Слово на Святое Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Св. Прокла, архиепископа Константинопольского
Возлюбленные! Ныне вопию к вам словами проповедника истины, апостола Павла: явися благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2:11). Явился Единородный Сын и Слово Отчее. Единородный от единой Девы Матери. Явился Творец небесных тварей, дабы привести воинства ангелов на землю. Явилось Солнце праведное в мире, и тьму нечестия разгнало. Явился Творец человеческого естества, дабы призвать первозданного Адама в первую его славу. Явился Пастырь словесных овец во образе овчем, дабы враг был попираем от овец. Явился пастырь добрый, дабы жезлом креста изгнать из своей паствы нечистых волков. Явился для заблудших овец Милосердый Вождь стада, дабы ввести овец в палату Свою, т. е. в Свое царство. Явился Чистый от Чистой Девы, дабы омыть нечистоты наши. Явился разлучивший воды и к водам грядущий, дабы омыть естество вод. Явился Владыка мира в мире, как один из мирских ради мира. Явился Творец небесных и земных тварей, как человек, на Иордане креститься от Иоанна: креститься Господь от раба. Свет от светильника, Огнь от сена. Потому и Иоанн, познав Творца естества, вопиял к Нему, говоря: аз требую Тобою креститися. и Ты ли грядеши ко мне (Матф. 3:14)? Я требую Твоего света, Твоего крещения и Твоей чистоты: Я – раб Твоего Божества, о Владыко! Я – раб Твоей десницы; я – брение Твоей чистой земли. Как дерзну я, нечистый человек, очистить Бога безгрешного? Как дерзну простереть руку свою на верх Содержащего вся? Как дерзну прикоснуться Тому, пред Кем трепещут полки ангельские? Как дерзну приступить к Тому, к Кому не смеют приближаться серафимы, почему и взывают со страхом: „свят, свят, свят! Воистину, исполнь небо славы Твоей и земля – чудес Твоих»! Как дерзну приступить к Неприступному, пред Которым трепещут херувимы и все вои горних Сил? Как дерзну крестить Творца естества? как дерзну крестить Того, Кого ужаснулось небо? Как дерзну крестить Того, пред Кем Иордан обратился вспять? Как дерзну крестить Того, Кого купина не могла зреть, (распалялась, а не сгорала)? Как дерзну крестить Того, Кого видев (насколько может видеть естество человеческое) Авраам нарек себя землею и пеплом? Как дерзну крестить Того, с Кем Иаков боролся, и ублажается как благословенный? Как дерзну крестить Того, Кого усрамился Иосиф сотворить беззаконие и стал учителем вселенной? Как дерзну крестить Того, Кого имея помощником Иисус Навин разрушил Иерихон до основания? Как дерзну крестить Того, Кого видев Исаия сам нарек себя окаянным, – Кого видев Иезекииль к земле припал? Как дерзну крестить Того, пред Кем трепетал Даниил, сподобившийся того великого видения? Как дерзну крестить Того, Кому угодив Енох был преставлен на место покоя? Как дерзну крестить Того, Кого видев небрегомого иудеями Илия утвердил небо железными ключами? Как дерзну крестить Того, ради Кого тот же Илия взошел на колеснице огненных коней? Как дерзну крестить Того, Кого умолив Елисей прешел Иордан посуху? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Сампсон челюстью сокрушил войско и, как чистый пред Богом, остался непобедимым? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Гедеон с малою дружиною разбил мадиамлян? Как дерзну крестить Того, Кому Давид, помолившись, убил Голиафа? Как дерзну крестить Того, Кого родила чистая Дева Мария, и по рождении пребывшая Девою (ибо Того, Кого святые мужи не могли достойно видеть, родила чистая девическая утроба, как восхотела). Тебя вижу во плоти, но разумею Творца ангелов и человеков: ибо как ужаснулся Тебя во чреве, и ныне вострепещу, не терпя зарей Твоего Божества. Не смею крестить Тебя, Господи: ибо звезда наставила волхвов, привела к Твоему рождеству. Не смею крестить Тебя, Господи: ибо Ирод, слыша Тебя – Царя, смутился зело, и смерть неправедную устроил младенцам, и брение стреляло в своего Творца, и прах противился Огню. О, Владыко Господи! что Ты понуждаешь меня сотворить немощное? что Ты побуждаешь меня держать Несодержимого? Что Ты повелеваешь мне творить то, что выше меня? Не навыкла рука моя дерзать на огонь, никогда брение не омывает источника, и смертный не очищает бессмертного, и грешный не святит Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Я знаю, что я есмь, и не забываю, чем я был; и говорю: Ты, Господи, Господь; а я – раб; Ты – Творец, а я – тварь; Ты – солнце, а я – заря; Ты – Пастырь, а я – овца; Ты – Царь, а я воин; Ты – Свет, а я – светильник; Ты – Архиерей, а я – слуга; Ты – небесный Престол, а я – подножие ног Твоих; Ты – небесный, а я – земной; Ты – бессмертен, а я смертен; Ты – превечный, и во образе был по мне ради меня, дабы спасти меня. Ты не постыдился, Господи, родиться от жены: взяв Деву, сотворил Ее Матерью, и паки показал Ее Девою. К воде пришел и от человека хочешь креститься Ты, Творец неба и вод; явился от Матери единородным, Ты, Который познан был в двух естествах, проповедан был в Ветхом и Новом завете, составил церковь из двух людей (разумею из язычников и иудеев). Сей неизглаголанный совет Твоей мудрости Пророк Святым Духом издалеча воспел: благословен грядый во имя Господне! Бог Господь, и явися нам (Пс. 117:26–27)! Знаю Тебя – Владыку естества; знаю Тебя – Творца вселенной; знаю Тебя, древнейшего неба и земли. Знаю Тебя – Творца Адама; знаю Тебя, старейшего Авраама».
Иисус же сказал Ему: „остави ныне: ибо ты, пророк и больший всех пророков, проповедуешь мое Божество и человечество. Мой глас говорил: не воста во пророках болий Иоанна Крестителя (Матф. 11:11); остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду“ (Матф. 3:15). Тогда Иоанн сказал к Нему: „освятить меня и воды пришел Ты, Господи: не прекословлю Твоей власти. Твоим крещением в воде Ты пришел сокрушить главу змиеву: буди воля Твоя! Ты паки хочешь дать человекам купель порождения: стану я служить Тебе, ибо не смею преслушать: простру десницу мою на Тебя, седящего одесную Отца; возложу длани мои наверх сокрушившего небеса. И прикоснувшись пречистому верху Господню Иоанн крестил Единого от Святой Троицы: и тотчас увидел небеса отверстые, и Духа Святого, как голубя сходящего и грядущего на Него. И услышал Иоанн глас Отчий, свидетельствующий Единородному Сыну: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. Сей есть, Который сотворил со Мною первого человека в раю. Сей есть, Который окружил небеса. Сей есть, Который устроил ангельские чины. Сей есть, Который солнце и луну создал премудро. Сей есть Сын Мой, о Нем же благоволих. Сей Отеческий глас, слышан был и на горе Фаворской, когда Отец Нерожденный послал оный глас своему Единородному Сыну, везде сказуя, что Единородный Его Сын горе и долу устрояет все.
Впрочем, здесь мы оставим слово, и нас ради родившемуся от Девы и во Иордане крестившемуся от Иоанна поклонимся. Ради явления Его весь мир освящается, и люди спасаются, и царствие хранится, и идолослужение пало, – ради явления Его, Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь101.
* * *
См. Великие Четьи Минеи, под 6-м числом гениаря, л. л. 373–374; сpaвн. Пролог. Москва. 1877 г., месяц январь, л. л. 13–14.