Источник

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Живые плоды живой веры). Св. Тихона епископа Воронежского и Задонского

Светлое и радостное зрелище вижу я ныне, слушатели мои! Я вижу великое множество людей, сошедшихся в благолепный храм сей; вижу здесь священный чин служителей Бога Вышнего, вижу воинов – защитников Святой Церкви и отечества, вижу множество людей, всякого звания и чина, обоего пола и всякого возраста; вижу старых и молодых. И полагаю, что всех вас собрала на святое место сия священная и славная память Божией Матери. Всех же предначинает Святая Церковь, как вторая Мариам, с ликами и песнями духовными. В сей день одушевленный храм Божества, и Матерь нестареющегося живота переселилась от земного к небесному: ибо в сей день Она, как Царица, предстала одесную Царя Небесного, в ризах позлащенных одеянна и преукрашена. Вот на сие-то духовное торжество и пришли вы в таком множестве. Добро и похвально намерение ваше, не напрасны ваши труды, ибо из сего видна ваша любовь, ваше усердие к Матери Божией, когда вы так почитаете Ее святую память. Из сего познается и вера ваша, вера в то, что хотя Она, Матерь Божия, и переселилась от земли к небеси, но и мир не оставила Она во успении Своем, и ходатайствует за всех нас пред Сыном и Богом Своим непрестанно. Будьте же непоколебимы в этой вере вашей. А я, желая еще более придать веселия этому духовному торжеству, побеседую с вами о силе и действии веры, на тот, наконец, чтобы, познавши, что такое – вера, вы удобнее возмогли произносить и плоды Ее. Сия беседа наша состоит из двух пунктов: во–первых, что такое – вера наша, и каковы Ее плоды; во–вторых, чем приобретается и умножается вера.

Человек, в духовном смысле, подобен дереву, слушатели. Все дерево зависит от корня: каков корень, таково и дерево: и что в дереве корень, то в человеке вера, какова внутри вера, таков и человек. У дерева, чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем шире распространяются ветви его, тем больше оно приносит плодов. Так и в человеке: чем больше углубляется и крепнет в нем вера, тем больше он сам духовно растет, возвышается, тем больше приносит духовных плодов. Такого человека духовного все мы называем великим человеком, хотя бы он по природе своей и был мал ростом, или был самого низкого звания, и от всех был унижен. Такого человека описывает богодухновенный Псалмопевец: и будет яко древо насажденое при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое: и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1:3). Праведник яко финикс процветет и яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс. 91:13). Такого человека украшают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22). Когда корень в дереве начнет портиться, то и самое дерево начинает сохнуть, – так, когда вера в человеке начнет оскудевать, то и сам человек начинает оскудевать в плодах духовных – добрых делах; как корень в дереве совсем испортится, и само дерево все иссохнет. А когда совсем оскудеет вера, то человек становится живым мертвецом: только тело его живет, а душа его умерла; он ходит одною ногою по земле, а другою уже увяз во вратах адовых. Таковы тогда и плоды его: ум его занят мыслями неподобными, суетными и скверными, от сердца исходят помышления злые, язык изощрен злоречием, осуждением и клеветами, очи полны блудодеяния и непрестающего греха, уши открыты только для греховного суесловия и песен, руки полны всякой неправды... Итак, все уды его суть орудия к беззаконию, весь он соделывается грехом: беззаконие мыслит, беззаконие говорит, беззаконие делает. О таких людях Премудрость говорит: не уснут, аще зла не сотворят. Ах, какое это страшное слово: не уснут. аще зла не сотворят! Так несчастный грешник привыкает к злу, что и спать не может, если не сделает зла. Нет вору сна, потому что не удалось чужим добром поживиться. Отходит сон от злопамятного, потому что он не успел отомстить своему сопернику. Все таковые не уснут, аще зла не сотворят. Такому человеку слово увещания так же бесполезно, как глухому – музыка, как мертвому – речь. Он слушает Евангелие, слово Божие, как сказку, он считает муку вечную и царствие небесное за вымысел. Скажет мне кто-нибудь: «может ли быть, чтобы я не верил Евангелию, на всякий почти день слышимому в церкви»? – Хорошо, братец; но я тебе говорю с Апостолом Иаковом: покажи ми веру от дел твоих (Иак. 2:18). Ты веруешь Евангелию, так почему же не исполняешь ты по вере твоей написанного в Евангелии? Ты веруешь Евангелию, но отчего же не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде пребывает, что Он и с тобою не разлучен, где бы ты ни был, видит и знает все, что бы ни делал, – зачем же ты делаешь то, чего отнюдь не подобает делать в Божием присутствии? Когда ты стоишь пред монархом, то предстоишь ему со всяким почтением и страхом, как и должно: ибо самая царская особа требует того. Бог есть великий и страшный Царь, Который содержит и душу и тело твое в руке Своей; для чего же, когда ты веруешь, что Он соприсутствует тебе, для чего ты не отдаешь Ему хотя такого же почтения и страха, какое почтение и страх показываешь земному царю, когда предстоишь ему? Земного царя ты почитаешь и боишься, а Небесного – нет? Или это по той причине, что земного царя ты видишь, а Бога не видишь? Но ты не видишь и видеть не можешь Бога только очами телесными, а душевными видишь Его, потому что говоришь, что веруешь в Него: такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть праведный Судия, почему же не трепещешь раздражать Его грехами своими? Такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть высочайшее добро, и что надобно любить Его всем сердцем: отчего же не любишь Его, как самое крайнее добро? Для чего малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Зачем творишь то, что противно Его святой воле? Кто кого любит, тот того во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем исполняет волю его, чтобы тот не огорчился. Как же возможно Бога любить, а воле Его противится? Такова-то вера твоя и любовь! – Ты веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя и претерпел страшные страсти, и тем избавил тебя от смерти вечной: для чего же по вере твоей не угождаешь Ему? Если бы кто каким-нибудь способом избавил тебя от смерти телесной, ведь ты все делал бы, что бы он ни хотел: для чего же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, когда веруешь, что Он столь чудным образом избавил тебя от смерти вечной? Такая-то вера твоя! – Ты веруешь, что Он придет со славой судить живых и мертвых: для чего слезами и покаянием не умилостивляешь Его прежде того времени? Для чего не приготовляешься на суд тот? Хотящие предстать на суд человеческий заблаговременно думают, как бы оправдаться на том суде. Ты веруешь, что предстанешь суду Божию, где истязуется не только худое дело, а и слово праздное, где будешь судиться за дело, слово, помышление: для чего же заблаговременно не только не умилостивляешь столь страшного и неумытного Судию, но и не перестаешь делать то, за что имеешь быть осужден на оном всемирном позорище? Такая-то вера твоя! – Ты веруешь Евангелию, которое научает, что Христос вменяет Себе все то, что нищим и бедным дается ради имени Его святого: аминь, глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Для чего же не хочешь алчущего напитать, жаждущего напоить, странного ввести в дом, нагого одеть, болящего и в темнице сидящего посетить? Кто увеселяет тебя, кто бесстыдно хвалит тебя, отходит от тебя доволен; а Христос, Который обещает тебе царствие небесное, отходит празден?!.. Такая-то вера твоя, такие и плоды Ее?! – Ты веруешь Евангелию, которое обещает живот вечный и радость нескончаемую ходящим только тесным и прискорбным путем: для чего же идешь пространным путем сластей и страстей, который ведет в пагубу, по слову Христову (Мф. 7:13)? Такая-то вера твоя! Храброго воина, который желает от царя получить высокую награду, не устрашает звук смертоносный: он идет прямо, повергает себя всякой опасности. Тщательного купца, который хочет собрать временное и тленное богатство, не устрашает ни беда от моря, ни беда от разбойников, ни беды от иноплеменных, ни разлучение с женой и детьми. Земледелец сколько пота проливает, ерез все лето жегомый варом солнечным, для того только одного, чтобы собирать вожделенный плод! Видишь ли, сколько труда подъемлется для одного только тленного и почти мнимого добра: а ты, когда веруешь и чаешь вечного добра, для чего не подъемлешь равного труда ради такого добра? Такая-то вера твоя! – Нет, друг мой, не такие плоды приносит вера христианская. Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать: так вере живой свойственно добрые дела показывать...

Хочешь ли знать, в чем она состоит и какие плоды Ее? Посмотри в книгу Бытия, как там Авраам, отец всех верных, в старости уже глубокой, по повелению Божию, возносит сына своего Исаака в жертву. Видишь ли, что вера действует во святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, – того, о котором сказано от Бога: о Исааке наречется ти семя, – закалает. Ибо Авраам веровал, что Бог силен воскресить его из мертвых, оттого и не усумнился произволением заклать наследника своего; почему и Писание свидетельствует о нем: верова Авраам Богови, и вменися Ему в правду (Рим. 4:3). Прочитай еще книгу Исход, и ты увидишь, как великий Моисей отрекся нарицаться сыном дочери Фараона, царя египетского; но более изволил страдать с людьми Божьими, нежели иметь временную греха сладость, большее богатство, вменив поношение Христово, паче египетских сокровищ (Евр. 11:24–26). А почему? – потому что он взирал на мздовоздаяние. Вера была причиной, что Моисей изволил паче с людьми Божьими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть; он был укреплен крепкойю верою в то, что по приятии оных трудов и страданий следует вечное и великое мздовоздаяние от Христа. А как еще потрудишься и прочитаешь книгу, в которой описаны жития святых и многоразличные страдания мучеников, то лучше еще известишься, как сильна и действительна была их вера. Там увидишь, что ни скорбь, ни теснота, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть воинов Христовых не возмогла разлучить от любви Божией, яже о Христе Иисусе Господе нашем. Вменились они, как овцы заколения; ради Христа они ставили узы вместо украшения, темницы вместо чертогов царских, всякое поношение и хулу вместо чести; они спешили к смерти поносной, к съедению зверьми, к сожжению в огне, к потоплению в море, как на сладкий брак; они принимали биения, раны, растерзания и раздробления членов так, как бы находились в чужих телах. А что понудило их так с радостию принимать многоразличные страдания, как не вера, и родная сестра вере – любовь ко Христу Иисусу, и за то воздаяние вечных и неизреченных благ в чертоге небесном? Видишь ли, как они запечатлели веру свою кровью своею и смертью. От этих страстотерпцев прейди умом к самопроизвольным и духовным мученикам, преподобным отцам, и посмотри на подвиг их, которым они подвизались против плоти и крови, против мира и диавола. Ибо что возбудило их оставить красоту мира сего, и вселиться в пустыни непроходимые, жить больше со зверьми, нежели с людьми, – повседневно умирать греху и плоти духу, покорять плоть духу постом, трудами, алчбой и жаждой, омываться горчайшими слезами, из глубины сердца воздыхать, от вара солнечного быть обжигаемым, трястись от холода и мороза, скитаться нагим по горам, вертепам, и пропастям земным? Что, говорю, побуждало их так самоизвольно мучиться, как не живая и действительная вера, и сопряженная с верою любовь? Все сии вышеназванные мученики, известившись верою, что ничего достойного не возможно воздать за любовь Божию, коею Он возлюбил мир, и что недостойны суть страсти нынешнего времени к хотящей славе явиться, – предали себя в столь различные и многоболезненные страсти.

Вот видишь, возлюбленный, каковы плоды живой веры; и как дерево познается от плодов, так и вера познается от дел. В том живет вера, в ком являются плоды Ее; в том нет живой веры, в ком не видно дел, происходящих от веры, как апостол Иаков написал: якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). А когда вера без дел мертва, то уже и нет Ее. Что в теле – душа, то в душе – вера: тело живет, пока в нем есть душа; а как душа выйдет, уже тело мертво, нечувствительно, не слышит, не видит, не обоняет, не движется. Душа живет, пока в ней живет вера; как не станет веры, то уже и душа умерла, ибо и она никакого не имеет движения духовного. Человек, имеющий таковую душу – как идол: имеет очи и не видит; имеет уши и не слышит; имеет ноздри и не обоняет, то есть, ни видеть, ни слышать духовного и спасительного не хочет: ибо он весь плотян и душевен: душевен же человек, – говорит Апостол, – не приемлет яже Духа Божия. Потому-то тот же Апостол говорит: яко без веры не возможно есть угодити Богу (Евр. 11:6). Многие делают добрые дела, но не от веры, и потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от убийства, от воровства, от лихоимства, злословия; но делают то из страха человеческого, боясь гражданского наказания, а не из страха Божия: и то не от веры. Многие удаляются от нечистот, но ради стыда человеческого, а не из страха Божия: и то не от веры, ибо таковые в тайне дерзают на дела, о каковых срамно есть и глаголати. Иные кажутся кроткими и незлобивыми, но только ради мирного и спокойного жития с людьми. И это – мудрость человеческая, и потому эта кротость и незлобие не – от веры. Иные и ближним своим оказывают всякое добро, но для того, чтобы их любили: и это не – от веры. Другие подают много милостыни, строят храмы Божии, богадельни, но для того, чтобы показаться пред людьми, и то не от веры. Некоторые учащают молитвы, да видими будут людьми; многие много постятся, да явятся человеком постящимся: и это не от веры. Все сии и прочие сим подобные, пoелику делают добро не ради Бога, делают то не от веры, и потому угодить Богу тем не могут, ибо делают или ради славы суетной, или ради иного чего, а не во славу Божию. Как же может быть угодно Богу то, что делается не ради Его?

Доселе я сказывал вам, что такое – вера живая, и что такое – вера мертвая. Теперь же предложу вам и то, от чего бывает вера живая, и чем она умножается.

Вера живая есть дар Божий, и как бы некое семя Божественное, которое при крещении всевается всякому крещаемому. Семя это есть то, от которого человек называется рожденным от Бога. Об этом Святой апостол Иоанн Богослов говорит: всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть. (Ин. 3, 9). Как семя, посеянное на земле, растет и умножается влагой, так семя Божественной веры, посеянное на земле сердца человеческого, растет и умножается влагой слова Божия, ибо апостол Павел говорит: вера от слуха, слух же глаголом Божьим (Рим. 10:17). Живо бо слово Божие, – гласит тот же богодухновенный учитель, – и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4:12). И опять тот же Апостол: всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим. 3:16, 17). Слово Божие представляет нам Бога единосущного, но Триипостасного и непостижимого, и потому ненадобно испытывать Его. Слово Божие представляет Его всемогущего, и потому надобно искать помощи от Него единого. Слово Божие представляет Его промышляющего, и потому надобно надеяться на Него. Слово Божие представляет Его неложного, и потому надобно, несомненно, веровать Ему. Слово Божие представляет Его праведного и воздающего комуждо по делам Его, и потому надобно бояться Его. Слово Божие представляет Его великого, и потому надобно смиряться пред Ним. Слово Божие представляет Его вездесущего, и назирающего все дела, слова и помышления наши, и потому надобно ходить пред Ним, как пред страшным Царем, со всяким страхом, и опасением, и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие представляет Его преблагого, и потому надобно любить Его. Слово Божие представляет Его милостивого к грешникам кающимся, и потому грешникам надобно прибегать к Нему с покаянием и жалением. Слово Божие представляет Его грядущего судить живых и мертвых, и потому надобно приготовляться к суду Его. – Так и о прочем, что касается веры и плодов ее, слово Божие представляет, научает, показует и уверяет. Сим образом Слово Божие произращает и умножает веру в сердце человеческом.

Слушать или читать слово Божие надобно не просто, но со всяким усердием, тщанием и размышлением; надобно не только разверзать уши к слышанию, но и сердце к приятию слова Божия; надобно слышать слово Божие теми ушами, которых Христос требует во многих местах в Евангелия, говоря: имеяй уши слышати да слышит (Мф. 13: 43). Отсюда следует, что, кто слова Божия или не читает, или не слушает прилежно, – тот веру соблюсти и плоды ее показать не может. В таковых людях бывает всякое заблуждение и нестроение: они не могут сделать ничего доброго и душеспасительного, хотя бы и казались добрыми. А чтобы Божие слово производило в сердце силу и действие свое, надобно Творцу его прилежно молиться с Давидом: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18). Сверх того, нужно почаще прочитывать и рассматривать жития святых Божиих, которые в вере и плодах ее успели, чтобы удобнее подражать вере их; на то они и написаны: вся бо, елика преднаписана быша, в наше наказание переднаписашася, – говорит Святой апостол Павел (Рим. 15:4). Таким образом, когда будем поучаться в законе Господнем, и усердно молиться Творцу закона, непременно достигнем все в единение веры и познание Сына Божия, и мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Аминь192.

* * *

192

См. Творения иже во святых отца пашего Тихона Задонского. Издание пятое Москва. 1889 г., т. 1, стр. 65–72.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle