Источник

Слово на Святое Богоявление. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского

Христос явился миру и, умирив мятежный мир, пролиял в нем свет веселия, принял на Себя грехи мира и, поправ врага его, освятил потоки вод и озарил души человеческие. Чудеса сопровождаются большими чудесами. Ныне земля разделяет с морем благость Спасителя, и весь мир исполняется радости. Нынешнее торжество продолжает ряд славнейших чудес праздника предшествующего. В день Рождества Богочеловека праздновала земля, нося Господа всяческих в яслях; в нынешний праздник Богоявления светло торжествует море, приемля благословение освящения чрез посредство Иордана. В минувшее празднество явился слабый Младенец, изображая нашу немощь; в празднество наступившее Он является совершенным, извествуя о своем происхождении от Совершенного. Тогда указала Родившегося звезда (Матф. 2:2), светившая на востоке; а ныне свидетельствует о Нем крещающемся Отец, родивший Его (Матф. 3:17). Тогда волхвы, пришедшие с востока, принесли Ему дары, как Царю; а ныне ангелы, явившиеся с небес, оказали Ему достойное служение, как Богу. Тогда Он связывался пеленами, ныне же Он разрешает узы греховные. Тогда Владыка облачился в порфиру плоти, а ныне Источник облекается водами реки.

Итак, придите и видите славные чудеса: Солнце правды омывается во Иордане. Огнь очищается в воде. Бог освящается от человека. Ныне вся тварь хвалебно вопиет: Благословен грядый во имя Господне (Псал. 117:26). Благословен грядущий всегда, ибо Он явился ныне не в первый раз. Благословен посещающий тварей Своим промыслом; благословен сохраняющий небесную твердь незыблемою; благословен мудро определяющий путь солнцу, стройно ведущий бесчисленные полки звезд, растворяющий воздух приспособительно к дыханию живущих тварей, согревающий недра земли соразмерно ее плодоношению, укрощающий бурно волнующееся море песком весьма мелким, проводящий невидимо источники из глубин морских, направляющий правильными путями течение рек. Обозревая все это, воскликнем и мы: Благословен грядый во имя Господне. Кто – Сей грядущий? возвести ясно, о блаженнейший Давид! – Бог Господь, и явися нам (Псал. 117:27). Но к предсказанию пророка Давида присоединяет свое свидетельство и апостол Павел: явися благодать Божия, спасительная всем человеком (Тит. 2:11), – явилась не некоторым, а всем, и всем – как иудеям, так и еллинам, дарует спасение чрез крещение, предлагая всем благотворное таинство.

Придите и видите новый потоп, не гибелью ужасающий, как было при Ное, но вожделенный и превосходный. Там вода потопа умертвила род человеческий, здесь вода крещения силою крестившегося оживотворяет умерщвленных. Там Ной построил для себя ковчег из древ негниющих, а здесь Христос устроил себе кивот плоти из нетленной Марии. Там Ной покрыл ковчег смолою, чтобы воды не повредили дерева; а здесь Христос ограждает человека отвне и извнутри непроницаемым щитом веры. Там голубица, принесшая в устах ветвь маслины, предызображала благоухание учения Христова; здесь являет милосердие Господа Святой Дух, снисшедший в виде голубя. Но меня повергает в изумление бесконечное смирение Господа. Не довольно было Ему, Богу от Бога, родиться младенцем от жены; не довольно было Ему, седящему на престоле со Отцем, принять образ раба (Флп. 2:7); Он приходит креститься, как грешник. Да не послужит соблазном для слушателей тайна общего для всех благодеяния! Владыка вселенной Христос крещается, не очищения требуя для Себя, но для нас устрояя сугубую пользу, дабы в водах даровать нам освящающую благодать и дабы призвать к крещению всякого человека.

Приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него (Матф. 3:13). Какое это, братие, событие? – Непостижимое! Зрелище, необычайное для очей человеческих. Трепещет ум, немеет язык, не дерзая говорить о Неизреченном. Вот и Иоанн, увидев Господа, грядущего к нему, вострепетал сердцем, пал ниц к ногам Его и, умоляя, говорил: „для чего, Всемогущий, принуждаешь меня, бессильного, к тому, что превышает мою немощь? Могу ли я исполнить Твою волю? Как осмелюсь крестить Тебя? Очищается ли огонь полевым злаком? Омывается ли источник нечистою водою болота? Как будет крестить Судию тот, кто сам подлежит суду? Я не вижу в Тебе порока, Ты не подпал клятве Адамовой и совсем не причастен греху (1Петр. 2:22). Ты пришел к преступившим закон, но Сам не нарушил закона. Что творишь Ты, Господи, налагая на меня иго превыше моих сил? Я никогда и ничем не дерзал оскорбить Тебя. Как раб верный и преданный, я предварил пришествие своего Владыки. Будучи еще во чреве, я подвигнул язык матери (Лук. 1:44)? и проповедал Тебя Богом мира. Я всех приготовлял к Твоему явлению. Скажи мне, Господи! Потерпит ли солнце, видя, как Господь сил уничижается рабом ничтожным, и не сожжет ли тотчас оно своими огненными лучами меня, дерзновенного, как содомлян (Быт. 19:24)? Снесет ли земля, видя, что Освящающий ангелов получает крещение от человека грешного и, мгновенно разверзши недра свои, не пожрет ли меня, как Дафана и Авирона (Числ. 16:31)? Как я буду крестить Тебя, Господи, когда Ты от рождения Своего не имел общения к скверне греха и бессеменно родился от утробы девственной? Как я, человек нечистый, могу освятить Бога безгрешного? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Матф. 3:14)? Ты, Владыко, послал меня крестить. Я не противился Твоему велению. Призывая всех ко крещению, я говорил: исповедайтеся Господеви, яко благ (Псал. 105:1). Грядущий по мне преисполнен любви: Он благ и Сын Благого; не на короткое время Он покажет Свою благость, и вскоре изменится, – нет: в век милость Его (Псал. 105:1). И поскольку милость Его неизмерима, то и небесные воинства, восхваляя Его, взывают: Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь, и явися нам (Псал. 117:26–27). Явилось Солнце правды и рассеяло тьму неведения. Явился Пастырь Небесный, и жезлом Своим отогнал волков диавола от Своего прекрасного стада. Явился Единородный Сын Отца и верующим в Него даровал усыновление в крещении. Явился Тот, Кто есть жизнь всех, и, умертвив смертью смерть, возвратил узников смерти к вечной жизни».

Когда же это совершалось так, Отец, свыше взирая на беспредельное смирение Сына, мгновенно отверзает врата небес и издает громоподобный глас, исполненный Отеческой любви: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. 3:17). А чтобы слышавшие убедились, что голос относится не к Крестителю, а к Крещаемому, Дух Святой сходит в виде голубя, спускаясь на Крещаемого и указывая на Того, к Кому относится свидетельство. Ему слава и держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь100.

* * *

100

Migne, Cursus completus Patrologiae, series graeca, tom. LXV, col. 754–757; сравн. „Христианское Чтение» за 1839 г., часть I, стр. 34–46.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle