Источник

УМ

Ум, прежде нежели воспрянет от сна лености, находится с демонами. Когда же Господь Иисус Христос возбудит его от лености и соделает его способным видеть и рассуждать: тогда он получает возможность взойти на крест. При этом диавол начинает хулить и произносить непотребные слова в надежде, не ослабеет ли ум, не оставит ли подвига, не обратится ли к прежним лености и бездействию. Образом этого были два разбойника, которых разлучил друг от друга Господь Иисус Христос, распяв шись между ними. Один из них хулил Господа, а другой – молился Ему и услышал: днесь со Мною будеши в рай (авва Исаия). VI, 136.

Ум постоянно нуждается в следующих четырех добродетелях: в повержении себя пред Богом неоскудною молитвою, в умерщвлении беспристрастием ко всякому человеку, в полном отвержении осуждения ближних, в стяжании глухоты к словам, которыми обольстительно говорят страсти (авва Исаия). VI, 185.

Ум, желая взойти на крест, должен пролить много молитв и много слез, должен повергаться ежечасно пред Богом, предаваясь воле Его и прося помощи от благости Его, чтобы она укрепляла, охраняла его и воздвигала в святое обновление, уже не подвергающееся побеждениям (авва Исаия). VI, 190.

Когда ум получает свободу, тогда отъемлется средостение, разлучающее его от Бога. По умерщвлении в нас отпадает и тяжесть, и слепота, и все, что утесняло душу: чувства доселе умерщвленные и плодоприносившие смерть восстают в здравии и непобедимости. Ум упокоивается в нетлении: освободившись от всех возмущений субботствует, жительствует в другом, новом веке, углубленный в рассматривание предметов новых, нетленных (авва Исаия). VI, 192.

Познается древо от плода, и устроение ума от помыслов, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души (авва Исаия). VI, 192.

Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. Любы долготерпит, милосердствует, ненавидит рвение и гордыни, соделывает для сердца невменяемость и не попускает ничему противоестественному насильственно поработить себе ум. (авва Исаия). VI, 197.

Ум, если не стяжет здравия и не соделается чуждым злобы, не может соделаться зрителем Божественного света. Зло, подобно стене, стоит пред умом и соделывает душу бесплодною (авва Исаия). VI, 212.

Когда душа вступит в повиновение уму, владычествующему ею в Господе, тогда, соединенные воедино, ум и душа приносят Богу молитвы чистые... Они – истинные поклонники, каких ищет Отец, поклоняющихся Ему духом и истиною. О них сказано: вселюся в них и похожду. Им дано обетование: аще два от вас совещается на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего (авва Исаия). VI, 227.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle