Источник

I. СЛОВО БОЖИЕ

Места Св. Писания, свидетельствующие о принадлежности судебной власти епископу.

В Новом Завете два места, из которых яснее видно о принадлежности судебной власти в Церкви Апостолам и приемникам их епископам. Это в Евангелии Матфея 18 гл. ст. 15 – 19, и в 1 послании Ап. Павла к Тимофею гл. 5 ст. 19–20.

Спаситель Апостолам Своим, между прочим, преподает следующую заповедь и облекает их следующим правом: аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи ею между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел ecu брата твоего. Аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единого или два: да при успех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол: аще же не послушает их, повеждъ Церкви, аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18:15–19).

Толкования:

Апостольские постановления: Епископ, потщись быть чист делами; знай образ свой и достоинство свое, ибо имеешь образ Бога между людьми для начальствования над всеми людьми. И таким образом седи в Церкви, когда говоришь слово, ибо имеешь власть судить согрешивших; ибо вам епископам сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. Итак, суди епископ со властью, как судит Бог. Суди так, как бы судил пред Богом; яко суд Господень, говорит Он (Второз. 1:17). По сему сначала осуждай виновного по власти, потом привлекай его к себе милостью (II, 11, 12, 13).

Св. Златоуст: если и сих преслушает, повеждь Церкви, т. е. предстоятельствующим (τõις προεδρέυσιν Matth Hom. 61).

Преосвящен. Макарий, архиепископ Литовский: последние слова: аминь глаголю вам, елика... прямо свидетельствуют, что под Церковью Спаситель разумел именно лица облеченные Им властью вязать и решить – точно так, как и у Иудеев в подобном случае, когда дело шло об исправлении, или наказании кого-либо, Церковью назывался собственно верховный совет, или синедрион. По сему то св. Златоуст в объяснении на это место, после слов: повеждь Церкви, прибавляет: т. е. ее предстоятелям, и далее слова: елика аще свяжете... принимает за продолжение той же мысли, и равно относит к предстоятелям Церкви. Бесед. на Ев. Матф. в русск. перев. III. 32. Согласно со св. Златоустом объясняют это место Киприан, Августин, Феофилакт и другие („Православно-Догмат. Богословие”. Т. III, 281, 282 изд. 1851).

Преосвященный Иоанн, еп. Смоленский: „Еще прежде воскресения Своего Спаситель обетовал Апостолам Своим власть вязать и решить. Аминь глаголю вам елика аще свяжете и т. д. А по воскресении действительно даровал ее: имже отпустите грехи отпустятся им, и имже держите держатся (Иоан. 20:23). При этом особенное дарование Св. Духа Апостолам, соединенное с даром этой власти, особенная духовная сила в ней заключенная, простирающаяся до того, что связанное на земле будет связано на небесах, и разрешенное на земле будет разрешено на небесах, – такие особенности показывают, что это не есть установление только внешнее, естественно необходимое для порядка в обществе верующих, но установление духовное, священное и таинственное. Так понимали свою судную власть в Церкви сами Апостолы, когда называли ее оружием не плотским, но крепким силою Божиею, действующим не по внешней, но по духовной жизни человека. Так и действительно Апостолы употребляли свое право, когда связывали и разрешали духовным судом падших, когда извергали из общества верующих непокорных учению и правилам их. Но как Спаситель сообщил эту власть не исключительно одним Своим Апостолам, а вообще Своей Церкви: то Апостолы в свою очередь передали в той же силе, эту власть своим преемникам, пастырям Церкви (1Тим. 5:20; 4:2; Тит. 2:15; 3:10). Таким образом установился Церковный суд. („Правосл. собеседн.” 1858, 2, 325–327).

Преосвященный Андрей Шагуна, митрополит православн. румынов в Австрии: власть епископа вязать и разрешать грехи вытекает из слов Спасителя Апостолам: аминь глаголю вам, елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Матф. 18:18) и еще: имже отпустите грехи отпустятся им, и имже держите держатся (Иоан. 20:23).

Эта власть епископа, как духовного пастыря всей епархии простирается на весь клир и на всех верующих епархии. Предмет ее есть всякий учиненный смертный грех или грех против Духа Святого. Против епитимии наложенной епископом на какого-либо клирика, или мирянина, нет апелляции.

Может быть предметом архиерейского запрещения и разрешения и незаконное действие допущенное священником, или мирянином против заповедей Божиих и против Церкви, о чем исследуется в консистории и решается с утверждения епископа. В этом случае осужденный может апеллировать, так как дело обсуждено было публичным образом, основываясь на 5 правиле 1 Вселенск. собора. (Compendium d. Kanonisch. Rechtes § 163, S. 124 срав. русский перев. Т. В. Барсова в „Христиан. чт.” 1870 г. июль 34, 38).

Архим. Михаил: „Повеждь Церкви, скажи Церкви: Церковь общество верующих в Иисуса Христа. Разумеется здесь не вселенская Церковь, но частная местная Церковь, общество верующих, живущих в известном месте; а так как судебная власть в Церкви принадлежит, по указанию Христову представителям Церкви, первоначально Апостолам, потом и их преемникам пастырям и учителям, то частнее здесь под Церковью разумеются именно ее представители, пастыри и учители. – „Скажи Церкви» т. е. ее представителям (Злат., Феофил., Евф. Зиг.). – „Если и Церкви не послушает», если не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей Церкви, если не подчинится их суду, да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Толков. Евангелие 1, 332).

Келльнер: это место классическое для доказательства карательной власти Церкви и служит основанием практического ее употребления и исторического развития судебного процесса в Церкви. – Что значит здесь Церковь? – Собрание верующих, руководимое и управляемое теми, кому Христос дал на это власть, Апостолами и их преемниками. Преслушавший и Церковь должен быть отлучен. – Слово: „ вам” Спаситель прямо обращает к Своим ученикам, которые были слушателями его речи, и дает сим видеть, что Он разумел под именем Церкви и кто должен употреблять власть, о которой говорится.... Если член Церкви согрешит, и увещания и вразумления предстоятелей Церкви отвергает с упорством, то они имеют власть, и обязанность извергнуть его из Церкви, и приговор их будет не просто человеческий, но будет иметь силу и пред престолом Божиим.

Buss-und Strafverfahren gegen Kleriker S. 5–7.

Фесслер : (D. Kanonische Process in d. vorjustin. Periode S. 10–12): Образное выражение: вязать Церковь постоянно разумела в смысле данной ей Христом карательной власти. Поэтому термины: ligare и excommunicare, solvere и absolvere у отцов и в источниках церковного права являются тождезначущими. В этих словах Господа заключаются основные черты, которые Церковь потом развила и вполне осуществила в своей жизни. Апостолы и преемники их служения епископы, получили в этих словах карательную власть. Сия власть была употребляема епископами и отдельно и в совокупности (потому что-то и другое на основании слов Господа: елика аще свяжете... допускается), в совокупности на соборах.


Г. Барсов 1870 г. Спаситель Своею заповедью установляет постепенность в действиях духовн. суда. Этот суд, по заповеди Спасителя, сначала должен иметь вид дружеского и братского увещания виновного; потом, если это увещание останется бесплодным, он должен, огласив предмет вины между несколькими, немногими лицами, пред ними побудить виновного к сознанию и исправлению своей вины; если и это не подействует, оповестить дело всей Церкви, и в общем ее собрании, разобрать и исследовать преступление виновного; непослушание Церкви уже должно подвергнуть виновного всей строгости наказания и осуждения. Вместе с постепенностью Спаситель указывает и на частные принадлежности судного разбирательства, уместные в обыкновенном суде: на обвинителя, обличающего пред другими виновного и сказывающего Церкви его вину; на подсудимого, согрешающего против другого и не слушающего его обвинений и обличений Церкви; на свидетелей, необходимых для подтверждения показаний; на судебные речи, излагаемые пред свидетелями и Церковью; на приговор суда и необходимость его исполнения. Словом, Спаситель и в суд духовный вносит формы обыкновенного, внешнего судоговорения и производства („Христ. чтен.” 1870 г. сент. 483, 484). Г. Барсов 1873 г.: Первые основания и образ действий духовного суда, обставленного формами процессуального производства, предначертал Сам Спаситель в Своем известном изречении о согрешившем брате (Мф. 18:16–20). Установляя постепенность в действиях духовного суда, Спаситель как указал на необходимые составные части процесса: на обвинителя, подсудимого, свидетелей, судные речи и на решения суда с его последствиями, так и выразил мысль, что право рассматривать общественные отношения членов церковного общества с властью вязать и решить, принадлежит самой Церкви и неотделимо от ее существования. Если в этом изречении Спасителя о согрешившем брате слова: скажи Церкви, вместе с нижеследующими (ст. 17–20) обыкновенно полагаются в основу соборного порядка ведения и устройства дел церковных вообще, то не с большею ли, последовательностью можно принять их за основание образа и порядка действий духовного суда в частности? („Христиан. чтен.” 1873, март, 464).

Г. Соколов 1870 г.: „Последние слова Спасителя, неоднократно повторенные Им при других случаях, имеют особенное значение, как ясное выражение Божественного полномочия даруемого Церкви, судить и наказывать извержением из своей среды непокорных членов своих. В таком именно смысле понимались всеми отцами Церкви выражения: „вязать и разрешать“. Таким образом источник судебной власти лежит не вне Церкви, не сообщен ей какою-либо внешнею властью, напр. государством, но принадлежит ей самой неотъемлемо, не разделен с самою ее природою и существованием. Что в словах Спасителя идет речь не об одном суде совести, суде над внутренними помыслами и душевными расположениями, но разумеется суд над внешними, общественными отношениями внутри Церкви, между ее членами, это очевидно из прямого смысла слов: говорится не о тайном грехе, но о действии, направленном против брата, о средствах к примирению, о свидетелях, о публичном суде пред целым обществом церковным. Эти слова послужили в последствии основанием для церковного суда как в отдельных Христианских обществах, так и в целых епархиях, на соборах областных, поместных и вселенских. Церковь действовала на них не в силу какого-нибудь внешнего полномочия, но в силу своей собственной власти, данной ей самим Основателем („Прав. обозр.” 1870, 2, 310, 311)... Из указаний новозаветных Священных книг относительно суда между христианами должны быть выведены такие результаты: с самого начала существования Церкви внешний самостоятельный суд внутри церковного общества по делам, касающимся веры, нравственности и внутренних церковных отношений принадлежит власти установленной в Церкви; полномочие дано Апостолам, а ими передано преемникам вместе с другими правами („Правосл. обозр.” 1870. сент. стр. 313).

В 5 гл. (ст. 19, 20, 21) 1 Послания Апостола Павла к Тимофею читаем следующую заповедь Апостола: на пресвитера хулы (κατηγορίαν обвинения) не приемли, разве при двою, или триех свидетелех. Согрешающих же пред всеми обличай (ἐνώπιον πάντων ἐλεγχε), да и прочий страх имут: засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом, и избранными его Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесо же творя по уклонению (χωρὶς προκρίματος μηδεν ποιῶν κατὰ πρόσκλισιν – без предубеждения, ничего не делая по пристрастию).

Толкования:

Св. Златоуст в толковании приведенных слов Апостола прямо и ясно дает видеть, что они относятся к внешней судебной власти епископа. Приведши слова Апостола: обвинения на пресвитера не принимай и проч. св. Златоуст делает вопрос: „ужели вообще должно без исследования произносить приговоры?...“ За сим на слова: согрешающих пред всеми обличай.... св. Златоуст замечает: „то есть не тотчас отсекай, но все исследуй с великою точностью. Когда же ясно узнаешь, строго взыскивай, чтобы и другие вразумлялись. Ибо как необдуманно осуждать бывает вредно, так и не наказывать явно согрешивших значит давать дорогу другим к тому.... Апостол хочет, чтобы все имели страх пред епископом и поставляет его над всеми. Но так как многие подвергались осуждению по подозрению, то он говорит, что надобно, чтобы были свидетели, которые обличили бы его согласно предписанию древнего закона (Второз. 19:15). На пресвитера, говорит, хулы не приемли. Не сказал: не осуждай, но: и не принимай обвинения и вовсе не призывай его на суд.... Сохрани сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Т. е. ты должен быть дружелюбным и справедливым к судящимся и ожидающим от тебя приговора, и никто не должен предрасполагать тебя в свою пользу и склонять на свою сторону (Златоуст. „Толков. на 1 Тимоф. гл. 5. Бесед. 16”).

Блаженный Феодорит свидетельствует, что слова Апостола служили основанием судебной практики в Православной церкви, а отступление от них почиталось нарушением закона и неправильностью. Повествуя о незаконном осуждении Евстафия, епископа антиохийского, арианами, выставившими против него подкупленную ими непотребную женщину, Феодорит пишет: „Видя явную клевету Евстафий приказал женщине представить кого-либо кто бы знал о том, что она родила от сожительства с Евстафием. Когда же она отвечала, что у ней нет свидетеля ее обвинения, то справедливейшие из судей предложили ей поклясться, хотя закон прямо говорит, что слова должны быть подтверждаемы двумя, или тремя свидетелями и Апостол заповедует не принимать обвинения на пресвитера без двух, или трех свидетелей (1Тим. 5:19). Итак, презрев Божественные Законы они без всякого свидетельства приняли донос на столь великого мужа („Церк. истор.” 1, 21, стр. 86, русск. пер.).

Зонара, знаменитый канонист и толкователь церковных правил, в заповеди Апостола Павла Тимофею видит именно каноническую и юридическую заповедь. – В толковании 75 Апост. правила: во свидетельство против епископа не приимати еретика: но и верного единого недовольно, Зонара пишет: не только еретик не допускается к обвинению, но и к свидетельству. Один свидетельствующий, хотя бы был и верный, не должен быть принят. Ибо и в послании к Тимофею великий Павел так говорит: на пресвитера хулы (т. е. обвинения) не приемли, разве при двою, или триех свидетелех. Полагаю, что ныне по обвинениям, за которыми для священных лиц следует лишение их степени и двух свидетелей не довольно, хотя бы они были верные и безукоризненные (Συντ. τ. ϑείων καν. II, 96, 97).

Властарь в изложении 75 Апостольского правила: „75 Апостольское правило определяет не допускать к свидетельству еретика и даже верного одного. Ибо при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол. И Апостол: на пресвитера хулы не прмемли, разве при двою, или триех свидетелех ( Σ. VI, 228).

Архиерейская ставленная грамота: потщися, епископе, себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины... на пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех. Согрешающих обличай, да и прочии страх имут, а прилежащии добре пресвитеры, паче же труждающиися в слове и учении сугубые чести да сподобляются.

Преосвященнейший Макарий, архиеписк. Литовский в Православно-Догматическом Богословии, доказывая богоучрежденность в Церкви степени епископской и превосходство ее пред пресвитерскою, указывает между прочим и на то, что Апостолы епископам предоставили власть судить пресвитеров, основывая это на приведенных словах Апостола Павла к Тимофею 1 посл. 5:19 (Т. III, 284). Священно и церковнослужители подлежат надзору и суду (1Тим. 5:19) епископа, вследствие которого он может подвергать их разным наказаниям (стр. 297).

Преосвященный Иоанн, еп. Смоленский, в словах Апостола Павла находит именно, что ими вручается епископам власть судить пресвитеров. Он пишет: Апостол Павел поручил епископу Тимофею правительственную и судебную власть в Церкви Ефесской („Правосл. собеседн.” 1858, 1, 20; 2, 333).

Константин Икономос: Тимофей, как сам епископ, высший по степени получает наставление от Павла как должно судить пресвитера (πῶς δεῖ πρεσβύτερον κρίνειν): обвинение на пресвитера принимай не иначе как при двух, или трех свидетелях. Таковых епископов видим и в последствии, предстоятельствующих над Церковью вместе с пресвитерством и пекущихся между прочим об умиротворении разногласий и о всяком другом врачевании согрешающих („Апост. Постановл.” II. 11, 15, 48). Апостолы рукополагали пресвитеров и епископов высших честью и предстоятельствующих над пресвитерством, как общих предстоятелей и правителей епископий, преемственно занимающих место самих Апостолов. Περὶ τριῶν βαϑμῶν 67, 68. Ср. 91.

Molitor Kanoniches Gerichts-verfahren gegen Kleriker, S. II: слова Апостола относятся к судебному процессу над пресвитером. Апостол заповедует Тимофею обвинение на пресвитера принимать не иначе, как ежели есть два, или три свидетеля. Это в существе общее начало, только специально примененное к образу доказательств обвинения на пресвитера в суде. Оно основано на Моисеевом законе и на словах Спасителя (Матф. 18:15–18). Что на этом Апостольском предписании строго держалась в древнейшие времена Церкви практика при исследовании обвинений на клириков, – об этом свидетельствует Феодорит (1, 21), когда говорит о несправедливом обвинении против Евстафия епископа Антиохийского, которого Ариане таким образом неправильно удалили с епископского престола. Феодорит прямо указывает на Апостольскую заповедь, чтобы представить в ясном свете несправедливость приговора. Это место из послания Павла о процессе в церковно-уголовных делах.

Marx-De denuntiatione juris canonici 1859, 64–66: На пресвитера обвинение принимай не иначе, как при двух, или трех свидетелях. Это пишет Апостол Павел Тимофею, поставленному управлять Церквами в Малой Азии; и здесь собственно наставляет его, как он должен поступать в случае, если падет подозрение в преступлении на пресвитера. Апостол предписывает Тимофею соблюдать и в случае обвинения на пресвитеров общий порядок суда о преступлениях заповеданный Христом. Ибо когда заповедует Тимофею обвинение на пресвитера, за которым должна последовать обыкновенная судебная процедура, принимать только при двух, или трех свидетелях, то ясно имеет в виду заповедь Христа, Который требует, чтобы в каждом деле, подлежащем суду Церкви, были два или три свидетеля (Матф. 18:16). В дальнейших словах: согрешающих пред всеми обличай, Апостол говорит о суде над всеми верующими клириками и мирянами.

Протестантский ученый Лехлер: „Все уголовное право Нового Завета в отношении к служителям Церкви содержится в словах Ап. Павла 1Тим. 5, 19–20. В этой заповеди в первый раз сказано, кому Апостол вручает судную в Церкви власть над духовных лиц и пресвитеров. Не община, не ее пресвитерия, не собрание пресвитеров, не правитель страны, или светская власть; но Тимофей благовестник и наместник Апостола, другими словами епископ, по Божественному праву есть законная власть в судных делах касающихся духовной должности (Der Bischof ist nach göttlichem Rechte die zuständige Behörde in klagesachen, die das geistliche Amt betreffen). Апостолу не могло прийти в мысль судною властью над служителями Церкви облечь кого-либо другого, а не того, кто несет ответственность за все состояние церковной жизни во вверенной ему пастве... Если мы не находим нигде в Писании никакого следа, чтобы коллегии пресвитеров дано было право служебного надзора и наказания. (Recht d. Dienstansicht und Strafe) в отношении к отдельным ее членам, то отсюда тем яснее открывается, что сие право принадлежало кроме Апостола только тому, кто продолжал его дело. Само собою разумеется, что Тимофей в своих следствиях и судебных решениях мог употреблять в помощь более замечательных пресвитеров. Но Священное писание поименовывает только исходный и центральный пункт церковно-судебной власти, из которого должно исходить все прочее (Lechler – Die Neutestamentiche Lehre vom heiligen Amte. Sfuttgart. 1857, 434–436).

Isenberg : Апостол Павел в пастырских посланиях дал необходимые на все времена предписания об устройстве епископской должности, и между ними о производстве суда по обвинениям против пресвитеров. Как торжественно заклинает Апостол Тимофея (1Тим. 5:21), чтобы он при обвинениях против пресвитеров действовал без предубеждения и без пристрастия! (Primat und Episcopat s. 51, 52).

Furtner – Die Bischofsweihe s. 10: Против пресвитера обвинения принимай не иначе, как при двух, или трех свидетелях. – Здесь говорится о пресвитере, как о степени иерархии. Непосредственно следующие за сими слова: согрешающих пред всеми обличай и весь контекст показывает, что Апостол дает Тимофею предписание об управлении ближайшим образом подчиненного ему христианского общества, и не имеет в виду епископа чужой Церкви. В 19 стихе Тимофею дается над пресвитером такая власть, какая приличествует только начальствующему над его подчиненными, так что пресвитер не есть таже степень иерархии, на которой стоял Тимофей, но низшая и отличная.

Кобер – Suspension d. Kirchendiener s. 35, 36: Органы, посредством которых Церковь пользуется властью налагать наказания – суть предстоятели иерархии, потому что не всем верующим, но Апостолам дал Христос это право (Матф. 18:15–18), Апостолы, а не члены общества пользовались этою властью (1Кор. 5:1–6, 2Кор. 13:2, 10); в особенности власть налагать наказания на клириков от начала была в руках Апостолов, их наместников и преемников (Тим. 5:19, 20). И что касается в особенности церковных должностей, то, как они одни и исключительно преподают оные, с полною последовательностью от них должно исходить и удаление от сих должностей.

Kober – Deposition und Degradation, s. 287: Апостолы дарованную им Спасителем власть налагать наказания на всех верующих – мирян и клириков употребляли и сами (1Кор. 4:18–21) и преподавали своим преемникам. Апостол Павел Тимофею, своему наместнику в Ефесе, заповедует обвинение на пресвитера принимать только при двух, или трех свидетелях, согрешающих пред лицом всех обличать и при исполнении этой своей обязанности поступать со всяким беспристрастием (1Тим. 5:19–21). Следовательно, Апостол смотрит на Тимофея как на судью Ефесских клириков и вручает ему карательную власть над ними во всей полноте.

Феслер (D. Kanonische Process, in. d. Vorjustin Periode s. 15): здесь Апостол своему возлюбленному ученику Тимофею епископу Ефесскому дает наставление не принимать на пресвитера никакого обвинения иначе, как при двух или трех свидетелях. Здесь принятие обвинения со свидетелями означает начало судебного процесса и указывает на дальнейший образ ведения такого процесса.


Г. Барсов 1870 г.: в статье о духовном суде, написанной по поводу предпринятого преобразования судебной части в духовном ведомстве и напечатанной в „Христианском чтении” утверждает, что Апостол Павел в ст. 19 гл. 5, 1-го послания к Тимофею говорит о том, «какими правилами должно руководствоваться в случае суда по взводимому на пресвитеров обвинению» и за сим продолжает: из всей речи Апостола ясно видно, что Тимофей и Тит (автор излагает содержание посланий к Тимофею и Титу) были главными начальствующими лицами в церковных обществах Ефеса и Крита, что этим людям вместе со властью начальствования, от самого начала существования Церкви, принадлежали и права дисциплинарного надзора и действительного суда как над всем церковным народом, так и в частности над служителями Церкви, что самое производство этого надзора и суда должно было следовать определенным правилам, и сопровождаться легальными последствиями, которые бывают уместны только при действиях власти законом установленной и всеми признаваемой». („Христ. чтен.” 1870. ч. 2. стр. 418, 482). Это толкование не только ясно; но и заключает в себе прямое указание как принадлежности судной власти Тимофею и Титу, так и мысль, что в их лице сия власть соединялась с властью начальствования. – Несколько ниже (стр. 485) г. Барсов пишет: «Апостол Павел учил и Тимофея, преемника его власти в Ефесе тому, чтобы он обличал согрешающих пред всеми и принимал обвинения на пресвитера не иначе, как в присутствии двух, или трех свидетелей». Г. Барсов 1873 г.: «власть подвергать виновных взысканиям составляет неотъемлемое право епископа и сама собою вытекает из лежащей на нем обязанности надзирать (ἑπισκοπειν) за соблюдением уставов и правил в подчиненном ему пределе. Апостол Павел, наставляя Тимофея, как он должен проходить порученное ему служение, говорит, что он должен оказывать сугубую честь достойно начальствующим пресвитерам, особенно тем, которые трудятся в слове и учении, принимать обвинения на пресвитера не иначе, как при двух или трех свидетелях, не делать ничего по пристрастию (1Тим. 5:17, 19, 21). Апостол очевидно имеет в виду начальственное положение Тимофея и, согласно с этим, усвояет ему власть и поощрять достойных и подвергать ответственности неисправных». („Хр. чт.” 1873. кн. 3, 458). – Здесь о действительном суде нет уже ни слова.

Г. Соколов 1870 года: пишет: уже в основанных Апостолами обществах христианских, предстоятели, т. е. преемники Апостолов, епископы являются самостоятельными судьями в церковных отношениях. Апостол Павел, делая Тимофею различные наставления об устройстве Ефесской церкви, предписывает не иначе принимать обвинение на пресвитера, как при двух, или трех свидетелях (1Тим. 5:19). Этого правила древняя Церковь строго держалась в суде над членами клира. („Правосл. обозр.” 1870 г. ч. 2 стр. 310, 311).

Новейший толковник 1873 г.: „епископ был признаваем правителем и судьею в подчиненной ему епархии, но административною и судебною властью он пользовался только как действительный правитель известного административного округа, под ответственностью за свои действия пред собором и в совершенной зависимости от него. Убедиться в этом совершенно легко из наставлений Ап. Павла, данных им Тимофею (1Тим. 5:19–21). Апостол, распространяясь главным образом о правительственных, точнее же пастырских действиях Тимофея, в отношении к разным подчиненным ему лицам церковного общества, говорит вместе и о принятии им обвинений на пресвитера не иначе, как при двух, или трех свидетелях, об обличении согрешивших пред всеми и о неделании ничего по пристрастию, хотя нельзя думать, чтобы здесь речь шла именно о форме суда. Апостол своею речью дает понять, что власть обличения и суда дана Тимофею вместе с правами начальственного надзора в Ефесской церкви, что Тимофей должен пользоваться этою властью – сколько для исполнения лежащих на нем обязанностей, столько и для поддержания порядков в порученном ему обществе.

Тот же толковник в другом месте: Апостол Павел, преподавая епископу Тимофею разные наставления, между прочим определяет и образ епископского суда над пресвитером в следующих словах: обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух, или трех свидетелях; над прочими верующими – в таких: согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели. Апостол Павел заповедует епископу производить суд, существенное содержание которого составляет изобличение согрешающих, гласно пред всеми с целью устрашения сим и прочих, разумея под сим изобличением всенародное раскрытие дела и наказание, на что и указывают выражения: пред всеми и: прочие, под которыми разумеются не только пресвитерский при епископе собор, но и миряне.

Газета „Голос“ (1872 № 184): „Апостол Павел уполномочивает епископа Тимофея производить суд“.

Юридический журнал Салманова, кн. 5, отд. II стр. 233, статья неизвестного: „Обозрение церковно-судебных решений и постановлений в первые три века по Р. Х.“ между наставлениями данными Апостолом Павлом Тимофею, епископу Ефесскому есть одно, показывающее, как именно должен был пользоваться Тимофей властью суда церковного, которая, как видим в то же время перешла от Апостолов к преемникам их в Церкви (1Тим. 5:19). Сила наставления Апостольского – в том, что епископ Тимофей не иначе должен был судить какого-нибудь пресвитера, по жалобе на него, как при двух, или трех свидетелях, подтверждающих основательность жалобы”.

Ренье, галликанский богослов (de Ecclesia – Theologiae Cursus Completus IV, 769): „Апостолы столь были убеждены в том, что им от Христа дана действительная судебная власть, что Божественный Павел, предписывая ученику своему Тимофею форму суда (formam judicii): на пресвитера, говорит, обвинение, принимай не иначе, как при двух, или трех свидетелях.

Critici sacri Anglicani Т. VII, 3838: на пресвитера и проч. Здесь Апостол дает наставление предстоятелю, каковым по преимуществу называется епископ ( κατ᾿ ἐξοχὴν ὁ ἐπισκοπος). Ибо их обязанностью было управлять действиями пресвитерства. Разумей здесь пресвитера по сану (honore). По Моисееву закону никто не мог быть осужден, если дело не было доказано двумя свидетелями. Но простой человек мог быть взят, или против него могло быть начато следствие и со слов одного свидетеля. Не так старейшина, коему уравнивается пресвитер. А почему? Потому что свидетельство об нем целого народа, данное при избрании предпочитает одному свидетелю. Затем исправляющие пороки других обыкновенно подвергаются ненависти от многих. И не сказал: не осуждай, но: не принимай и обвинения, прогоняй доносчиков.

А . Ca l met – Commentarius literalis Т. VIII, 404: на пресвитера и проч. Тимофей был епископом Ефеса и потому законным судиею пресвитеров (legitimus praesbyterorum judex), если бы они в чем погрешили. Апостол дает наставление, чтобы он не легко принимал обвинения против пресвитера; если же когда будет необходимо принять и выслушать, чтобы принимал только при двух, или трех свидетелях.

Estii – Commentarius in epistolas Apostolicas, T. II, 786: на npecвитepa и пр. „Здесь говорится о пресвитере по рукоположению и по сану (dignitate). Этого ясно требует контекст речи Апостольской. Ибо о таковых пресвитерах он говорил непосредственно пред сим. И как там дал Тимофею заповедь о их содержании, так теперь дает предписание о суде над ними (de iisdem judicandis), если бы учинили проступок».

Erbermann (in Bellarmini Controvers. T. II, 159): „во время самих Апостолов пресвитеры подчинены были епископам, как это видно из 19 ст. 5 гл. 1 посл. к Тимофею: обвинение на пресвитера принимай не иначе, как при двух или трех свидетелях. Какими словами яснее можно выразить и обязанность, и авторитет судьи в отношении к подчиненным? Из сих слов ясно вытекает заключение, что епископ исполняет три функции, из которых у римлян слагалась должность судьи: дает суд на пресвитера требующим сего, исследует обвинения и произносит приговор. Посему-то св. Епифаний на слова Апостола: старца не укоряй замечает: зачем нужно было заповедовать епископу, чтобы он не укорял пресвитера (старца), если бы он не имел большей, чем пресвитер власти? Никому из пресвитеров не заповедал Апостол не принимать обвинения на епископа, или не укорять епископа.

H abertusἈρχιερατικὸν, pag. 541, 542: на пресвитера и пр. в этих словах Апостола епископ ясно является высшим пресвитера и его судьею на внешнем церковном суде, как прямо это доказывает св. Епифаний против ариан.


Источник: Предполагаемая реформа церковного суда / [От издателя: Н. Елагин]. - 2-е изд., доп. Вып. 1. - Санкт-Петербург : тип. Ф.С. Сущинского, 1874 (обл. 1873). - VIII, 458, III с. (Авт. в кн. не указан; установлен по ст. П. Щукина "О выборном начале в церкви", напеч. в журн. "Рус. старина". 1906, февр. С. 382).

Комментарии для сайта Cackle