12. 1276 г. августа 12. Ответы константинопольского патриаршего собора на вопросы сарайского епископа Феогноста
Списки этого памятника до крайности разнообразны. В одних вопросы Феогноста перемешаны с вопросами Кирика: по таким списками зложено содержание памятника в статье о нем, помещенной в «Правосл. Собеседнике» 1863 г. кн. I, стр. 142 и сл. Другие разнятся между собой по количеству вопросов и ответов: так в Строевском списке, изданном во 2 томе «Русск. Иcтop. Библиотеки» (№ 1), пишется только 24 главы; из трех Кирилловских списков, изданных в «Чтениях» Моск. Общ. Ист. и Древ. 1860 г. кн. 2, отд. III, стр. 32 и сл., в одном (№ 2) – 30 глав, а в двух – 33. Списки последнего разряда бесспорно имеют преимущество сравнительной древности и исправности. Для настоящего издания взят список XVI в. – из Кормчей Публ. Библиот. Л. F. Отд. II, № 80, л. 581 (по счету внизу); разночтения к нему приведены из четырех списков того же века и той же редакции: Лаврского № 209, л. 71 об., Общ. Ист. и Древ. № 109, л. 105, Ундольского л. 35, л. 403, и Кирилловского № 1 (см. выше). Памятник сохранился и в греческом подлиннике (см. в Приложениях № 1); но здесь содержится только 15 вопросов и ответов, из коих последний не встречается ни в одном списке славянского перевода. Очень может быть, что подлинник сокращен позднейшими (греческими) переписчиками; но, с другой стороны, и перевод носит на себе ясные следы русских дополнений ; одно из них – упоминание о русском митрополите Максиме, как члене патриаршего собора 1276 г., есть очевидный анахронизм (см. под текстом примечание 1 и 8).
Месяца августа .в҃i. день, среда, индикта .д҃. 973 , седящим святым патриapхом в месте своем в церкви Святой Софии, aнтиохийскому и Константина града патриарху Иоанну 974 , и с ними митрополиты 975 халкидонский Николае, афинейский Мелетий 976 , ахирайский Лавреньтий, визийский 977 Иоанн, дереский 978 Константин, лефадский 979 Софроний и всея Руси Максим 980 , и предстоящим ту избранным попом и диаконом, и благочестивый епископ сарайский Феогност, седящу в собopе смирению нашему, и положил посреде нас вопросы некие, и ответ всякому подобен вопросу прия 981 , яже суть сице:
1
Вопросил:в киа дни подобает и в годы читать святителю евангелие? – Ответ. Четырежды в лето, рекше, страстные недели [в] великий четверток первое евангелие, и на Пасху на литургии и на вечерни, и в первый день сентября 982 месяца, егда ходят c крестами. Еже с игуменом в великие праздники да чтут, при иных попах не чтут, развее нужда.
2
Вопрос о крещении.Коликожды подобает измолвить молитвы, крещающе человека? подобает ли многим попам 983 крестить, или едином 984 ? – Ответ. Подобает единому измолвить молитвы, и единому попу крестить. Аще ли случится многим детям быть, и будет попов 985 много, да крестят кождо о себе детища. Аще будет детей много и един поп, да измолвит единою молитвы надо всеми детьми, и погружает по .г҃. -жды коеждо дитя, глаголя: [ .а҃. -е] «во имя Отца», .в҃. -e "и Сына», .г҃. -е «и Святого Духа».
3
Вопрос.Петь ли в великий пяток службу 986 ? – Ответ. Святыми Отцами уставлено 987 : службы в том дне несть.
4
Вопрос.Достоит ли двумя агнцеми 988 служить? – Ответ. Не токмо едином, но и двумя и тремя, еще приключится многим попам быть 989 ; но когда будет святое возношение, да взимает един агнец великий, да тем возношением все свящаются.
5
Вопрос.Когда 990 хиротанисать попа, от которого агнца дать ему: лзе ли от великого агнца? – Ответ. [Не лзе] 991 преже священия новосвященному, но от иных, иже 992 суть на иных дискосах, да от тех агнцев дать ему.
6
Вопрос.Аще приключится святителю служить литургию, а не будет диакона, а попов будет много, лзе ли ему служить? – Ответ. Аще будет нужа, а не будет диакона, да поет с попами.
7
Вопрос.Аще будут попове мнози вместе, а не будет диакона посреди их, достоит ли им служить 993 ?– Ответ. Достоит 994 ; един от них поп ектенью молвит, в алтаре стоя, а вон не выходя.
8
Вопрос.Подобает ли игуменом служить с рипидами, или Трисвятое пение петь, в алтаре стоя, а вон не выходя? – Ответ. Сего божественные и святые каноны не возбраниша: с дары да носят, а осенения да не творят. В том волен 995 епископ, аще кому благословить осенение творить, а в Трисвятом пении – ручное благословение. 996
9
Вопрос.Аще приключится человеку в велицей болести, а восхощет в чернецы, а не будет игумена, лзе ли епископу постричь его? – Ответ. Не токмо епископу, ино 997 и попови и диаконови; аще не будет попа и 998 диакона, а при смерти, да и причетник пострижет.
10
Вопрос.Подобает ли епископу епископа постричь в схиму, или ни? – Ответ. Аще не будет игумена, постричь может 999 епископ. 1000
11
Вопрос.В сырную неделю, в среду и пяток, постная служба, или Иванова служить 1001 ? – Ответ. Не поется тогда служба ни постная, ни Иванова, но в .ѳ҃. час часы с вечернею поют.
12
Вопрос.Умирающу святителю достоит ли тело дать в руку, или ни? – Ответ. Не достоит, занеже не уставиша божественные каноны. 1002
13
Вопрос.Аще святитель умрет, [а] пострижется 1003 в схиму, како есть погрести его: святительски ли, или мнишски? – Ответ. Аще будет в святительстве умерл, да положат ѝ в ризах, аще ли будет в схиме умерл, да положат ѝ в схиме чернеческой.
14
Вопрос.Аще будут попове многие и дьяконы, подобает ли игуменом проскомисать, или ни? – Ответ. Аще будет старейший игумен, да посылает диакона 1004 ; аще ли епископ будет с ними на службе, да проскомисают все.
15
Вопрос.Аще который епископ в болести пострижется в схиму, а потом здрав будет, достоит ли ему епископом быть, или ни? – Ответ. Не достоит, но быть ему, яко и всякий мних. 1005
16
Вопрос.Подобает ли на местах стоячи игуменом кончавать пениe? – Ответ. Аще будут в мантии, да канчивают 1006 на местах; а будут в ризах, да канчивают 1007 , якоже и на службе.
17
Вопрос.Аще мышь начнет агнец, достоит ли им служить, или ни? – Ответ. Достоит, хотя бы четвертая часть осталась, и тем служить.
18
Вопрос.Аще не будет епископа в граде, лзе ли игумену крест воздвизать? – Ответ. Сего не бранят каноны святого Феодора Студийского. 1008
19
Вопрос.Достоит ли в апостольские праздники в среду и пяток мяса есть? – Ответ.Не разорится и среда и пяток ни господским празником, кроме великих дней святой недели, – в среду и пяток да едят, – и на Сшествиe Святого Духа, и егда приключится Рождество Христово или Богоявление, и егда бывает неделя о мытаре и фарисее: опроче сих .є҃. праздников, да не разорят среды и пятка: се бо возбранено отнюдь божественными канонами, в правиле седьмом Феофила 1009 , apxиепископа александрийского, отнюдь возбранено есть.
20
Вопрос.Аще забудет пресвитер влить вина или воды в потир [и] 1010 упомнит среди службы, починать ли ему опять, или по ряду тако петь? – Ответ. Да когда воспомянет и влиет вино и воду, да совершает службу: опять не починает.
21
Вопрос.Подобает ли свящав трапезу, преносить от места на меcтo, и на ней литоргисать? – Ответ. Подобает, занеже по нужи есть. Ходящие 1011 люди не имеют себе упокойного места 1012 ; но стрещи со страхом и трепетом: в чисте месте поставить ю, и служить на ней.
22
Вопрос.Приходящим от Heсториан и от Яковит, како подабает крестить? – Ответ. Подобает ему проклять свою веру и учителей своих, помазавше ѝ миром, тако причтетѝ правоверной вере и благочестиве.
23
Вопрос.Приходящим от татар 1013 , хотящих креститься, и не будет велика сосуда, в чем погружать ему 1014 ? – Ответ. Да обливает его .г҃. -жды, глаголя: «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
24
Вопрос.Аще будет нужа при смерти, а не будет святителя, ни попа, ни диакона, а будет дьяк, лзе ли ему крестить? – Ответ. Не будет святителя, ни попа, ни диакона, а будет диак причетник, да и тому подобает крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. 1015
25
Вопрос.Аще не будет епископа, ни попа при смерти [человека] 1016 , лзе ли диакону дать святое причастие, или петь над ним, или коливо свящать? – Ответ. Лзе причастие дать, и над ним петь, и коливо свящать.
26
Вопрос. Аще будет [любозверь] 1017 , любо птищь, а удавится в силе, достоит ли есть? – Ответ. Аще будет при нужи. 1018
27
Вопрос.Аще будет монастырь под епископией, угоден будет епископии, достоит ли в нем епископию сотворить, или ни, а монастырь инде сотворить? – Ответ. В том волен епископ сотворить: несть бо ему греха.
28
Вопрос.Аще невенчальная жена по мужни смерти, аже будет чисто житиe, или в черницы ся пострижет, лзе ли ей печь просфоры, или ни? – Ответ. Аще покаяние приялa будет отцом духовным и стара, достоит ей печь.
29
Вопрос.Подобает ли сухой стафилией служить, или ни? – Ответ. Аще не будет где вина в которой земли отнюдь, да изгнетут новую стафиль, и служить 1019 , а не сухую 1020 ; аще ли имет служить, грех имать от Бога.
30
Вопрос.Подобает ли брата крестившего или тетку или тетичну 1021 поять жене себе 1022 ? – Ответ. Не удержанно, да поиметѝ.
31
Вопрос.Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служить? – Ответ. Се удержано есть святыми канонами. 1023
32
Вопрос.Подобает ли тело Христово носить на путь? – Ответ. Подобно и благословенно.
33
Вопрос.Подобает ли поновить церковные сосуды? – Ответ. Аще хочет обновить священные сосуды, да купит преже у мастера орудия все, да сковав сосуды, и ввергут орудия в глубину, а опять да не делают орудия теми, да не получать себе от Бога греха.
* * *
Во всех наших списках (см. легенду) стоит индикт .д҃і. Исправлено по Строевскому и 1-му Кирилловскому спискам, которые в этом отношении оказываются согласными с греческим подлинником. В последнем обозначен но только индикт (4), но и год (6784 = 1276, который действительно соответствует 4-му индикту и в котором 12 августа приходилось в среду). Это показание оправдывается свидетельством Никоновской летописи, в которой под 1279 г. записано: «Того же лета прииде Феогнаст епископ сарайский в третия из греческие земли, из Царяграда; посылал убо его пресвещенный Кирилл митрополит и царь ординский Менгу-Темир к патриарху и к царю Михаилу Палеологу» (ч. III, стр, 68). См. еще примеч. 8
В греческом подлиннике упоминается один только патриарх – константинопольский Иоанн (Векк, 1275–1282 г.).
В греческом подлиннике первым из митрополитов поименован ираклийский Лев, о котором см. у Лекена в Oriens Christianus, t. I, p. 1113.
Митрополиты Николай халкидонский и Мелeтий aфинский присутствовали также на coборе 1280 г., под председательством того же патриарха Иоанна Вeккa (см. Allatii, De Consens. lib. III, стр. 1, n. 5, ed. 1648, p. 893).
В наших списках византийский; исправлено по Кирилл. сп. № 2 и согласно с греческим подлинником, в котором стоит Βιζύης.
В подлиннике Δέρκου.
В подлиннике Λευκάδος.
Имя митрополита Максима есть позднейшая русская вставка, ради которой, по всей вероятности, и сделана в славянском тексте перемена 4-го индикта на 14-й (см. примеч. 1). Максим поставлен на русскую митрополию в 1283 и умер в 1305 г. Таким образом, пока не был известен греческий подлинник соборных ответов Феогносту, время их происхождения определялось по следующим данным славянского текста: индикт 14, при русском митрополите Максиме и константинопольском патриархе Иоанне. Все это заставляло относить памятник к 1301 году, хотя, нужно заметить, сирийским епископом был тогда уже нe Феогност, а Измаил (упомин. под 1296 и 1312 г. См. Пол. Собр. Летоп. т. VII, стp. 181, 186; Никон. III, 108).
и ответ подобен всякому вопросу прия Лавр.
В наших списках сего; исправлено по подлиннику, которому следуют Кирилловский № 2 и Строевский списки. Срав. Прилож. № 1, примеч. 2.
быти прибав. Унд.
единому Унд.
поп Унд.
служба Унд. и Кир.
есть прибав. Кир.
агньци Унд.
попов много быти Унд.
В основ. сп., Лавр. и Общ. Тогда; исправлено по Унд. и Кир.
не лзе прибавлено для смысла из Берсеневской Кормчей Публ. Библиот.
В основ. сп. и Общ. ихже.
или ни прибав. Кир.
им служити прибав. Кир.
есть прибав. сп. Общ.
В греческом нет этого вопроса и ответа.
но Лавр., Унд., Кир.
ни в прочих списках.
пострижет Общ., Лавр., Унд.: при нужи пострижет Кир.
Этой и следующих глав до 27 включительно нет в греческом.
служба Унд.
У греков существовал обычай, прямо противоположный настоящему ответу (см. толкование Вальсамона на 83 правило VI вселенского собора).
пострижен Кир. № 2: постригся Кир. № 3.
Ответ основан на Студийском уставе, в котором говорится, что поп и диакон на шестом часе «възьмъша благословение у игумена, облачитася, и проскумисает диакон» (Опис. ркп. Синод. библиот. Отд. II, ч. I, стр. 248).
См. Константинопольского собора в храме Св. Софии правило 2.
не канчивають сп. Общ.; скончивають Унд.
скончивають Унд.
Обряд воздвижения св. Креста (14 сентября) есть собственно архиерейское священнодействие. Но в знатнейших монастырях Греции, например в Студийском, он совершаем был игуменами (см. в Уставе Студийском синод. библиот. № 330, л. 261 об.).
Во всех списках Феофилакта: разумеется, конечно, известный Феофил александрийский, первое (а не седьмое) правило которого, действительно, может служить основанием для настоящего ответа.
и из Унд.
Во всех наших списках хотящии; ошибка исправляется Кирилловскими списками № 2 и 3. Под «ходящими» pазумеется, без сомнения, кочевники в пределах сарайской епархии.
покой на месте Унд.
В основ. сп. таатар.
его Унд.
В основном списке ответы 23 и 24 зачеркнуты, но в Лавр. и Унд. оставлены.
человека из Кир.
любо зверь из Лавр., Унд. и Кир.
В основном списке ответ зачеркнут, в прочих оставлен.
служать Кир.
сухою Унд. и Общ.
тетчину Унд.
В подлиннике: ἐάν δεὶ ἀδελφὸν τοῦ βαπτίσαντος θείαν ῆ πρωτεξαδέλφην τοῦ βαπτίσθέντος προσόπου είς γυναῖκα λαβεὶν; (гл. 11). Т.е: «можно ли брату крестившего лица жениться на тетке или двоюродной сестре крещенного?».
В подлиннике: τοῦτο κεκωλυμένον παρὰ τῶν κανόνων ἐστί(гл. 12; ср. Σύνταγμα τῶν κανόνων IV, 191; V, 49). Но замечательно, что во всех наших списках, за исключением Ундольского и Кирилловского № 2 (чтение которых принято в тексте), читается: «неудержано есть святыми каноны». В виду большинства и сравнительной древности списков, представляющих это чтение, нужно допустить, что оно было первоначальное и что настоящий ответ (равно как и другие, в особенности 23-й) в славянском переводе приспособлен к исключительным обстоятельствам сарайской епархии. Окруженная со всех сторон дикими кочевниками и сама кочующая (вопрос 21), она была в буквальном смысле воинствующей церковью и, при крайнем недостатке в лицах, способных к принятию священства, нуждалась в смягчении канонической строгости относительно священников, которые брались иногда за оружие. В Строевском списке антиканоничность ответа сглажена чрез изменение вопроса: «Аще пономарь человека убиет, лзе ли ему со попом служить?». В основном списке oтвет был заклеен.