Азбука веры Православная библиотека священномученик Ириней Лионский Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность
С. А. Федченков

Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность

Источник

Πίστει νοοῦμεν

Верою разумеваем... (Евр. 11,3)

Содержание

Аннотация

Предисловие

Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» (Περὶ μοναρχίας) 2. «Книга о восьмерице» (Περὶ ὀγδοάδος) 3. «О расколе» (Περὶ σχίσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» (Περὶ ἐπιστήμης) 7. «Книга разных проповедей» (Βιβλίον διαλέξεων διαφόρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» (Περὶ πίστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» (Περὶ τῆς τοῦ παντός οὐσίας) 13. «О Св. Троице» (Περὶ τῆς γίας τριάδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

 
Аннотация

Данное обстоятельнейшее исследование о жизни, пастырских трудах и сочинениях св. Иринея Лионского (ок. 130–202) не имеет аналогов в русской церковно-исторической науке. В книге рассмотрены и самым тщательным образом разобраны практически все вопросы, касающиеся как подробностей жизни великого отца Церкви (происхождение, ранние годы, знакомство со св. Поликарпом Смирнским и «пресвитерами», поездки в Рим и епископство в Галлии, борьба с гностицизмом, монтанизмом и другими лжеучениями, участие в пасхальных спорах и многое другое), так и его плодотворной литературной деятельности, особенно по созданию главных произведений св. Иринея – «Против ересей» в пяти книгах и «Доказательство апостольской проповеди». По словам автора книги, «почти ни одно выдающееся явление церковной жизни II столетия не обошлось без его участия. Такая личность не может не представлять интереса для истории Церкви..... принципы и воззрения, которые раскрывал и защищал в своих творениях св. отец, лежат также в основе вероучения и практики нашей Православной к Церкви. Мы принимаем установленный в первые века канон св. книг Нового Завета, церковное Предание в качестве источника вероучения наряду со Св. Писанием, признаем высший авторитет епископов; держимся, в сущности, тех же взглядов и по другим догматическим вопросам (за исключением хилиазма), какие раскрываются в сочинении «Против ересей». Жизнь и учение Иринея для нас, православных, представляет, поэтому еще больше интереса и значения».

Для всех интересующихся историей древней Церкви и становлением православной догматики.

Предисловие

Эпоха, в которую жил и действовал Ириней Лионский, является одной из выдающихся в истории Церкви.1 Св. отец принадлежал к третьему поколению христиан.

Апостолов и их ближайших преемников не было уже в это время в живых. Место их во главе Церкви заняли люди, не видевшие Господа и учеников Его и потому, кроме личных своих дарований и высокой жизни, не выделявшиеся особенно из среды верующих. С другой стороны, и рядовые христиане не только делаются (в крещении), но и рождаются теперь таковыми, воспринимая веру по традиции, от отцов и матерей своих. Чрезвычайные духовные дары хотя и не исчезли совсем, но стали настолько редки, что в лице монтанистов явились люди, поставившие себе задачей отстаивать их законность, необходимость и действенность в настоящее время. Кроме того, на основании более чем столетнего опыта (по вознесении Христа) верующие убедились, что слова Господа (Мф. 24, 34) и ап. Павла (1Кор. 7, 39) о близости конца мира и суда нельзя понимать буквально. Они начали догадываться, что Церкви христианской надлежит распространиться по всему миру и существовать во все последующие времена.

Нравственный энтузиазм, отличавший первохристиан, стал несколько падать. Но зато на место и отчасти в связи с уменьшением его более и более вырисовывается новое настроение, желание понять и защитить данными разума свою религию. Такова уже природа человеческая, не удовлетворяющаяся принятием каких-либо истин только на веру. К тому же в Церковь теперь вступили образованные люди из языческого общества, привыкшие до христианства философствовать, иметь дело с системами и т. п. Нравственно-практическое направление, господствовавшее во времена апостолов и в писаниях мужей апостольских, не удовлетворяло их.

Немалое значение имели в данном периоде и внецерковные течения. Церковь, как и раньше, подвергается гонениям со стороны римского правительства и преследованиям общества. Среди черни и интеллигенции распространяются вздорные слухи о Фиэстовых вечерях, Эдиповых кровосмешениях христиан, их враждебности существующему государственному строю и т. п. Против христианства пишутся даже литературные произведения, вроде известного труда Цельса. Мало того, появляются люди, которые под видом друзей Церкви расхищают ее овец. Таковы представители гностицизма. Ересь эта существовала и раньше, но никогда она не достигала такой силы, как в эпоху жизни св. Иринея. Руководители ее выпустили много сочинений для уяснения их учения и против Церкви; устраивали свои собрания, имели отличный от общецерковного культ, слишком свободно обращались со Св. Писанием, не признавали православных епископов и т. п.

А когда стали вырабатываться и точно определяться формы церковного устройства и жизни, то поднялось новое движение, якобы в защиту старого порядка вещей (монтанизм). Его представители отрицали епископат, доказывали наступление «нового периода домостроительства» со времени возникновения их общин; выдвигали на первый план изречения своих пророков, ставя их не только наряду, но часто и выше Св. Писания; свысока относились к церковным христианам, считая спасение последних почти невозможным; доводили до крайности требования свои относительно нравственной жизни.

Да и эвиониты,2 хотя не имели уже силы, однако существовали еще во II в..

Под влиянием этих внутренних и внешних причин настроение верующих, а также отчасти и сама жизнь принимают несколько иную форму. Чего-либо нового по существу, впрочем, здесь не было. Церковь христианская по идее своего основания имеет универсальный характер: она должна существовать во все времена и распространиться среда всех народов. Но такие задачи не могут быть осуществлены без известных условий, касающихся ее внешнего устройства, как всякого религиозного общества, существующего на земле. У нее должно быть свое управление в виде преемственной иерархии, которая на все времена сохранила бы достояние христианства и руководила христианскими общинами. Ей необходимы священнослужители и проповедники, чтобы распространять истину Христову по всему миру, присоединять к Церкви новых членов и сообщать верующим таинства. Она должна иметь свой канон книг, где заключались бы нормы вероучения, нравоучения и управления церковного для всех времен и народов; свое исповедание веры, отличающее ее от других религиозных обществ, свой культ и дисциплину.

Все это в общих чертах существовало в век апостолов. Они сами выполняли все функции церковной иерархии и дали в Писаниях нормы вероучения и жизни. То же по существу устройство и, несомненно, то же учение осталось не только во второй, но и в третий периоды. Разница состояла в том, что первые два поколения не формулировали точно своего достояния, не утверждали более или менее юридически форм церковного управления, не определяли канона книг и т. п.; тогда как представители третьей генерации отчасти осуществили эту задачу.

Изменилось, таким образом, собственно, не существо дела, а отношение к нему христианского общества. Прежде верующие думали, что Церковь будет существовать недолго и поэтому для нее не нужно внешнего устройства, тем более что есть налицо и чрезвычайные носители пласта церковной, и исключительные дарования. Теперь они начинают понимать, что Церковь – универсальное учреждение, имеющее существовать долго и среди всех народов и что поэтому формально определенное устройство ее необходимо. Немало помогли в этом также и еретические движения.

Отвечая на такое внутреннее настроение христиан, и желая отгородиться от гностиков, монтанистов и т. п. еретиков и раскольников, Церковь в лице ее представителей и утверждает во внешней форме то, что существовало в ней с самых первых времен ее бытия на земле.

Так, она более точно определяет на основе Евангелия и посланий апостолов свое вероучение в форме κανώνα τς πίστεως ­ «правила веры»; заявляет, какие именно книги принадлежат ее учителям и основателям и какие появились со стороны и чужды ей; другими словами, полагает начало определению канона св. книг Нового Завета. Ее учители раскрывают самое понятие о ней; настаивают на необходимости принадлежать к Церкви и уклоняться от еретических обществ. Утверждают и объясняют идею уже существовавшего монархического епископата; говорят о значении церковного Предания; устанавливают также более точно и однообразно культ (в пасхальных спорах). Отвечая на запросы христиан о понимании веры, Церковь, правда, не дает еще философского построения своей религии; но в лице св. Иринея представляет первый опыт богословской системы.

Не оставляет без ответа она и нападки со стороны языческого общества. У нее появляется целый ряд ученых апологетов, которые доказывают, с одной стороны, лживость всех обвинений, возводимых на христиан, а с другой – несомненное превосходство и учения, и жизни христианской над доктринами и поведением язычников.

Должный отпор нашли в данном периоде и еретики. Особенно энергично действуют представители Церкви против гностиков. В опровержение их, начиная с Иустина, пишутся сочинения, где обнаруживается настоящая сущность этого движения, выясняется и обличается его противоречие с христианским учением, безнравственная жизнь руководителей и последователей его, и раскрываются, в противовес ему, более полно основные истины церковного учения. Никогда еще полемика против гностиков не была такой интенсивной, как во II в. и отчасти в начале III в., являющегося продолжением данного периода.

Такое же отношение встретил и монтанизм, опровергаемый устно и письменно, и, в конце концов осужденный на соборах. В это время утратило окончательное свое значение и эвионитство, признанное Церковью ересью.

Представленные краткие сведения дают понять, в какой знаменательный период жил св. Ириней. Отсюда начинается, собственно, новая эпоха в истории Церкви, время интенсивного выяснения и формального определения ею своего учения и бытия в мире, эпоха, простирающаяся до конца деятельности Вселенских соборов и даже до наших дней.

Уже такое значение времени третьего поколения верующих служит вполне достаточным оправданием для появления труда, касающегося именно данного периода.

Тем более это должно сказать относительно сочинения об Иринее Лионском. Св. отец является представителем и выразителем церковного сознания и мысли своего времени. В жизни и деятельности его нашло себе отражение почти все, что переживала Церковь той эпохи. У него именно формулируется более точно исповедание веры (κανών τς πίστεως), есть все данные к определению канона св. книг Нового Завета. В его лице мы видим наиболее яркого защитника идеи Церкви, ее значения и необходимости принадлежать к ней. Он выдвигает на первый план церковное Предание в деле истолкования Св. Писания и устроения жизни; разъясняет смысл и защищает преемственный монархический епископат. Его сочинение «Против ересей» дает ответ на нужду христиан в богословской системе, ибо здесь впервые изложены и разъяснены почти все пункты христианского богословия.

Этот же труд доныне служит главным источником (особенно в виду потери «Синтагмы» Иустина и творений Игисиппа) для выяснения, истории и сущности гностицизма, а также методов борьбы с ним Церкви в эпоху крайнего его развития. Ириней был одним из самых выдающихся борцов с ересью. Принимал он участие и в борьбе Церкви с монтанизмом. Пасхальные споры II в. велись при его горячем участии во всех трех стадиях; и разрешение их в определенном смысле несомненно зависело очень во многом именно от него.

Словом, почти ни одно выдающееся явление церковной жизни II столетия не обошлось без его участия. Такая личность не может не представлять интереса для истории Церкви; тем более что из литературных трудов современников Иринея до нас дошло очень мало, и сохранившиеся доныне его сочинения являются, поэтому не только одним из главных, но часто и единственным источником сведений вообще об эпохе третьей генерации верующих. Не будь их, многие стороны церковной жизни того времени остались бы во мраке неизвестности.

Принципы и воззрения, которые раскрывал и защищал в своих творениях св. отец, лежат также в основе вероучения и практики нашей Православной Церкви. Мы принимаем установленный в первые века канон св. книг Нового Завета, церковное Предание в качестве источника вероучения наряду со Св. Писанием, признаем высший авторитет епископов; держимся, в сущности, тех же взглядов и по другим догматическим вопросам (за исключением хилиазма), какие раскрываются в сочинении «Против ересей». Жизнь и учение Иринея для нас, православных, представляет, поэтому еще больше интереса и значения.

Но особенно дорог он для Православной Церкви как хранитель и преемник в передаче существовавшего до него Св. Предания. Св. отец излагал в своих сочинениях не только личные взгляды. Он был учеником Поликарпа Смирнского и других «пресвитеров асийских». Этих наставлял Иоанн Богослов, любимый ученик Господа. Ириней соединен был, таким образом, через своих учителей видимой неразрывной связью с Самим Христом. Не внесенное в Евангелия учение Спасителя и устные разъяснения апостолов (церковное Предание) дошли до него в чистоте. Он записал большую часть их в книги и в таком виде сохранил и передал всем последующим поколениям. Жившие после него отцы и учители Церкви излагали Предание также в письменной форме. Но до Иринея оно передавалось преимущественно устно. Св. отец является поэтому одним из главных звеньев в цепи хранителей Св. Предания. Удалите это звено – и исторически известная, видимая для всех цепь распадется, история Предания прервется; само Предание скроется во мраке неизвестности, по крайней мере, для II в. и тем лишится исторической ясности и отчасти даже значения, особенно в глазах сомневающихся и рационалистически настроенных христиан.

Отсюда, личность Иринея и его биография, в частности, разрешение вопроса об отношении его к Поликарпу и «пресвитерам асийским» для православных историков и богословов приобретает еще большую важность.

Представители церковно-исторической науки на Западе в виду всего этого уделяют св. отцу очень много внимания. Ему посвящено довольно большое количество отдельных монографий, масса статей в разного рода журналах и отделов в курсах по истории Церкви и догматов. Однако протестантские и католические ученые не всегда остаются беспристрастными и строго объективными в освещении личности и учения Иринея. А. Гарнак, например, и примыкающие к нему исследователи доказывают независимость св. отца от раннейшего церковного Предания и, в частности, совершенно отрицают связь его с Поликарпом и асийскими пресвитерами. Ириней, на их взгляд, является одним из самостоятельных творцов церковного, кафолического богословия, – переработавшим лишь сообразно потребностям времени то, что существовало до него в Церкви. История Св. Предания прерывается у них, таким образом, в данном случае на Иринее, не восходя прямо ко Христу. Тот же немецкий ученый (а также Гильгенфельд и другие) утверждает, что Ириней «симпатизировал» будто бы монтанизму и т. п..

С другой стороны, католические богословы хотят видеть в епископе Лионском сторонника и защитника тенденции римских пап на главенство во Вселенской церкви.

Это налагает на православную церковно-историческую науку еще большую обязанность представить объективное, основанное на чисто исторических данных исследование о жизни и учении Иринея.

Между тем русская литература о св. отце очень скудна. Специальных монографий, посвященных ему, нет ни одной. Некоторые частные пункты его богословской системы раскрываются в немногочисленных журнальных статьях и отделах диссертаций по общим догматическим вопросам.3 Но жизнь и литературная деятельность Иринея почти совсем не исследованы. Статьи немногих авторов (за исключением небольшой, помещенной в «Приходском Чтении» за 1916 г.)4 ограничиваются сообщением лишь самых кратких и критически непроверенных биографических и библиографических данных о св. отце и не могут претендовать на признание за ними самостоятельности и научного значения.

Заполнить, хотя бы отчасти, последний пробел и является задачей предлагаемого нами труда. Масса вопросов, прямо и косвенно относящихся к нашей теме, скудость первоисточников вместе с обилием позднейших церковно-исторических исследований, гипотез и теорий об Иринее у западных ученых и происходящая отсюда трудность работы заставили нас ограничиться в настоящий раз разработкой материала, относящегося лишь к жизни и литературной деятельности св. отца. Учение Иринея мы специально не исследуем, касаясь отдельных только пунктов из него по тому или иному поводу.

Сочинение наше естественно распадается на две главные части: одна имеет в виду жизнь Иринея, другая – его литературную деятельность.

* * *

В заключение, в целях упрощения, главным образом, цитации, а также в виде указателя литературы считаем нужным привести список главных источников и сочинений новейших авторов, какие были у нас под руками при написании настоящего труда.

1. Acta sanctorum5 ex latinis et graecis aliarumque gentium monu-mentis servata, primigenia veterum Scriptorum phrasi collecta, digesta, commentariisque et observationibus illustrata. Junii. Т. V. Antverpiae, 1709.

2. BardenhewerO., prof. Geschichte deraltkirchlichen Iitteratur. Bd. I. Freiburg, 1902.

3. Его же. Patrologie. 3 Auflage. Freiburg im Breisgau, 1910.

4. Baumstark An., dr. Die Lehre des romischen Presbyters Florinus// Zeitschrift fiir neutestamentliche Wissenschaft und Kunde des Urchris tentums. 1912. Heft 4.

5. Baur Fr. Chr., prof. Die christliche Gnosis. Tiibung., 1835.

6. Его же. Das Wesen des Montanismus/ /Theologische Jahrbücher. 1851. Heft 4.

7. Beaven J. An account of the life and writings of s. Irenäus, bishop of Lyons and martyrs. London, 1841.

8. Beuzart P. Essai sur la theologie d'lrenee. Paris, 1908.

9. Böhringer Fr. Die Kirche Christi und ihre Zeugen. Bd. I. Abthl. I. Zürich, 1842.

10. Болотов В. В., проф. Лекции по истории древней Церкви. Вып. II СПб., 1910.

11. Его же. Из истории церкви Сиро-Персидской / / Христианское Чтение. 1900. Ч. I и отдельным оттиском.

12. Bonwetsch N., prof. Zur Geschichte des Montanismus. Dorpat, 1881.

13. Его же. Montanismus//Real-Encyclopädiev.Hauck.3Aufl.Bd. ХIII.

14. Corssen P. Zur Chronologie des Irenaeus/ / Zeitschrift für neutes-lamentl. Wissenschaft. 4.1903.

15. Deylingius Sal. Irenäus evangelicae veritatis confessor. Lipsiae, 1721.

16. Dodwell. Dissertationes in Irenäum. Oxoniae, 1689.

17. Duschesne L. Histoire ancienne de l'Eglise. Т. I. Ed. III. Paris, 1907. Русский перевод (с 5-го французского издания): М., 1912 (книгоиздательство «Путь»).

18. Его же. Fastes episcopaux de l'ancienne Gaule. Т. I-II. Paris, 1894–1899.

19. Dufourcq A. Saint Irénée. Ed. III («Les saints») V. Lecofre. Paris, 1904. Его же. «Saint Irénée». Из серии «La pensée chrétienne». Paris, 1905.

20. DunckerL. Des heiliges Irenäus Christologie. Göttingen, 1843.

21. Ehrhard A. Die altchristliche Litteratur und ihre Erforschung von 1884–1900. Freiburg in Breisgau, 1900.

22. Евдоким, иером. (ныне архиепископ). Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сергиев Посад, 1898.

23. Евгений, еп.6 Св. Ириней Лионский//Прибавления к Творениям св. Отцев. 1843. Ч. I.

24. Eusebius. Historia ecclesiastica. Издание Е. Schwartz'a. Leipzig, 1908. То же. Русский перевод//Сочинения Евсевия Памфила. Т. I. Изд. 2-е СПб. Духовная академия. СПб., 1858.

25. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды свв. отцев и учителей Церкви. Перевод с английского А. П. Лопухина. СПб., 1891.

26. De-Faye Eug. Introduction à ÍEtude du Gnosticisme. Paris, 1903.

27. Feuardentius Fr. Sancti Irenaei Lugdunensis episcopi et martyris Adversus Valentini et similium gnosticorum haereses libri quinque. Lutetian, 1639.

28. Freppel Ch. Saint Irénée et l’eloquence chrétienne dans la Gaule. Paris, 1861.

29. Gouilloud A. Saint Irénée et son temps, deuxième siècle de l’Eglise. Lyon, 1876. .

30. Grabe I. E. S. Irenaei episcopi Lugdunensis Contra omnes haereses libri V.Oxoniae, 1702.

31. Graul K. Die christliche Kirche an der Schwelle des Irenäischen Zeit-alters. Leipzig, 1860.

32. Гусев Д. В., проф. Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II в.//Православный Собеседник. 1874. Ч. II-III.

33. Harnack A., prof. Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius. Theil 1. Die Ueberlieferung und der Bestand der altchristlichen Litteratur bis Eusebius. Leipzig, 1893. Halfte 1.

34. To же. Theil II. Bd. 1. Die Chronologie der altchristlichen Litteratur bis Eusebius. Leipzig, 1897. f

35. Его же. Die Pfaffschen Irenaus-Fragmente, als Fälschungen Pfaffs nachgewiesen//Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Litteratur, herausgegeben von O. Gebhardt und A. Harnack. Neue Folge. Bd. V, Heft 3. Leipzig, 1900.

36. Его же. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Bd. I-II Leipzig, 1906 (2 Auflage).

37. Его же. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I. Tübingen, 1909.

38. Его же. Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnosticismus. Leipzig, 1873 (отдельная диссертация) и продолжение этого труда под тем же заглавием в «Zeitschrift für historische Theologie». 1874. Thl. II.

39. Harvey W. Sancti Irenäi episcopi Lugdunensis libri V Adversus haereses. Т. I-II. Cantabrigiae, 1857.

40. Der Schriftstellerkatalog des Hieronymus – C. Alb. Bernoulli. Freiburg und Leipzig, 1895.

41. Hilgenfeld A. Die Ketzergeschichte des Urchristentums. Leipzig, 1884.

42. Его же. Der Paschastreit der alten Kirche. Halle, 1860.

43. Hirschfeld O. Zur Geschichte des Christentums in Lugdunum vor Constantin//Sitzungsberichte d. Preussischen Akademie d. Wissenschaften zu Berlin. 1895. April.

44. Иванцов-Платонов А. М., прот. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877.

45. Iordan Н., prof. Das Alter und die Herkunft der lateinischen Ueber-setzung des Hauptwerks des Irenaeus/ /Theologische Studien, 1908.

46. Его же. Armenische Irenaeus-Fragmente//Texte und Unter-suchungen. Bd. XXXVI, Heft 3. Leipzig, 1913.

47. Irenaus. Gegen die Haeretiker Buch IV u. V in armenischer Version. Leipzig, 1910; та же серия. Bd. XXXV, 2.

48. Касицын Д.Ф., прот. Расколы первых веков христианства. М., 1889.

49. Kastner K. Der Irenäus von Lyon und der römische Presbyter Flo-rinus//Der Katholik. 1910. Bd. VI.

50. Его же. Zur Kontroverse über den angeblichen Ketzer Florinus// Zeitschrift für neutestamentl. Wissenschaft. 1912. H. 2.

51. Kihn. Patrologie. Paderborn, 1904. Bd. I.

52. Klebba Er., dr. Die Anthropologie des hl. Irenäus//Kirchenge-schichtliche Studien, herausgegeben von Knöpfler, Schrörs, Sdralek. Bd. II. lI.3.Münster, 1894.

53. Kling. Irenäus von Lyon//Real-Encyclopädie von Herzog. 1 Auflage. 1857. Bd. VII.

54. Koch H., prof. Tertullian und der römische Presbyter Florinus// Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft. 1912. H. 1.

55. Kunze J. Die Gotteslehre des Irenäus. Leipzig, 1891.

56. Его же. De historiae gnosticismi fontibus novae quaestiones criticae. Lipsiae, 1894.

57. Курганов Ф. А., проф. Свидетельствовал ли св. Ириней о приматстве и непогрешимом учительстве Римской церкви, в частности ее первосвященника? Казань, 1893.

58. Leimbach. Wann ist Irenäus geboren? / /Zeitschrift für die gesammle lutheriche Theologie und Kirche. XXXIV. Leipzig, 1873.

59. Lightfoot J. B. The apostolic Fathers. Part II. S. Ignatius, S. Polycarp. Vol. I, III (2-nd edition). London, 1889.

60. Его же. Supernatural Religion//Contemporary Rewiew. 1875.May; 1876. August Тоже – отдельным изданием: Essays on the Work entitled Supernatural Religion. London, 1889.

61. Lipsius R. A. Die Zeit des Irenäus und die Entstehung der alt-katholischen Kirche//Historische Zeitschrift. 1872. Bd. XXVIII.

62. Его же. Irenäus, bischof of Lyons//A Dictionary of Christian biography, literature, sects and doctrines during the first eight centuries. Ed. W. Smith and H. Wace. Vol. III. London, 1882.

63. Его же. Gnosticismus/ / Allgemeine Encyklopädie J. S. Ersch und Gruber. Erste Section. 71 Theil. Leipzig, 1860.

64. Его же. Zuv Quellenkritik des Epiphanios. Wien, 1865.

65. Его же. Die Quellen der ältesten Ketzergeschichte. Leipzig, 1875.

66. Loofs Fr., prof. Die Handschriften der lateinischen Uebersetzung des Irenäus und ihre Kapiteltheilung/ /Kirchengeschichtliche Studien. Leipzig, 1888.

67. Mannucci U., dr. Irenaei Adversus haereses libri V/ /Bibliotheca sanctorum patrum et scriptorum ecclesiasticorum. Series 2. Vol. III. P. I- II. Romae, 1907.

68. Massuet R. Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis et martyris Contra haereses libri V. Parisiis, 1710.

69. To же. Venetiis, 1734. Pars I-II.

70. To же у Mignéя – Patrologiae cursus completus. Series graeca. Т. VII. Там же – Dissertationes praeviae in Irenaei libros – Massueti.7

71. Ter-Mekerttschian Kar., dr. Des hl. Irenäus Schrift zum Erweise der apostolischen Verkündigung in armenischer Version entdeckt, heraus-gegeben und ins Deutsche übersetzt von Dr. Karapet Ter-Mêkêrttschian und Dr. Erwand Ter-Minassiantz, mit einem Nachwort und Anmerkungen von Adolf Harnack//Texte und Untersuchungen. Bd. LXXI. H. 1. Leipzig, 1907. Тоже – 2 Auflage der deutschen Uebersetzung. Leipzig, 1908.

72. Мелиоранский Б. M., проф. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (I-VIII вв.). Вып. I. СПб., 1910 (отдельный оттиск из журнала «Странник»)/

73. Мышцын В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909.

74. Möller W. Montanismus//Real-Encyclopädie von Herzog. 2 Auf-lage. Bd. IX. 1858.

75. Montet E. Le légende d'Irénée et l’introduction du Christianisme à Lyon. Genéve, 1880.

76. Neander Aug. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Bd. I-II (4 Auflage). Gotha, 1863–1864.

77. Neumann K. J. Der römische Staat und die allgemeine Kirche bis auf Diocletian. Bd. I. Leipzig, 1890.

78. Николаев Ю. В поисках за Божеством. Очерки из истории гностицизма. СПб., 1913.

79. Никольский А. И. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом //Христианское Чтение. 1880. Т. I; 1881. Т. I.

80. ОксиюкМ. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев, 1914.

81. Patrum apostolicorum opera. Recensuerunt О. Gebhardt, A. Harnack, Th. Zahn. Editio minor. 1877. Lipsiae.

82. Pfaffius Chr. M. S. Irenaei episcopi Lugdunensis fragmenta anec-dota. 1715.

83. Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. I. СПб., 1859.

84. Писарев Л. И., проф. Очерки из истории христианского вероучения патриcтического периода. Т. I. Казань, 1915.

85. Pitra I. В. Analecta sacra Spicilegio Solesmensi parata. Paris, 1876–1891. Т. II, IV.

86. Покровский А. И., проф. Соборы древней Церкви. Сергиев Посад, 1915.

87. Поснов М. Э., проф. Происхождение гностицизма и развитие его //Труды Киевской Духовной академии. 1912. Ноябрь.

88. Его же. Гностицизм и борьба Церкви с ним во II в.//Там же. 1912. Декабрь.

89. Его же. Гностицизм II в. / / Там же. 1913. Сентябрь, и другие статьи о гностицизме в том же журнале за 1914–1916 гг.18

90. Преображенский П., прот. Сочинения св. Иринея, епископа Лионского (в русском переводе). Изд. 2-е. СПб., 1900; с его же предисловием «О св. Иринее Лионском и его сочинениях».

91. Preuschen Er. Passah altkirchlicher und Paschastreitigkeiten / / Real-Encyclopädie v. Herzog-Hauck. 3 Auflage. Bd. XIV.

92. Rettberg Fr. W., dr. Paschastreit der alten Kirche//Zeitschrift für historische Theologie. 1832. Bd. II. Stuck 2.

93. Ropes C. J. Irenäus of Lyon//The Bibliotheca Sacra. 1877. April.

94. Сагарда H. И., проф. Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». СПб., 1907 (извлечено из «Христианского Чтения» за 1907 г.).

95. Его же. Первое соборное послание св. апостола Иоанна Богослова. Полтава, 1903.

96. Его же. Св. Ириней, епископ Лионский//Приходское Чтение. 1916.

97. Schürer Aem., dr. De controversis paschalibus secundo post Christi natu saeculo exortis. Lipsiae, 1859.

To же с некоторыми дополнениями в немецкой обработке – Die Paschastreitigkeiten des 2 Jahrhunderts/ /Zeitschrift für historische Theologie. 1870. Bd. II.9

98. Seeberg R. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Leipzig, 1908.

99. Скворцов К., проф. Философия отцов и учителей Церкви. Киев, 1868.

100. Steitz G. Е. Die Differenz der Occidentalen und der Kleinasiaten in der Paschafeier/ /Theologische Studien und Kritiken. 1856. Heft 4.

101. Его же. Der ästetische Character der Eucharistie und des Fastens in der alten Kirche//Там же. 1857.

102. Его же. Einige weitere Bemerkungen über den Paschastreit des 2 Jahrhunderts//Там же. 1857. Heft 3.

103. Stieren A. S. Irenaei Contra omnes haereses libri V. Т. I-II. Lipsiae, 1853.

104. Его же. De Irenaei Adversus haereses operis fontibus, indole, doctrina et dignitate. Gottingae, 1836.

105. Его же. Irenäus von Lyon//Encyclopädie v. Ersch und Gruber. Section 2. Bd. XXIII. Leipzig, 1844.

106. Thompson J. W. The alleged persecution of the Christians at Lyons in 177//The American Journal of Theology. 1912. July.

107. Tillemont L: Memoires pour servir a L’histoire ecclésiastique des elx prèmier siècles. Т. III. Venise, 1732.

108. Троицкий В., проф. (архим. Илларион). Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.

109. Völter D. Das Ursprungsjahr des Montanismus//Zeitschrift fur Wlsscnschaftliche Theologie. 1883. Heft 1.

110. Weitzel K. Die christliche Paschafeier der drei ersten Jahrhunderte. Plo…eim, 1848.

111. Werner I., dr. Der Paulinismus des Irenäus / /Texte und Untersu-…..gen. Bd. VI. Heft 2. Leipzig, 1889.

112. Wieten L. T. Irenaeus» Geschrift «Ten Bewijze der apostolische …diking». Utrecht, 1909.

113. Zahn Th., dr. Analecta zur Geschichte und Literatur der Kirche im weiten Jahrhundert. I. Zur Biographie des Polycarpus und des Irenäus. II. Das Schreiben des Irenäus an Victor//Forschungen zur Geschichte des …..estamentlichen Kanons und der altkirchlichen Literatur. Theil IV. Er….. und Leipzig, 1891.

114. Его же. Apostel und Apostelschüler in der Provinz Asien//For….ngen. Theil VI. Leipzig, 1900.

115. Его же. Irenäus, Bischof von Lyon//Real-Encyclopädie für pro….antische Theologie und Kirche von Al. Hauck. Bd. IX. 3 Aufl. Leipzig, 190110

116. Zeigler H. Irenäus, der Bischof von Lyon. Berlin, 1871, и другие сочинение, статьи и творения св. отцев, которые мы будем указывать11 в примечаниях к тексту нашего сочинения.

* * *

1

Печатается по изданию: Федченков С. А Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. Сергиев Посад, 1917.

2

Эвиониты-иудействующие христиане, продолжавшие держаться Моисеева закона, отвергавшие проповедь ап. Павла о свободе язычников от ига этого Закона. Из новозаветных писаний они признавали лишь Евангелие от Матфея и Апокалипсис (Прим. Ред.).

3

Таковы, например, диссертации: Троицкий В. Очерки из истории догматы о Церкви. СПб., 1912; Оксиюк. Эсхатология Григория Нисского. Киев, 1914 и д.р.).

4

№ 27–29. Статья не подписана. Принадлежит, если не ошибаемся, проф. II. И.Сагарде.

5

В основу положен латинский алфавит.

6

Ср. Преображенский – в предисловии к переводу Творений Иринея. Ср., прим. 2.

7

Мы цитируем диссертации Массюета и «Contra haereses» Иринея по изданию Mignéя с пометкой «у Mignéя», часто даже без указания на том греческой серии.

8

См. оглавление большинства их на стр. 171–172, прим.1.

9

Страницы латинского издания мы цитируем с буквой «Р» впереди, немецкого – с буквой «S».

10

Эту статью Цана мы цитируем часто в сокращенном виде «RE» (­ Real-I…..opadie), не указывая даже тома и издания

11

На стр. 171–172, прим. 1; 193–194, прим. 2; 207–208, прим. 8 указана подробно литература, бывшая у нас под руками по вопросу о гностицизме, монтагонизме и пасхальных спорах во II в..


Источник: Святой Ириней Лионский : Его жизнь и литературная деятельность / С.А. Федченков. – СПб. : «Изд. Олега Абышко», 2008 – 576 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»).

Комментарии для сайта Cackle