священномученик Ириней Лионский
Догматико-полемические труды
Пастырско-катехизические труды
Труды на иностранных языках
Аудиокниги
священномученик Ириней Лионский
Догматико-полемические труды
Пастырско-катехизические труды
Труды на иностранных языках
Аудиокниги
Епископ Лионский, раннехристианский богослов, апологет, полемист, отец Церкви, ученик смч. Поликарпа Смирнского.
О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.
С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.
По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым Поликарпом Смирнским, другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди, апостольских чудес.
Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).
По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.
Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.
Смирнская Церковь, несмотря на свою нищету (Откр.2:9), отличалась хорошей организацией. Проповедническая и миссионерская деятельность отличалась строгим соответствием духу Евангелия и апостольского Предания. Ревностное стремление святого Поликарпа Смирнского хранить и распространять веру в незапятнанности и чистоте со временем передалось и его ученику, Иринею.
На каком году своей жизни, при каких частных обстоятельствах Ириней оставил родные края и отправился в Галлию (территория нынешней Франции), история не сообщает. Вне сомнений известно одно: целью он ставил распространение проповеди и укрепление веры среди тамошнего населения. Считается, что на эту миссию его благословил сам Поликарп Смирнский. И это неудивительно. Ведь между Смирнскими и Галльскими христианами существовало давнее дружественное общение.
В то время главой Лионской Церкви был епископ Пофин. Ириней, рукоположенный во священника, ревностно нёс при нём бремя пастырского служения, был усердным борцом за чистоту веры, помощником правящему архиерею.
Время служения Иринея выпало на эпоху жесточайших преследований Церкви, то затухавших, то разгоравшихся с новой силой. Христиан грабили, карали за надуманные преступления, лишали имущества, избивали, пытали, насиловали, убивали. К этим внешним опасностям добавлялись и внутренние, связанные с распространением ересей и раскольничьих настроений.
Всё это требовало от священнослужителей особой любви, ревности и ответственности перед Богом и паствой. Лионские христиане, и между ними епископ Пофин, видели в Иринее именно такого пресвитера.
В тот период большое влияние приобрела секта монтанистов. Последователи этой общины претендовали на первенство в обладании благодатными дарами. Когда сторонники Монтана добрались до Рима и начали сеять свои заблуждения среди Римских христиан, тамошний епископ Елевферий, хорошо сознавая опасность, объявил, что порывает с приверженцами этой ереси добрые религиозные отношения.
Лионские мученики, проявив к тем событиям самый живой интерес, направили Елевферию послание, а доставить его доверили пресвитеру Иринею, о чём в том же послании было сказано несколько строк. В этих строках мученики выразили Иринею полное доверие, назвав его братом и сообщником. Там же они указали, что если бы место пресвитера определялось исключительно праведностью, Ириней был бы первым среди них.
Послание сыграло положительную роль. Римский епископ учёл пожелания лионских верующих и даровал заблуждавшимся мир.
После смерти девяностолетнего епископа Пофина, умершего в заточении в 177 или 178 году, святой Ириней, при поддержке народа, удостоился возведения на Лионскую епископскую кафедру.
Одной из текущих задач он поставил восстановление деятельности Лионской Церкви после недавнего гонения. Задача была не из лёгких: многие представители Церкви были замучены или убиты, а недовольство язычников всё ещё давало о себе знать.
Епископ Ириней не переставал делать всё от него зависящее для утверждения веры. Он много проповедовал сам и направлял священников проповедовать в отдаленные Галльские области, в частности, в Валенсию и Безансон.
Другим важным поприщем нового епископа стала борьба с гностицизмом. В этом отношении святой Ириней признан наиболее выдающимся деятелем своего времени.
В общем гностические лжеучения представляли собой гремучую смесь извращенных христианских идей, языческих мифов, философских учений и частных фантазий. В силу этого все они отличались неясностью и запутанностью содержания. Связанная с этим малопонятность воззрений артикулировалась как таинственность. В некоторых сектах, для увеличения атмосферы таинственности или мистичности, практиковались ложные чудеса. Последователи каждой гностической секты считали, что именно их «вера» является совершенной. Это нередко влекло в их ряды религиозно безграмотных и тщеславных людей.
Вся эта обстановка тревожила и беспокоила Иринея Лионского. При каждом удобном случае он разъяснял своей пастве, в чём состоит опасность уклонения от веры Христовой и послушания Церкви, обнажал абсурдность гностических учений.
Ратуя за чистоту веры, он не ограничивался областью своей епархии. Так, он отправил послание священнику Флорину и указал ему на его еретические отступления, а когда тот отказался внять здравому наставлению, Ириней написал Римскому епископу, попросив отреагировать, принять неотложные меры воздействия и затушить еретический очаг.
За несколько лет своего пастырского служения он тщательно исследовал, описал и разоблачил целый ряд гностических направлений. Впоследствии его труды были собраны в единое произведение, ставшее достоянием Вселенской Церкви. Уровень ориентирования в области гностических идей, продемонстрированной Иринеем Лионским, до сих пор вызывает восторг. Ныне это произведение известно читателю по названию: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)
Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.
Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римским епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.
Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же Церковь, хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.
При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.
В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.
От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), Доказательство апостольской проповеди, О тираническом царстве антихриста. Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.
Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.
С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.