Церковь в Сокольниках
Древняя сокольницкая сосновая роща, уцелевшая по милости правительства до сих пор под Москвою при нещадном истреблении лесов в окрестностях столицы, составляет любимое место для гулянья московских жителей в летние месяцы. Большое пространство, занимаемое рощею, удобно для прогулок пешком и в экипажах, сухой, песчаный грунт, редкие в настоящее время в нашей стороне вековые деревья, чистый, смолистый, ароматный воздух, – все это привлекает летом московских жителей в сокольницкую рощу в огромном количестве. В последние 40 лет столько настроено там дач, что Сокольники можно назвать маленьким городком, возникшим под столицею, который с каждым годом разрастается и в настоящее время раскинут на пространстве не менее трех верст, считая от Алексеевского монастыря до речки Яузы. Ширяево поле на берегу Яузы, еще в 1840 году бывшее совершенно открытою долиною, ныне большею частью уже застроено самыми разнообразными дачами; а в последние четыре года по одной из просек, ведущих к речке, в самой роще выстроено до пятнадцати дач, расположенных чрезвычайно просторно, не только роскошных по помещению, но большею частью прочных по архитектуре. Владельцы этих дач, преимущественно московские купцы, старались как будто превзойти друг друга не только роскошью, но и отличным вкусом в рисунках и исполнении построек. Разнообразные цены дач, от 300 до 800 руб. сер. за лето, близость к городу, удобство сообщения с ним, возможность иметь под рукою все жизненные припасы, найти врача во всякое время и лекарства в аптеке, – все эти удобства производят то, что сокольницкие дачи почти все каждое лето занимаются московскими жителями всех сословий: богатыми и бедными, здоровыми и больными.
Но при всех этих удобствах для летней, дачной жизни, нанимавшие дачи в Сокольниках, особенно люди благочестивые, ощущали одно важное, тягостное неудобство, – это отдаленность церквей от Сокольников. Живущие в так называемых старых Сокольниках, по близости Алексеевского монастыря, ходят по праздникам на богослужение в этот монастырь, а жители новых Сокольников и особенно Ширяева поля, не имеющие притом своих экипажей, с большим трудом ходили к богослужению чрез огромное сокольницкое поле в Покровское, или в тесную лагерную церковь (когда на сокольницком поле помещался лагерь), или, наконец, в казенные заведения – Матросскую богадельню, Смирительный дом, или в Преображенскую больницу. Для пяти сот, а иногда и более семейств, живущих летом в Сокольниках, немало открывалось нужд и в различных церковных требах, и исполнение их сопряжено было с немалыми затруднениями как для сокольницких жителей, так и для приходских священников. Мысль о построении в Сокольниках особой церкви возникала неоднократно, но оставалась без исполнения, пока не приняло ее к сердцу московское купечество.
Почетные граждане – Дмитрий Семенович Лепешкин и Иван Артемьевич Лямин, в ноябре 1861 года, с пятнадцатью соучастниками из московского купечества, подали прошение Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту московскому, о дозволении построить на их собственный счет особую церковь в Сокольниках с тем, чтобы приписать ее к приходской, Покровской, чтò в Покровском, церкви, поместить при ней заштатного священника с причетником для совершения в ней богослужения в течение лета с 1 мая по 15 сентября. Высокопреосвященнейший Филарет, покровитель всякого доброго начинания, охотно изъявил свое согласие на благочестивое предприятие. В марте 1862 года Министерство Государственных имуществ разрешило отвести под церковь потребное количество земли на месте, избранном храмоздателями. Место для церкви избрано прекрасное, при въезде на Ширяево поле, в левой стороне от проезжей дороги, в живописном уголке, образуемом валом, окаймляющим сокольницкую рощу. За дело храмоздания взялись сильные руки, и потому оно совершено быстро: весною прошедшего года начато построение церкви, а в конце июня настоящего года она уже совершенно готова была к освящению.
Сокольницкая церковь первая в нашей стороне посвящена имени святителя Тихона воронежского, – и это очень утешительно для благочестивых чтителей новоявленного угодника Божия. Видно было еще во время построения церкви, что посвящение ее имени святителя Тихона весьма приятно московским жителям. Посещая Сокольники, они постоянно толпились около церкви и с любовью останавливались и молились пред иконою святителя, выставленною пред церковью. Церковь в архитектурном отношении, по нашему мнению, совершенно соответствует своему назначению 52. Она деревянная, на каменном фундаменте, имеет вид правильного восьмиугольника, не очень высокая, с четырьмя фронтонами и красивым белым куполом вверху. Окрашенная по штукатурке приятною краской, с тремя крыльцами, покрытыми красивыми железными зонтами, с маленькою железной колокольней, поставленною на белокаменном фундаменте с восточной стороны, с нарядным домиком для священника, она среди зелени представляется изящною сельскою церковью 53. Это впечатление особенно поддерживает устроенный около церкви парк с шоссейными дорожками, группами молодых дерев, лужайками и куртинами цветов. Внутри церковь очень поместительна, открыта и светла. Легкий деревянный свод ее поддерживается осмью деревянными же колоннами. В куполе несколько живописных изображений святых; свод и стены очень хорошо окрашены по штукатурке. Иконостас прекрасный, иконы хорошей живописи; алтарь довольно поместительный и со всеми удобствами для хранения ризницы и церковной утвари. Вся церковь производит весьма приятное впечатление тем, что все в ней устроено тщательно и заботливо, со вкусом и изяществом до последних подробностей. Прекрасные паникадила и подсвечники перед иконами, красивые аналогии и бронзовые столики, мозаичный пол, чрезвычайно удобные места для богомольцев избегающих тесноты (за которые особенно будут благодарить люди слабые и больные), – все показывает, что храмоздатели не щадили для своего дела ни издержек, ни трудов. Что все это было делано не на показ, а с чистым усердием к храму Божию, в этом всякий убедится, если рассмотрит не всегда видные для народа священные вещи, употребляемые при богослужении и хранимые в алтаре. Напрестольные Евангелия, кресты, сосуды и облачения для праздников и будничных дней, дарохранительница, дароносица для приобщения больных, даже ковчег с хрустальными сосудами для св. мира и елея, употребляемых при крещении младенцев, – все это дорогое и изящное. Шитые воздухи и пелены отличной работы дают заметить, что и благочестивые женщины принимали участие в этом святом деле.
Церковь освящена 14 июля Высокопреосвященнейшим Филаретом. Наш великий и маститый Архипастырь, разрешив построение церкви в Сокольниках, посетил Сокольники и принял на себя лично труд освящения новопостроенного храма, – всем этим возложил на сокольницких жителей обязанность охранять святыню храма от всякого оскорбления, какое может быть нанесено ей неприличием и чрезмерною свободою, которые иногда позволяют себе неосторожные жители столиц на загородных гуляньях. Поэтому желательно, чтобы сокольницкое гулянье первого мая, которого самый центр прежде был именно на том месте, где теперь поставлена церковь, на будущее время отнесено было куда-нибудь подальше. Храмоздателям нетрудно будет испросить на это согласия местного начальства. Как нельзя больше, охранению Ширяева поля, где стоит церковь, от шумных и бесчинных сборищ благоприятствует распоряжение министерства государственных имуществ, по которому владельцы дач на этом месте обязуются не дозволять в своих домах продажи вина, устройства трактиров и т. под. Нужно только наблюдать, чтобы промышленники, не обращающие внимания на нравственные интересы, не испросили себе под благовидными предлогами каких-либо исключений из этого постановления и чтобы они не были нарушаемы втихомолку. При этом нельзя не высказать искреннего сожаления о том, что так называемые старые Сокольники с прилегающею к ним рощею уже обращаются в притон безнравственных людей всякого рода, особенно по праздникам. И нет ни у кого заботы о том, чтобы оградить это дорогое для жителей Москвы место от наплыва всякой грязи из темных углов столицы! Этот наплыв увеличивается с каждым годом и грозит выжить из этой части Сокольников честные семейства и сделать невозможными для порядочных людей прогулки по праздникам, особенно с детьми, в этих местах сокольницкой рощи. От этой бесчинной толпы со временем не уберегутся и остальные, ныне пока уединенные, уголки Сокольников. Поборники народных увеселений говорят: „надобно же где-нибудь гулять народу!“ Но иное дело народ, иное дело испорченная часть народа, которая ныне, при дешевизне вина, является в несравненно большем безобразии, чем когда-нибудь. Наши народные гулянья с сельским характером не представляют ничего предосудительного и могли бы быть очень занимательны для столичных жителей, но гулянья испорченных фабричных и мастеровых возмутительны; их бесчинные выходки, их безобразные речи заставляют бежать от них честных людей, гуляющих с семействами. Кому общество и начальство должно отдавать предпочтение – лучшей или худшей части народа? Кого должна щадить и оберегать – людей с нравственным чувством, или потерявших его? Если необходимо дать летом исток из города дурной части его населения, то пусть бы она гуляла по-своему в какой-нибудь Марьиной роще, а не в Сокольниках, которые можно бы уступить единственно честным людям. По удобствам дачной жизни, особенно для людей небогатых, Сокольники незаменимы никаким другим подмосковным местом. Присутствие церкви в Сокольниках, по нашему мнению, служит новым побуждением для охранения их от вторжения испорченной части московского населения.
Сокольницкие жители, видимо, обрадовались новой церкви. В первые же будничные дни после освящения ее они стали приносить в нее младенцев для приобщения и совершать в ней поминовения усопших родственников. В настоящее время по праздникам церковь полна народу. После литургии весьма многие с особенным усердием слушают молебное пение св. Тихону, покровителю новопостроенного храма. Благовест к литургии начинается в 9 ½ часов утра, богослужение совершается благолепно, для пения приглашены певчие чудовского хора, исполняющие свое дело с редким искусством. Пройти в церковь из всех концов Сокольников весьма удобно, а в хорошую погоду и приятно в тени вековых дерев и по шоссейным дорожкам. В прежнее время сокольницкие жители, по праздникам, во время богослужения, как будто правые, разгуливали по роще, успокаивая свою совесть тем, что до церкви далеко. Ныне это препятствие не существует и грех уже будет им – не пользоваться теми редкими удобствами, какие даны им для исполнения христианских обязанностей. Мы думаем, что люди нездоровые, переселившиеся в Сокольники для лечения и неговевшие в прошедший великий пост, с радостью исполнят эту священную обязанность в Сокольниках в предстоящий пост успенский.
Вообще новая церковь, по нашему мнению, есть большое благодеяние для москвичей, проводящих лето в Сокольниках, а московское общество должно быть очень благодарно ее храмоздателям, особенно Д. С. Лепешкину и И. А. Лямину. Они приняли на себя большую часть издержек на построение храма, а г. Лепешкин сверх того понес на себе и все многосложные хлопоты, сопряженные с построением, украшением храма и снабжением его всеми принадлежностями, необходимыми для богослужения и исправления церковных треб. Мы со своей стороны почитаем себя обязанными выразить им искреннюю благодарность от лица московского духовенства. Московские священники и диаконы, имеющие нужду переселяться на дачи для поправления здоровья, помещаются большею частью в Сокольниках. Для них особенно тягостно лишение богослужения; поэтому они теперь имеют великое утешение не только присутствовать при богослужении в праздники и будни, но и совершать литургию в прекрасной церкви, когда только этого пожелают.
20 июля, 1863 г.
* * *
Она построена по проекту и под наблюдением г. архитектора Зыкова.
Правда, что в наших селах даже у богатых помещиков трудно найти такую церковь, как сокольницкая, судя по ее изящной отделке и ценности (она стоила храмоздателям 50 тысяч руб. сер.): но нельзя сравнивать ее и с городскими церквами по ее оригинальной архитектуре и живописной обстановке.