Источник

13. 1283–1305. Правило митрополита Максима

Из Чудовской Кормчей 1499 года, № 167, л. 224. Варианты (незначительные) по списку Кормчей Публ. Библиот. Л. F. отд. II, № 80, л. 269. Издано было в первый раз в «Истории Русск. Церкви» преосвящ. Макарии, т. IV, стр. 365–367.

Благословение 1024 Максима, митрополита всея Руси, ко всем христианам прововерным. Ведомо буди вам, чада: святые Апостолы и вселенские церкви святые не преда нам во всяку 1025 среду и пяток есть мяс 1026 , или сыр, или молоко, но всяку крепость сотвориша и епитимию велику положиша про си два дни. Но и святая вселенская церкви Божья пресвятое воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преда нам, и до Фоминой недели, сию всю неделю есть мяс; аще и восхотят человеки и в среду препловления, и се не есть удержано. О семь же и по пянтикостие празднуем неделя едину происхожение святого и животворящего Духа, и есть си вся неделя неудержанно до недели всех святых, но и в сю среду и пяток, иже ли суть благочестивые от человек, сии не едят мяса; аще ли едят сии, несть удержанно. И по сем предаша святые соборы говения святых Апостолов, и говением и се[м], якоже повелеша святые Отцы, аще и причтется праздник святых Апостолов в среду или в пятницу, не достоит христианам мясо есть, но праздновать святой день и есть рыбу; аще 1027 не причтется в среду или в пятницу, то несть удержано есть мяс. По семь же уставиша и говение августа месяца до успенья святой Богородицы, а в первый августа не есть мяса, в который день причтется, не есть ни рыбы. Больше же сущем 1028 христианам, аще и причтется праздник святой Богородицы в среду или в пятницу, не есть мяса, но пресвятой ради Богородицы ямы рыбу. Межу святым говением есть и святое преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: в который день причтется, не есть мясо. И сию .є҃і. дни не есть мяса августа месяца, говение велико уставиша святые Отцы, и порушивая и ядя мяс, всех праздник святых Отцов отрицается. И постави говение по семь .м҃. дней: в сем 1029 есть святого и великого страшного смотрения и таинства Божьего смотрения, иже быша земная с небесными совокупление, средоградие стен разорится, и празднуем по плоти рождеству Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аще причтется праздник святого Филиппа в среду или в пятницу, но подобно есть мяс христианам, но есть рыба в ты дни, святого ради Филиппа, а мяс пустить прежде, в который день причтется, опроче среды и пятка. Аще же и праздник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа иже по плоти божественного рождества, в кый день причтется, в той день да едят мясо, дóндеже и до Васильева дня, не удержимо есть. А иже канон рождества в кый день причтется, не достоит есть мяса, ни рыбы право говеющим: аще ли причтется канон в субботу или в неделю, устава не разрешающа, хлеб и вино да едят по вечерни. Пакы пристигнет канон просвещению в субботу, или в неделю, и якоже и прежде, по службе Иоанна Златоустого, хлеб и вино да едят дóндеже по вечерни. Аще ли прилучится в ин день канон рождеству и просвещению, опроче субботы и недели, бывает служба Васильева, не подобно оставить: аще и не служат на каноне, и заутра подобает служить. Аще и причтется просвещению святой праздник в среду или пяток, той день подобает есть мясо; в иную среду и пятницу не есть мяса и до недели, иже пред мясопусты, и сию всю неделю неудрержанно есть мясо про ересь арьменскую. Си токмо дни, иже суть предане среде и пятнице учтомь 1030 , ихже преда святые церкви, в иные же среды и пятницы не подобает есть мяса, ни на рождество святой Богородицы, ни на иный же ни на который 1031 праздник, опроче сих, иже написах. Се же все написах про среды и пятнице.

Пишу же и се вам, детям моим, и да все чада мои, порожденные в купели новосвященной. Да держите жены от святой соборной и апостольской церкви, занеже жена спасения ради человеческого бысть. Аще же их держите в блуд, без благословения церковного, то что ти в помощь есть? Но молись им и нуди их, аще и старые суть и младые, да венчаются в церкви.

Си все глаголю вам, уча вас, чада мои, к послушанию борзо 1032 теците. И 1033 аще послушаете мене, пастуха душ ваших, благодать Богу; аще ли ни, то мы вне греха есмы. Благодать Божья и благословение мое будет с всеми правоверными христианами, молитвами пречистой и пресвятой владычицы нашей Богородицы и всех Святых, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь.

* * *

1024

В обоих списках благословением – неправильно.

1025

всякую.

1026

мяса – так и во всех других случаях.

1027

аще ли.

1028

Поправлено из суще, как и стоит в другом списке.

1029

В обоих списках всем.

1030

То есть: точным счетом.

1031

никоторый, впрочем, и в подлиннике на зачеркнуто.

1032

На поле выноска: дерзо.

1033

и – нет.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle