Источник

XV. Противо-сектантские и противо-православные листки.

Православные и сектанты воспитывают своих пасомых, главным образом, при помощи листков. И те и другие издают их тысячи, десятки тысяч.

Теперь интересно узнать, чьи листки лучше? Православных или сектантов? Какие больше достигают своей цели?

Некоторые миссионеры 221 жалуются, что крестьяне отдают предпочтение сектантской литературе, читают больше сектантские листки.

Мы охотно верим сему. Потому что, когда проведёшь параллель между своими и чужими листками, сразу видишь, что сектантские листки гораздо интереснее, доступнее, жизненнее. Правда, им недостаёт основательности, понимания духа и буквы Св. Писания. Но этот пробел с избытком восполняется для невзыскательных читателей упомянутыми выше достоинствами, которые так привлекают, очаровывают, заставляют дорожить полученными листками наших крестьян.

Поясним свою мысль.

Как известно, народ наш не привык к сухому, отвлечённому мышлению. Он понимает только живую речь и читает книги, написанные только такою речью.

Сектанты это поняли давным-давно и все свои брошюрки и статьи они пишут не сухим, книжным языком, малопонятным для народа и отбивающим охоту к чтению, а живою русскою речью с множеством бытовых сцен, картин, явлений.

Почти каждый сектантский листок начинается интересным и содержательным рассказом, с ярко проведённой сектантской тенденцией. В одном, например, листке говорится о том, как один безнравственный человек, пьяница, вор и развратник только тогда изменился и зажил по-новому, по-христиански, когда оставил православие, религию обрядов и сделался сектантом, человеком „духа и истины”. В другом листке рассказывается об одном „счастливце”, познавшем истину баптизма и спасшемся одною верою, без добрых дел. В третьем рассказе речь идёт об умершем грешнике, не получившем никакого облегчения в своих загробных муках, несмотря на молитвы за него живых. И так далее.

К рассказу всякий раз присоединяется вытекающий из него вывод, направленный непременно против православия и к восхвалению сектантства, как религии единой и истинной, творящей чудеса в наши дни.

В заключение миссионерских сектантских листков иногда помещаются какие-нибудь слащавые немецкие стихи: приди, овца, на душистый луг, наслаждайся душистой травой”, и т. п.

Рассказы помещаются большею частью вымышленные, но невзыскательные и доверчивые простолюдины принимают их за действительные событие, за события, имевшие в жизни место, и потому очень часто, без всяких колебаний соглашаются с теми выводами, которые тут же, в листке делаются из рассказов.

Самое великое зло такого рода сектантских листков то, что они путём примеров не только показывают, но как бы и доказывают мнимые преимущества сектантства, чем в значительной степени располагают сердца своих простодушных читателей к переходу в ту или иную секту.

Затем, при помощи примеров и вообще повествовательной формы, истины сектантского вероучения легче усваиваются, скорее воспринимаются и надолго запечатлеваются. Тонкие нити отвлечённых рассуждений порвутся, аргументация позабудется, а факты... факты останутся в голове, и из них в любой момент можно извлечь желаемый вывод.

Наконец, указанный приём сектантов и потому ещё опасен, что он вселяет любовь, охоту, расположение к чтению сектантских произведений. Тот, кто читал листки сектантов, тот никогда не пожелает прочесть наших листков, т. е. православных.

Почему?

Да просто потому, что наши листки написаны сухим отвлечённым языком, наполнены утомительными рассуждениями и совершенно лишены тех оживляющих рассказов, которые так важны, так необходимы, так привлекательны для нашего народа.

В самом деле, возьмём мы листки наших разных миссионерских обществ и братств. В них, кроме основательных рассуждений, нет ничего. А в других листках и рассуждений-то порядочных нет, а просто вся страница разделена на две половины. В первой половине поставлен вопрос, какой обыкновенно предлагается православным сектантами, а во второй части даётся ответ на него. И больше ничего.

Но ведь такие листки лишены интереса для наших крестьян, и потому неохотно читаются ими. Во-вторых, такие листки во многом уступают сектантским листкам, и потому подрывают успех нашей миссии.

Отсюда вывод таков: наши листки, безусловно, содержательны и основательны. Но чтобы они не уступали сектантским листкам и были более интересны и полезны для крестьян, надо, по примеру сектантов, и наши листки оживить всевозможного рода рассказами, но не вымышленными, а заимствованными из действительной жизни.

В „Волынских Епархиальных Ведомостях” за 1912 год, в № 23, автор одной статьи приводит следующий пример из своей практики, ясно подтверждающий всю пользу указанного приёма при борьбе с сектантами.

Шла у него однажды беседа с сектантами о почитании св. Креста. Вместо доказательств из Св. Писания автор рассказал собеседникам следующий случай, свидетелем которого он был сам. Пьяные мужики едут с ярмарки и оглашают воздух площадной руганью и безобразными песнями. Но вот на дороге крест. Сразу умолкли ругань и песни, мужики присмирели, обнажили головы и набожно перекрестились, вспомнив про Бога. Закончив рассказ, автор спросил собеседников своих: „хорошему или плохому научил людей вид св. Креста?” – „Хорошему”, – хором ответили они и больше не возражали.

Вот если бы в таком духе, в каком велась беседа, и листочек составить. Как много от этого он выиграл бы! С каким бы удовольствием прочитали его! И как сильно и благотворно подействовал бы он на своих простодушных читателей!

Посему от души желаем, чтобы проектируемые нами миссионерские листки как можно скорее появились на Божьем свете, а если где-нибудь они уже существуют, то дай им Бог самого широкого распространения, самого полного успеха!

* * *

221

См. „Волынские Епархиальные Ведомости”, 1912 г. № 23.


Источник: Борьба с сектантством / Введенский А.П. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1914. – 412 с.

Комментарии для сайта Cackle