Источник

Беседа 57. Евангелие от Матфея, глава 16, 1–12. «Просьба о знамении с неба и Закваска фарисейская и саддукейская»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы начинаем изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. На сегодня намечено рассмотреть две темы:

1) «Просьба о знамении с неба» (1–4);

2) «Закваска фарисейская и саддукейская» (5–12).

И мы читаем 16-ю главу с 1-го стиха:

Мф.16:1. «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба».

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов».

То есть, какими бы не выглядели чудеса: произошедшими от Бога (с Небес), или произошедшими от дьявола (с земли), распознать, что от кого происходит, достаточно трудно. Следовательно, как советуют святые Отцы, лучше не принимать чудес, но и не отвергать их, то есть придерживаться нейтрального равнодушия к тем явлениям, природу которых мы понять не можем.

Но в любом случае нельзя забывать, что ни земля, ни Небо не принадлежат дьяволу. Сказано: «…Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23:24); и еще: «Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет» (Пс.113:11).

Собственно говоря, как я часто напоминаю, чудеса – это костыли для сомневающихся, но и они (чудеса), если люди развращены делами плоти и собственными религиозными предубеждениями, не помогут сомневающимся. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом».

Для самих верующих чудо не есть что-то решающее и значимое. А правильнее сказать: верующий почитает чудом то, что для неверующих таковым и не является.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда душа благопризнательна (то есть благодарна Богу за все, что имеет – О.С.), тогда она принимает все с верой, даже и в чудесах не имеет особой нужды»; и еще: «Христос научает нас внимать Ему не ради чудес Его, а ради учения Его, потому что чудеса совершаются не для верных, а для неверующих и грубых людей»

Ложные чудеса есть нередкое явление для нашего времени.

Один владыка рассказывал мне, что его заинтересовало чудо, которое наблюдалось в одном семействе, когда неожиданно стали мироточить сразу все иконы. «Миро» текло не только по иконам, но и по календарю, не только по иконам, написанным на дереве, но и по иконам бумажным, полиграфического исполнения. Трудно было в чем-либо заподозрить старших членов семьи и тем более их маленьких детей. Через какое-то время «миро» стало стекать по стенкам жилища этого странного и всех озадачившего семейства. Делались попытки установить естественные причины мироточения, но все они оказались безрезультатны. Правда раскрылась неожиданно и сама собою: Хозяин семейства однажды вернулся домой раньше обычного, и каково же было его удивление, когда он увидел свою маленькую дочь, застал ее именно в тот момент, когда она мазала лампадным маслом иконы. Как ни пытались родители разговорить дочь на предмет о том, кто научил ее делать такое, перепуганный ребенок так и не смог ничего объяснить ни своим родителям, ни другим верующим, которые пытались разговорить девочку. Скорее всего, она и сама не понимала, что ее научил творить лже-чудеса главный обманщик и «отец лжи» – дьявол.

О ложных чудесах в Библии говорится немало. Так, например, в Книге Исход рассказывается о ложных чудесах, которые творили жрецы фараона, соревнуясь с Боговидцем Моисеем. Они сумели дьявольским образом, внешне повторить некоторые из чудес Моисея, но потом, постыженные и разоблаченные, признали силу Бога Моисея над собою. В Книге Деяний рассказывается: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем, как волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавал себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» (Деян.8:9–11). В Книге Второзакония сказано: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: ″пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им″, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1–3). То есть, главное – не чудо, а верность Божьей воле и святым заповедям Создателя.

…И есть великая опасность, что все те, которые гоняются за чудесами и ищут знамений и знаков, они добегаются, когда придет главный чудесник антихрист, сын дьявола, о котором сказано: «и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить… он обольщает живущих на земле… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал…» (Откр.13:13–15). Говорящий и действующий образ (изображение) – это трансляция чудес антихриста по телевидению. То есть реклама чудесных способностей антихриста и его приспешников в последние времена будет осуществляться достаточно широко, с использованием всех возможных средств массового вещания, как мы и прочитали: «дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ (то есть изображение – О.С.) зверя и говорил и действовал». Апостол Павел писал об антихристе и силе его обольщения: «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Сол.2:9–12). Причем в Апокалипсисе сказано, что одинаковая участь ожидает и антихриста, и тех, которые последуют за его многочисленными чудесами и знамениями его. Сказано: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр.19:20). – Здесь под лжепророком надо понимать, исходя из контекста, и всех, которые последуют за антихристом и присоединятся к его бесовской религии.

Коль скоро мы заговорили о знамениях и чудесах, мы рассмотрим сегодня и значение числа «666», которое с новой силою будоражит сознание духовно неокрепших людей. Сказано: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». (Откр.13:18). Здесь, обращает на себя внимание замечание: «Кто имеет ум, тот сочти», – смысл этих слов очевиден: мало уметь считать до шести, надо еще и разуметь, о чем читаешь.

С древних времен христиане по-разному расшифровывали данный таинственный код. Но так глупо, как сейчас его некоторые себе истолковывают и понимают, так в древности никто не разумел. И это связано с тем, что только прочтение этого числового значения арабскими цифрами дает нам три шестерки (666). В действительности, ни по-славянски, ни по-гречески, ни по-латински и ни по-еврейски это число нельзя прочитать как ТРИ ШЕСТЕРКИ (666).

Если у Вас дома есть славянская Библия, отсчитайте, найдите шестьсот шестьдесят шестую страницу – в славянском языке, равно как и в греческом и еврейском, цифры записываются буквенными знаками, – и вы получите три разных буквенных знака. 1-й знак будет означать именно 600, второй – 60 и только третий – 6. То же самое и в греческом и еврейском языках.

Книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) писалась на древнегреческом разговорном языке коэне-деолектус. Здесь нет даже буквенного обозначения цифр 666, а данное число записано именно словами: шестьсот † шестьдесят и † шесть.

Если говорить об арабских цифрах, то они появляются в христианском мире достаточно поздно, где-то 500 лет тому назад, и, конечно же, апостол и евангелист Иоанн Богослов при написании Книги Откровения не учитывал особенности арабской арифметики, потому что он просто их не знал. Но как еврей он знал, что такое гигаметрия – это когда числовое значение одного слова совпадает с числовым значением другого слова. На стенах древней Помпеи один влюбленный написал: «Я люблю ту, число которой 545» – и тем самым и назвал имя своей возлюбленной, и в то же время скрыл его! То есть, он назвал числовое значение, которое совпадало с именем его любимой. 

По истолкованию святого Андрея Кесарийского и святого Ипполита, папы Римского, число 666 означает именно имя антихриста, а не является неким арифметическим символом его власти. Причем, святые Отцы настаивают на том, что это имя означает не только «последнего» антихриста, но и всех его значимых предтеч.

Святитель Ипполит Римский поясняет, в чем будет состоять эта печать: «И дарует тем льстец малые снеди, печати ради своея скверныя, печати же его, иже на челе и на десней руце есть число, шестьсот шестьдесят и шесть… много бо имена в числе сем обретается, суть сия злый вождь». Словами: «много бо имена в числе сем обретается» святой Ипполит, папа Римский ясно показывает, что, во-первых, число это не символ, а именно имя, а второе – что это имя не одного «последнего» антихриста, но и всех его предтеч.

Святитель Ириней Лионский (отец II-го века) высказал предположение, что число 666 может символизировать слово: «Еуанфас». В греческом: Е – 5; У – 400; А – 1; Н – 50; Ф – 9; А – 1; С – 200; и сумма – 666. Но что такое Еуанфас – об этом святитель Ириней ничего не знал.

Было высказано святителем Ипполитом, папою Римским, предположение, что это слово: «Латеинос». Л – 30; А – 1; Т – 300; Е – 5; И – 10; Н – 50; О – 70; С – 200; сумма составляет 666. Под латеинос можно было понимать латинский, и, следовательно, оно могло символизировать Римскую империю. Святитель Ипполит Римский и учил, что антихрист выйдет из сердца Рима. Рима, как города, центра всей Римской империи.

То, что сейчас в формате Евросоюза происходит возрождение именно Римской империи, не может не настораживать верующих. Но при этом нельзя забывать, что сердцем древнего Рима остается Ватикан, где по-прежнему царствует патриарх всей латинской Западной церкви – Римский папа.

Третьим предположением было, что слово это – «Теитан». Т – 300; Е – 5; И – 10; Т – 300; А – 1; Н – 50; а общая сумма – 666. Из теитанос, как пишет Баркли, можно было получить два значения. В древнегреческой мифологии титаны восстали против Бога. Во-вторых, императоры Веспасиан, Тит и Домициан были из фамилии «Титус», и, может быть, их могли называть титанами. При императоре Тите и был разрушен Иерусалимский Храм, одинаково почитаемый и иудеями, и христианами (Лк.24:53). 

Четвертым было высказано предположение, что это слово: «арноуме». А – 1; Р – 100; Н – 50; О – 70; У – 400; М – 40; Е – 5; и общая сумма – 666. Есть возможность, что арноуме – это форма греческого слова арноумай – «я отрицаю». В этом случае число символизирует отрицание имени Христа. О том, что дух антихриста есть именно дух отрицания Христа, сказано: «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин.4:3). То есть «главный» антихрист придет, но и все те, которые и ныне отвергают Христа, есть антихристы нашего времени.  

Если же говорить об апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, то его понимание этого слова было Нерон. Если написать имя «Нерон» латинскими буквами и придать им цифровые значения, получим: Н – 50; Е – 6; Р – 500; О – 60; Н – 50, а общая сумма – 666; а если слова кесарь Нерон транскрибировать древнееврейскими согласными, сумма их тоже будет равна 666. Здесь мы имеем свидетельство и из еврейского, и из греческого языка, которыми в равной степени владел апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Кстати, все пророчества Апокалипсиса в своих событиях, символах и образах описывают события, произошедшие в I-м веке от Р. Х. Но в этом и сила слова Божия, что оно никогда не теряет своей актуальности и современности. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12); «живо и действенно» –   и означает, что никогда не теряет жизненной актуальности и ценности (современности).

Апостол Иоанн Богослов писал, как мы уже прочитали: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Ин.2:18). То есть антихристов, предтеч было более чем предостаточно. Числовое значение «666» совпадает с именем Мартина Лютера, Наполеона и даже Гитлера. Не исключено, что до пришествия «последнего» антихриста появятся и другие. Но очевидно одно: последний и главный антихрист будет настолько законспирированной личностью, что лишь благодаря проповеди сошедших с Небес пророков Еноха и Илии тайна его беззакония будет раскрыта.

О силе обольщения антихриста святой преподобный Ефрем Сирин пишет: «От оскверненной девы родится орудие диавола, но это не значит, что он воплотится. Придет же всескверный как тать в таком образе, чтобы прельстить всех: придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый... и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров (то есть взяток – О.С.), говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинной наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль и с великой радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: ″Найдется ли еще человек столь добрый и правдивый? ″».

Иными словами, если бы антихрист, не дай Бог, выдвинул бы свою кандидатуру на предстоящих в России выборах президента, то 99,99 % населения нашей страны с радостью отдали бы ему свои голоса.

Мне кажется, что числовое, а не именное понимание арабского числа «666» произошло и оттого, что многие пересмотрели слишком много американских фильмов. И действительно, в фильме «Омен», например, некто, копаясь в волосах спящего антихриста, находит родимые пятна на коже головы в форме трех арабских шестерок.

Даже печальные события, происходящие под Пензой, когда около 30-ти россиян закопали себя в пещерах под землею, – тоже следствие американской истерической пропаганды. Лидер этой эсхатологической секты, некий Петр, узнал о заявлении Американского космического агентства НАСА, что в мае 2008-го года рядом с нашей планетой, рядом по космическим масштабам, будет проходить огромная комета. Восприняв заявление американского агентства как некое божественное предупреждение, Петр решил зарыться в потаенных комнатах под землею, правда, сам в последний момент передумал туда лезть, а своих последователей отправил под землю, даже с грудным ребенком.

Подобное может происходить в современной России или от чьего-то злого умысла, или от крайних форм религиозного невежества, я бы даже сказал, тупости. А что удивляться – у нас презентация секты Муна в 80-х годах происходила в стенах Данилова монастыря; а в наше время некоторые церковные отделы лоббировали интересы харизматического, неопятидесятнического психокульта «Альфа-Курс».

Кстати, на прошедшем епархиальном собрании в Москве (24.12.2007) в присутствии Патриарха и московского клира (духовенства) его викарий архиепископ Арсений Истринский дал следующую оценку «Альфа-Курсу», он сказал: «всяческие собрания и сборища по изучению «Альфа-курсов» под руководством игумена Евмения не имеют ничего общего с православием».

Теперь «альфа-курсисты», подобно другим псевдоправославным сектантам, проводят свои сходки по домам. Сказано: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте… Итак, если скажут вам: ″вот, Он в пустыне″, – не выходите; ″вот, Он в потаенных комнатах″, – не верьте» (Мф.24:23,26). Хорошо бы этот евангельский отрывок прочитать пензенским сидельцам. А более – респектабельным религиозным авантюристам хорошо бы напомнить и следующий новозаветный отрывок, это слова первоверховного апостола Павла: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:6–9).

Впрочем, по-поводу пензенских событий хочется заметить, что они очень напоминают «поджог рейхстага», когда целью данного, явно организованного скандала является попытка, как сказал мне один очень либерально настроенный митрофорный протоирей, «выправить в Церкви правый крен». И действительно, некоторые православные «правые» уже поспешили куда-то «влево»… Но это их проблемы! Нормального православного христианина никакими палками не загонишь в либеральное, слишком сильно пахнущее латинской схоластикой и протестантским рационализмом богословие.

Подлинное чудо творится силою нравственного перерождения личности, силою святости, то есть действием (греч. динамес) Духа Святаго. И следовательно, человек, не переживший серьезного обращения к Богу, через самоуничижение и глубокое покаяние, не способен и на подлинное чудо. Причем, наиболее значимым чудом, всегда остается чудо обращения человека к Богу, соединенное с воцерковлением через приобщение человеческой личности к участию в Таинствах Церкви. И подлинно святой человек никогда не отожествляет то, или иное чудо с самим собою, но рассматривает себя только как случайного посредника между Богом и другим человеком, к которому и было обращено чудо. Вот почему святые и молили Бога об избавлении их от дара чудотворения. Поистине нет никакой автономной от Бога святости и чудотворения. Ибо все, что мы имеем, не нам принадлежит. Сказано: «…Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7).

Хвалятся «чудесами» и «знамениями» те, кто их и не имеет, как мы и прочитали у апостола Павла: «А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» А кто получил дары от Бога, тот и не хвалится ими, потому что всегда помнит, от Кого они и Кому принадлежат.

Один «православный» харизматик, священник без определенного места служения, который подвизается в «Альфа-Курсе», некий «отец» Павел, говорил своим почитателям: «Я творю все чудеса, только мертвых не воскрешаю». Бедный «отец» Павел, он даже и не догадывается, что получивший что-либо от Бога никогда не помышляет то своим, почитая себя рабом, ничего не значащим. Сказано было некогда апостолом Павлом: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому (то есть из них – О.С.) дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.3:5–7).

«Православные» харизматики любят говорить: «Как через нас может действовать злой дух, если с нами наши священники?» Наивные! А разве Арий не был православным священником, а Гонорий и Несторий – патриархами, но и это не спасло их нисколько.

Сильное разочарование переживут уповающие на свои чудеса в день Страшного Суда. Сказано: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22–23).

И мы читаем далее:

Мф.16:2–3. «Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете».

Блаженный Иероним так истолковал эти слова Сына Божия, обращенные к саддукеям и фарисеям: «они (то есть саддукеи и фарисеи – О.С.) могли предузнавать (предсказывать – О.С.) и ясные, и дождливые дни…», но «по предсказаниям пророков книжники и фарисеи, считавшиеся учителями закона, не могли уразуметь пришествия Спасителя».

Апостол Павел пишет об ослеплении иудеев: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор.3:14–16). То есть постичь истинный смысл Закона, Пророков и Писания вне самого Божественного Логоса-Слова Христа, вне Евангелия (вне Благой Вести) невозможно. И хотя саддукеи и фарисеи были наблюдательными людьми и по виду неба перед закатом могли определить погоду на следующий день, но, при всем при этом, они не могли рассмотреть признаков исполнения времен и узнать Христа Спасителя. Они искали чудес и знамений в небе, не понимая, что Небеса уже на земле, что Бог уже среди человеков. И Господь Иисус Христос обличает их словами:

Мф.16:4. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел».

Истолковывая эти слова, Ориген писал: «Он назвал их лукавым родом из-за присущего им с рождения лукавого качества (лукавство – это добровольно совершаемое злодеяние). А прелюбодеями из-за того, что, оставив, образно говоря, Мужа – Слово истины, или Закон, фарисеи и саддукеи прелюбодействовали с ложью».

Прелюбодеяние (блуд) и религиозное лукавство (ересь) – есть понятия достаточно близкие. Они относятся к одной категории поступков. Писание учит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси» (Гал.5:19–20).

Как мы видим из данного текста, дела плоти подразделяются на те, которые связаны непосредственно с деятельностью тела: «прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри», и те, которые проистекают из человеческого сознания: «идолослужение, волшебство, разногласия, соблазны, ереси»…

И более того, само язычество (идолопоклонство) понимается Писанием, как род некоего духовного блуда (как извращенности души и духа). Сказано: «и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним» (Втор.31:16). Неверность Божиему Завету есть начало духовного блуда. И блудно поступает всякий идолопоклонник, поклоняясь огню, камню, дереву, небу или земле. Блудит и экуменист, входя в молитвенное общение с еретиками и раскольниками. «Блудная» церковь – есть церковь или христианское сообщество, не сохранившее своей вероучительной (девственной) чистоты, целомудрия веры.

Когда западный христианский мир переживал, так называемый ренессанс (в период исторического Возрождения) – это был блуд с античным язычеством. И плодом этого соития оказался гуманизм, религия человекобожия, породивший нигилизм (атеизм), марксизм и фашизм (плоды примитивного дарвинского материализма).

…Образ блудной религии – это образ апокалипсической блудницы, восседающей на багряном звере: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр.17:1–2). «Воды многие» символизируют собою многие ереси и заблуждения современного секуляризированного богословия. «Блудодейство с царями земными» символизирует собою участие современных христианских сообществ в мире политики (земных правителей). Образ этой блудницы явлен апостолу Иоанну Богослову, когда он был возведен «в духе в пустыню» (17, 3). Пустыня символизирует собою те гонения, которые безбожные правители мира воздвигнут против верующих последних времен.

Противоположность церкви-блудницы – Церковь Невеста Христова; Она верна своему Небесному Жениху во всем. И нигде не нарушает своего целомудрия веры, бегает блуда, как некогда бегал от блудной женщины Иосиф Прекрасный. Известно, что не стыдился убегать от еретиков и сам апостол Иоанн Богослов. Подобный случай описан у историка IV-го века Евсевия Памфила. Он писал: «Есть люди, слышавшие… как Иоанн, ученик Господа, зашел в Эфесе в баню и, увидав там Керинфа (еретика), не вымывшись, кинулся прочь, приговаривая: ″Бежим, как бы не обрушилась баня: там ведь Керинф, враг истины″» (4, 14 ).

В самих Посланиях апостола любви Иоанна Богослова подобная его позиция отражена следующими текстами: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин.1:10–11); и еще: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2Ин.1:7).

Произошедшее отпадение от истины иудеев, членов ветхозаветной церкви Божией, не должно подталкивать нас к злорадству, но, напротив, должно ввергать нас в страх и ужас. Апостол Павел пишет: «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:20–21).

Истолковывая слова: «и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка», латинский экзегет V-го века святой Хроматий Аквилейский писал: «Подобно тому, как кит неспособен был переварить в своем чреве Иону или удержать его живым внутри себя долгое время, так и всепожирающая смерть, хотя и, без сомнения, приняла Господа, но, будучи неспособной удерживать Его живым и неуловимым, на третий день исторгла Его, как и кит исторг Иону. Ибо смерть, привычная всегда поедать и переваривать мертвых, почувствовала тошноту и извергла Господа живым. И не могла она переварить Его, ибо Он был камнем – как говорит апостол: ″камень же был Христос″ (1Кор.10:4). Кит проглотил и исторгнул из себя одного Иону; смерть же, захватив Господа, извергла из себя не одного Его (то есть Господа нашего Иисуса Христа – О.С.), но с Ним многих. Ведь мы читаем, что вместе с Господом воскресли многие тела святых».

Блаженный Феофилакт так истолковал ответ Спасителя иудеям: «Род лукавый потому, что они искушают Его, а прелюбодейный потому, что отступают от Бога и прилепляются к дьяволу. Хотя они просят знамения с неба, но Он не дает им, кроме знамения Ионы, то есть что, пробыв три дня во чреве великого кита – смерти, воскреснет… Знамения давались им (ранее – О.С.), то есть они бывали ради них, хотя иудеи и не веровали. Поэтому, оставив их, как неизлечимых, Господь ушел».

Истолковывая слова: «И, оставив их, отошел», блаженный Иероним Стридонский пишет: «Оставив книжников и фарисеев, – которым Он сказал: ″Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка″, – Он удалился прямо через залив и последовал к народам языческим». То есть Христос обращал не только иудеев, но и язычников.

И мы переходим к следующей теме, выше озаглавленной, как «Закваска фарисейская и саддукейская».

Далее сказано:

Мф.16:5. «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов».

Слова: «переправившись на другую сторону» можно понимать и аллегорически, в том смысле, что к тому времени апостолы были уже другого исповедания, чем фарисеи и тем более саддукеи. Переправа или переселение в Библии означают и такую перемену жизни, когда человек все прежнее оставляет за спиной и никак не стремится к нему возвратиться. Само слово «еврей» означает и переводится, как «перешедший реку», или «с другого берега Евфрата».

То есть, верующий должен решительно рвать со своим собственным прошлым и никак не отожествлять его с самим собою; и хотя дьявол и его приспешники всегда будут ставить нам на вид нашу прежнюю греховную жизнь, мы же сами никак не должны продолжать отожествлять ее с собою. Написано: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62). Тот, кто решительно не расправился со своим греховным прошлым, не может быть успешным в религиозном будущем и настоящем.

И далее мы читаем:

Мф.16:6. «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и вводившее древние предания старцев, уязвляло души. И как закваска есть смесь воды и муки, так и учение фарисеев есть смесь слова (то есть слова Божия – О.С.) и жизни испорченной. Не сказал же им ясно: остерегайтесь учения фарисеев – с целью напомнить им чудеса над хлебами».

Истолковывая значение слов: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской», святой Иларий Пиктавийский пишет: «Господь повелевает апостолам держаться в стороне от закваски фарисейской и саддукейской – это предостережение им не вступать в споры иудеев. Дела закона теперь должны рассматриваться в свете веры. Предостережение им означает, что они, в чье время и в чей век Истина явилась во плоти, ни о чем не должны судить иначе, как в надежде на сходство с Истиной, которая открылась. Они не должны позволять учению фарисеев, не знающих Христа, подрывать силу действия евангельской истины». То есть, теперь мы, христиане, должны смотреть на любую другую религию, на любое другое человеческое учение, политическую идеологию только через призму Учения Христова, и никак иначе. Сказано: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:6–8).

Далее сказано:

Мф.16:7–8. «Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?».

Кто-то может оскорбиться за апостолов: почему Сын Божий назвал их «маловерными»? Блаженный Феофилакт так истолковал сие обстоятельство: «Когда же Господь более сильно изобличил (ибо не всюду хороша кротость), то они тотчас поняли, что закваской Он называл учение. Столь великую силу имеет всюду благоразумный укор». То есть, иногда полезна и строгость, и укор, и наказание, и даже побои. Сказано: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч.3:11–12).

И далее мы читаем:

«Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Мф.16:9–12).

Беречься чужих еретических учений надо не только в сфере догматической и обрядовой, но и на всех других уровнях, даже на бытовом, как мы выше прочитали: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин.1:10–11); и еще: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа… И к одним будьте милостивы, с рассмотрением (то есть к тем, которые искренне раскаиваются в своих заблуждениях – О.С.), а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1:17–19, 22–23).

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Закваска сильна тем, что, перемешанная с мукой, она произведет нечто большее и придаст свою сущность всему хлебу. Так и еретическое учение, заронив даже малую искру в чьем-нибудь сердце, быстро превратится в огромный огонь и захватит всего человека». То есть, от еретиков нельзя принимать и перенимать ни их методов ведения проповеди, ни их книг нельзя читать, ни их наставлений слушать и, тем более, нельзя молиться с ними, ибо, как известно: «Молящийся с еретиками сам еретик есть». Да сохранит нас Господь Бог в чистоте нашего исповедания!


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle