Источник

Об отделении в Церкви судебной власти от административной

Первый выпуск исследования о предполагаемой реформе церковного суда посвящен рассмотрению вопроса исключительно интересовавшего светскую литературу и ею только разработанного – вопроса о предметах церковного суда. Настоящий, второй выпуск, представляет рассмотрение вопроса, разработанного преимущественно духовною литературою. Это – вопрос об отделении в духовном ведомстве суда от администрации и частнее об „отнятии» судебной власти у епархиального архиерея, или, как деликатнее выражаются в последнее время поборники этой мысли, об отделении судебной власти от епархиального архиерея.

Принадлежит, или не принадлежит епископу судебная в Церкви власть на основании слова Божия и церковных правил? – вот вопрос, вызвавший в духовной литературе и отчасти даже в газетах, столь противоположные ответы, противоречивые разрешения и даже соблазнительные споры.

Чтобы ответить на этот вопрос правильно, не увлекаясь ни модною теориею отделения судебной власти от административной, ни противоположным этой теории стремлением к защищению во что бы то ни стало прав и власти архиерея – для сего мы почитаем прежде всего необходимым представить места св. Писания, в которых говорится о судебной в Церкви власти, а равно церковные правила, места догматических книг Правосл. церкви, в которых говорится о том же предмете, и свидетельства исторические и другие в подлинном их виде с толкованиями мужей имеющих авторитет и которых невозможно подозревать в пристрастии к той, или другой спорящей стороне. – Есть и другое важное соображение, делающее необходимым такой именно, а не другой прием в разрешении этого вопроса. Сторонники отделения суда от администрации без малейшего колебания утверждают, что Слово Божие, церковные правила и все вообще учение и практика Церкви не только не дают ничего к подкреплению мысли о принадлежности судебной власти епископу, но напротив требуют и обязывают отнять у него эту власть. – Дабы положить хотя некоторые пределы необычайной смелости этих новейших (с 1871 г.) толковников, очевидно водящихся расчетом, что толкований ими даваемых Слову Божию и правилам никто поверять не будет, а все без справок примут их на веру – является настоятельная необходимость предложить и свидетельства Слова Божия и церковные правила о судебной власти, принадлежащей архиерею в полном виде и с толкованиями ученых, имеющих в сем деле несомненный и непререкаемый авторитет, писавших ранее 1871 года, следовательно, вполне беспристрастных.


Источник: Предполагаемая реформа церковного суда / [От издателя: Н. Елагин]. - 2-е изд., доп. Вып. 1. - Санкт-Петербург : тип. Ф.С. Сущинского, 1874 (обл. 1873). - VIII, 458, III с. (Авт. в кн. не указан; установлен по ст. П. Щукина "О выборном начале в церкви", напеч. в журн. "Рус. старина". 1906, февр. С. 382).

Комментарии для сайта Cackle