Слово в день Богоявления Господня. Блаженного Августина, епископа Иппонийского
Недавно мы праздновала день, в который Господь наш родился между Иудеями; ныне празднуем день, в который Он принял поклонение от язычников. Спасение от Иудей есть (Ин. 4:22), говорится в Писании: но и спасение до последних земли (Пс. 49:6), вещает Пророк. Тогда Он принимал поклонение от пастырей, теперь принимает от волхвов; тем возвестили Ангелы, сим – звезда. И те и другие, когда увидели Царя неба на земле, были научены небом воспевать: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех, благоволение (Лук. 2:14), и познали, что Той есть мир наш, сотворивый обоя во едино (Ефес. 2:14). Отроча при Своем рождении уже было краеугольным Камнем, как о Нем предсказано. Собою Оно соединило две противоположные стены – пастырей из Иудеи и волхвов с востока, дабы из двух создать одного нового человека и возвратить мир между ближними и дальними. Поэтому в те дни пастыри приходили изблизи; ныне волхвы приблизились издали, чтобы явить потомству два светлых дня, хотя они видели единый и тот же Свет мира.
Но ныне побеседуем о тех, которых вера привела ко Христу из отдаленных стран. Волхвы, пришедши, ищут Его, говоря: где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитеся Ему (Матф. 2:2). Благовествуют и спрашивают, – веруют и ищут; и таким образом представляют собою тех, которые ходят в вере и ищут видения. Ужели прежде не рождались по Иудее другие цари? Что значит, что Царя, познанного от чужестранцев на небе, ищут на земле? – то, что Он сияет в высоте и скрывается в уничижении. Волхвы, увидев на востоке звезду, узнали, что во Иудее родился Царь. Кто – этот Царь и столь великий и столь малый. Который еще не может говорить на земле и дает законы за небе?... Как нам Он благоволил открыться чрез писание, так Ему угодно было, чтобы и волхвы, которым Он дал явный знак и которых сердцу Он открыл свое рождение во Иудее, поверили Его пророкам. Ибо, спрашивая во Иерусалиме, где Тот, – которого они желали видеть и поклониться, по необходимости должны было явиться к князьям Иудейским, дабы они дали на это ответ из Писания, которое имели на устах, а не в сердце, – они неверующие – верующим по благодати, они, лжецы, говорившие истину вопреки самим себе. Как легко было Иудеям, когда волхвы искали Христа, сопутствовать им! Как легко, услышав, что они видели Его звезду и пришли поклониться Ему, и самим идти в Вифлеем, который они указали из свв. книг, и с ними вместе видеть, познать и поклониться! Но, указав другим источник жизни, сами восхотели умереть от жажды! Они подобны верстам, которые сообщают ведение путникам, но сами остаются без разума и движения. Волхвы спрашивали, чтобы обрести, Ирод – чтобы погубить. Иудеи знали имя того города, в котором должен родиться Мессия, а не знали времени Его пришествия. Идя среди благочестивой любви, волхвов и страшной боязни Ирода, они потеряли путь, который показали волхвам, и когда родился Христос, не захотели видеть Его; увидев после, отверглись Его, – а когда проповедовал, умертвили. Как не предпочесть неведения детей, умерщвленных устрашенным Иродом, знанию тех, которых он в смятении призывал на совет! Те страдали за Христа, еще не зная Его; а сии не последовали истинному учению Того, Которого самое месторождение было им известно.
Звезда привела волхвов на то место, где Слово Божие стало Отрочатем. Но здесь должно устыдиться богохульное безумие и это невежественное знание, которое утверждает, будто Христос родился по определению звезд, потому что в Евангелии описывается, что волхвы увидели на востоке звезду при Его рождении. Это ложно и в отношении к людям, которые рождаются не так как родился Сын Божий, – рождаются не по своей собственной воле, а по условиям смертной природы. В отношении к Сыну Божию это тем более ложно; ибо право верующий во Христа уверен, что и никто таким образом не рождается. Христос же явился не как под владычеством звезды, а как Владыка ее: она не держалась своего пути на небе, но тем, которые искали Христа, показывала путь даже до места, где Он родился. Поэтому не она произвела чудесную жизнь Христа, а Христос сотворил чудесное явление ее; она не имела чудного влияния на Христа, но Христос присоединил ее к своим чудесам. Рожденный от матери показал с неба земле новую звезду, – Он, рождаюшийся от Отца и создавший небо и землю. При Его рождении воссиял в звезде на небе новый светъ, – при Его смерти погас древний свет солнца. При Его рождении, земнородные явились в новом достоинстве, – при смерти, преисподние ощутили новый страх. При его воскресении, ученики возгорели новою любовью, – при вознесении, разверзлось небо с большею против прежнего покорностью.
Станем же проводить тот день, в который волхвы первые из язычников, познав Христа, поклонились Ему, – с таким же благоговейным торжеством, с каким провели день, в который пастыри Иудейские увидели Рожденного. Ибо Господь и Бог наш Сам, избрав из Иудеев Апостолов в пастыри, для того именно и избрал их, чтобы чрез них привести грешников от язычества к блаженству. Аминь99.
* * *
При чтении сего слова должно иметь в виду, что в Западной Церкви главнейшим предметом праздника Богоявления издревле было воспоминание поклонения Спасителю восточных мудрецов См. „Воскресн. Чтен”. I (1837–1838) г., стран. 235–237.