Источник

Слово на Рождество Пренепорочной владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (О том, что Пресвятая Дева Мария происходит от семени Давидова). Святого Андрея, архиепископа Критского

В предыдущем слове мы отправили торжество приличное Рождеству Богоматери: мы созерцали с Иоакимом, текли с девами, просветились с Давидом Богоотцем, были приведены во храм с Maриею Богоматерию. Итак, благодарение Богу, Который прославляет Своих и соделывает близкими тех, которые были некогда вдали... Ныне же я не нарушу гармонии, не отступлю от предмета, если обращу речь к благородству фамилии, из которой происходит Дева, и изложу то, о чем и сказать прилично, и что будет наиболее приятно собранию вашему. Приятно потому, что Дева, из Которой Пребожественный пресущественно пришел во временное бытие, происходит, как будет показано, из семени Давидова, – и потому, что о Ней ясно во всем Писании провозвестил Бог, говоривший нам чрез закон и пророков. Итак, прежде всего нужно показать из Моисеевых книг, что Христос есть Сын Божий и Сам Бог, что Он происходит от Иуды и является Сыном Девы; потом, припомнив пророчества, представить более сильные доказательства этой мысли.

Итак, приведем себе на память прозорливого зрителя высокой лествицы, Иакова, и прежде него патриарха Авраама, о котором и к которому были обетования. Его и Матфей в начала Евангельского повествования поставил прежде Давида и возводя родословие каждого – Иосифа и Марии, останавливается на нем (Аврааме); отсюда, снова по порядку, нисходя к Иосифу, потомку Давидову, этим он ясно показал, что Воссиявшая от Давида, потом Уготованная Богу, была обручена Иосифу из дома Давидова, как происходившему из того же колена (потому что в древности не было дозволено одному колену смешиваться с другим коленом, или жезлу одного колена присоединяться к жезлу другого. (Чис. 36:7). Получив повеление выйти из земли, называемой Харран, великий среди патриархов был ведом к обетованиям, из которых не получил еще ничего в знамение; однако он не отпал от надежды завета и получил, не обманувшись, наследие земли. Дам тебе и семени твоему, – сказал ему Бог всяческих, – землю сию: ибо благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии (Быт. 17:8; 28:14). Давая же обетование Аврааму, Бог, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: благословя благословлю тя, и умножая умножу тя. И тако, – сказано, – Авраам долготерпев, получи обетование (Евр. 6:13–15). А как и каким образом обещанное ему исполнилось на самом деле, узнаешь отсюда, если рассмотришь дело, как оно есть. Ибо после того, как Бог, давши ему обетования, сказал: «в Исааке наречется тебе семя», совершенно зная, что Обещавший может исполнить, хотя знал, что тело его уже омертвело (ему было почти сто лет от роду), и утроба Сарры – в омертвении (Рим. 4:19), однако он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу. Поэтому он справедливо получил обетования и родил обетованного сына, имевшего получить обетованное. И хотя у него было два сына близнеца, в наследники заветов он благословил ослепившего его хитростию, по совету матери, и произрастил из него 12 колен, из которых Бог избрал два – Левиино и Иудино, особенно почтив их и вручив одному из них подир священства, Божественный ефуд, кидар и святую дщицу и слово откровения, в прообраз великого священства, – а другому – царский престол, венец красоты, преимущество пред всеми коленами, а еще то, что он будет помазанным. В этих достоинствах действовал предвечный Отрок Божий, приводящей в бытие все временное, новоприлично явившись миру во плоти, но не по закону заповеди плотския, – как говорит Апостол (Евр. 7:16), получив сугубо славное достоинство, не по–человечески, как сказал бы кто–либо, т. е., по видимости считаясь царем и священником, но будучи свидетельствуем, что Он по силе живота неразрушаемого имеет от природы оба достоинства, т. е., священство и царство. Сей же, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство: темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них (Евр. 7:24–25). А как Царь и Князь Мира и Вождь во Израиле, Он является не по видимому сидению на престоле Давида, отца Его, но духовно воцарившись в доме Иакова во веки и никогда не имея принять конец царствования.

Да приступит теперь великий в патриархах Иаков с благовременным сказанием о том, что относится ко Христу. Иудо! тебе похвалят братия твоя: руце твои на плещу врагов твоих: поклонятся тебе сынове отца твоего. Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже придут отложенная ему: и Той чаяние языков. Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего: исперет вином одежду свою, и кровию гроздья одеяние свое. Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека (Быт. 49:8–11). Рассмотрим, когда и на ком исполнилось это пророчество. Не ясно ли мы видим, что во Христе Спасителе нашем исполнилось все, сказанное в законе и пророках, когда Он, высочайший Бог, облекшись в человеческую плоть, в последние дни пребывал с нами, живущими на этой земле. И подлинно, желая осуществить совет, предназначенный у Него прежде век по неизреченной благости Отца и сродного Духа, Он воссиял от Иуды, пришел же плотски от Девы из рода Давидова: ибо тогда восхвалили Его все братия Его; очевидно, те, которые усвоением Ему получили общение с Ним, и о которых Иоанн говорит: елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти...: иже не от крове, ни от похоти плотския..., но от Бога родишася (Ин. 1:13–12). Посему он справедливо не стыдится и братией нарицати их, приобщившись, подобно им, плоти и крови, как возглашает Павел и Давид, один воспевая: возвещу имя твое братии ,посреде церкве воспою пия (Евр. 2:11–12; Пс. 21–23), другой, восклицая: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу (Евр. 2:17). А чьи руки когда– либо простерлись на хребте врагов столь могущественно, как руки одного Христа, – как опять в духе поет великий Давид: порази враги своя вспять (Пс. 77:66); десница Твоя да обрящет ненавидящия Тебе: яко положиши я хребет (Пс. 20:9, 13). Также, говоря как бы от лица Отца, предсказывающего о дарованиях Сына и возведении Его на царство, Давид сказал: рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящие его побежду (Пс. 88:22–24); и еще: пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут (Пс. 71:9). Подобно этому, и слова: и врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящие мя потребил еси (Пс. 17:41) к кому отнести, как не к одному Христу, Который говорит Отцу, живущему на небеси: пожену враги Моя, и постигну я, и не возмогут стати: падут под ногами моими (Пс. 17:38, 39)!?... Кому поклонялись сыны отца его, если не одному Христу? Что относится ко Христу, то должно было быть образом Церкви, в коей все мы, соделавшиеся чрез нее сынами Божиими, непрестанно поклоняемся Ему, с Которыми сблизились в таинственном возрождении: ибо мы названы братиями Его по причастию Божественной благодати и богатству милосердия Его к нам. Конечно, принимая все, что принадлежит Ему, мы входим в теснейшее общение с Ним, если только не презираем ни одной из Его заповедей, который делают нас праведными. Как и Сам Он, причастившись нашего естества, показал, что Он имеет одинаковую с нами природу, поскольку облекся во все свойства нашего естества и не избег ничего, кроме упрека во грехе и осуждения в падении первородного. А что поклонились и поклоняются Христу все народы, – кто дерзнет отвергать это, видя все концы земли поклоняющимися Ему и хвалящимися тем, что они суть христиане? Кто станет противоречить ясным пророческим гласам: вси язы́цы поработают ему, и поклонятся ему вси царие земстии (Пс. 71:11); вся земля да поклонится тебе, и поет тебе (Пс. 65:4) и: вси язы́цы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи (Пс. 85:9); возвеселитеся язы́цы, с людьми Его (Рим. 15:10).

Но перейдем к остальным частям пророчества: скимен львов Иуда, от леторасли, сыне мой, возшел еси возлег уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит его? О ком это говорится: «скимен львов»? – Не ясно ли, что о Христе, произшедшем от царского семени, т. е., Давидова? И нет ничего неразумного разуметь под львом Давида, так как лев – символ царского достоинства; а под скимном льва родившегося из него по плоти Христа, как показывает и продолжение пророчества: «от леторасли возшел еси, сыне мой». А кого считать летораслью, как не одну Ее, всех святых Святейшую, Которая вся явилась чистою для Вселившегося телом и духом. т. е., Марию, Давидову ветвь, присноцветущую отрасль Иуды, из которой произрос плотски Отрок Божий, премирный и домирный, совечный Рождшему? Может быть, кто-либо удивится точности предсказания? В самом деле, показав близкое родство наименованием льва и скимна, он прибавил: «от леторасли, сыне мой, возшел еси», дабы выразить предреченное Исаиею и ясно относящееся ко Христу и Деве: изыдет жезл из корене Иecceoвa, и цвет от корене его взыдет (Ис. 11:1). Ибо леторасль – поистине Давид; ветвь, несомненно – Она; цвет – Христос, как Сам Он в песни Песней говорит: Аз цвет полный, и крин удольный (Песн. 2:1). А что царем и могущественнейшим из царей будет Христос, это знал и сам Иаков, произнесший пророчество, ибо он говорит: «возлег уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит его»? Этим указывается на царство и величие, неприступность и безмерную силу Божественной власти, – указывается на то, что и Сам Христос возглашает в Евангелиях: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10:18). Подлинно, по Своей воле Спаситель совершал все, что чудесного и славного Он совершил, обитая на земле и обращаясь с людьми, почему и говорит: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:19), потому что если бы Он не хотел сего, то они не могли бы разрушить храма пренепорочной плоти Его, которую Он нерукотворно создал Себе из утробы сей чистейшей и нетленной Девы. Указывая на то Свое животворящее успение, когда Он добровольно принял ради нас сон смертный, Он, как человек, говорит чрез Давида: аз уснух и спах, востах, яко Господь заступить мя (Пс. 3:6). А слова: «кто возбудит его» ясно указывают на Отца, восставившего Сыну храм тела, и возбудившего Его по псалму: не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления (Пс. 15:10); и еще: Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров (Пс. 29:4).

Но перейдем к следующему. Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже придут отложенная ему: и Той чаяние языков. О, предведение! Ничто из сказанного не оказывается ложным. Ранее было показано, что, воистинну, из чресл Давидовых родилась Дева. Отрасль Ее – Христос, Вождь и Князь, царствует над домом Иакова во веки и не примет конца царствования. Еще до пришествия Христова было уничтожено царство иудейское, которое, как известно, со славою стояло до времен Иехонии и до печального отведения в плен Вавилонский; однако, еще не исчезал род, сохранивший признаки царского благородства. Что касается слов: «дондеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков», то, конечно, это – Христос Сын Божий и Сам Бог Господь, Которого девственно, девственным рождеством, произвела нам Сама Всесвятая Дева, отрасль Давидова. Ибо с тех пор, как была уничтожена власть иудеев, уже не восседал плотию на престоле Давида другой царь, пoелику царство было совершенно уничтожено страшным бедствием, согласно пророчеству Иеремии: Обезчестися Иехониа, аки сосуд непотребен, яко отриновен бысть той и семя его. и извержен в землю, еяже не ведяше. Земле, земле, земле, слыши слово Господне: Сия рече Господь: напиши мужа сего отвержена, мужа, иже во днех своих не предуспеет: ниже бо будет от семене его муж, иже сядет на престоле Давидове, и власть имеяй ктому во Иуде (Иер. 22:28). Если это сказано у Пророка, то кого должно считать чаянием языков, кроме Христа, о Котором Симеон Богопримец получил извещение, что он не увидит смерти прежде, нежели узрит Его пришедшего плотски?! И подлинно, увидев Отроча и старческими объятиями приняв из Матерних рук Того, Кто существовал прежде век и был рожден прежде Самой Родившей, Симеон тотчас просиял старческим восхищением, и словами благохваления воспел младенчествующего Господа, именуя Его Владыкою, исповедуя Спасителем, нарицая светом языков, провозглашая Его славою Израиля, т. е., Того, Кто пришел в мир по основанному на Откровении чаянию языков. Чрез Него Отец явил Сына Своего, как то можно видеть и у других пророков, которые ясно говорят: се свидетельство во языцех дах Его, князя и повелителя языком. Се язы́цы, иже не ведяху Тебе, призовут Тя, и людие, иже не познаша Тебе, к Тебе прибегнут (Ис. 55:4–5). Се дах тя во свет языком (Ис. 49:6); а также: дам ти языки достояние твое (Пс. 2:8); и: благословятся в нем вся колена земная (Пс. 71:17).

Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего. Кто – Лоза? – конечно, Тот, Кто взывает в Евангелиях: Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть (Ин. 15:1). А осленок Его – мы, соединившиеся с Ним и как бы неразрывной цепью связанные с Ним чрез восприятие, обнищав в котором, Он даровал нам, крайне бедным, всего Себя; таким образом, чрез Него мы стали богами, а Он ради нас соделался человеком. В духовном смысле под осленком его можно разуметь всечестную Церковь – призвание народов, призвавшее и нас. Мы, поистине, были подобны бессловесным и были объяты неразумием, пока Само Слово, пришедши, не отъяло от нас покрывала неразумия и, милостиво покрыв нашу наготу, не возложило на нас всю истканную свыше духовную одежду Богопознания о Нем, и не привязало нас, как осля, к лозе вервью спасения Своего, и не соединило земного с небесным. Посему и невинные дети, когда увидели Его грядущим во Иерусалим к смерти, которая должна была даровать нам жизнь и спасение всему миру, – шествующим на осляти, как на царском престоле, восклицали Ему согласными голосами: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый Царь Израилев (Мф. 21:9). Это и Захария предрек ранее, говоря: Радуйся зело, дщи Сионя: св Царь Твой грядет к Тебе кроток и спасаяй, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9: 9).

Далее говорится: исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое. Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека. В каком вине омоет одежду Свою Тот, Кто очищает греховный мир, истинный и зрелый грозд Церкви, если не очищая нас кровию непорочной плоти Своей и как бы измывая оскверненную одежду? В крови каких гроздов омоет одежду Свою Он, непричастный никакой скверны? – Не в живой ли струе, текущей из чистейшего и Божественного ребра? Ибо Он Сам был таинственнейшим гроздом истинной Лозы, выжатым в непорочном точиле Церкви, когда, быв пригвожден ко кресту, перенес бесчестие и смерть, дабы омыть наши нечистоты; Он истинно облекся в боготканную ризу, т. е., нашу плоть, которую духом омочил в непорочной крови, как в царском пурпуре и надел на Себя, как царскую порфиру. И, подобно одежде, напитанной кровию, она была окрашена: ее оросила кровь, истекшая из Его живодательного ребра; свидетель этому – Исаия, который представляет Силы, стоящие вокруг Христа, обешенного на кресте и терпящего тяжкие мучения, и говорящие так: кто Сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора? Почто червлены ризы твоя, яко от истоптания точила (Ис. 63:1–2)? Это изъясняет Сам Господь, говоря: совлекохся ризы Моея, како облекуся в ню? умых нозе Мои, како оскверню их (Песн. 5: 3)? Чьи же очи радостотворны паче вина, если не единого Христа, о Котором обрученная душа говорит: введите мя в дом вина (Песн. 2:4), иначе: «введите меня в дом Церкви, в коем предлагается чаша веселия во спасение в крови Агнца»? Приняв оную внутрь, она говорит: яви ми зрак твой, и услышан сотвори глас твой: яко глас твой сладок, и образ твой красен (Песн. 2:14); увидев его, она говорит: се брат мой бел и чермен, избран от тем. Глава его злато избранно, власы его кудрявы, черны яко врань (Песн. 5:10, 11). Подобно этому, великий Давид поет: воста, яко спя Господь, яко силен и шумен от вина (Пс. 77:65) – Тот, Кто по воскресении из мертвых сказал женам мироносицам: «радуйтеся», обращая к ним радостотворное слово, уничтожая мрачный вид прежней печали. Подобно сему, Спаситель произнес радостное изречение избранным ученикам Своим: дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16:33), и еще: мир вам. Аз есмь: не бойтеся (Мф. 14:27). А чьи зубы белее молока? – конечно, Того, Кто говорит: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18): ибо на самом деле слова Христа белее и блистательнее всякого снега. И книга Песнь Песней как бы от лица Церкви языческой, а также и души, соединившейся с Богом, говорит Жениху: «чему подобны ланиты твои? Зубы твои яко стада остриженых, яже изыдоша из купели двоеплодны» (Песн. 4:2).

Таково наше краткое изъяснение пророчества. Ты же, возлюбленный, слыша, что от Иуды и Давида предречен тебе Господь, Которого великий в патриархах предъизобразил в сени, как на дщице, всеми словами своего благословения, и назвал Его сыном Давида, произшедшего от Иуды, с чем согласны все пророки, – слыша это, без всякого сомнения исповедуй, что Христос – из рода Давидова: ибо отсюда станет ясно для тебя, что и Ставшая Материю Его чрез неизреченное плодоношение происходит от Давида (можно ли считать неправильным, что древо познается от плода?).

Но востечем снова к празднику Рождества и воспоем как бы некую брачную песнь Анне: ибо она носила во чреве Богоданную Дочь, залог обетования, и родила Ее, полученную по молитвам, после неплодства, – Ее, от Которой непостижимо родился Бог, явившийся человеком, и поживший с ними. Итак, вполне прилично превознести высочайшими хвалами и Божественными восклицаниями ту, которая даровала нам Оную Отрасль. Предлежит одр Анны, как некий брачный пир, с надписанными именами двух жен – родившей и Рожденной, из коих одна только что освободилась от поношения бесчадства, а другая вскоре родит Иисуса, Божественно и неизреченно ставшего подобным нам. Справедливо поэтому богоприятная Анна, радуясь и веселясь душею, восклицает: «возрадуйтесь со мною, по молитвам рождшею из неплодного чрева Леторасль обетования и сосцами питающею плод благословения. Я совлеклась неплодства и облеклась в светлое покрывало благочадия. Да радуется со мною ныне услышанная Анна (соперница Фенанны) и да восплещет чуду, которое она прияла, подобно мне; да ликует и Сарра, старчески играя и предобразуя мое зачатие после неплодства. Пусть возопиют и другие неплодныя о чудесном посещении моем, и всякая матерь: «благословен Дающий просимое просящим, Отверзший дверь неплодной утробе, Даровавший плод от неплодного семени, именно Свою предивную Матерь по плоти, у Которой чрево – небо, вместившее в себе Невместимого ни в чем». Согласно с сим, и мы принесем хвалы той, которая некогда нарицалась неплодною, а ныне стала материю девственного чертога. Скажем ей вместе с Писанием: как блажен дом Давидов, из которого произошла Ты, – и чрево, в коем Бог устроил кивот святыни – бессеменно Рождшую Его! Так блаженна и треблаженна Ты, родившая Богоблаженный плод, Марию, из Которой произошел цвет жизни – Христос, – Которой и исхождение преславно, и рождение премирно! Сорадуемся, о Всеблаженная, Тебе и мы: ибо Ты произвела богоданное рождение обетования, надежду всех нас. Воистину, блаженна ты, и блажен плод чрева твоего. Чрез тебя становятся блаженными и жены, отвергающие неплодство и рождающиеся после бесчадия. Язык же верных величает Отрасль Твою, и всякое радостное слово хвалит порождение твое. Воистину, достойно и достойнее всего хвалить удостоившуюся Божественного извещения и родившую нам таковый и толикий плод, из коего исшел Иисус, сладчайший всякой сладости, весь наслаждение и последний предел всех стремлений, о Котором мы говорим, что мы будем жить под сенью Его и удостоимся быть под крылами Его. Он, воистину, есть Христос Иисус, проповедуемый законом и пророками Бог, Который пришел грешников спасти и всех воззвать к древнему благородству. От всех нас возносится Ему слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом ныне и во веки веков. Аминь197.

* * *

197

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. ХСVII, col. 820–843.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle