Глава 2
Но и после молитвы, принесенной Пророком, Бог повелевает снова, по предписанному в законе, вострубить трубам на Сионе, и чрез провозвестников собрать всех на посвященную Богу гору; потому что приближается время наказания, которое, не погрешая, может иной назвать днем мглы и тьмы, облака и бури; потому что во время сие будут такие бедствия, что никто не ощутит света, но всякий будет представлять, что живет во тьме и мгле. Потом Пророк говорит и о самом роде наказания.
Иоил.2:2. Якоже утро разлиются по горам людие мнози и крепцы: подобни им не быша от века и по них не приложится до лет в род и род.
Подразумевает же в сих словах то и другое, и пругов и тучу врагов; потому что те и другие множеством покрыли и равнины и верхи гор. Посему и о том, что не было другого подобного нашествия, выразился неопределенно, а о том, что не будет, сказал с некоторою определенностью «не приложится до лет». Показывает также, что бедствия прийдут как огонь, и все растлят: столько вреда нанесут земле, что взирающий на страну сию пока не испытала она бедствий, уподобит ее раю сладости, а по нашествии – опустошенному и вовсе ни к чему негодному полю. Ибо преданы будут такой конечной гибели, что и предавшиеся бегству не найдут себе никакого спасения.
Иоил.2:3. И спасающагося не будет им:
говорит Пророк; а сим дает разуметь нападение врагов.
Иоил.2:4–5. якоже вид, конский вид их, и якоже конницы тако проженут. Якоже глас колесниц на вехи гор востекут, и яко глас пламене огненна попаляюща тростие, и яко людие мнози и крепцы воополчающиися на брань.
Разумея сие об Ассириянах и Вавилонянах, речение «яко» (ως) будем понимать в значении не уподобления, но усиления речи, как и в сказанном блаженным Давидом: «коль (ὡς) благ», то есть, весьма благ «Бог Исраилев» (Пс.72:1); и: «коль (ὡς) возлюбленна», то есть, крайне возлюбленна «селения Твоя Господи сил» (Пс.83:1); и: «яко возвеличишася», то есть, весьма возвеличились «дела Твоя Господи зело» (Пс. 91:6). Так и здесь, принимая сказанным сие о врагах, слова: «вид конский» будем разуметь так, что много будет у них коней и всадников, что придут они со множеством колесниц, а у возниц найдется столько искусства, что управят на самые вершины гор, и в местах неудобных станут разъезжать, как на равнинах. Принимая же сказанным сие о пругах, слова: «якоже вид конский вид их» будем разуметь, взяв себе для этого в наставники опыт. Ибо, если кто внимательно рассмотрит голову саранчи, то найдет ее весьма похожею на голову конскую. Можно же видеть и то, что саранча, когда летит, в быстроте ничем не уступает коням; удобно перелетает горы и равнины, нападая на нивы, подобно пламени пожирает солому. Летит ли, ползет ли она, уподобляется воинству, идущему в боевом порядке; потому что все, что ни делают пруги, делают соединенными силами, представляя из себя как бы сомкнутый воинский строй.
Иоил.2:6. От лица их сокрушатся людие: всякое лице яко опаление горнца.
В такое бедствие приведут людей, что лица их сделаются подобны горнцу, почерневшему от огня, и пагуба сия произойдет от голода и от недостатка.
Иоил.2:7–8. Якоже борцы потекут, и якоже мужи храбри взыдут на ограды: кийждо в путь свой пойдет, и не совратят путей своих. И кийждо от брата своего не отступит.
И сие разуметь будем подобно сказанному выше, прилагая и к врагам и к пругам. Ибо можно видеть, что и саранча, подобно врагам входит на стены, и если пойдет каким путем, ничто не принудит ее рассеяться, но как бы с каким-то единодушием совершает свое шествие.
Отягощени оружии своими пойдут, и в стрелах своих падут, и не скончаются.
Саранча имеет у себя естественные оружия, зубы, крылья, пилообразные члены; а враги – оружия приданные естеству искусством. Но те и другие, говорит Пророк, непрестанно будут иметь в готовности свои оружия; потому что воюющие в ожесточенных бранях имеют обычай, вкушать пищу и сон с оружием в руках, ожидая нашествия приближающихся врагов Посему сказанное: «в стрелах своих падут» означает, что и отдыху предаваться будут, не оставляя оружия. А сие: «и не скончаются» означает, что не насытятся поражением врагов, как и саранча не знает сытости в пищи. Потом Пророк присовокупляет, что высота стен не будет достаточным препятствием их вторжению, напротив того удобно перейдут чрез ограды.
Иоил.2:9. Якоже татие оконцами внидут в домы.
И неоднократно видали мы, что делается это не врагами только, но и саранчою, которая, не влетая только, но и вползая по стенам, окнами входит в дома.
Иоил.2:10–11. Пред лицем его смятется земля, и потрясется небо: солнце и луна померкнут, и звезды не дадут света своего. И Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея, яко мног есть зело полк Его,
Это было вероятно и на самом деле. «Гласом» Пророк называет гром, затмения же солнца и луны и нам случалось видеть неоднократно, и звезды иногда от какой-то мглы могут делаться весьма неясными, и колеблющиеся земля дает чувствовать Божий гнев. Но можно разуметь это иначе; потому что подвергшиеся бедствиям пребывают как бы в некоей тьме, не чувствуют, в каком состоянии небо, не предполагают, чтобы земля была неподвижна, чтобы при свете был день и при соразмерном некоем мерцании была ночь, но все кажется им совершенно превратным. К сему присовокупляет Пророк:
яко крепка дела словес Его:
то есть, ни одно Божие слово не остается без исполнения на деле; как скоро изрекает что Бог, немедленно приходит сие в исполнение.
зане велик день Господень, велик и светел зело, и кто будет доволен Ему?
Бог всяческих, говорит Пророк, нашлет на вас такие бедствия, что в целой вселенной сделаются они известными; ибо днем великим и светлым назвал слух о постигших бедствиях, распространяющийся у всех людей. Бедствиям же, какие посылает Бог, никто из людей не может противостоять. После таких страшных угроз, Пророк обращается к увещанию и совету, говоря от лица Божия:
Иоил.2:12. Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим,
не разделяя его между удовольствиями и молитвою, но пребывая в посте, и слезах.
Иоил.2:13. И расторгните сердца ваша, а не ризы ваша,
то есть, водитесь помыслами сокрушенными, умягчите непокорное сердце, примите полезные советы, и оставив путь порочный, немедленно вступите на путь, ведущий к Богу; потому что у Него обильны источники щедрот и милости, и по долготерпению умеет Он и не приводить угроз в исполнение. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «и раскаяваяйся о злобах», то есть, устрашает угрозами наказаний, но с переменою людей в лучшее состояние Сам переменяет грозное на благоприятное. Бог всяческих не таков, чтобы совещавать Ему иногда то, а иногда другое, и подобно нам раскаиваться в том, что сделано Им; напротив того, и угрожая богат Он милостью, которую и подает раскаивающимся, в чем согрешили, и обещая блага, знает и добрых и тех, которые недостойны Его даров, и первым подает оные, а последним дает противное тому, что обетовал. И обетования и угрозы обращает в пользу людям, чтобы, убоявшись последних, и вожделев первых, возлюбили жизнь благочестивую. Потом Пророк с некоторым колебанием обещает Божие благоволение, и сим устрашая нечувствительных.
Иоил.2:14. Кто весть обратится ли, и раскается, и оставит за Собою благоволение, и жертву и возлияние Господу Богу нашему?
Вероятно, говорит Пророк, что, оставив угрозы неисполненными, Бог дарует нам обычное обилие благ; почему будет совершаемо обычное служение при алтаре. Ибо благословением назвал он подаяние благ. В сей-то надежде, продолжает Пророк,
Иоил.2:15–16. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу, соберите люди, освятите церковь, изберите старейшины, совокупите младенцы ссущия сосцы: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего.
Для поста и благоугождения Богу собрав весь народ, чтобы вся церковь усердно внимала покаянию. Жившие долее других да предшествуют, да предстанет же и всякий возраст, не исключая и грудных младенцев; и недавно приявшие на себя брачное иго, оставив брачные торжества, со всем народом да прольют слезы покаяния. Собор же иереев при вратах храма и пред жертвенником, который близ сих врат, сетуя и молясь, да умилостивляет Бога всяческих, и да взывает:
Иоил.2:17. Пощади Господи люди Твоя, и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими язы́цы, да не рекут во языцых: где есть Бог их?
Здесь ясно показал Пророк, что моление сие совершаемо было по причине Сеннахиримова нашествия, когда царь Езекия просил великого Пророка Исаию, принести Богу молитву за народ. Из последующих же слов видно, что и земные плоды были повреждены в следствие ниспосланных от Бога казней; потому что Владыка, прияв покаяние, обещает дать им и пшеницу и вино, и елей, и дать с величайшею щедростью. Ибо Пророк присовокупил:
Иоил.2:19. И насытитеся их,
то есть, будете пользоваться ими в сытость.
и не дам вас к сему на поругание во языцех.
Даяние соответствующее прошению. Поскольку молившиеся говорили: «не даждь достояния Твоего на укоризну, да не рекут во языцех: где есть Бог их?» – то Бог дал и ответ согласный с сим прошением: не попущу, чтобы вы послужили посмешищем для соседей, но покажу промышление Мое о вас, чтобы из совершившегося с вами и соседи ваши дознали крепость Бога вашего.
Иоил.2:20. И сущаго от севера отжену от вас, и отрину его на землю безводную, и погублю лице его в мори первем; и задняя его в мори последнем, и взыдет гнилость его, и взыдет смрад его, яко возвеличи дела своя.
Сущим от севера называет Бог Ассириян, которых сперва не допустил до Иерусалима, множество их поразив рукою Ангела, а потом соделал добычею Вавилонян, и Вавилонян также предал Персам. Посему «морями» называет воинство: «первым» – воинство вавилонское, которым разорена столица Ниневия; а «последним» персидское; потому что Персы, под предводительством Кира, взяли Вавилон, весьма многих предали смерти, а прочих сделали рабами. «Гнилостию» же и «смрадом» назвал зловоние от них по смерти; потому что и сие последовало, когда тела, что бывает во время войны, брошены были не погребенными. Когда же совершено будет сие Мною, продолжает Бог,
Иоил.2:21–22. Дерзай земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити. Дерзайте, скоти польстии, яко прозябнуша поля пустыни, яко древо принесе плод свой, виноград и смокви даша силу свою.
И чтобы подробным описанием не продлить сверх меры слова, скажу, что «и скотам» повелевается также «дерзать»; потом что и дожди будут, как обычно, появится и трава, и корму будет в сытость; и виноградные лозы, и смоковницы, и другие плодовитые дерева будут обременены всякого рода плодами. Очевидно же, что к земле и к скотам обращает речь Бог не потому, что они разумны, но отовсюду заимствуя, что служило бы в утешение опечаленных. Посему, немедленно оставив неодушевленную землю и роды бессловесных, обращается к природе разумной.
Иоил.2:23. И чада Сионя радуйтеся, и веселитеся о Господе Бозе вашем;
потому что подаст вам все нужное на потребу, и дождь даст во время, и «ранний и поздный, якоже и прежде». Такое же будет обилие плодов, что на гумнах не достанет места колосьям, и (Иоил.2:24) «точила преизлиются вином и елеем». И ясно показывая, что не вражеское только претерпели нашествие, но наказаны были и саранчой и другими тяжкими карами, немедленно присовокупил:
Иоил.2:25. И воздам вам вместо лет, в няже поядоша прузи, и мшица, и сиплеве, и гусеницы, сила Моя великая, юже послах, на вы.
Гусеницу назвал силою Своею великою не потому, что в ней имеет великую силу, «Презираяй на землю, и Творяй ю трястися: Прикасаяйся горам и дымятся» (Пс. 103:32); «Запрещаяй морю, и Изсушаяй е» (Наум. 1:4) и столько мощный, что может совершить еще тысячи больших дел; но поскольку велик был вред, причиненный людям гусеницею, то наименовал её силою великою.
Иоил.2:26. И снесте ядуще и насытитеся, и похвалите имя Господа Бога вашего, Иже2 сотвори с вами чудеса.
Ибо это главное из благ – не до пресыщения наслаждаться благами, но песнословить Подателя благ. А тем, которые столько признательны и помнят Божии благодеяния, обещает Бог, что «не посрамятся людие Его во веки». Если же ныне Иудеи в посрамлении, то не солгал в обетованиях нелживый Бог, но Иудеи сами соделали себя недостойными обетований, став неблагодарными к Благодетелю, Домовладыку назвав Веельзевулом, убив «Наследника» и не только не воздав во время плодов, но покусившись похитить и «наследствие» (Мк. 12:7).
Иоил.2:27. И уведите, яко посреде Израиля Аз есмь, и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене.
Из самого опыта дознаете, что, прилагая о вас попечение, соизволяю обитать с вами Я, Кому «небо престол, земля же подножие» (Ис.66:1); узнаете же бессилие ваших идолов, узнаете, что я единый Бог, и могу, как наказать прегрешающих, так и помиловать кающихся. Оставаясь же при сих помыслах, будете жить в совершенной небоязненности, не подвергаясь более укоризнам язычников. Так предвозвестив, что последует по возвращении, а именно избавление из рабства, богоданную свободу, благорастворение воздуха, обилие плодов, избавление от заблуждения, предрекши также и свет Боговедения, Господь возвещает и о тех многообразных дарах Божия Духа, которые по вочеловечении, спасительном страдании, воскресении и восшествии на небо Единородного, Бог всяческих преподал священным Апостолам, а чрез них всем уверовавшим в целой вселенной.
Иоил.2:28. И будет по сих,
то есть, по возвращении из плена и познании истины.
и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят.
Иоил.2:29. Ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего.
Явно и во всей точности пришло сие в исполнение в день пятидесятницы, когда божественные Апостолы «возглаголали иными языки, якоже Дух даяше им провещавати» (Деян. 2:4), а потом чрез них благодать уделяема была всем верующим, к числу которых принадлежали Пророки в Антиохии, и Агав, взявший «пояс Павлов» (Деян. 21:10, 11), и Коринфяне, которым пишет Павел: «аще же вси пророчествуете, внидет же некий не верен или невежда, обличается всеми и истязуется от всех, и тако пад ниц, поклонится Богови, говоря, яко воистинну Бог с вами есть» (1Кор. 14:24, 25). И четыре дочери Филиппа прияли дарование пророчества (Деян. 21:9). Что же должно сказать о божественном Павле, который в Милете ефесским пресвитерам изрек: «вем, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада, и от вас самех востанут мужие, глаголющии развращенная» (Деян. 20:29, 30), а писав к Тимофею, взывает: «яко в последния дни настанут времена люта: будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы» и проч. (2Тим.3:1); и еще: «Дух же явственне глаголет, яко в последние дни отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым» и так далее (1Тим. 4:1). Но излишнее дело покушаться доказывать истинность дара пророчества; потому что и до нас сохранился дар сей, и есть мужи во святых, имеющие чистое око ума, которые многое будущее и предузнают, и предрекают. Так, сказав о дарах, преподанных Божественным Духом по первом пришествии Спасителя нашего, предрекает Бог и то, что будет пред вторым пришествием.
Иоил.2:30–31. И дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь, и курение дыма. Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному.
Сие предвозвестил и Господь в священном Евангелии; ибо говорит: «будут знамения» на небе, «в солнце и луне и звездах» (Лук. 21:25). Днем же великим и просвещенным Пророк называет Второе пришествие Спасителя нашего; потому что в первое пришествие Он родился от бедной Жены в вертепе, по рождении положен в яслях, и пока не начал творить чудес, многим был неизвестен; тогда же узрят Его «грядущим на облацех» (Мф. 24:30), тьмы тем будут предшествовать Ему и тысячи тысяч песнословить Его, и «поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних» (Флп.2:10). И Пророк справедливо день сей нарек «просвещенным».
Иоил.2:32. И будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется.
Кстати повторить здесь апостольское оное изречение: «како убо призовут, в Него же не вероваша? Како уверуют, Его же не услышаша? Како же услышат без проповедающаго» (Рим. 10:14)? Посему Пророк справедливо присовокупил:
Яко в горе Сионе и во Иерусалиме будет спасаемый, якоже рече Господь, и благовествуемии, их же Господь призва.
Здесь изобразил нам священных Апостолов, которые поставлены были благовествовать и возвещать: «приближися царствие небесное» (Мф. 10:7). Говорит же Пророк, что «в горе Сионе и во Иерусалиме будет спасаемый», означая сим, что всякий верующий в Распятого и Восприявшего там за нас страдание улучит спасение.
По предречении духовных даров Пророк обратился к пророчеству другого содержания, и предсказывает о Гоге и Магоге, о которых предвозвещал и божественный Иезекииль; предсказывает же, что Гог и Магог, по возвращении Иудеев из плена, с многочисленною ратью ополчатся на Иерусалим, вероятно, побуждаемые к тому окрестными народами. Поскольку Иудеи по возвращении своем сделались весьма славны и знамениты; потому что обладавший тогда вселенною (а это был Кир, первый царь персидский) отпустил их с дарами и со всякою честью, и велел создать храм Божий; то соседние народы, одержимые завистью, собрали отовсюду несметные полчища, надеясь взять город со всеми жителями. Но обманулись в надежде, и потерпели конечную гибель у самого города, потому что поборал за него Бог всяческих, и соделал, что сами они истребили друг друга. Сие предвозвещая, Владыка устами божественного Иоиля, говорит:
* * *
В славянском переводе «яже», у семидесяти ἀ.