НЕВИДИМОЕ
Утверди ты в уме и в сердце твоем ту истину, что невидимое играет первую роль во всем мире, во всех существах, и когда невидимое оставляет известное существо, это последнее теряет жизнь и разрушается, так что видимое в существах составляет без невидимого одну массу земли. Я и все люди живем невидимым началом (6).
* * *
Вот перед нами живой человек: его глаза устремлены на нас, его уши отверсты к слушанию, перед нами тело и душа его, но тело мы видим, а душу нет: не видим его помышлений, его желаний, намерений, между тем как нет мгновения, в которое бы душа его не мыслила и не жила соответственным ей образом. Так точно перед нами, около нас и в нас природа видимая, весь прекрасный Мир Божий; мы видим в нем везде жизнь, стройный порядок, делание, но не видим Виновника жизни и порядка, не видим Художника, а между тем Он во всякое время есть на всяком месте, как душа в теле, хотя и не ограничивается им; нет и краты мгновения, в которую бы Он, как Дух Всесовершеннейший, Премудрый, Всеблагой, Всеведущий, Всемогущий, Вездесущий, не мыслил, не изливался в благости и премудрости на тварей Своих; нет и краты мгновения, в которую Он не прилагал бы к делу Своей премудрости и всемогущества, ибо Бог есть Существо самодеятельнейшее, в бесконечность производящее. Итак, ты видишь мир: но виждь, примечай в нем везде Виновника Его, Бога, везде в нем сущего, вся исполняющего и вся действующего и устрояющего (6).
* * *
Не только о сластях или прекрасных вещах, но и о плоти своей грешной неради; ибо ради малейшего пристрастия ко всему этому прогневляется Бог. Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор. 4:18). Видишь: и внимания не надо обращать на видимое, как бы его и не было, а на невидимое, ибо то временно, а это вечно. Притом, когда будешь искать невидимого, то о видимом Бог попечется для тебя, как и доселе пекся (6).
* * *
Отчего мы не исправляемся, отчего лжем перед собой и перед Богом? От греховного самолюбия и особенно из-за любви к своей многострастной плоти; из пристрастия к видимому, осязаемому, тленному, временному и от неверия в невидимое (10).
* * *
«Тля тлит»46 (Мф. 6:19). Под тлей разумеется пристрастие к видимым благам: красоте, сласти, славе, богатству, роскоши. Да не прилепимся к твари вместо Творца. «Видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор. 4:18) (10).
* * *
Ежедневно видя твердое и неизменно правильное течение всех светил и планет небесных и твердое стояние земного шара (круга) со всеми горами и долинами, со всеми морями, озерами, реками и источниками, со всеми полями, лугами, лесами и до бесконечности разнообразными растениями, плодами, цветами изумительно прекрасными и всего животного царства – людей, скотов, зверей, птиц, насекомых, рыб, царства ископаемых богатств или металлов, горючих нефтяных богатств, удивляюсь и не могу надивиться благости, силе и премудрости Творца единого в Троице и, перенесясь мысленно к миру невидимому, нетленному, вечному, несравненно превосходящему мир видимый, еще более поражаюсь с удивлением Создателю всех миров видимых и невидимых; и если мир видимый так прекрасен, разнообразен, полон жизни и красоты, то каков мир невидимый? Не напрасно сказано в Слове Божием: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Возлюбите же немедленно Бога все смысленные христиане и достигните совершенства в любви и вечной правде (12).
* * *
В синодальном переводе: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют.