Источник

Глава 3

Иоил.3:1. Яко се Аз во дни тыя, и во время оно,

Показывая же, в какое именно время, присовокупил:

егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли.

Не во время духовных дарований, но вскоре по возвращении из Вавилона.

Иоил.3:2. Соберу вся языки,

то есть, попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению. Сие выражает словом: «соберу»; потому что, не против воли привел их, но не воспрепятствовал, когда вознамерились идти.

и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих, и о наследии Моем Израиле, иже разсеяшася во языцех: и землю Мою разделиша,

Иоил.3:3. И на люди Моя вергоша жребия, и даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине, и пияху.

Из сего явствует, что по следам народов сопредельных шли и другие. Они-то во время пленения Иудейскую землю, так как никого на ней не было, никто не владел ею и не возделывал ее, делили между собою, и при разделении бросали жребий, Иудеев же избегших плена продавали, данную за них цену издерживая на распутство и роскошь. Бог говорит: «разсуждуся о людех Моих», показывая, что подвергнет наказанию за беззаконные поступки с Иудеями.

Иоил.3:4. И что вы мне, Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников?

После сего обвиняет Тир и «Галилею иноплеменников» (это была страна, принадлежащая Тиру же), что и он по злопамятности поступил также с народом Божиим, и что сделано народу, относя это к Себе, Бог изрек:

Еда воздаяние вы воздаете Мне? или памятозлобствуете вы на Мя?

Как за гонимых Савлом Апостолов с неба сказал Ему: «Савле, Савле, что Мя гониши?» (Деян. 9:4) – собственными Своими страданиями называя то, что замышлял он против Апостолов: так здесь, обращая речь к Тиру, на Себя приял Бог лице народа, и к Себе отнес, что сделано с ним. Угрожает же им весьма скорым воздаянием, воздаянием праведным за беззаконные поступки с народом. Потом излагает самые виды неправды; ибо говорит:

Взяв «сребро и злато», и все прочее, Мне посвященное, «внесосте в требища» идолов ваших (Иоил.3:5); Иудеев же, избегших нашествия Вавилонян, «продасте сыном еллинским» (Иоил.3:6), имея одну цель, удалить их от земли, Мною им данной. Но собрав их отовсюду, устрою, что снова воспримут они силу свою, чтобы по правде отмстить вам, сокрушить ваше высокомерие, сделать вас невольниками и принудить рабствовать на последних пределах вселенной. От Тира снова обращает Бог пророчество к народам скифским, и повелевает «проповедать во языцех и возставить сечцы» (Иоил.3:9) и отделить на брань (сие назвал он «освящением рати»). Поскольку Святый устраняет Себя от вещей нечистых; то и все на что либо отделяемое называет освящаемым. Так и выше сказал: «освятите пост» (Иоан. 1:14), то есть, отделите. И у Исаии о Вавилонянах говорит: «освященни суть: и Аз веду их» (Ис. 13:3), то есть на это отделены они. Потом повелевает земледельческие орудия переделать в воинские, и немощному, как сильному, уготовляться на брань, и кроткому переменившись стать готовым на дела доблестные, собраться же всем «на юдоль Иосафатову» (Иоил.3:12).

Иоил.3:12. Яко тамо сяду разсудите вся языки, яже окрест,

то есть, народы обитающие около Иерусалима: Идумеев, Аммонитян, Моавитян, Амаликитян, Филистимлян, Тирян, Сидонян; потому что они собрали против Иерусалима и народы скифские. Потом иносказательно, выставляя на позор их истребление, называет избиение «объиманием винограда», копья и мечи, которыми умерщвлены, – «серпами»; наполненную кровью их долину – «точилом и подточилием». Сказует же и причину наказания: «яко умножишася злобы их» (Иоил.3:13). Потом изображает смятение во время избиения.

Иоил.3:14. Гласи прогласишася на поли судебнем, яко близ день Господень на юдоли судебней.

«Юдолию судебною» Пророк наименовал долину Иосафатову, так как на ней будет суд, и произнесется о них определение. Сказует же, что солнце, луна и прочие звезды лишатся света. И вероятно будет сие действительно, когда Бог всяческих подвигнет на них всю тварь. Впрочем, можно разуметь сие и иначе; потому что для оставивших жизнь и преданных смерти ни солнце, ни луна и ни одна из звезд не издают лучей света. И постигнутые неожиданными бедствиями пребывают во тьме, и день почитая за ночь.

Иоил.3:16. Господь же от Сиона воззовет, и от Иерусалима даст глас Свой: и потрясется небо и земля, Господь же пощадит люди Своя.

А сим дает видеть, что и это действительно будет. Гласом же называет гром: ибо находим, что так назван гром и в книгах царств. Сказано: «даде Господь гласы3 и дождь" (1Цар.12:18). Посему показывает, что будет и громами поражать их и приводить в смятение землетрясениями, и в конец истребит небесными карами. Соделает же сие Господь всяческих по милосердию к народу Своему, чтобы он, как говорит Бог, воспользовавшись сим о нем промышлением, увидал,

Иоил.3:17. И увесте, яко Аз Господь Бог, вселяяся в Сионе в горе Моей святей: и будетъ Иерусалим свят,

После сих событий Иерусалим будет славен, как пользующийся Моим о нем попечением; нападет страх на всех иноплеменных, так что и путник иноплеменный не пройдет чрез него, боясь того же, что было с теми народами. Ибо сие выразил, сказав:

иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому.

Но Божиим предречениям придти в исполнение не попускают совершенные ими беззакония; потому что Бог всяческих, при законоположении и при обетовании благ, изрекает слово Свое с ограничением: «аще сохраниши заповеди Господа Бога твоего» (Втор. 8:6); и: «аще ходити будете в путех Его» (Втор.28:9), «и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст» (Ис. 1:19, 20); а потому, если и не везде находим подобные ограничения, однако же и сказанное неопределенно понимаем таким же образом.

Иоил.3:18. И будет в той день, искаплют горы сладость, и холми источать млеко,

А сим означает земные плоды и хорошее состояние скота; потому что и молоко есть плод стад.

и вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь ужей.

«Источниками Иудиными» наименовал водные источники, а источником, исходящим из дому Господня, – благодать Святого Духа, о которой и выше предвозвестил, что напоила она не Иудеев только, но все народы.

Иоил.3:19. Египет в погибель будет, и Идумеа в поле погибели будетъ за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей:

то есть, угаснет неистовая привязанность к идолам; потому что Египет – началовождь нечестия. «И Идумея в поле погибели», то есть, утратит силу и земное мудрование; потому что «Едом» толкуется: чермный и земляный. Но сказанное понимать можно в историческом смысле. Как Египет погиб с уничтожением царства; потому что конец Египетскому царству положил Камбиз, сын Киров; так и Идумея подверглась опустошению, о чем свидетельствует самое дело. Подпали же они сему, по сказанному, в наказание за неправды, причиненные Иудее; потому что «кровию праведною» Пророк назвал кровь неповинную, как бы так говоря; без всякой благовидной вины отваживались они на избиение Иудеев.

Иоил.3:20. Иудея же во веки населится, и Иерусалим, в роды родов. И взыщу крови их, и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе.

Как правдивый, говорит Бог, не потерплю, чтобы обиженные оставались без попечения о них, напротив того накажу обидевших, а их удостою Моего промышления, являя присутствие Свое в Сионе. Сказанное же: «во век населится» разуметь будем в смысле изложенном нами выше; потому что Богу, который правдив и ненавидит неправду, несправедливо было благие обетования исполнять для недостойных. Поэтому Иудеи неистово поступив против Благодетеля, сами стали виновниками рассеяния своего. А мы, вместо них призванные быть невестою, будем с горячностью любить возлюбившего и сподобившего нас великих даров Жениха, чтобы не лишиться вечных обетований, которые да улучим все мы по благодати спасшего нас Христа. С Ним слава Отцу со Святым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

* * *

3

Слово φωνἀς, читаемое у семидесяти, по славянски переведено «гром».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Иоиля. 318-344 с.

Комментарии для сайта Cackle