили предать смерти Сына Божия.

Известно доподлинно, что Брестская и Флорентийская уния с католиками заключалась не по религиозным мотивам, но греки, исходя именно из сугубо меркантильных и политических интересов, пошли на этот преступный сговор с латинянами.

А здесь мы видим верхушку ветхозаветной церкви: ее иерархи (первосвященники-архиереи), ее теологи и ученые (книжники, фарисеи и старцы) составляют заговор против Христа. Сказано: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс.2:1–4). Слова: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их», – призывают нас дистанцироваться от им подобных; следовательно, слова: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им», – свидетельствуют об окончательном истреблении отступников от истинной веры и о том вечном позоре, который ожидает их в аду. Как известно, в аду, где откроются все грехи, грешник покроется вечным позором, ибо ад есть место позора. Позор – тяжелое страдание. Сказано: «и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их» (Прем.4:19–20).

И мы читаем 18-й стих 21-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.21:18. «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный стих: «После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город [Иерусалим], Он почувствовал голод, или показывая этим действительность [своей] человеческой природы, или испытывая сильное желание [esuriens – как бы сильный голод] спасения верующих и страдая от неверия Израиля»190.

Здесь, конечно же, имеется, введу та ситуация, что ночь Христос провел в молитве и посте. Ибо Он часто удалялся для поста и молитвы в уединенные места, а потом возвращался к народу. Этим и нас Господь научает не делать что-либо важное, и особенно в период гонений против нас, без поста и молитвы. Сказано: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов.12:8).

И далее мы читаем:

Мф.21:19. «и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».

Созревание плодов смоковницы происходит следующим образом: крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, которое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя «смокву». В Палестине смоковница плодоносит три раза в году. Первый урожай созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, так называемые «ранние смоквы» (евр. паггим), которые символизируют конец зимы. Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, так как в это время года других фруктов нет191. Сказано: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние» (Песн.2:11–13).

В качестве фруктового дерева смоковница часто упоминается вместе с виноградной лозой и масличным деревом, которые в свою очередь являлись символом еврейского народа (Лк.13:6). Таким образом, неплодная смоковница – это символ синагоги «ветхого Израиля», а плодоносящая смоковница (евр. тэна) – символ Нового Израиля, Православной Церкви.

Блаженный Иероним пишет: «И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела Закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины»192.

То есть смоковница – это не только символ «ветхого Израиля», это и символ номинально верующих людей. Номинальные христиане, или христиане только по имени, которые хотя и называют себя христианами, в действительности таковыми не являются. Возникает вопрос: а что же заставляет таковых людей имитировать в себе то, что в них не присутствует и к чему они не имеют отношения?

Здесь может быть много причин: кто-то использует христианство для чисто меркантильных интересов, для таких Церковь – это сытая кормушка, это представители церковной номенклатуры; а кто-то ищет в Церкви преимущества политического характера, таковые, как правило, много говорят о патриотизме, но в храме появляются более чем редко, не соблюдают посты и не молятся; есть и такие, которые имитируют православность с единственной целью подорвать Церковь изнутри, это шпионы Ватикана, или протестантские засланцы, засланные к нам извне.

Иногда человек может начинать как православный, потом его перевербовали – и он оказывается в одной из вышеназванных групп. Есть и откровенные грешники, проникающие в христианские общины с целью развратить народ Божий. Ибо нечистое стремится к чистому с целью осквернить его. Такие стремятся совращать христианских девиц и женщин, покушаются на целомудрие верных. Сказано: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.1:12–13); и еще: «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:6–7).

Итак, образ этих любодеев ясно раскрыт в Новом Завете: они приходят на литургические собрания для непристойностей, объявляют себя учащимися для установления контактов с верующими, с намерением развратить их.

Мне приходилось беседовать с одним таким. На мой вопрос: почему он охотиться именно за верующими девицами, он нагло ответил, что верующие девицы его более возбуждают!..

Мы должны опасаться таковых! Сказано, это слова апостола Павла: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:9–11). То есть Библия не запрещает общаться с блудниками, если они безбожники, не знающие заповедей Божиих. Но если кто-то, «называясь братом, остается блудником… с таким даже и не есть вместе». И в большей степени этот запрет на совместную трапезу относится к еретикам, которые совершают духовный блуд, погружаясь в ересь сами и погружая других.

Как я часто напоминаю себе и вам: для православного христианина очень важно осознавать, кто свой, а кто чужой.

Блаженный Иероним Стридонский учил: «Писание повелевает повиноваться родителям; но кто любит их более, чем Христа, погубляет душу свою. Враг держит меч, чтобы поразить меня; я ли буду думать о слезах матери? Оставлю ли я для отца воинство Христово, тогда как ради Христа я не обязан даже похоронить его, хотя и обязан погребать всех ради Христа?.. “Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его” (Лк.8:21, Мф.12:49). Если они веруют во Христа, они будут благосклонно смотреть на мои намерения подвизаться во имя Его. Если не веруют, то пусть мертвые погребут своих мертвецов (Мф.8:23193.

Он же писал: «…Итак, не должно следовать заблуждению ни отцов, ни предков, а должно следовать авторитету Писания и повелению Бога вразумляющего»194. Апостол любви Иоанн Богослов наставлял верующих: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин.1:10). Апостол Иуда говорил: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1:23). Апостол Павел, призывая верующих к целомудрию веры, говорил о нечестивых: «с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:11).

Павел Алеппский, автор XVII-го века, писал:

«Мы рассказывали, что, когда идет к царю турецкий посол, то его не вводят со стороны церкви Благовещения, дабы он не осквернил ее. После того как он поцелует полу царской одежды, и царь положит свои руки ему на голову в знак дружбы, тотчас же, по выходе посла, он моет руки водою с мылом, думая, что они осквернены; затем призывают священников совершить водосвятие на том месте и окропить его, дабы оно очистилось, ибо осквернено. Мы дивились и изумлялись такой точности»195.

Конечно, печально, если неверными являются и наши ближайшие родственники. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы попытаться обратить их в святую веру. Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенными родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?»196 Объясняя слова: «подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла», – блаженный Иероним Стридонский пишет: «Поэтому и другой евангелист говорит: “Еще было не время” (Мк.11:13) или в том смысле, что не настало еще время спасения Израиля, так как еще не вступил народ язычников, или в том, что минуло уже время веры, потому что, придя сперва к нему (то есть к еврейскому народу. – О.С.) и встретив презрение от него, Спаситель удалился к народам языческим. И сказал ему: “Да не родится от тебя плод никогда во век” или: “в вечности”, ибо греческое слово αίών (– эона) [или: αίώνα] имеет то и другое значение; и высохла смоковница, не имевшая пищи, которой желал от нее хотевший вкусить Господь; листья высохли так, что остался только ствол. После же отпадения ветвей корень возьмет силу [или: будет жить], этот корень в самое последнее время, если захочет уверовать, то даст отпрыски веры, и исполнится Писание, которое говорит: “Есть надежда дереву”»197.

А о том, что именно в последнее время корень «даст отпрыски веры», сказано: «В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона…» (Ис.4:2–4); и еще: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10).

То есть проклятая смоковница рано или поздно оживет, ибо корни ее дадут ветвь во время благоприятное. А пока она суха и мертва, но это, как сказано: «до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим.11:25). Таким образом, еврейский народ повторяет историю Авраама, о котором говорится: «И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском» (Евр.11:12). Так и они, ныне омертвелые, воскреснут во Свете Евангелия и, как учат святые Отцы, во дни перед Пришествием Сына Божия составят большинство в Церкви Христовой.

Истолковывая Послание к Римлянам, 11-ю главу, 13-й стих, святитель Феофан Затворник пишет: «А что так будет, что в самом деле иудеи все обратятся, в этом сомневаться нельзя; ибо если корень свят, то есть их родоначальники, то и ветви, то есть их потомки, эти самые неверующие иудеи, тоже сделаются святыми. Но как этому сбыться иначе нельзя, как только верою во Христа Иисуса Господа, то и нельзя сомневаться, что они наконец обратятся к Господу с верою»198. То есть проклятие Господа может обернуться и благословением, и засохшая и разрушенная смоковница сильна от корня, из глубины земли, из основания, дать ветвь свежую и зеленеющую.

И далее мы читаем:

Мф.21:20–22. «Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

Блаженный Августин пишет: «Теперь же, дабы сообщить эту истину199, Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись.

Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, “еще не время было собирания смокв” (Мк.11:13). Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого преобразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших.

Наоборот, будто, бы вопреки его обычному правилу милосердия, Он нашел зеленеющее дерево, еще не дающее плодов, поскольку время не пришло, но готовящееся дать плоды, – и что же Он делает? иссушает его. Он как бы говорит человеку: “Мне нет радости в иссушении дерева. Поступая так, Я хочу довести до тебя, что действую не без основания, но ради того, чтобы ты научился: Я не дерево проклял, не бесчувственному дереву принес наказание; но Я тебя устрашил, кто бы ты ни оказался, – чтобы ты не подвел Христа, когда Он взалкает, дабы ты мог надеяться оказаться в поре созревания плодов, а не во время покрывания листвой»200.

Блаженный Августин, рассуждая таким образом, имеет в виду страх, о котором апостол Павел в связи с отпавшими иудеями пишет для христиан: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: “ветви отломились, чтобы мне привиться”. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:17–21).

Таким образом мы устанавливаем, что все произошедшее с древними иудеями, и само их отпадение от истины (апостасия), может произойти и с нами как новым народом Божиим, посему и должны мы бояться за себя и надзирать за собою – «како опасно ходим».

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, предсказывал: «Сын мой, до скончания века не оскудеют святые! Но в последние годы скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что явятся в Царстве Небесном выше первых чудоносных отцов. А такая награда им будет за то, что в те дни не будет пред очами их никого, кто бы творил чудеса, и люди сами от себя воспримут усердие и страх Божий в сердцах своих, ибо в то время и чин архиерейский неискусен будет и не станет любить премудрости и разума, а будет заботиться только о корысти. Подобны им и иноки будут от обладания большими имениями, от суетной же славы помрачатся душевные их очи, и будут у них в пренебрежении любящие Бога всем сердцем, сребролюбие же в них будет царствовать со всею силою. Но горе инокам, любящим злато: не узрят они Лица Божия!»201.

Впрочем, покаянием мы можем и отодвинуть тяжкие времена.

Владыка Аверкий, архиепископ Троицкий и Сиракузский, писал: «Как учит святая Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Россия наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалипсические полчаса, ибо надо же исполниться тому, что предречено в Писании»202.

Подобное можно найти и у святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты, безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония»203.

Святитель Игнатий Брянчанинов в некоем пророческом озарении изрек: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и, скорее ускорят падение ея, нежели остановят. Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее»204.

Если святой и праведный Иоанн Кронштадский, чтобы не засохла смоковница нашей Церкви, предлагает нам всем пережить покаяние и огнем суда очистить Россию, то святитель Игнатий Брянчанинов, подобно преподобному Нифонту, епископу Кипрскому, уповает только на остаток, тот самый остаток избранных Божиих, ради которых и которыми (то есть их молитвами) и сохраняется мир. Сказано: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16–17); и еще: «Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис.10:21–22). То есть во все времена спасение было открыто только для остатка – избранных и предопределенных к спасению. А то, что остатком и мир существует и держится, смотри, что сказано у пророка Исаии: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис.1:9). Так же и апостол Павел пишет: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:5). То есть остаток сохраняется Богом «по избранию благодати», а мир не продолжил бы своего существования «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка».

Кто-то может возразить на слова Сына Божия, – «если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею», – что, мол, древние и современные христиане не только не могут подобного сделать, но и табуретку с места сдвинуть одной верою своею не могут. Блаженный Иероним предлагает следующий ответ на подобное недоумение: «Псы языческие вопиют против вас, в своих свитках (книгах), оставленных в память собственного нечестия, утверждая, что апостолы не имели веры, ибо не могли горы передвигать. На это мы ответим им, что, – по свидетельству Евангелия от Иоанна, – Господом сотворено много знамений, которые если бы были записаны, то [книг] не мог бы вместить мир. Это значит не то, что мир не мог бы вместить, потому что, – как бы ни были они многочисленны, – это возможно даже для одного шкафа или ящика; это значит то, что мир не мог бы перенести содержания их по величию знамений и своему неверию. Потому мы веруем, что и это делали апостолы, но это не записано с той целью, чтобы неверующим не дать большего повода к спорным возражениям»205. То есть подлинное чудо не должно разрушать ничьей свободной воли, и оно всегда оставляет место для сомнения. Ибо если Господь врывался бы в нашу реальность каскадом чудес, это и означало бы насилие над нашей свободной волей. Поэтому чудо – это всегда ответ на присутствие веры в сердце созерцающего данное чудо. Даже о Сыне Божием сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13:58).

С другой стороны, как я часто напоминаю вам, любое чудо – это костыль для сомневающегося человека. Сказано: «когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин.10:38). Но мы верим Христу именно не потому, что Он убедил нас каскадом чудес, но потому, что мы возлюбили Его любовью, о которой сказано, что любовь «всему верит» (1Кор.13:7).

И есть опасность, что те, которые гоняются за чудесами, они добегаются…

О пришествии антихриста апостол Павел писал, что оно, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Сол.2:9–12). «Мы неуклонно приближаемся ко времени, – предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов), – когда откроется широкое поприще для многочисленных ложных чудес, чтобы привлечь к погибели тех несчастных потомков плотского мудрования, которые будут соблазнены и совращены ложными чудесами»206.

В Книге Откровения Иоанна Богослова мы находим такие слова: «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал…» (Откр.13:15). То есть будет некая говорящая икона (образ) зверя, которая будет повелевать и командовать людьми. И с экрана (поверхности) этого образа зверь будет не только говорить, но и действовать, то есть двигаться.

Старец Паисий Святогорец писал о так называемых «чудесах науки»: «Современные технические средства все развиваются и развиваются – без конца. Они развиваются быстрее, чем человеческий ум, потому что в их развитии помогает диавол. В старину, не имея всех этих средств, всех этих телефонов, факсов, всей этой кучи приспособлений, люди имели тишину и простоту. А сейчас из-за машин люди посходили с ума. От многих удобств они мучаются, их душит тревога»207.

И действительно, средства массовой информации не приносят тишину и умиротворение в наши дома. Напротив! Все эти говорящие с экранов головы, видеоряд новостей и навязчивая реклама своей эклектичностью (смешанностью) образов, событий и информационных прорывов оглушают наше тихое и не крикливое русское самосознание, разрывают его и повергают в уныние.

Святитель Кирилл Иерусалимский в «Огласительных словах», слово 15-е, пишет: «Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение»208. То есть удар будет наноситься по миру восприятия и воображения. И мы видим, как наши дети, молодежь, буквально проваливаются в мир интернета и мир «3D» и не спешат отключиться от этого искусственного мира игр, когда уже не они играют в игры, но сами эти компьютерные игры-ловушки начинают играть с ними.

Преподобный Ефрем Сирин в «Слове на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» учит, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем»209. То есть лукавый, погрузив сознание наших детей и молодежи в мир фантазий и мечтательности, оторвет их от реальных и насущных задач и назначений этого земного мира. Отказ от реалий сотворенного Богом мира и бегство в мир искусственный – есть путь Каина, который, как известно, первый строил город на земле, то есть создавал, а в своих последователях до сих пор создает, некий искусственный мир, противостоящий миру, созданному перстами Бога.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его»210. И это напоминает прельщение нашей праматери Евы, о которой сказано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).

Святитель Игнатий также писал о прельщениях последнего времени: «Не сообразят человеки, что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта»211. А разве эффект и стремление к нему не является стимулом деятельности современных людей? Конечно, ДА! И мы должны пробудить в сознание собственном, и особенно сознании подрастающего поколения, истинные духовные краски, которые являет нам православная икона, своею бесстрастностью открывающая для нас подлинные, а не искусственные красоты духовного мира.

И если чудеса антихриста и его слуг, как мы прочитали у Брянчанинова, «не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения», то любое чудо веры, – а подлинное чудо всегда есть чудо веры, – напротив, предлагает нам и цель и направление для исполнения воли Создателя в этой нашей земной жизни, которая и дана нам для того, чтобы мы, отвергнув ложь дьявола, его прельщение и обман, обрели истинный смысл бытия в Боге и с Богом.

Святой Кирилл Александрийский пишет: «Если кто в той утвержденной на Вселенских Соборах правде пребудет, спасен будет, а кто отступит или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки»212.

Согласно с ним и преподобный старец Паисий (Величковский) наставляет нас: «Святость истинных святых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от истинной православной веры, от тщательного хранения Божественных догматов и от соблюдения всех апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви, и от непорочного жительства по евангельским и отеческим заповедям»213. Также и святой Киприан Карфагенский учит и наставляет нас: «Большое, конечно, дело, и достойное удивления – пророчествовать, изгонять бесов и производить великие чудеса на земле; но совершающий все это не достигнет Царства Небесного, если не будет идти прямым и истинным путем»214.

Ложными чудесами, пишет святитель Андрей Кесарийский в своем «Толковании на Апокалипсис», прельстятся те, «которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на небе не обольстит чувство, ибо они совершенно утверждены предсказаниями о его (антихриста) пришествии»215.

Собственно говоря, именно о современных нам харизматиках-монтанистах и сказано в Нагорной проповеди Сына Божия: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21–23). То есть чудеса, совершаемые людьми, ничего не значат и ничего не решают, ибо мы не всегда можем догадаться, что стремлением к эффектному чуду может быть и банальное вожделение, харизматический блудный зуд, о чем святитель Игнатий Брянчанинов со всей определенностью заявляет: «...желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению не понимаемыми ими страстями, хотя, может быть, и представляется им, что они руководствуются ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения»216.

Итак, подлинно развращены и ищущие чудес, и «творящие» их.

Даже миссионерский зуд без духовного делания не имеет никакого смысла, пусть даже миссионер и сумел обратить многих и многих. «Многие, – пишет преподобный Исаак Сирин, – совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя... Творящих знамения, чудеса и силы в мире не приравнивай к безмолвствующим с ведением. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу»217.

Впрочем, иногда необходимо и к чуду прибегнуть ради противостояния заблудшим еретикам и их отгнания от народа Божия. Но к таким мерам отцы наши прибегали только в исключительных случаях:

«Однажды пришел к Макарию Египетскому какой-то еретик. Своим красноречием он смутил весьма многих братий-пустынников, наконец дерзнул явиться к Макарию и обличать его в неправомыслии. Старец стал опровергать его. Еретик возражал, на простые речи старца отвечая хитрыми изворотами. Святой видел, какой опасности подвергается чистота веры братии. “Что нам препираться к соблазну слушателей? – сказал Макарий. – Пойдем к гробницам братий, отшедших уже ко Господу, и кому из нас Господь даст силу воскресить умершего, пусть знают все: вера того угодна Господу”. Это предложение с радостью было принято братией. Пришли на могилы. Макарий предложил еретику воскресить умершего во имя Господа. “Нет, господине! – возразил тот. – Ты предложил это условие, ты прежде и воскрешай”. И Макарий пал на землю и стал молиться. После продолжительной молитвы, возведя очи ко Господу, воскликнул: “Господи, яви нам, кто из нас обоих право верует, воскресив этого умершего”. И назвал он имя одного недавно погребенного брата. И тотчас послышался голос из могилы. Братия бросились разрывать ее. Сняв с умершего погребальные пелены, вывели его из могилы живым. Увидев это, еретик, пораженный ужасом, бежал. Братия погнались за ним и изгнали его за пределы той страны»218.

Преподобный Иоанн Лествичник учит: «Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего – истинно смиренномудрых»219.

Для нас, православных христиан, чудо – это не табуретку двигать по комнате, не вилки взглядом гнуть и не вещественные горы переставлять, но подлинное чудо – усовершенствовать душу в деле исполнения заповедей Бога, обрести мир с Богом и ближнем.

И хотя подобное чудо веры не будет выглядеть как внешне эффектные и крикливые чудеса прыгающих на кругу харизматиков, – в таком смиренном чуде веры, как православное смиреннолюбие и раскрывается смысл и красота неведомых для еретиков и обновленцев понятий: свет невечерний и тихая радость.

«Говорили об авве Агафоне: пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: ты Агафон? – мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец. – Да, это правда, отвечал он. – Они опять спрашивают его: ты Агафон – клеветник и пустослов? Я, отвечал он. И еще говорят ему: ты Агафон – еретик? Нет, я не еретик, отвечал он. – Затем спросили его: скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, – а последнего слова не перенес? – Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою; ибо это признание полезно душе моей; а признание себя еретиком – значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего. – Выслушав это, они подивились рассудительности его, и отошли, получив назидание»220.

Спаси вас Христос!

* * *

189

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.(?)

190

Там же. Толкование на Мф.21:18.

191

Библейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

192

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.21:19.

193

Св. Иероним, блж. Творения. Ч. 1, изд. 2. – Киев, 1893. Письмо 14, к монаху Илиодору. С. 33.

194

Св. Иероним, блж. Творения. Ч. 6, изд. 1880 г. Толкование на прор. Иеремию, гл. 9. С. 276.

195

Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в VII веке. http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Makarij/text1.phtml?id=1048

196

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Беседы на Евангелие от Иоанна, ч. 1. Изд. 1862 г. Беседа 25. С. 294.

197

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.21:15–17. (?)

199

Истина, о которой идет речь, в целом касается судеб народа Завета – об этом Августин рассуждает выше. Более конкретно: истина выражается в том, что теперь для Израиля пришло время принести плоды.

200

Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Проповеди. 89. 3–6.

201

«Учение Священного Писания и отцов Православной Церкви об антихристе». – Тверь, 1994.

202

Там же. (?)

203

Там же. (?)

204

Там же. (?)

205

Цитаты свв. Отцов. Св. Блаженный Иероним Стридонский. (?)

206

Там же. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский.

207

Паисий Святогорец.

208

Свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Слова огласительные. Слово 15.

209

Ефрем Сирин, прп. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово.

210

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский. (?)

211

Там же. (?)

212

Свт. Кирилл, архиеп. Александрийский. (?)

213

Паисий Нямецкий (Величковский), прп. (?)

214

Свт. Киприан, архиеп. Карфагенский. (?)

215

Свт. Андрей, еп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис.

216

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский. Собрание сочинений. Т. 4. – СПб., 1905.

217

Исаак Сирин, прп. Слово 56.

218

Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 100.

219

Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4, 120.

220

Древний патерик.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle