Источник

Беседа на праздник Святого Богоявления. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Источник Евангельских учений имеет отверзтые потоки, и если кто-либо, испытывая жажду, пьет из этого источника, тот получает себе жизнь, – получает же жизнь по духу и закону заповедей, испытывая радость, более приятную, чем вино. Сладость духовных словес не знает пресыщения, потому что она увеселяет не чрево, а сердце, и приводит помыслы благочестивых к Божественной любви. Ты только что слышал в Евангелии, как Иоанн Креститель взывал к собравшемуся отовсюду и крестившемуся иудейскому народу: аз убо крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне, креплий мене есть (Матф. 3:11). Грядый по мне: по, т. е. в отношении к времени рождения. Грядый же по мне, креплий мене есть. Емуже несмь достоин сапоги понести. Какие же сапоги, которые должно было носить, носил Господь, так как Иоанн говорил: несмь достоин сапоги понести? Здесь сапоги говорят о таинствах домостроительства, потому что сапогами называется вочеловечение Господне. И свидетель этого – Господь, возглашающий чрез Пророка: на Идумею про- стру сапог Мой (Псал. 59:10). Поэтому и вочеловечение Господне прослыло как подножие, так как оно явилось на земле и обняло пределы земли. Это именно объясняя с той и другой стороны, и Пророк возгласил: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его (Псал. 98:5). Аз убо крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне, креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести, Той вы крестит Духом Святым и огнем. Емуже лопата в руце Его, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Матф. 3:11–12).

Когда Иоанн возвещал это и громко проповедовал о Господе, крепльшем, нежели он, то крестимые им противились Иоанну, говоря: „пророк, разве ты имеешь кого-либо, более крепкого, чем ты? Зачем ты клевещешь на самого себя? Ты – сын великого Захарии, ты и вожделен для людей, и страшен для диких зверей. Ужели ты имеешь кого-либо, более крепкого, чем ты? Что ты пустословишь? нет более крепкого, чем ты. Ты и родился согласно с обетованием, ты указан Гавриилом, ты явлен в алтаре, ты разрешил связанный Гавриилом язык родившего тебя, ты назван Иоанном, что обозначает благодать Божию. Итак, зачем ты клевещешь на самого себя? Ты не имеешь более крепкого, чем ты“. Иоанн же, как раб, свидетельствовавший в пользу Владыки, не допустив присвоения себе Божеского достоинства, громко отвечал противостоявшему народу, говоря: „вы говорите то, чего не знаете; я свидетельствую о том, что знаю. Идет креплий мене. Я – ради Того, Он – не ради меня; я – от неплодной, Он – от Девы; я – воин, Он – Царь; я – предтеча, Он – Небесный; я получил Духа заимообразно, Он доставляет жизнь всем людям; я – вестник покаяния, Он – Податель сыноположения; я крещу вас водою, предочищая вас, как сосуды, загрязненные грехами, – Он предложит миро благодати. Той вы крестит Духом Святым и огнем, не жгучим, но освятительным. Я привожу в движение язык увещания. Он несет лопату правосудия и снесет праведных, как спелый хлеб, в небесную житницу, а грешников и непокаявшихся предаст неугасимому огню, как мякину. Грядый же по мне креплий мене есть. Того ожидайте к себе, от Него примите совершенное крешение; я – светильник в некоторой части, а Он – Солнце повсюду. Грядый же по мне креплий мене есть. Когда Иоанн проповедовал это и подобное этому, крещенные им толпы народа ожидали, рассуждая друг с другом и говоря: „потерпим и посмотрим на имеющее прийти царство или блеск; Иоанн отягчил наши уши изумительными словами; он говорит, что явится креплий его, несущий лопату и огонь, и Духа». При этом, когда толпы народа нетерпеливо ожидали явления мирского царства, Иоанн увидел, что идет Господь всяческих и Бог; и вот, Господь в человеческом виде, один только, бедный, в одном хитоне, как один из всех людей, достигнув Иордана, наклонил голову пред Иоанном, желая получить Себе от него крещение.

Итак, сверх сильного ожидания, заметив Христа, приходящего в этом уничиженном виде, Иоанн Креститель смутился, недоумевал и был изумлен; высматривал кругом место для бегства, желая скрыться от Него, – и не нашел, потому что невидимою рукою был удерживаем и останавливаем; он воскликнул к удерживавшему его Господу, говоря; аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Мате. 3:14)? „Что Ты делаешь, Господи? Зачем предаешь меня толпам народа на смерть? Теперь толпы народные побьют меня камнями, как сказавшего ложь; я возвестил о Тебе великое, и Ты явился, как бедный и пришлец. Что ты делаешь, Господи? И вверху – Сын Царя, и внизу – Царя же Сын, – и отнюдь нет царского скипетра? Покажи Свою десницу; зачем Ты явился один только и бедным? Где – множество Твоих ангелов? где – легион архангелов? где – служащие Тебе шестикрылые херувимы? где – лопата? где – огонь? где – Твой Святой Дух? Ты прославил Моисея, показал светлое облако, произвел огненный столб, чтобы он шел пред ним, осиял лицо его ангельскою славою, облек раба столь великою славою; а Ты, Господи, явившись в виде обыкновенного человека, преклоняешь предо мною Свою голову? Посмотри вверх. Ты – Глава всех; покажи, Кто–Ты; Ты обнаружил уничиженное, – покажи и высокое; крести присутствующих, и прежде всех – меня. Что случится, если я пожелаю крестить Тебя? Иордан не перенесет; он узнал Тебя – Творца, повернул волны свои назад, – не течет вперед своим обычным бегом, отвергает обычный порядок. Стихии узнают, и я ли не узнаю? Если желаешь быть крещенным, то окрести Сам Себя. Я не простираю рук: они отказываются соединиться, цепенеют, сокращаются; что удерживать они не научились, того не принимают. Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко Мне? Я знаю Тебя, кто – Ты, и Тебе известно, что я знаю Тебя. Зачем скрываешь от меня, который знает Тебя? Будучи связан во чреве моей матери и не находя выхода прежде определенного времени, я только созерцал Тебя – носимого Тою, Которую Ты носишь; я узнал Тебя, и, не имея возможности что-либо говорить сам, воспользовавшись устами моей матери, воскликнул чрез ее посредство, говоря свои слова: откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне (Лук. 1:43)? Там я не обманулся, и ужели здесь не узнаю? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне“?

Господь же, как только услышал, сказал ему: „остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3:15). Остави ныне: ты не знаешь, что говоришь; Я знаю, что делаю. Ты желаешь, чтобы была открыта тебе слава Моего Божества; настоящее время не позволяет: все прекрасно в свое время. Ты говоришь истину, но не верят тебе, потому что народ иудейский неверен; не назвал ли ты иудеев порождениями ехидн (Матф. 23:33)? Следовательно, как же ты хочешь, чтобы Я был открыт для них? Они не принимают твоего свидетельства о Мне: в силу своей подозрительности, они подозрительно относятся к твоим словам, что ты – Предтеча. Остави ныне: они получат большее свидетельство. Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Иоанн же говорит Ему: „как, Господи»? И Господь – ему: „Подобно тому как Я был обрезан, чтобы исполнить закон, – и крещусь, чтобы утвердить благодать. Если Я исполню часть и оставлю часть без внимания, то оставляю домостроительство неполным; Мне надлежит исполнить все, чтобы после этого Павел написал: кончина закона Христос в правду всякому верующему (Римл. 10:4). Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Оставь, Иоанн, чтобы естество воды получило освящение: Мне надлежит исполнить все. Если Я не получу от тебя крещения, то Царь не пожелает быть крещенным от бедного иерея. Остави ныне, остави для того, чтобы свыше воскликнул Отец: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. 3:17), – для того, чтобы иудеи не начали называть Меня сыном плотника, но – Небесного Отца. Остави ныне; не противься Адаму: Я – второй Адам, желающий омыть нечистоту прегрешений того; если Я буду окрещен, то как будет очищен тот Адам? Ведь поэтому Я и крещусь тридцати лет, выждав возраст того Адама, чтобы чрез то, что было свойственно ему, утвердить Мое. Остави ныне, чтобы исполнилось сказанное устами Пророка: глас Господень на водах“ (Псал. 28:3).

И можно было видеть зрелище страшное. Содрогающийся Иоанн коснулся главы Господа; а когда сверху разверзлись небеса, то ангелы смотрели на происшедшее: благодать же Духа, в виде голубя сходя на главу Господню, оттолкнула десницу Иоанна. И стояло множество народа, весьма недоумевавшего и говорившего друг к другу: „кто–это“? Потом, как бы отвечая народным толпам, осведомлявшимся друг у друга о том: кто – это, Отец воскликнул, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3:17): Его слушайте. Родитель восклицает о Своей нежной любви к Сыну, чтобы ты понял намерения Создателя относительно мира, так как Он отдал такового Сына за таковых рабов, нежно Любимого – за ненавидимых, Безгрешного – за грешников, Славного – за бесславных. Итак, прославим явившегося Владыку с Отцем, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь98.

* * *

98

См. творения св. Златоуста в русск. переводе, том II. С.-Петербург. 1896 г., стран. 871–875. В издании Міgnе эта беседа относится к разряду spuriа.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle