11. Заповедь епископам о хранении церковных правил
В софийской и чудовской пергаменных Кормчих статья эта помещена вслед за постановлением Ильи архиепископа новгородского и белогородского епископа (№ 4), – потому, вероятно, что в начале памятника упоминаются архиепископы и епископы. Крoме того, в чудовской Кормчей таже самая статья присоединена еще к посланию владимирского епископа (№ 9), а в некоторых позднейших Кормчих встречается даже три раза: в двух указанных местах и в виде отдельной статьи (см. Кормчую Рум. Муз. № 231, л. 191, 307 об. и последний). В печатной Кормчей она поставлена пред титулами Фотиева номоканона (л. 14 первого счета). Текст настоящего издания – по софийскому списку, варианты – по двум чудовским, которые, хотя и находятся в одной и той же Кормчей (л. 285 и 190 об.), представляют некоторые разночтения между собой: первый указывается буквой А, последний – Б.
Всей силой и всею мощью должны суть архиепископы и епископы иметь стражбу о священных правилах. 961 Поручено бо 962 иместь твердо соблюдать ее, да не что 963 от них преступаемо 964 , и забытьем преминуемо 965 , неизысканьем 966 оставляемо. В он день в муках о них изискомо 967 будет. Храняще 968 бо священные каноны, владыки Бога помощи сподобляются; сия же преступающе, в конечное осужение себя влагают. Божественным бо правилам не сохраняемом, различны преступления 969 бывают: от того Божий гнев на нас и многие казни последний суд. Тому же всему повинны суть святители, не бдяще, ни стрегуще винограда, еже есть церкви, ни преступающе в обиду, еже есть 970 по некоей страсти, или по неразумию, небоязни вышнего страха, иже суть клялись сохранить судьбы закона и правды Божьей 971 : горе как 972 суд тем и по делом воздание.
* * *
канонах и божественных правил Б.
бо нет в Б.
ничтоже Б.
В подлиннике и А преступаем; исправ. по Б.
В подлин. преминуем; исправ. по А-Б.
В подлиннике низъгисканьемь; в тексте по А-Б.
изыскаемо Б.
хранящи А, хранящеи Б.
В подлиннике преступленьем: исправ. по АБ.
еже есть нет в АБ.
В двух списках XV в. (Берсеневскоми Чудовском № 169) тут прибавлено: и рече.
Печатная Кормчая вместо горе как поправляет: горек. В рукописях нам ни разу не встречалось такое чтение.