Источник

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Епифания, епископа Кипрского

Благословен Бог! Украшение тела есть глава, а украшение праздников есть настоящее торжество. Мы празднуем ныне Вознесение Христово с плотью, в котором открывается как бы исполнение Господних праздников. Как глава делает все тело благообразным, так и настоящее торжество сияет чудесной красотой Божественной благодати. Но многие, не понимая важности сего праздника, не отдают ему надлежащего почтения. Желающие уразуметь, внемлите мне ныне. Только прошу вас: содействуйте мне вашими молитвами и спокойно внимайте мне. Ибо, по словам премудрого Соломона, словеса мудрых в тишине бывают слышимы (Еккл. 2:17).

Итак, первый досточтимый и чудный праздник есть Христово Рождество по плоти. В самом деле, не чудно ли сошествие, или, лучше сказать, снисшествие к нам с небес Бога? Не чудесно ли, что Господь всех приемлет зрак раба, Всесодержащий рождается от бедной Матери?.. Второй праздник есть праздник Богоявления, гораздо более первого представляющий предметов созерцания: в первый – звезда возвещала о рождении Бога Слова; а во второй – Иоанн вопиял: Се Агнец, вземляй грехи мира (Ин. 1:29), и Сам Отец с небес подтвердил свидетельство Иоанново о Крещаемом: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17). Но радость еще не была совершенна, пoелику смертное тело Христово не восприяло еще бессмертия чрез воскресение. Третий праздник после спасительных страстей есть Воскресение. Оно животворит тех, которые в крещении, омывшись кровью Христовой, возрождаются водой и Святым Духом. Воскресением Своим Господь восставил падший мир, и древле согрешившего Адама удостоил вечной жизни; древом Адам смерть вкусил: древом креста Христос миру жизнь дарует. И сей праздник справедливо предпочтен обоим предыдущими ибо в оный Бессмертный Своей смертью умертвил смерть и смертным даровал жизнь бессмертную. Впрочем, и праздник Воскресения, удерживая еще Воскресшего Христа на земле, не доставляет полной радости. Хотя и день Пятидесятницы, в который Святой Дух сошел на Апостолов, также приносит великую и неизъяснимую радость; но ныне, в день Вознесения, все исполнено совершеннейшего веселия. Ныне Господь наш, отверзший звездные небеса и сквозь тончайший воздух, вознесший земное в селения небесные, и все ангельские Силы, возбудивший к беспредельной радости, явил нам новое зрелище – плоть нашу, вознесенную на царский престол. Где ныне те, которые любят быть на конских ристалищах и восхищаться быстротой всадников? Пусть они придут и увидят дивного всадника – Творца мира в человеческой плоти, как бы в колеснице, не по земле ристающего, но необыкновенным образом и поспешно совершающего восхождение Свое в области пренебесной, чтобы одержать вечную победу над соперником Своим – велиаром.

Но иудеи, не терпя истины и слыша о вознесении Христа на небо, дабы помрачить чудесное восхождение Солнца правды, указывают на Илию и говорят: «Христиане! почто вы хвалитесь вознесением вашего Христа? Ибо и Илия, человек, удостоился подобной славы и вознесся на небо» (4Цар. 2:11). Но мы смело возразим им: «Почто вы, иудеи, как слепцы, клевещете на истину и не проникаете в дух Св. Писания? Для чего читаете и не разумеете? Что говорит Божественное Писание? – Взят бысть Илия в вихре, яко на небо (4Цар. 2:1). Здесь, яко на небо, имеет обоюдное значение, а там, на небо (Лк. 24, 51), показывает определенную истину. А что ни Илия, ни другой кто не взошел на небо, но только сшедший с неба Единородный Сын Божий, – о том Сам Он свидетельствует: Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси (Ин. 3:13). Пастырь добрый, оставивши в небесных селениях девяносто девять овец – Ангелов, обрел овча заблудшее, возложил его на рамена Своего человеколюбия, и, достигши с ним небесного пристанища, принес его в дар Отцу Своему и сказал: «Отче! Я нашел заблудшее овча, которое змий–обольститель похитил своим лукавством и поставил на путь неправды, омрачивши в нем чистоту Боговедения скверною многобожия; итак, видя оное погрязшим в блате (греховной) жизни, Я простер Мою Божественную десницу и тотчас извлек его, – и, взявши на руки, измыл оное в струях иорданских, измовенное оросил благодатью Святого Духа; се ныне, восстав из мертвых, приношу Тебе дар, достойный Божества Твоего – словесное овча».

Ныне же диавол, видя плоть нашу возносимую на небеса, оплакивает свою погибель; ныне грех, как дым, исчезает от лица вознесшегося Христа Иисуса. Ныне диавол рыдает, вопия: «Увы! что делать мне, несчастному? Он (Христос Господь), подобно быстрому орлу, всех от века сущих моих узников исхитив, оставил меня одинокого, и, нанесши бесчисленные раны, поверг меня на землю. Я обманулся в Сыне Мариине. Я не знал, что Бог скрывается в теле человеческом. Я видел Его облеченным в бренную плоть, и, почитая Его только могущественнейшим человеком, вооружил против Него иудеев, – и чего сам по себе соделать я не мог, то чрез них совершил: вымыслил на Него бесчисленные поругания, изобрел всякого рода обиды, напоил Его желчию и оцтом, увенчал главу Его тернием, обесславил Его заушениями, пригвоздил Его ко кресту, наконец, умертвил Его, и, как победитель, торжествовал с иудеями. Видя же, что Он, как Сам предсказал, в третий день воскрес из мертвых, – я пал, жестоко пораженный мечем в самое сердце. Видя, что Он принимает пищу, я снова другой крест готовил Ему. Таким образом, как я строил в себе сии замыслы, смотрю: Он со славою возносится на небо, – на небо, с которого я низвержен с бесчестием. Об этом и Псалмопевец еще за несколько веков восклицал: Вси язы́цы вое плещите руками: воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний, страшен, Царь велий по всей земли (Пс. 46:1); и в другом месте: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:6). Хочу преследовать Его, и, как свинец, падаю долу, – хочу держать Его, но невидимая сила держит меня. Что делать мне, несчастному? Отовсюду я стеснен, и, как самый малый камень из пращи, с небес брошен на землю. Упадши на землю, я хотел было скрыться в водах, но Он нашел меня в струях Иорданских, и, поймавши, поразил, как змия. Хочу занять какое-либо место на земле, но все стражи пажити Господней вопиют против меня: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23:1).

Подлинно, и самое землетрясение доказало, что – Господня земля. Ибо земля, убоявшись лица Господня, тряслась и колебалась в своих основаниях, за беззакония чад своих наказуемая, и отверстыми пропастями, как устами, изъявляла о тяжкой своей скорби, и вместе, как матерь за детей, умоляла за грешников. Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворить вся хвалы Его? Господня земля, и исполнение ея (Пс. 105:2; 23:1)? Ибо занятое от земли тело Христос соединил с Собой и вознес на небеса... Христианин! Приходит к тебе диавол, желая осквернить тело твое нечистотой. Но ты, как страж, имея недремлющее око душевное, не позволяй этому святотатцу омрачать умный взор твой и скажи ему смело: «диавол, я не – предатель стяжания Господня, ибо Господня земля, Христова Церковь, повсюду небесным дождем напояемая, вечно прозябающая, приносит Христу плоды на тридесять, на шестьдесят и на сто» (Мф. 13:8)...

Провозвестники благочестия, возвещая всем последнее пришествие Господа, говорили: Такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:11). Ибо явились два мужа в белой одежде: два, дабы более уверить в истине, – мужа, дабы утвердить учеников в мужестве, – в белой одежде, дабы озарить умы слушающих. Что же сказали явившиеся? – Мужие Галилейстии, что стоите, зряще на небо? Почто устремили туда ваши взоры? Лучше, видя Творца неба, славьте величие Вознесшегося и дивитесь снисхождению человеколюбия Его, – дивитесь, как Он, соединив с Собой перстного человека, сделал его гражданином неба и обитателем горнего мира. О, куда вознес Он долу лежавшего! Что вы стоите и смотрите на небо? Господь приидет таким же образом. Каким? – Облеченный нашей плотью, открывши и ребро, копием прободенное, да воззрят иудеи нань, егоже прободоша (Зах.12:10; Ин.19:37). Да сподобимся и мы со дерзновением узреть лице Его, и участвовать в обетованных благах, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь75.

* * *

75

Epiphan. Constant., sive Salaminis in Cypro episc. Opera omnia. Papisiis. 1822 ann., tom. Il, pag. 285–290. Bibliot. Patr. Concionator., tom IV, p.p. 391–392; Христианск. Чтен. 1829 г., XXXIV ч., стр. 121–130; Воскресн. Чтен. III (1839–40) г., стр. 58–60.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle